Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ





Чтобы достичь художественного образования, необходимо соответствующие содержание, которое «присваивается» учеником с помощью учителя путем их взаимодействия на основе принципов (педагогической стратегии) и методов обучения и воспитания (педагогической тактики). В каждой педагогической системе (концепции) они разные: определенной цели соответствует определенное содержание и свои средства (принципы и методы). Эта разница, особенности различных подходов к художественному образованию, проявляется и на уроке, т.е. в самом процессе обучения и воспитания, и в его результате. Эти особенности проявляются и в построении, структуре урока его проектировании (моделировании), оценке результатов.

Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.

Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:

1. урок овладения учащимися новыми знаниями;

2. урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;

3. урок обобщений и систематизации знаний и умений;

4. урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);

5. контрольно-проверочный урок

6. урок смешанного типа, комбинированный.[25]

Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства.

Т. Я. Шпикалова, например, выделяет такие типы уроков изобразительного искусства как: урок-сочинение, урок-образ, урок-эксперимент, урок-повтор, урок-вариация, урок-импровизация, урок-путешествие, урок-праздник[26].

В пособии для учителя О. В. Островской можно найти описанние следующих типов уроков изобразительного искусства: проблемный урок, учебный диалог, урок-восхождение, урок с вопросами-парадоксами, авторский урок, урок-образ, урок-вернисаж, праздник искусств, художественно-педагогические игры, урок-путешествие, русские посиделки.

Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:

1. организация занятия;

2. проверка домашнего задания;

3. объяснение (сообщение) нового материала;

4. закрепление нового материала;

5. подведение итогов урока;

6. задание на дом[27].

Однако, Б. М. Неменский определяя урок изобразительного искусства как урок-образ, считает, что прочтение педагогом такого урока может быть личностным, урок всегда несет элемент театрального действия. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму предъявления и форму освоения художественного материала самого предмета «Изобразительное искусство», с помощью сопереживания, вдохновения, увлечённости. В структуру урока-образа обычно входят элементы театрального действия: замысел (идея), завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, концовка, эпилог[28].

Представители проблемного обученияориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого процесса — их создание и проявление в деятельности учащихся. Звеньями обучения при этом, например, являются:

1. постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2. возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;

3. закрепление, и совершенствование знаний и привитие умений и навыков

4. применение знаний и их оценка, выявление умственного развития[29].

Л. Б. Рыловасчитает, чтообобщенная дидактическая структураэлементов или этапов процесса движения обучения (структура развивающего урока) выглядит следующим образом:

1. (а) постановка цели перед учащимися и тем самым организация готовности к деятельности или непосредственно к включению в деятельность;

2. (б) организация восприятия, осознания учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний;

3. (в) организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее и упражнений в ее применении, в том числе, вариативно преобразующем по образцу;

4. (г) организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания;

(д) целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала на его основе и реализация всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечения их эмоций, интереса; увлечения, радости самоутверждения и самопроявления и т.д.;

5. (е) обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного;

6. (ж) контроль результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

Формулы структуры урока могут быть, например, такие: Д (а б в е ж),
Д (б в г ж), Д (г е в ж).

Как видно из формул применения такой структуры урока, её элементы динамичны и подвижны. Их последовательность не носит статичный, раз и навсегда упорядоченный характер (как, например, элементы традиционного урока) и зависит, в первую очередь, от выбора методов достижения цели урока (блока уроков), от характера взаимодействия учителя и учащихся по передаче и освоению необходимого содержания учебного материала.

Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:

1. Вид занятий или художественно-творческой деятельности.

2. Тема урока.

3. Цель урока.

4. Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).

5. Оборудование: для учителя, для учащихся.

6. Эскиз использование классной доски.

7. План и ход урока.

8. Список использованной литературы[30].

В современной дидактической литературе появились новые понятия: «проект урока», «проектировочная деятельность учителя», «опорные сигналы», «технология урока», «драматургия урока», «педагогическое мастерство» и т.д. Проект—более широкое понятие. Это индивидуальное произведение, представление учителя о его будущей деятельности и деятельности учащихся. А план — это форма фиксации проекта.

Поэтому проект урока помимо названных элементов плана-конспекта может отражать ещё и следующее: методы педагогической деятельности учителя на уроке, поэтапную постановку задач, виды деятельности учителя и учащихся, самоанализ и самооценку урока, и многое другое.

В таблице 3 представлена примерная форма проектирования плана и хода урока, которая позволяет проанализировать взаимосвязь всех компонентов урока, как по горизонтали, так и по вертикали.

 

Таблица 3

Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства

 

№ п/п Название этапа Задача для этапа Затраченное время   Методы и приёмы работы     Деятельность учителя     Деятельность учителя Примечания
             
             
             

 

 

Часто учитель, проектируя урок, главным образом думает о собственной деятельности, а не о деятельности учеников. Особенно это характерно для деятельности начинающего учителя. Поэтому очень важно умение учителя предвидеть цели и результат своей деятельности как бы в зеркале деятельности учащихся и их результатов, а также видеть место данного урока во всей системе обучения и воспитания.

В этой связи возникает необходимость анализа и самоанализа деятельности учителя. Чем критичнее, чем глубже и конкретнее самоанализ, тем лучше, тем меньше вероятность повторения ошибок, просчетов. Примерные критерии анализа и самоанализа урока изобразительного искусства приведены в таблице 4.


Таблица 4

Анализ и оценка урока изобразительного искусства в начальных классах.

 

ФИО проводящего урок ________________________________________________________________________

Факультет, курс, группа ________________________________________________________________________

ФИО проверяющего урок _______________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________ Школа ___________________Класс ___________________

Учащихся в классе (группе)__________________________Всего на уроке ______________________________

Программа ___________________________________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________________________

Требования к деятельности учителя Оценка* Требования к деятельности учащихся Оценка
! ? - ! ? -
1. Общая организация урока 1. Внимание
Соблюдение основных этапов урока       В начале урока.
Расчёт учебного времени.       В конце урока.
Создание эмоционального настроя.       2. Активность
Организация внимания учащихся.       В процессе беседы.
Игровые приёмы.       В процессе практической работы.
Взаимосвязь теории и практики.       При подведении итогов.
Динамические паузы, физкультминутка.       3. Интерес к теме.
Домашнее задание.       4. Прочность знаний, умений и навыков.
2. Организация начала урока.       5. Самостоятельность суждений.      
3. Организация беседы. 6. Речь.      
Отбор теоретического материала.       7. Вопросы к учителю.      
Раскрытие темы.       8. Понимание учебных задач.      
Ключевые слова, акценты.       9. Культура труда.      
Научность.       10. Самостоятельность практич. работы      
Логичность.       11. Творчество.      
Доступность.       12. Исполнительство.      
Последовательность.       13. Самоконтроль.      
Систематичность.       14. Дисциплина.
Вопросы к учащимся       Во время беседы.      
4. Организация практической работы. В процессе практической работы.      
Фронтальная работа.       При подведении итогов.      
Упражнения.       Реакция на звонок.      
Постановка учебных задач.       Готовность к уроку.      
Этапность и последовательность.       Организация рабочего места.
Систематичность.       Уборка рабочего места.      
Смена деятельности.       15. Отношение к учителю      
Индивидуальный подход.       Мнение учителя проводившего урок
5. Организация итога урока.  
Выставка, представление работ.      
Анализ работы.      
Оценка результатов.      
  6. Наглядно-методическое обеспечение.
Отбор наглядного материала.      
Эстетичность используемого материала.      
Применение во время беседы.       Предложения, советы и замечания..
Применение в процессе практич. работы        
Педагогический рисунок.      
Использование классной доски      
7. Личностные характеристики учителя.
Эмоциональность.      
Речь.      
Педагогический такт.      
Объективность.      
Внешний вид.      
Общая оценка за урок
   

 








Date: 2015-10-19; view: 658; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию