Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немногое из истории взаимоотношений двух стран





 

Что мы, русские, а точнее бывшие советские, до недавнего времени знали об Америке? Если рассматривать этот вопрос хронологически, то можно на- блюдать некоторые интересные совпадения. 19 февраля 1861 года император Александр II подписал законоположение об освобождении крестьян, иначе ‒ об отмене крепостного права, которое в России было введено в конце XVII-го века. В Америке, буквально два года спустя (1863 г.), ‒ в результате Граждан- ской войны, ‒ было провозглашено освобождение от рабства. Еще из школь- ной программы известно, что Русская Аляска в 1867 году была продана цар- ским правительством США и до 1884 года находилась в ведении их военного министерства, а с 1959 года Аляска уже ‒ Северо-Западный штат США. Во время II-й мировой Войны СССР и США, наряду с Великобританией, состо- яли в одной каолиции против немецкого фашизма, а в более ранний период (I-й мировой войны) американцы, с апреля 1917 года, также воевали на одной стороне с русскими против Германии и ее союзников. В связи с этими война- ми и событиями, еще многие помнят художественный фильм "Встреча на Эль- бе", а более молодое поколение - захаровский спектакль в "Ленкоме" ‒ "Юнона и Авось", где Калифорния ("Форт Росс") является главным местом действия спектакля. Наряду с этим, в памяти советских людей, переживших Великую Отечественную Войну, также еще живы обрывочные воспоминания о высоко- качественных американских товарах: армейские предметы обмундирования (кожаные на меху куртки, шапки и перчатки у летчиков), одеяла, бостоновое сукно, мясная тушонка, шоколад и т.д. и т.п.

В 1936 году Ильф с Петровым написали всеобъемлемую книгу "Одноэтажная Америка". Через 10 лет она была даже переиздана, поскольку являлась докумен- тальным источником сведений об этой стране, но главное ‒ она была веселой и доброй. Небезысвестны и путевые очерки Смелякова, Грибачева, Софронова, Нагибина, Пескова. Еще раньше писали об Америке Горький, Маяковский и Есе- нин; а после так называемой "хрущевской оттепели", в период диссидентства,- Викт. Некрасов, Вас. Аксенов, Петр Вайль, Б. Парамонов и другие, которые из- давались уже, по большей части, за рубежом. Простому обывателю же сведения об Америке (США) стали поступать дозированно. В 50-е годы, вскоре после во- йны, чиновники из партаппарата имели возможность выписывать журнал под названием "Америка" на русском языке, но издаваемый в США. Он был объ-


 

14 Введение Введение 15


 

емный и хорошо иллюстрированный. У нас, ‒ в пику ему, ‒ большим тиражом издавался журнал "Советский Союз". В нем также было много красочных иллю- страций, свидетельствующих о благополучной жизни простых людей в СССР. Скупые же источники об американском образе жизни доносились до советских граждан весьма искаженно, а именно в виде: американской легкой музыки (Эл- вис Пресли ‒ "рок-н-ролл" ‒ на гибких рентгеновских дисках), модной амери- канской одежды (широкие твидовые пиджаки; яркий, длинный, почти до колен, галстук; ботинки на толстой подошве; зауженные книзу брюки ‒"дудочки" ‒ для парней и узкая, короткая юбка ‒ для девушек); прическа, под двусмысленным названием "кок" ‒ для мужчин и короткие стрижки - для женщин.

Политическая подоплека всему была также предельно проста в СССР. За всей этой мишурой, являющейся на самом деле своеобразной формой протеста, связанного, как правило, с борьбой молодежи или национальных меньшинств за свои права в США, усматривалась только одна формулиров- ка: "Это ‒ тлетворное влияние Запада". Поэтому те, кто следовал новой моде, назывались презрительным словом "стиляга", как будто выдерживать "стиль" в одежде является чем-то неприличным. Проблема же сводилась к тому, что стиль этот, по определению, не мог быть приемлемым для комсомоль- ца - "верного ленинца" и последовательного "строителя нового коммунисти- ческого общества". Информация об истинном образе жизни американской молодежи, студентов, не говоря уже о более старшем поколении, всячески искажалась на протяжении еще многих лет. Даже два таких крупных между- народных мероприятия, проведенных в Москве, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 г.) и Музыкальный конкурс им. П.И. Чайковско- го (1958 г.), не внесли в картину их жизни какой-либо ясности, за исключе- нием появления нескольких новых американских имен: певца Поля Робсона и пианиста Вэна Клайберна.

В 60-е годы, с появлением движения "хиппи", вызванным американо-въет- намской войной и существующей тогда в США сегрегацией ("черные" ‒ в под- держку Мартина Лютера Кинга), когда короткие стрижки и одежды сменились на длинные ("hip" в переводе с английского дословно означает: "иметь перед кем- то преимущество, лучшее видение, понимание"), - это движение стало быстро распространяться по всему миру. Америка вновь представлялась источником "растления и разврата" неустойчивых слоев населения многих стран, и в первую очередь ‒ Советского Союза.

Только в период так называемой "разрядки", после подписания Л. Бреж- невым Хельсинских соглашений в начале 70-х годов, когда в СССР перестали глушиться западные радиостанции ("Свобода", "Голос Америки", "Би-би-си", "Немецкая волна" и др.), мир понемногу начал узнавать кое-какую истину друг о друге. Третья волна эмиграции стала уносить за собой потоки моло- дежи, а потом и более старшее поколение людей, сначала еврейской нацио- нальности, а вслед за ними и многих других: украинцев, поволжских немцев, крымских татар, белоруссов, латышей, армян, грузин и, в конце-концов, ‒ эт- нических русских ‒ государствообразующий народ России.


 

Жизнь за "железным занавесом", незнание друг друга, "эдипов комплекс" нашего общества, приписывания "другому" зловещих намерений для оправда- ния своих эмоций...Фобия...Болезненный поиск "руки США", имеющим прямое отношение ко всем происходящим в мире событиям... (Из письма Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву "К вопросу о разжигании"...Игоря Зо- лотусского, Валентина Распутина, Саввы Ямщикова", газета "Завтра" от 8 апре- ля 2009 г.). Все это неожиданно для многих вызвало обратный эффект. Вместо объединения и консолидации людей в таком государстве - сверхдержаве, как Советский Союз, которое, казалось бы "крепко стояло", произошел его есте- ственный распад, и не потому что за этим усматривались "подковерные" игры КГБ или "преступный сговор" каких-либо других властных структур вплоть до ЦРУ, а в силу того, что это, во многом искусственно созданное общество, к сожалению, не обладало устойчивостью, которая, как ни крути, была уже в то время в США, несмотря на наличие там политических волнений и прочих дви- жений молодежи, различных этнических и социальных групп, отстаивающих свои права и достоинство. Подтверждением тому служит и тот факт, что народ в 90-е годы, в знак протеста, массово не вышел на улицы многих городов Рос- сии, а митинги были только в Москве.

Что же происходит сейчас с представлениями о Северной Америке, в част- ности США, у населения России, когда она, казалось бы, стала свободной, от- крытой страной, когда тысячи туристов устремляются на Запад с тем, чтобы познакомиться с его культурой и образом жизни? Как ни странно, но мало что изменилось в умах и сознании людей, посещающих США, что называется "наездами". Прежде всего люди стараются не замечать тех достижений стра- ны, которых она добилась за сравнительно короткий период своего существо- вания, а подмечается, в основном, то негативное, что попадается на первый, весьма поверхностный взгляд, ‒ такая своеобразная форма самовыражения, выработанная противоречиями, существующими еще с советских времен, а также теми декларациями, которые ежедневно насаждаются средствами массовой информации в российской прессе. Побывав дважды за период 2003- 2008 гг. в Москве, автор мог убедиться в этом воочию. Да и судя по публика- циям последних лет, ситуация там с представлением о США, мало меняется, разве лишь в худшую сторону. Достаточно обратить внимание на такие вы- зывающие названия книг и статей об Америке как: "Слушай, Америка!" И.А. Симоновой (М.: ООО"Феникс-плюс". 2002 - 144 с.) или, ‒ на интернетовском сайте газеты "Pravda.ru", ‒ еще более выразительное: "Омерзительная Амери- ка. Заметки русского эмигранта", от 1 июня и 1 декабря 2004 года, где даже фамилия автора не указана.

На этом фоне остается непонятным, почему произошла такая матаморфоза? Ведь еще совсем недавно, в начале 90-х, Америку считали чуть ли не образцом для подражания в строительстве нового гражданского общества с рыночной экономикой в России, приглашали специалистов в области финансов и поли- тологии с тем, чтобы они оказывали посильную помощь в этот трудный для страны переходный период. Чем же это все обернулось? Россия в сознании


 

16 Введение 17


Америки перестала занимать то место, которое ей отводилось ранее, в пери- од так называемой "холодной войны", когда ее, по бросскому и некорректно- му выражению Р. Рейгана, называли "империей зла". Она стала, вдруг, малоин- тересной и менее значительной. В американских высших учебных заведениях студенты перестали записываться в группы изучения русского языка, а препо- давателей-славистов, получивших блестящее образование и работающих в луч- ших департаментах американских университетов, стали сокращать. Не видно в американцах и никакой враждебности по отношению к России. Редко, когда увидишь по американскому телевидению или прочтешь в журнале типа "Тайм" какой-нибудь репортаж или любопытный факт из жизни современной России. Разве лишь раз в год там появится какая-либо статья о России или в качестве "лица года" с обложки упомянутого выше журнала на вас будет смотреть пор- трет Владимира Путина с соответствующими комментариями двоякого толка. "Для американца Россия ‒ внешний фактор, не более того" (из приведенного здесь письма писателей Президенту РФ). Та центральная роль, которую Россия играла в мире в период "холодной войны", отошла на задний план, поставив ее в один ряд с такими малозначащими для США странами, как, например, Брази- лия или Аргентина. Похоже, ее стали считать бесперспективной и в плане по- зитивного взаимодействия и сотрудничества, даже по сравнению с Венесуэлой, у которой Америка покупает нефть, не говоря уже о такой стране-экспортере дешевых товаров, как Китай. И это положение, конечно же, вызывает много во- просов. Может быть России нужно стать такой же боеопасной державой, ‒ как Иран, провокационной, ‒ как Северная Корея, мастеровитой, ‒ как Китай или почитаемой, - как Индия? А может быть Россия все-таки сама догадается, как ей дальше жить, исходя из самодостаточности в своем материально-ресурсном и интеллектуальном потенциале при разумном расширении культурных и эко- номических международных связей?

Пожалуй, все попытки предсказать историю, понять смысл эпохи, в кото- рой мы живем, даже на небольшом временном отрезке в 30-40 лет, тщетны и бесполезны сейчас. Они бывают благотворны до тех пор, пока дают возмож- ность им развиться, а не застревать на пол-пути, оглядываясь то на Запад, то на самих себя в недавнее тоталитарное прошлое. Исходя из этого постулата, и прежде, чем делать какие-то выводы о будущем, не лучше ли переключить- ся с фрейдистских размышлений о том, что было и станет с Россией, к опи- санию обычной жизни в таком, уже ставшим одиозным за последнее время, но от этого не менее привлекательным для многих стран государстве, как США. Какой видится Америка простому обывателю, отнюдь не претендую- щему на роль конструктора XXI-го века, но желающему как-то осмыслить ее историческое предназначение и новую ключевую роль в мире, исходя из реа- лий вновь избранного, первого в истории этой страны, президента южно-аф- риканского происхождения, ‒ Барака Обамы.


 

Глава Ι

Date: 2015-10-18; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию