Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Туризм в системе научного знания. Науки о туризме





 

Туризм в системе научного знания. Важность изучения туристской деятельности определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. В экономической сфере, являясь прибыльным видом бизнеса, туризм способствует оптимизации экономических процессов: увеличению валютных поступлений и доходов, развитию предприятий транспорта, связи, питания, строительства, созданию рабочих мест.

Социокультурная значимость туризма раскрывается в сохранении культурного наследия и трансляции исторических ценностей, возрождении российского социокультурного пространства, освоении эффективных практик использования свободного времени, в построении и процессуальном обеспечении идентификационных практик, в поддержании здоровья людей. Туризм содействует повышению образовательного уровня и культурного потенциала страны, региона, города или конкретного места. В социополитической сфере он помогает стабилизировать межэтнические и международные отношения, способствует возникновению взаимного интереса, толерантности и уважения между людьми различных национальностей.

Феномен туризма признан уже давно. Однако туризм как наука ― явление достаточно новое. Процесс формирования туристской науки начался всего 8―10 лет назад. Туристская наука, переживающая свое становление, пока не имеет сформировавшегося научного аппарата и опирается на широкий спектр отраслевых знаний. В нашей стране впервые научный интерес к туризму проявила экономическая наука. Первая публикация относится к 1965 г. В журнале «Вопросы экономики», № 4, появляется статья В.М. Кривошеева «Экономика туризма». Затем увидели свет крупные работы П.Г. Олдака, В.И. Азара, В.С. Преображенского, И.В. Зорина, Ю.А. Веденина, В.А. Квартальнова и других ученых.

В.С. Преображенский, И.В. Зорин, Ю.А. Веденин работой «Географические аспекты конструирования новых типов рекреационных систем» «подключают» к проблематике туризма науку о земле. Через некоторое время прочные лидирующие позиции в исследовании закономерностей индустрии туризма заняли географы: В.С. Преображенский, Б.Н. Лиханов, Ю.А. Веденин, Н.А. Ступина, И.В. Зорин и другие ученые ИГАН СССР выдвинули и исследовали гипотезу о рекреационной системе.

В последние годы в туристской науке определились новые направления. Особенно важен опыт синтеза туристики как системной науки, имеющей собственный объект исследования ― индустрию туризма, предмет исследования ― рекреацию и субъект исследования ― туриста.

Не так давно почти спонтанно стали появляться специальные отраслевые туристские дисциплины ― экономика туризма, рекреационная география, экология туризма, биосфера и туризм, педагогика и психология туризма, менеджмент туризма, безопасность туризма, информационные технологии в туризме, рекреалогия, феноменология туризма и др. Авторы, опираясь на многочисленные работы своих предшественников, попытались определить связи туризма с важнейшими науками и выделить основные направления туристской теории и практики, возникшие на основе таких связей:

§ туризм и география, на основе взаимодействия которых сформировались география туризма, рекреационная география, туристское страноведение, туристское регионоведение, региональный туризм; следует также сказать, что туризм ― одна из наиболее географичных отраслей;

§ туризм и экономика, на основе чего возникло новое направление ― экономика туризма; связи туризма и экономики в силу наиболее частой трактовки туризма как экономического феномена, считаются наиболее тесными;

§ туризм и философия, взаимодействуя между собой, привели к возникновению таких направлений как философия туризма, феноменология туризма и путешествий, философия гостеприимства и т.д.;

§ туризм и социология порождают появление ряда направлений и феноменов ― социология туризма, социальный туризм, социальная природа и значимость туризма; исходя из того, что в туризме главное ― потребитель, возрастает значимость социологических знаний;

§ туризм и информатика, техника, технология, взаимосвязи подобного рода формируют важнейшие научные и практические направления ― информационные технологии в туризме, техника и технология туризма;

§ туризм и экология, на стыке которых формируется несколько научных направлений, наиболее важные из них ― туристское природопользование, экология туризма, экологический туризм, экологическая безопасность в туризме и др.;

§ туризм и право ― туризм, как и любые другие отрасли сферы сервиса, требует особого правового регулирования; во второй половине прошлого века сформировалось целое направление туристской теории и практики ― туристское право;

§ туризм и психология, так как психология туристского потребления и психология туристского предложения определяют во многом характер и направления развития всего туристского бизнеса; психология туризма ― наиболее перспективное научно-прикладное направление, получившее толчок к развитию только в последние годы;

§ туризм и медицина, связи подобного рода в последнее время приобрели свою значимость, так как вопросам медицины уделяется большое внимание в туристской практике; медицина, в том, или ином виде, представлена в туристском праве, туристском страховании, туристских формальностях, безопасности туризма; сложилось как отдельное направление и медицинское обеспечение туризма.

В самом упрощенном варианте существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира.

1. Туризм как отрасль экономики ― совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

2. Туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт.

3. Туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, то есть деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий.

4. Туризм как деятельность во время отдыха ― точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом, туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.

Т.И. Черняева, не отрицая множественность проявлений туристской деятельности, полагает, что феномен туризма следует определять с помощью экономического, технического и психологического подходов. Экономический подходпредполагает анализ туризма как системы экономических активностей, как индустрии. В экономических терминах важно исследовать проблемы, связанные с размещением и поддерживающими сервисами: спрос и предложения, расходы и доходы, занятость.

Технический подход основан на определении туризма, используемого организацией «British Tourist Authority» для сбора статистических данных: «Туристское путешествие ― это пребывание в течение одного или нескольких дней вне дома с целью проведения выходных или праздников, посещения родственников и знакомых, участия в бизнес-конференциях и с другими целями, исключая обучение в закрытых учебных заведениях и сезонные заработки».

Психологическая перспективаобращена, прежде всего, на развлекательные путешествия, и особенно на первоначальную мотивацию: отдых, открытие и удовольствие. С этих позиций развлекательный туризм может быть определен как способы и средства, с помощью которых люди получают психологические выгоды. Они извлекаются из посещения новых мест и освоения новых ситуаций, из свободы от работы и повседневной рутины жизни, из возможности приобретения нового поведенческого, социального и культурного опыта.

А. Мэтиесон и Дж. Уолл предлагают выделять три базисных составляющих туризма:

§ динамическую,включающую передвижение к месту или местам следования;

§ статическую,предполагающую остановку, стоянку или проживание;

§ результирующую, представляющую собой комбинацию первых двух и отражающую результаты прямого или косвенного вовлечения субъектов туристской активности в экономические, физические, социокультурные подсистемы.

Таким образом, туризм, по мнению Т.И. Черняевой, рассматривается как сложный феномен, включающий разнообразные переменные и отношения, возникающие внутри туристского процесса, путешествия, включая начальные приготовления, путь к месту следования и обратно, стоянку и восстановление после возвращения.

Подобная множественность проявлений туризма как экономического и социально-культурного феномена современности предопределила широкое внимание к исследованию его проблем со стороны представителей ряда наук. В связи с этим возникла потребность в формировании новой системной науки о туризме, туристской деятельности и туристской индустрии, названной туристикой.

Туристика как комплексная наука о туризме. Туризм представляет собой область интересов многих наук и дисциплин: истории, философии, географии, социологии, психологии, антропологии, экономики, экологии, рекреалогии, культурологии. Каждая из них изучает туризм по-своему, но, ни одна ― в целом, хотя в наше время необходим целостный взгляд на туризм, в котором были бы синтезированы все аспекты его изучения.

Всероссийская конференция «Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма», проходившая 23―25 марта 1997 г. в поселке Раково Московской области, рекомендовала осуществлять подготовку специалистов туризма на основе туристики.

Как самостоятельная наука (дисциплина) туристика признана в ряде стран мира. Так, в Болгарии, Польше и Словакии ряд авторов (М. Бочваров, П. Мариотт, Е. Анджеевский) определяют туристику как науку, изучающую теорию и практику туризма. Джафар Джафари предложил называть туристикой науку об истории научных взглядов на туризм. Туристика в самом общем смысле занимается изучением туризма и путешествий[15].

Гипотеза о туристике впервые была сформулирована в 1998 г. В.А. Квартальновым, И.В. Зориным и В.С. Преображенским.

Туристика ― наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма. Туристика как наука требует:

§ единого комплексного подхода к ней как к предмету научного познания;

§ систематизации существующих научных подходов по анализу развития туризма;

§ четкого определения предмета, субъекта и объекта изучения;

§ определения рамок актуальной научной проблематики;

§ объединения отдельных ее компонентов в общую картину;

§ обобщения накопленных знаний и методов изучения туризма;

§ изучения системы межпредметных связей через проведение анализа таких наук, как антропология, экология, экономика, рекреалогия[16].

В настоящее время туристика представляет собой целостную систему современных фундаментальных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма и туристском законодательстве. Современная туристика ― взаимосвязь четырех слагаемых целесообразного развития туризма в современных социально-экономических параметрах:

§ туризм как национальное явление сферы реализации многообразных прав и потребностей человека (прав на здоровье, отдых, передвижение);

§ туристская деятельность как технология удовлетворения потребностей и спроса (туристская индустрия, формы организации, туринформатика, подготовка кадров);

§ туристская экономика как особый сектор современной национальной и региональной экономики (туристский рынок, предпринимательство, бизнес, продукт);

§ туристская политика как составная часть социальной и экономической политики государства, его субъектов и регионов, направленная на регулирование туризма и туристской деятельности.

Туристику также можно определить как систему прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект ― туристскую фирму. Туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма: организацию, управление и экономику.

В.А. Квартальнов предлагает гносеологическую модель туристики (рис. 1.3.), состоящую из трех взаимосвязанных подсистем:

1. Субъект туристики ― турист,удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний (физиологических, психологических, экологических, экономических, социальных и т.д.), знание которых обязательно для специалиста по туризму.

2. Объект туристики ― индустрия туризма. Туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки.

3. Предмет туристики ― туристский продукт.Специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт.

Рис. 1.3. Гносеологическая модель туристики

 

Каждый из элементов гносеологической модели туристики вступает в отношения с другими ее элементами. Так, например, турист имеет систему рекреационных потребностей, которые должен учитывать туроператор при производстве туристского продукта (связь «турист→турпродукт»). С другой стороны, турист проявляется в отношениях с индустрией туризма характером своей рекреационной деятельности и как потребитель услуг в месте их производства (связь «турист→индустрия туризма»).

Индустрия туризма характеризуется отношениями с туристом как потребителем туристских услуг (связь «индустрия туризма→турист») и с туристским продуктом как с технологией производства услуг (связь «индустрия туризма→турпродукт»). Туристский продукт предусматривает отношения выбора эксклюзивных производителей туристских услуг (связь «туристский продукт→индустрия туризма) в целях оптимизации туристской программы и ее анимации в отношениях с туристом (связь «туристский продукт→турист»).

Продолжая данный тезис, Ю.А. Худеньких писал, что туристскую сферу можно представить в виде системы взаимодействия трех основных субъектов: туристов, туристских предприятий и туристских территорий (интересы населения и местных властей). При взаимодействии субъектов между собой возникает целый ряд внутренних противоречий[17]:

§ между потребностями туристов и возможностями их реализации («турист ― туристское предприятие»);

§ между туристами и местными сообществами в связи с изменением традиционного образа жизни населения («турист ― территория»);

§ между различными категориями туристов, в зависимости от социодемографических характеристик и целевых установок туристской деятельности («турист ― турист»);

§ между туристским бизнесом и местными сообществами в связи с использованием ресурсов территории («туристское предприятие ― территория»);

§ между туристскими предприятиями в форме конкуренции внутри туристской отрасли («предприятие ― предприятие»);

§ между отдельными группами местных сообществ, выражающих различные социально-экономические интересы («территория ― территория»).

Как полагает В.А. Квартальнов, формирование умений и навыков, знаний и конкретного опыта для столь многогранной отрасли, как туризм, должно опираться на базовые и проверенные педагогической и туристской практикой стандарты профессионального туристского образования, систему концепций, моделей и представлений, образующих единое понятие ― «туристика».

По его мнению, в состав туристики как науки входят: экономика и социология туризма; туристский менеджмент (правовой, кадровый, финансово-экономический, экологический и технологический); туристское ресурсоведение; региональная политика; теория и практика туристской деятельности; туристская индустрия и туристская инфраструктура; туристский мониторинг и информационные технологии туризма.

В туристике выделяется семь основных концептов туризма ― точек зрения на сущность и содержание туристской деятельности[18].

1. Концепция менеджмента: туризм осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма: внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т.д. (официальная терминология ВТО).

2. Концепт, развивающий экономическую константу «турист»: временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее ― граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

3. Миграционный аспект: временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

4. Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

5. Деятельностный подход: путешествия, походы, спортивные или рекреационные мероприятия и другие формы отдыха.

6. Рыночное толкование концепта: «Туризм как процесс состоит из спроса (турист), предложения (туристская индустрия) и туристского продукта, на который направлен интерес туриста».

7. Индустриальный подход: «Человек путешествует с незапамятных времен, в то время как туризм, социально-экономический феномен, в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно, и количественно; путешествие является лишь элементом туризма и часто не самым важным».

Альтернативные науки о туризме. В ряде работ вообще отрицается существование комплексной науки о туризме, а также убедительно доказывается тезис, что выделение специфической науки о туризме не представляется возможным, и в этом нет необходимости. Авторы настоящей работы придерживаются данной точки зрения.

Выделение специализированной науки о туризме и тем более многолетние споры о названии такого научного направления отчасти лишены рациональности и смысла. Так, при определении основного объекта научных исследований туристики, туризмоведения и прочих направлений, все авторы однозначно указывают на туризм и туристскую деятельность. Однако следует заметить, что туризм по своей сути не научен, не имеет сформировавшегося научного и методологического аппарата. Его невозможно описывать как научное явление, нельзя смоделировать, описать системой определенных постулатов, закономерностей и принципов.

Тем не менее, дискуссии на тему о необходимости формирования новой науки о туризме продолжаются, и будут продолжаться. Это подтверждается еще и тем, что в последнее время предложено более десятка названий будущей науки о туризме ― туризмоведение, туризмология, туризмометрия, турография, туризмография, туристика, туропедия, турология и др. Причем многие названия далеки от научности и порой даже абсурдны (например, туропедия и туризмометрия). Наиболее разработаны и часто используются в научной литературе ― туристика и туризмоведение.

Туризмоведение, представляемое сегодня концептуальным видением туризма, отмечено в своем генезисе двумя основными этапами. Первый ― в узкоспециализированном, методическом виде, второй ― в широком социальном виде. Но поскольку туризм, выступающий объектом туризмоведения чрезвычайно сложный, комплексный по своей сути, то и туризмоведение должно быть многоплановой наукой. При этом в нем как системе, отличающейся многоаспектностью и многомерностью, где можно встретить рекреационную, экологическую, технико-хозяйственную, экономическую, финансовую, правовую, информационную, социологическую, образовательную, психологическую и другие подсистемы, должны быть использованы соответствующие им языки и в целом науки, способствующие раскрытию природы и сущности указанных подсистем. Но поскольку они используются не сами по себе, а в контексте совершенствования возможностей и исследования туризма, то получают определенного вида конкретизацию своего знания в системе исследования туризма.

Термин «туризмоведение» впервые предложен и активно разрабатывается украинскими учеными. В частности, еще в 1980 г. вышла книга Н.П. Крачило «Основы туризмоведения». Некоторые отечественные специалисты также поддерживают такой вариант науки о туризме (к примеру, П.А. Окишев, опубликовавший в 2005 г. учебное пособие «Основы туризмоведения»).

Формирование и развитие турографии и туропедии как новых системных наук о туризме связывают с петербургской научной школой. В частности, активные разработки в области туристской теории и практики ведутся учеными Балтийского института туризма и предпринимательства. Если первое направление звучит относительно благозвучно, то второе, по мнению авторов, следует считать несколько абсурдным. Но в науке приветствуются все точки зрения, не отступаем от этого принципа и мы в своей работе. Одна из крупных научных школ в области теории и практики туризма сложилась в Казахстане. Основная масса учебных и научных работ казахских ученых позиционируется в контексте разработки теоретических и прикладных основ туризмологии. Существование туризмологии также можно считать оправданным, так как многие специалисты из России, Белоруссии, ряда стран Европы часто используют данное обозначение науки о туризме в своих исследованиях.

Серьезные исследования содержания наук о туризме проводят в течение многих лет украинские специалисты. Предлагая использовать в качестве обозначения науки о туризме и туристской деятельности термин «туризмология», они определяют сущность и других ― альтернативных туристских наук. Туризмоведение определяется как наука наиболее общая, абстрактная со своей системой равноправных объектов исследования. По мнению ученых, туризмоведение считается наукой, систематизирующей исследования трех основных проявлений феномена «туризм» ― теоретического аспекта, практической деятельности, истории становления и развития.

Туризмография или турография, как поясняет сама этимология этих слов, подразумевает некоторый свод письменно зафиксированных сведений о туризме, а также систему различных описей, справочников, учебников и монографий, словарей и т.д. Сюда же можно включить и различного рода популярную литературу, например, путеводители, дающие представление о туристских путешествиях, поездках, достопримечательностях и инфраструктуре туристских дестинаций.

Спецификой объекта и методов исследования отличается и туризмометрия. Здесь на первый план выходят возможности математического измерения и описания основных проявлений туристской деятельности. Нетрудно предположить, что основа туризмометрии ― аппарат многомерной статистики. Следовательно, основная ее задача ― описание основных тенденций и проявлений туристской деятельности, а также экономической и социальной эффективности туризма с помощью математического моделирования и статистических методов. Вместе с тем, подчеркивается важность этого направления, которое определяется как раздел комплексной науки о туризме.

Туристика, как наука о туризме, по мнению украинских ученых, претендует на самостоятельность и имеет право на существование, так как удачно отражает автономность туристского знания. Тем не менее, термин «туризмоведение» по мнению киевских специалистов гораздо благозвучнее и содержательнее термина «туристика». Понятие «туризмология», как указывают авторы, наиболее полно отражает задачи туристской науки на современном этапе ее становления и развития, а также отражает сущность туризма как объекта научных исследований.

Предлагается также и структура туризмологического знания. В частности, выделено несколько важнейших разделов туризмологии: теория туристской деятельности; педагогика и этика туризма; туристский менеджмент и маркетинг. Все эти разделы служат своеобразным базисом для практики туристской деятельности. В последних работах предлагается включение в систему туризмологии целого ряда частных научных направлений: истории туризма, экономики туризма, рекреалогии, психологии и педагогики туризма, правового обеспечения туризма и др.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины существующего многообразия определений понятия «туризм»?

2. Из всех определений туризма выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное. Постарайтесь обосновать свой выбор.

3. В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма?

4. Какие критерии заложены в определении туризма, приводимом в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?

5. Перечислите основные характеристики и критерии туризма.

6. В чем заключается отличие туристской деятельности от экскурсионной?

7. На основе представлений о критериях понятия «туризм» определите, в каких из приведенных ниже случаев идет речь о туристах, а в каких нет:

§ профессор Аверьянов из Санкт-Петербурга провел неделю в своем загородном доме;

§ житель Самары, отправляясь за покупками, посетил парк отдыха;

§ семья Сидорова живет в Звенигороде, что в 30 км от Москвы. Сидоров каждую неделю ездит в Москву, где работает три дня в неделю и живет в гостинице;

§ господин Ипатов из Балакова посещает своих друзей в Киеве;

§ госпожа Никанорова, проживающая в Тольятти, отправляется на конференцию в Новосибирск;

§ семья Косаревых из Москвы отправляется на олимпийские игры в Калгари.

8. Перечислите основные функции туризма и укажите примеры наиболее возможных вариантов их реализации.

9. Выявите и обоснуйте основные критерии, отличающие туризм от путешествия.

10. Каково экономическое и политическое значение туризма?

11. Назовите основные функции социального воздействия туризма.

12. В чем заключается сущность гуманитарного воздействия туризма?

13. Приведите примеры негативного и позитивного воздействия туризма.

14. По каким признакам проводится классификация туризма?

15. Какие выделяют виды и категории туризма?

16. Кратко охарактеризуйте основные виды туризма, выделяемые на основе целей путешествия.

17. К каким формам туризма можно отнести следующие поездки:

§ профессор Николаев летит на конференцию в Витебск, а вечером возвращается домой;

§ супругов Скобкиных знакомые из соседнего города пригласили в гости;

§ семья Даниловых отправилась в двухнедельный отпуск из Ставрополя на Кипр;

§ Александр и Анна ― студенты Смоленского гуманитарного университета на каникулах отправились в путешествие по Европе.

18. Расскажите о классификации путешествующих лиц, предложенной специалистами ВТО.

19. С какими сложностями сталкиваются специалисты при поиске ответа на вопрос: «Кто же такой турист»?

20. Можно ли считать туристом человека, который выехал с товарами из своей страны с целью продать их в другой стране?

21. Как вы думаете, почему туристов, прибывающих в портовый город на круизных судах, нередко учитывают как экскурсантов, даже если они пребывают там несколько дней подряд?

22. Расскажите о существующих классификациях и типологиях туристов.

23. Перечислите основные права и обязанности туристов, а также наиболее распространенные случаи их нарушения и невыполнения.

24. Определите место туризма в системе научного знания.

25. Как вы думаете, почему к настоящему моменту не сложилось единого мнения по поводу названия и содержания науки о туризме?

26. Какова сущность туристики как комплексной науки о туризме?

27. Какие существуют альтернативные науки о туризме?








Date: 2015-10-19; view: 1539; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию