Наблюдение за голубями
Цели: - закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы - Кто часто прилетает к нам на участок? - Откуда ни к нам прилетели? - Где они живут? - кто их кормит? - Что они любят клевать? - Как называется домик, где живут голуби? - Голуби перелетные или зимующие птицы?
Наблюдение за синичкой. Цели: - формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; - учить узнавать их по внешнему виду. Ход наблюдения: Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!»- Приглашает воробей.
Воспитатель задает детям вопросы. - Как выглядит синичка? - Как передвигается и чем питается? - Где зимует синичка? - Как они кричит? - Как человек заботится о ней? - почему синичка осталась на зимовку? - Как люди отмечают «Синичкин» день?
Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели. Цели: - на примере сравнения снегиря и свиристели - изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения); - воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает загадки:
Грудка ярче, чем заря, У кого? …. (у снегиря)
Северные гости Клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! (свиристели)
- Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая) - как выглядит свиристель? (оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)
Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (строение: это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины). - чем отличается снегирь от свиристели? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения) - видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений) - можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой). - знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).
На дворе морозище Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна не скоро. ^ В. Звягина
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся, поплотней. ^ С. Есенин
Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо – На березе яблоки поспели! Подойду поближе к ней, И глазам не верится – Стайка алых снегирей Облепила деревце! Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе — Горе ей, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны. Н. Рубцов
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. А. Барто
Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца – Покормите молодца. В.Мирясова
Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос Им рябинки принес. А. Прокофьев
Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. ^ А. Чепуров
Красные грудки, черные спинки – Яркие птички, будто с картинки! Что-то там ищут, клюют, посмотри! Видишь? На белом снегу – снегири. А. Берлова
Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях, Засвистели: «Свири-свир! Мы в лесу устроим пир! Пусть опали с веток листья, Шелестит осенний дождь, Мы клюем рябины кисти – Лучше ягод не найдешь
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Александр Яшин
Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое по плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Поднимет стрекот – крик! (сорока)
Днем молчит, Ночью кричит. (филин, сова)
Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке на месте Никак не сидится — Все хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордится... (синица).
Серых перьев комок На морозе продрог, Скачет по дорожке, Собирает крошки. (воробей)
Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее? (синичка)
От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь — Раз красавец прилетел к нам, Житель севера... (снегирь).
Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. (дятел)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая! (сорока)
Днем спит, Ночью летает, Прохожих в лесу пугает. (сова)
На голом суку сидит, На весь двор кричит: "Кар-кар-кар!" (ворона)
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (снегирь)
Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (дятел)
Чик-чирик! К зернышку прыг, Клюй, не робей, Кто это? (воробей)
Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем Красногрудым... (снегирем).
Северные гости Клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! (свиристели)
«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
-во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
-подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
-кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
-корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: -Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. -Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи. -Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. -Продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей. -Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. -Развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой. -Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, умение подчиняться коллективу.
Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей. Оборудование: иллюстрации, изображающие различных птиц.
Ход занятия: Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, все то что неизвестно». Воспитатель: Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В ней участвуют две команды: «Снегири» капитан команды - Дима, и команда «Синицы» капитан команды – Катя. 1 ребенок. Приветствуем сегодня всех Мы рады встрече с вами И не случайно в этот зал Всех вместе мы собрали. 2 ребенок. Детей и взрослых позвала Игра «Что? Где? Когда?» И думаем, пройдет она Активно и не скучно. Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо пригласить жюри. (вызываются члены жюри). Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будут «Зимующие птицы». Вы готовы к первому заданию?
Первое задание – разминка.
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске.
1. Угадайте, что за птица?
Всю ночь летает- Скачет по дорожке,
Мышей добывает,- Собирает крошки,
А станет светло - Зимовать не улетает
Спать летит в дупло.- Под карнизом обитает.
(сова) (воробей)
2. Непоседа птица эта, 2. Кто присел на толстый сук Одного с березой цвета, И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? Громко так стрекочет (дятел) Рассказать нам что-то хочет. (сорока)
3. Что за птица 3. Северные гости Мороза не боится? Клюют рябины грозди Хоть снега лежат везде, Так нарядны и ярки У нее птенцы в гнезде. На головках – хохолки. (клест) (свиристели)
4. Красногрудый, чернокрылый, 4. Угадай, какая птица, Любит зернышки клевать Бойкая, задорная, С первым снегом на рябину Ловкая, проворная, Прилетает к нам опять. Звонко тенькает: (снегирь) «Тень – тень! Как прекрасен этот день!» (синица)
Воспитатель: Разминка прошла удачно. Переходим к следующему заданию. Теперь, дорогие знатоки, посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц. По ее части вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили. Воспитатель задает наводящие вопросы каждой команде:
- Чей это клюв? - Чей это хвост? - У какой птицы грудка такого цвета?
Следующее задание посложнее. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами птицы и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны. Кто же здесь лишний?
Следующий тур «художественный». На каждой из этих картинок художник забыл нарисовать какую-то часть тела птицы. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник, и дорисуйте ее.
Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду. И наш следующий конкурс называется: «Кого чем угостим». Вам надо к каждой птице приложить ее любимую еду.
Последнее задание, которое вам предстоит выполнить, называется так: «Найди, сосчитай и назови птиц на этой картинке». Всем понятно задание, выполняйте.
Ребенок. Мы на игре сегодня Славно время провели, А теперь жюри попросим, Чтоб итоги подвели.
Жюри подводит итоги и награждает победителей. Воспитатель: И вот закончилась игра Но мы надеемся, что с ней, Вы стали чуточку умней и дружней.
«Доживем до весны»
Действующие лица: Воробей, Синица Сорока (Появляется взъерошенный воробей)
Воробей: Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица: Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья) Воробьишка! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!
Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока: Добрый день, синичка! Здравствуй! Воробьишка, как дела? Ой, не терпится похвастать- Я сегодня принесла Сногсшибательную весть: Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка Про какие-то кормушки. Дескать, дети есть такие- Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот, Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей: Перестань трещать сорока, О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет, глупей на свете! Не поверю никогда, Будто где-то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока: Воробьишка, ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята Называются юннаты. Так летим же в детский сад, Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало, Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей: Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица: А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела Я еще два дня назад. Кто со мною в детский сад?
Воробей: Так и быть, я полечу- Я всю зиму есть хочу. (Все улетают).
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню (Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка: Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела! Воробей: Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву До весны я доживу! А весной мы дружно вместе Будем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый-то желудок Нам, пернатым, ерунда И любое время суток, И снега, и холода.
Ты со мной согласна? (Обращается к синичке)
Синичка: Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно!
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией
2.Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
3.В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
4.«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
5.Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина, «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
6.Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
|