Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 10. Этика и деонтология. Исторический аспект





План лекции

1. Определение понятий.

2. Изучение вопросов медицинской этики в Российских медицинских факультетах (середина XIX в.).

3. Присяга врача Советского Союза.

4. Клятва врача России.

5. Врач и общество. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

 

Решение важнейших задач – повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.

Этика – ( от греческого ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Принципы профессиональной этики, в том числе и этики медицинской, взаимосвязаны с социально-экономическими условиями так же, как и общие этические нормы. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствующей в данном обществе классовой моралью принципы медицинской этики имели характерные особенности – стремление облегчить страдания и помочь больному человеку.

Деонтология – (от греческого deon, deon [os] должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Термин «деонтология» был введен в обход этики в начале 19 века английским философом-утилитаристом Бентамом. Врачу принадлежит ведущая роль в осуществлении деонтологических принципов. Имеется ввиду поведение врача, его умение вести прием, тщательность и полнота обследования, убедительность заключения. Поэтому деонтологических требованием к врачу является его постоянное повышение своего мастерства. Врачебная профессия немыслима без постоянного пополнения знаний. Все действия врача, касающиеся распознавания и лечения, должны быть строго продуманы и научно обоснованы.

Медицинская деонтология – часть врачебной этики изучает следующие вопросы:

отношения врач-больной,

– отношения врач-родственники больного

– отношения врач-коллектив,

– отношения врача и общества,

– права и обязанности врача,

– ответственность врача перед законом,

– врачебные ошибки и врачебное преступление,

– вопрос о врачебной тайне.

Врач и больной – ответственность за больного и его здоровье – главная черта нравственного долга врача. Доверие к врачу одна из гарантий успешного лечения. Деонтология медицинская требует, чтобы лечащий врач в процессе наблюдения поддерживал моральное состояние больного, в то же время неосторожное слово врача, его равнодушие или безответственное отношение к больному может оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания. При всем разнообразии подходов сотрудничество врача и больного состоит из четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Врач и родственники больного – вопрос о взаимоотношениях врача и родственников больного один из наименее разработанных и наиболее трудных разделов медицинской деонтологии. От родственников врач узнает об условиях и особенностях развития больного, о его поведении, а в случаях болезни – о ее проявлениях, о предполагаемых причинах. В задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. Родственникам врач дает советы, делает назначения лечебного и профилактического характера.

Врач и коллектив – в создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медсестры. Немаловажную роль играют и санитарки. Отношения между врачами, сестрами и младшим медперсоналом должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии. Непозволительно к сестрам обращаться на «ты» и делать им замечания в присутствии больного. Недружелюбие и заносчивость руководителя, угодливость подчиненных исключают возможность исправления ошибок и прогресса в работе. В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной тайны. Вследствие увеличения числа лиц имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал и др.) эта проблема выходит за рамки только врачебной. Кроме того, возросшая образованность пациентов обуславливает их повышенный интерес к диагнозам, прогнозу болезни. Необходимо учитывать оба обстоятельства, ибо врачебная тайна предполагает неразглашение сведений о болезни не только окружающим, но и самому больному. Врач и средний медперсонал, которые имеют возможность знакомиться медицинской документацией должны сохранять в тайне не только сообщенные больным сведения, но и сам факт перенесенного больным заболевания. Нельзя упоминать фамилии больного в научных трудах и в докладах, а также демонстрировать фотографию больного, не маскируя его лицо. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способностью бороться с болезнью. Несоблюдение врачебной тайны медработником влечет за собой меры общественного воздействия, а в особых случаях и привлечение к уголовной ответственности. К этическим вопросам относятся также врачебные ошибки. Под врачебными ошибками обычно понимают последствия добросовестного заблуждения врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества. Многие из них вязаны с недостаточным уровнем знаний и малым опытом врача, несовершенства методов исследования, аппаратуры и т.д. Врачебные ошибки, в том числе и такие которые приводят к летальному исходу, предаются гласности в системе органов здравоохранения. Такие ошибки обсуждаются на врачебных конференциях, заседаниях научного общества врачей, лекциях в медицинских институтах и академиях.

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, пасторскую (патерналистическую), коллегиальную контрактную (договорную).

1. «Инженерная модель» - врач относится к пациенту как к «безличностному механизму». Задача врачевания сводится к исправлению «поломки» механизма. Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом человека. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода лечения.

2. «Патерналистская модель» - отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость.

3. «Коллегиальная модель» - больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания и возможных осложнениях. Пациент становиться в состоянии, принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя, как коллега лечащего врача.

4. «Контрактная модель» - пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными. Если условия не соблюдаются то пациент вправе считать для себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которые последний получил в силу договора, и потребовать компенсации.

5. «Модель информированного согласия» - любое медицинское вмешательство (в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинском исследовании) должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях (тошнота, рвота, боль, зуд т.д.), риске для жизни, физического или социопсихологического благополучия. Выбор альтернативного метода лечения.

Рассмотренные модели можно классифицировать как монологичные или диалогичными.

«Монологичная модель» - общение между врачом и пациентом выстраивается как монолог знающего специалиста с невежественным слушателем.

«Диалогичная модель» - при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему с разных сторон и как бы дополняющих познания друг друга.

 

 

Date: 2015-12-10; view: 2337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию