Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высокое строительное искусство в Древнем Риме. Виды, технологии строительства и их применение





«Римлянин! Ты научись народами править державно.

В этом искусство твое! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных.»
Вергилий

Слайд 1

Древний Рим это одно из тех великих государств, которое действительно оставило ярчайший след в истории мировых цивилизаций. Рим оставил нам огромное культурное наследие. Люди до сих пор нередко обращаются к технологиям строительства и производства того времени. Были построены многотысячные амфитеатры, стадионы, канализации, термы, мощные крепостные стены, трубопроводы и знаменитые римские дороги, протянувшиеся на тысячу километров по всей стране и за ее пределами.

 

Слайд 2

Технологии строительства в Древнем Риме

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно обогнали Греческие: возводилось колоссальное количество огромных зданий. Все это требовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме были разработаны и получили широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов из мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.
Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей, они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и ортографию. Их отличие заключается в особенностях и закономерностях применения циркуля и линейки при выполнения очертаний плана на поверхности земли.

Давайте рассмотрим наиболее известные архитектурные постройки Древнего Рима.

 

Слайд 3

Пантеон — храм всех богов

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг. Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола.

 

Слайд 4

Римские термы

Римляне, это одни из тех народов, которые, хорошо потрудившись, любили хорошо и отдохнуть. Именно поэтому в больших городах были широко распространены термы.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (о которых будет упомянуто далее). Подогрев производился котельными установками в подвалах. В термах использовались одни из самых передовых технологий того времени. Там были системы подачи и сливов воды и многое-многое другое.

 

Слайд 5

Колизей

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен и до наших дней сохранившийся Колизей — амфитеатр, овальная в плане, гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 60 — 80-х гг. н. э. и вмещал аж 56 тыс. зрителей. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний:

Предпринял он и новые постройки:... амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом

Считается, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи, как в прочем и все грандиозные постройки Древнего Рима.

По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд сложнейших задач, необходимых для строительства Колизея.

Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году. Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:

Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра Сооружение идет, были Нерона труды... Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь, То, чем владел господин, тешит отныне народ.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

 

Слайд 6

Август-Октавиан, первый римский император (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.), был умным и дальновидным политиком. Он провел ряд мероприятий в стране, после которых начался подъем экономики, оживилась культурная жизнь, значительного расцвета достигли литература, искусство и архитектура.

Большие средства Август и члены его семьи тратили на строительство таких роскошных построек, как храмы, портики и форумы, так как именно они, одетые в мрамор и золото, должны были покрывать неувядаемой славой его царствование. Недаром Август любил повторять: «получив Рим кирпичным, он оставляет его мраморным».

 

Слайд 7

Водопровод Клавдия и большая гавань в Остии

Подражать Августу старалась все последующие императоры.

Так, например, в 49 г. Клавдий возводит грандиозный водопровод общей длиной 69 км, из которых 15 км проходили под землей, в том числе по акведуку, названному его именем. Другая его постройка - большая гавань в Остии, и, наконец, - обширный водоем с плотиной для спуска вод Фуцинского озера. Причем для этой цели был прорыт туннель длиной в 5640 м - случай уникальный в строительной практике того времени. Все это были грандиозные строительные программы, требовавшие для своего осуществления огромного объема прочного и дешевого строительного материала и рабочей силы. В качестве рабочий силы, впрочем, как и всегда использовали военнопленных и рабов.

 

Слайд 8

Перестройка Рима

Во время правления Нерона в 64 г. н. э. в Риме вспыхнул страшный опустошительный пожар, продолжавшийся девять дней. Пламя уничтожило дворцы и лачуги, храмы и театры, бесценные греческие статуи и скарб бедняков. После пожара Рим решили преобразить. Перестройка коснулась не только центра города, где начали возводить золотой дворец императора Нерона, но и всей прилегающей к дворцу территории. Улицы были выровнены и расширены. Новые здания по своей архитектуре теперь уже мало напоминали старые, тесные и неказистые. После пожара Нерон запретил употребление дерева в стенах, уменьшил высоту зданий, отдал распоряжения выравнивать дома по фасаду портиков, приказал строить дома на некотором расстоянии друг от друга и при них делать просторные дворы. Тацит говорит, что вслед за пожаром " город обстроился по заранее размеренному плану..."

 

Слайд 9

Большой порт в Остии и мост через Дунай

В конце I и начале II вв. н. э. победоносные войны Траяна (98-117 гг.) приносят Риму дополнительное обогащение. Последовавший затем длительный мир привел к расширению торговли и строительству дорог. К этому периоду относится строительство ряда крупных инженерных сооружений и среди них - большой порт в Остии. В 102 г. для контроля над Дакией Траян построил большой каменный мост с бетонными опорами через Дунай. Строил, конечно, не он, а его мастера-строители, среди которых особо выделялся Аполлодор из Дамаска. Вероятно, он был одним из самых образованных и талантливых инженеров Римской империи, так как помимо моста выстроил ряд крупных и сложных в конструктивном отношении сооружений, таких, как форум Траяна, цирк и термы в Риме, названные именем императора. Ему приписывают строительство одного из самых красивых и выдающихся сооружений мирового зодчества - бетонного Пантеона в Риме.

 

Слайд 10

Аква Марция

Также к постройкам того времени относят множество разнообразных акведуков. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Как всем известно, любой огромный город, особенно Рим, всегда нуждался в большом количестве питьевой воды. Аква Марция это самый протяженный водопровод Древнего Рима.

Особенно на трассе водопровода выделялся грандиозный акведук, поднявшийся почти на 60 м над уровнем Тибра. Общая протяженность водопровода достигала 91,3 км, из которой надземная часть составляла 11,82 км, а суточный объем подаваемой воды равнялся 200 тыс. м3. Его водопропускное русло имело ширину 1,37—1,68 м, а высоту 2,44—2,75 м. Построен он был руками рабов — пленных греков и карфагенян.
К сожалению, этот водопровод с его замечательной аркадой акведука дошел до нас в жалких развалинах.

 

Слайд 11

Архитектура Римской империи II – IV века

Из выдающихся построек дальнейших времен Римской империи стоит отметить: арку Септимия Севера (высотой 23 и шириной 25 м), систему водопроводов, построенных при императоре Александре, переоформление форума Траяна (были отовсюду перенесены туда статуи великих людей), амфитеатр в Вероне (здание, напоминающее по типу и размерам Колизей) и громадные бетонные термы Диоклетиана, сооруженные в 305г. и вмещавшие одновременно 3200 человек. В общем, архитектура этого периода отличается богатством декоративного убранства, придающего постройкам парадный облик.
Во второй половине III в., после того как усилился натиск варваров на римские границы, началось интенсивное сооружение крепостей и стен по всей обширной империи. Так, Аврелиан с первых дней своего правления стал укреплять Рим мощными стенами, строительство которых было закончено в 282 г.

При Константине 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы римской империи, которая получила название Константинополь. Она быстро стала застраиваться, украшаться великолепными зданиями и произведениями искусств, перевезенными из Рима и Греции.

К IV в. Римская империя вступает в последнюю и заключительную стадию своего развития. В 476 году "вечный город" Рим пал под ударами варварских племен. Были уничтожены многие памятники архитектурного искусства.

 

Слайд 12

Заключение

Таким образом, в результате завоевательной политики Древнего Рима, обогащения его за счет войн развивается строительство крупных инженерных сооружений, роскошных особняков, дворцов, храмов, жилых и общественных зданий. В свою очередь, это потребовало нового прочного, долговечного и относительно дешевого материала, каким и явился бетон. Римляне создали налаженную организацию труда, инженерные знания и строительную технику как никто ранее.

 

Список литературы:

• Кочетов В. А.// Римский бетон – 1991. – Глава 3-5

• Дж. О. Томсон// История древней географии. Перевод с английского Н.И. Скаткина. – Москва: 1953.
• М. Д. Бухарин// Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье. Торговые и историко-культурные связи. — М.: Восточная литература, 2009.

• А.Х.М. Джонс// "Гибель античного мира" гл. "Торговля и промышленность»

• А.А. Голубев, В.И. Голубев, И.П. Киселев и др. // под ред. В.В. Фортунатова.- Спб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2013

• http://biofile.ru// Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

 

Date: 2015-10-21; view: 1688; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию