Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА, ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ





Дети дошкольного и младшего школьного возраста почти все очень любят рисовать. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными с особенностями их восприятия и отсутствия у них навыков рисования. Поэтому успешное преподавание изобразительного искусства часто зависит от того, насколько учитель владеет знаниями о возрастных особенностях и этапах развития детского рисунка.

Изобразительное искусство включает в себя два компонента: восприятие искусства и исполнительство. Развитие исполнительства развивается постепенно и проходит ряд последовательных этапов:

1. доизобразительный уровень:

- с 6 месяцев ребенок начинает манипуляции с бумагой, карандашами, пластилином (рвет, мнет, кидает);

- с 1,5-х лет начинается стадия «каракулей» (черкания) ребенок нечаянно оставляет следы на бумаге во время манипуляций с карандашом, в этот период его не интересует изображение, он просто получает удовольствие от самого движения. Учить ребенка рисовать в этот период совершенно бессмысленно, поскольку он еще не может соотносить зрительные образы с процессом рисования. Роль взрослого в этот период состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на то, что карандаш оставляет следы на бумаге, очень полезно рисовать при нем, а также учить его рассматривать картинки;

- с 2 – 2,5 лет у ребенка появляется возможность зрительного контроля над движением, хотя еще и несовершенного. Поэтому взрослый не всегда замечает качественные различия между рисунками этого периода и предыдущего, но они все-таки есть, поскольку раньше ребенок не мог произвольно заниматься рисованием, а теперь эта возможность у него появилась;

- с 2,5 – 3 лет ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить. Произвольные процессы в этом возрасте развиты еще недостаточно, поэтому не стоит удивляться, что, начав рисовать собачку, через несколько секунд ребенок говорит, что он рисует домик, затем птичку;

2. изобразительный период:

- в возрасте 3 – 5 лет дети начинают изображать элементарные сюжеты. Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили;

- в 4 – 5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. С этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения[31];

- стадия реалистического изображения, которая характеризует новый этап в развитии изобразительной деятельности, начинается у некоторых детей в 7 – 8 лет, а у большинства в 9 – 10 лет, совпадая с началом использования сознательного анализа натуры в рисунке.

Говоря о периодизации детского рисования, нельзя не упомянуть труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выгодского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование. Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов становления изобразительной деятельности, Л. С. Выгодский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

1. ступень рисования головоногов: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далёких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

2. ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

3. ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

4. ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11 – 13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п.[32]

Таким образом, изобразительная деятельность младших школьников переживает период становления на ступень правдоподобного реалистичного изображения. Из всех видов изобразительной деятельности детей больше всего изучен рисунок. Характерные черты рисунков детей 6 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.

1. Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.

2. Рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

3. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.

4. Изображение пространства в их рисунках отличается разнообразием, но чаще всего это способ, при котором рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.

5. Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.

6. Не умеют еще дети младшего школьного возраста передавать перспективные сокращения предметов при их изображении, рисовать загораживание одних предметов другими.

7. Для них свойственна передача мелких второстепенных деталей в рисуемых предметах, в то же время они упускают главное, например, характерную форму самого предмета.

8. Не имея достаточных навыков работы красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер.

Несмотря на все эти особенности изображения, рисунки детей почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей и, особенно, получивших большое распространение в настоящее время, мультипликационных фильмов.

Посмотрев на рисунок ребенка, можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии[33].

 


 








Date: 2015-10-19; view: 534; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию