Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и трудности воспитания слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната





Психолого-педагогические исследования детей с нарушением зрения подросткового возраста и старшеклассников за последние годы четко показывают их острые проблемы и потребности в специфической тифлопсихологической помощи в их воспитании, направленной на коррекцию недостатков психического развития и поведения, обусловленных слепотой и слабовидением, и на формирование личностных качеств, способствующих их адаптации и индивидуализации в этот сложный для детей период развития.

Выяснение специфики психологических проблем, возникающих у детей с глубокими нарушениями зрения подросткового возраста, воспитывающихся в условиях специальной школы-интерната для слепых и слабовидящих, проводилось на основании анализа ответов детей на вопросы специально разработанного опросника[55].

Опросник не является тестом интеллектуального и эмоционального развития, он направлен на выяснение трудностей и проблем детей подросткового возраста с нескольких психологических позиций.

В нем поставлены и обсуждаются острые вопросы, касающиеся внутренних противоречий и трудностей отношений подростка с самим собой, с семьей, школой, соучениками, учителями и друзьями в условиях интернатного воспитания.

Жизнь и обучение детей с нарушениями зрения в специальных школах-интернатах в нашей стране, безусловно, создают ряд проблем и трудностей в их воспитании. Так, например, происходит с детьми-сиротами, детьми из детских домов, что формирует и показывает совершенно иное отношение к интернату, к дому, к товарищам по школе, к учителям и, конечно, к семье и семейным отношениям.

В связи с этим целый ряд вопросов, касающихся семьи, они не хотят рассматривать, не хотят на них отвечать, что можно интерпретировать по-разному: или как незнание, или как нерешенные болезненные проблемы и желание отбросить их, пока они не стоят перед ними практически и жизненно. Нужно, однако, отметить, что в школах-интернатах для слепых и слабовидящих обучаются не только дети, не имеющие семьи, в них принимаются все дети по принципу зрительной недостаточности.

Были проанализированы 75 анкет детей с нарушением зрения из двух специальных школ для детей с нарушением зрения.

Не все дети ответили на каждый вопрос, но и отсутствие ответов на вопросы уже говорит о том, что они представляют круг тем, которые дети с нарушением зрения считают для себя нерешенными, неясными. Иногда подростки отвечали на вопрос двумя противоположными ответами: и «да» и «нет» считая, что ответ зависит от конкретных ситуаций в классе, в общении со сверстниками или с родителями. Во всяком случае, анализ высказываний детей и ответы на вопросы опросника показывают те направления в воспитании, которые еще не решены в школах-интернатах для слепых и слабовидящих и выявляют психологическую подоплеку трудностей, которые необходимо решать воспитателям совместно с детьми, их родителям, педагогам, психологам, врачам и другим людям их близкого окружения.

Анализ детей, участвующих в работе с анкетами, и их семей проводился Е.А. Морозовой[56].

Социальный статус этих детей можно отнести к относительно неблагополучным группам:
группы социальной поддержки — 42,8 %;
из малообеспеченных семей — 13,2 %;
сироты — 7,6 %;
с родителями-инвалидами — 7 %;
из многодетных семей — 8 %;
из неполных семей — 7 %.

Эти данные говорят о том, что дети нуждаются не только в медицинской и социальной помощи, но также в психологической поддержке в процессе их обучения и воспитания.

Прежде чем приступить к анализу высказываний детей по вопросам анкет, хотелось бы указать на тот факт, что проблемы, которые затрагиваются в анкете, не обязательно являются проблемами всех подростков, но тех, кто считает затрагиваемый вопрос своей личной жизненной проблемой, отражающей индивидуальные потребности, удовлетворенность или неудовлетворенность их в решениях в подростковом возрасте. Поэтому следует привести несколько определений понимания термина «проблема»и «потребность».

В словаре русского языка С.И.Ожегова термин «проблема» определяется как: «сложный вопрос, задача, требующая разрешения и исследования»[57].

В словаре The American Heritage Dictionary of the English Language проблема — это: «Вопрос, касающийся ситуации, которая представляет собой неуверенность, трудности, вопрос, который вызывает потребности в его рассмотрении, дискуссии и решения»[58]. Определение термина «проблема» означает необходимость углубиться в области психологических исследований, касающихся психологии воспитания, психологии мышления, изучения путей решения интеллектуальных задач, но также и проблем личностного плана, формирования и воспитания мотивации (как воспитанника, так и воспитателя).

Во введении к опроснику авторы отмечают, что определение термина «проблема» с позиции обыденного понимания требует использовать материалы психологических и социологических исследований мышления, которые занимаются изучением путей решения интеллектуальных проблем, а также проблем личностного плана.

Определением понятия «проблема» занимался целый ряд психологов как у нас, так и за рубежом: Dorner попытался формализовать и свести высказывания различных авторов по этому вопросу. Он выделяет три компонента понятия «проблема»: 1) нежелательное начальное состояние субъекта; 2) желательное окончание этого состояния; 3) выделение барьеров, которые мешают переходу от первого состояния ко второму[59].

Авторы опросника взяли за основание эту дефиницию проблемы, что отразилось в содержании вопросов, включенных в анкету. Целью анкеты является не только выяснение объективно существующих психологических проблем детей подросткового возраста, но и того, как дети ее субъективно переживают. В связи с этим в анализе высказываний детей на первый план выступают психологические проблемы потребностей подростков и степень их удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребность как состояние нужды в объективных условиях жизни, предметах, объектах, людях является условием развития активности человека, но в то же время и причиной появления проблем, трудностей, которые ему предстоит решать.

Изучение потребностей человека, их градация и зависимость от социальных условий жизни индивида проводились целым рядом психологов.

К. Levin, H. Rohracher выделили производные и промежуточные преходящие потребности, выражающиеся в намерениях, а Н.Rohracher считал потребности и интересы не чем иным, как мотивами деятельности, которые выступают как первоначальные состояния волевых процессов[60].

А.Н. Леонтьев определял потребность как мотив, обозначая то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, т.е. как на побуждение ее[61].

F. Dorsch рассматривал потребность как «переживание чего-то нехватающего и стремление устранения этого, освобождение от связанного с этим чувства неудовлетворенности»[62].

Таким образом, можно сказать, что неудовлетворенная потребность для человека становится проблемой и остается до тех пор, пока ему не удастся удовлетворить ее.

Наиболее известна теория потребностей A. Maslow[63], раскрытая им в книге «Мотивация и личность». Он представляет обобщенную классификацию потребностей, выделяя иерархическую структуру потребностей пяти уровней. А. Маслоу рассматривал выделенную им структуру потребностей как систему постепенного развития потребностей в процессе роста и социализации ребенка и представил ее в виде схемы, отражающей психическое развитие.

Эта схема показывает, что речь идет не о резко разграниченных областях потребностей, а постепенно меняющихся господствующих потребностях, в процессе воспитания развития ребенка: физиологическая (1 уровень), потребность в безопасности (2 уровень), потребность в социальных связях и общении (3 уровень), потребность в самоуважении и признании (4 уровень) и потребность в самоактуализации (5 уровень) Авторы анкеты добавляют еще одну более высокую потребность — это потребность в понимании мира и жизненных ситуаций.

Проведенное анкетирование детей с глубокими нарушениями зрения показывает, что практически все выделенные в анкете проблемы в той или иной форме нашли отражение в ответах подростков. Среднее количество выделенных детьми проблем и трудностей варьируется в пределах 50 % от выделенных в анкете, хотя разброс при обсуждении конкретных тем бывает очень велик.

Проведенное А.И. Захаровым исследование детей в массовой школе показывает, что 42 % детей имеют различные проблемы, что свидетельствует о наличии близкой количественной характеристики нормально видящих и детей с нарушенным зрением.

Приступая к анализу реальных проблем, связанных с неудовлетворенностью у подростков с нарушением зрения потребностей, следует сказать, что в каждом из разделов анкеты, касающихся разных потребностей, выделены направления, по которым идет их рассмотрение:

—с позиции самого подростка — раздел «обо мне»;

—проблемы, возникающие у подростка с родителями и семьей, с классным коллективом и учителями, друзьями и подругами, в общении с внешним миром и окружающими людьми и т.д.

Эти проблемы выступают в каждом из разделов анкеты по-разному, показывая, например, неудовлетворенность в безопасности, в социальных связях и отношениях, в общении, в самоуважении и признании, в самоактуализации и т.д.

Выяснение психологических проблем у слепых и слабовидящих подростков и причин их возникновения позволяет воспитателям изменять условия их появления, кроющиеся в их отношениях с подростками, в отношениях подростков между собой, с родителями, с отношением подростка к самому себе, своему дефекту, т.е. изменять психологию воспитания и самовоспитания детей с нарушениями зрения.

Проблемы, выявленные у подростков с нарушением зрения, связанные с неудовлетворением потребности в безопасности. Одно из важных и главных мест этого раздела анкеты в высказываниях подростков занимают беспокойство, страх и боязнь за свое будущее, что выражается в неуверенности правильного выбора своей будущей профессии в соответствии с интересами и собственными способностями. 50,7 % подростков, и девочки и мальчики поровну, высказывают свою озабоченность тем, смогут ли они работать в той области, в которой им хочется.

Эти данные согласуются с нашими исследованиями мотивации учебной деятельности учащихся старших классов школы слепых и слабовидящих, где отмечается значимое место для их будущего получаемой профессии[64].

Американский тифлолог Jervis также говорит, что большинство слепых выражают беспокойство или неуверенность в своем будущем, в то время как зрячие дети достаточно позитивны в своих высказываниях о будущем[65]. Эти материалы четко показывают нерешенные задачи личностной готовности подростков с нарушением зрения к самостоятельной жизни и выбору профессии, а также настоятельные требования к учителям и воспитателям направить свои усилия на более серьезную подготовку детей как в плане обучения, так и в плане воспитания личностных качеств, связанных с уверенностью в своем будущем, возможности получения престижной профессии.

Наличие потребности в своей безопасности и страх перед будущим выявляются также в сомнениях, которые подростки высказывают о том, смогут ли они добиться успеха в какой-либо профессии и не попадут ли они на «скользкую дорожку». Таких подростков довольно много — 47 % и 48 %, а это уже близко к половине всех исследуемых детей.

Однако страх перед будущим сочетается с беспокойством о настоящем. Задумываясь над проблемами их жизни в настоящее время в интернате, они часто с ностальгией вспоминают о прошлых благополучных и счастливых днях в дошкольных учреждениях или е семье, сравнивают их с тем, что они испытывают и чувствуют сейчас, что также показывает их неудовлетворенную потребность в безопасности в плане их личных интересов и личной неприкосновенности в школе-интернате. Таких детей также около половины (49,3 %).

Эти высказывания дают повод думать о том, что в процессе воспитания недостаточно уделяется внимание самочувствию подростка в коллективе класса, а учителям и воспитателям следует больше интересоваться интересами детей, изучать их склонности, а также смягчать, нивелировать, устранять трудности взаимоотношений в коллективе, исключать условия, которые не создают у детей чувства защищенности.

Нельзя не говорить и о группе таких подростков, чьи переживания, связанные с неудовлетворенностью современной их жизнью, настолько сильны, что им порой, как они выражаются, «не хочется жить», особенно, когда это связано с какими-либо неудачами. 42,7 % подростков, выражая эту позицию, свидетельствуют о том, что достаточно большая их группа находится порой в глубокой депрессии, в состоянии отчаяния. И на эту группу следует обратить особое внимание, проводить с ними работу по психокоррекции и оказывать своевременную психологическую помощь. Нужно сказать, что большинство детей, высказавших подобную мысль, отмечают, что такое состояние появляется лишь порой, в случаях, связанных с неудачами в школьных занятиях или в отношениях с одноклассниками, что свидетельствует о неустойчивости, лабильности психических состояний детей.

Многие факты их жизни и неудовлетворенность потребностей подростки связывают с особенностями своих личных качеств, которые они оценивают недостаточно высоко. В этом возрасте они начинают анализировать и осознавать свои особенности, личные качества, понимать и оценивать возникающие у них проблемы, связанные трудностями зрительного восприятия и их влиянием на будущее. В первую очередь, такой самоанализ свойственен подросткам-девочкам. Из 35 детей 26 девочек и только 9 мальчиков отмечают и четко понимают наличие у них проблем, которые им приходится ежедневно решать. При этом подростки показывают высокий уровень уверенности в своих убеждениях, заключениях, в понимании и знании себя как личности. Общее число таких детей почти 90 %.

В какой-то мере здесь проявляется противоречие с высказываниями, где девочки показали лучшее осознание своего положения и знание своих проблем. Однако в ответах мальчиков чувствуется желание проявить свою мужественность, мужскую настойчивость, уверенность и силу.

И все-таки, несмотря на общее, почти поголовное высказывание о том, что они знают и понимают свои особенности и свой характер, среди подростков с нарушением зрения имеется группа детей (25,3 % всех обследованных), не уверенных в том, что они знают и чувствуют, как надо вести себя в различных жизненных ситуациях и правильно их оценивать. Однако по сравнению с предыдущей группой детей их значительно меньше.

В этих высказываниях проявилась противоречивость взглядов подростка на себя: с одной стороны, большинство детей хотя и верят в то, что они хорошо знают себя, верят в возможность решать жизненные проблемы, однако при ответах на частные, конкретные практические вопросы они показывают свою неуверенность в разрешении возникающих жизненных ситуаций, что свидетельствует о недостаточном знании своих возможностей в практической их реализации. В этом проявляются трудности детей, которые ставят перед воспитателями и психологами задачу формирования у подростков с нарушением зрения реальной самооценки и уверенности в возможности преодолеть чувство неверия в своих способностях и осуществлять реальный анализ возникающих жизненных ситуаций, разрешая трудности в практическом плане.

О некоторой неуверенности в себе и в своих действиях говорят также данные о том, что многие дети при общении (56 %) легко смущаются, краснеют, обижаются и замыкаются в себе.

Все приведенные данные и высказывания детей говорят о том, что представления подростков о своей личности, о своих качествах и возможностях еще находятся в стадии формирования, порой противоречивы, нечетки, неясны. Однако ярко проявляется стремление решать проблемы, связанные с воспитанием уверенности в своих силах и развитием у себя положительных качеств, но при этом они нуждаются в опоре на доброжелательную поддержку учителей и воспитателей.

Потребность в безопасности, в самосохранении себя как личности, как индивида, как человека со своими особенностями и правами очень четко проявляется в условиях школы, в процессе получения знаний.

Вопрос успеваемости подростков, усвоения ими знаний как основы их дальнейших жизненных успехов отражает проблему их безопасности, определяет дальнейшее их профессиональное устройство. И в этом плане у подростков оказывается меньше проблем, чем в других областях, связанных с пребыванием в школе-интернате.

Так, только 9,3 % подростков показали, что боятся классной работы; 16 % боятся задавать учителям на уроках вопросы, чтобы не показать свою некомпетентность в изучаемом материале.

Несколько большее число подростков (25,3 %) нуждаются в большем индивидуальном внимании во время классных занятий. При выполнении домашних работ подростки с нарушением зрения требуют внимания и от воспитателей (36 %), и от одноклассников (50,7 %). Дети объясняют это большим объемом домашних заданий и плохим психическим состоянием во время классной работы, когда, как они говорят, порой «ничего не соображают» (50,3%) и плохо усваивают новый материал, излагавшийся на уроке, или когда их мысли были заняты не материалами урока, а более важными, с их точки зрения, проблемами (например, здоровья). Однако эти данные говорят также и о том, что дети легче обращаются за помощью к соученикам и стараются избегать необходимости показать свою некомпетентность учителю и воспитателю. Многие дети нервничают перед контрольными работами, что совершенно естественно, и таких детей больше половины (50,9 %).

Однако обращает на себя внимание тот факт, что такое состояние сильно сказывается на/результатах работы подростков с нарушением зрения. Дети отмечают, несмотря на то, что они сосредоточиваются на выполнении работы, стараются выполнять задания, все-таки получают за них плохие оценки (56 %). Подростки не только боятся показать свою некомпетентность, но и не хотят проявлять свои способности и таланты, положительные качества своей личности. Однако таких детей значительно меньше (13,3 %).

Анализ ответов подростков, касающихся обучения, получения ими знаний, показывает настоятельную необходимость индивидуальной работы учителей с учащимися не только на уроке, но и воспитателей во внеклассное время. Эта мысль не нова, об индивидуализации обучения детей с нарушениями зрения говорила еще М.И. Земцова более тридцати лет назад. Однако до сих пор проблема остается нерешенной, и школа должна изменить подход к индивидуализации обучения и воспитания, создавать несколько программ в пределах каждого класса, индивидуальные нагрузки и задания в соответствии с особенностями детей. Непосильность нагрузки создает у подростков чувство неудовлетворенности и неуверенности в своем будущем.

Несмотря на то, что дети с нарушением зрения живут в интернатах, порой значительно удаленных от места жительства родителей, положение семьи, отношения родителей между собой, отношения с братьями и сестрами волнуют подростков, заставляют их задумываться о своем будущем, о жизни в семье в каникулярное время, а также после окончания учебы.

Поэтому семейные отношения представляют для подростков с нарушением зрения проблему, также связанную с их безопасностью как в настоящее время, так и в будущем. Их волнует вопрос и о том, какая обстановка в семье, как часто ссорятся родители, не собираются ли они разводиться. Около трети учащихся отвечают на этот вопрос: «Да, волнует» (29,3 %; 26,7 %).

Их тревожит вопрос о том, что с их родителями что-то может случиться, но они отбрасывают и не отвечают на вопрос, связанный с потерей всех родных: отца, матери, сестер, братьев. Трудно предположить, что это для них ничего не значит, скорее всего они отбрасывают такую возможность, боятся об этом думать и не могут представить себе свое положение при таких серьезных трагических событиях.

Детей волнуют практические и близкие им в настоящее время такие проблемы, как: понимают ли их родители, доверяют ли им. Пятая часть детей считает, что родители их не понимают и не доверяют им. Дети убеждены, что родители не ожидают от них больших успехов в учебе и дальнейшей жизни, что вызывает у них нежелание общения с родными. Подростки начинают искать тех взрослых, которые становятся для них более значимыми людьми, тех, кто ожидает от них успехов в разрешении жизненных трудностей. Кроме того, страх перед физическими наказаниями родителей за свое поведение (21,3 %) или за плохие оценки (28 %) показали около четверти всех опрошенных детей, что усугубляет их недоверие к родителям.

Подросткам с нарушением зрения, живущим в интернатах, не хватает внимания со стороны родителей. 44 % детей считают, что родители должны уделять им больше внимания, больше проявлять заботу о них, чаще их посещать в интернате. Однако внимание и забота не должны выливаться в навязывание своего мнения. Дети показывают свою ярко выраженную позицию в том, что родители должны прислушиваться к запросам подростков, учитывать их особенности как личностного порядка, так и учитывать особенность жизни в интернате, давать им больше самостоятельности, не давить на них. Этой точки зрения придерживается больше половины подростков (56 %).

Это же относится и к тем сложным проблемам, когда у ребенка что-то не ладится при обучении в школе (41,3 %) или в общении с одноклассниками, хотя подростки знают, что, кроме их проблем, у родителей есть свои заботы, свои тайны от детей.

Неудовлетворенность потребности в помощи со стороны семьи и родителей в разрешении проблем, возникающих у подростка в школе, направляет его внимание на поиски друга или подруги среди сверстников. У большинства детей (66,6 %) есть друзья и подруги, и они очень боятся их потерять. Общение в диаде с другом или подругой также связано с появлением межличностных проблем. Не все вопросы могут удовлетворительно решаться в таких диадах, особенно при взаимоотношении полов.

Возникает другая проблема: поиск значимого авторитетного «другого», способного помочь подростку в разрешении проблем в системе межличностных отношений. Подросток ищет того, кто мог бы быть ему примером, судьей, высшей инстанцией, того, кому он беспредельно доверял бы. 54,6% детей отмечают, что им недостает такого друга, с кем он мог бы обсудить все свои проблемы, кто мог бы стать для него примером и чье мнение для него стало бы неоспоримым.

Значимые идеи и теоретические признаваемые позиции только тогда для него действенны, когда они воплощаются в конкретном, зримом человеке — авторитете.

Это свидетельствует об их неуверенности в себе в настоящее время, о желании установить свою личную независимую позицию с опорой на значимого авторитетного для него друга.

Позиция неуверенности в себе подростков с нарушением зрения при осуществлении межличностных отношений с родителями, учителями и воспитателями обостряет психологическую проблему воспитания в стенах интерната, ставит задачу создания атмосферы понимания и доверия, что требует серьезного изучения личности подростка всем коллективом воспитателей, его потребностей, расширения возможностей проявления самостоятельности, что будет способствовать формированию понимания у детей своих возможностей на основе компенсаторного развития. Второй вопрос — это необходимость влияния учителей и воспитателей на семью и ее взаимоотношения с их воспитанниками.

В анкете есть целый ряд вопросов, к которым подростки еще не готовы. Это, в первую очередь, секс: страх перед сексуальными представлениями и своими сексуальными проявлениями, трудность даже говорить о сексуальных вопросах, об отношениях полов, о своих чувствах, связанных с общением с одноклассниками противоположного пола.

Эти факты также свидетельствуют о том, что подростки еще находятся в стадии адаптации личности и только подходят к стадии индивидуализации. Эти факты нашли отражение также в работах И.Г. Корниловой и Е.А. Морозовой[66].

Подростки с нарушением зрения понимают, что в физическом и медицинском планах они отличаются от нормально видящих детей. Поэтому вопросы личной безопасности их волнуют с нескольких позиций. Во-первых, как долго они будут жить, насколько нарушения зрения могут повлиять на продолжительность их жизни? Они задают себе такие вопросы, значит, у них существует такая проблема, но большинство из них считают, что долголетие и продолжительность жизни не связаны со зрительными нарушениями. 76 % детей отвечают на него: «Да, они долго будут жить». Хотя и не раскрывают, что для них значит «долго», однако более половины подростков часто чувствуют себя больными и нездоровыми (64 %).

Им часто приходится встречаться с врачами, быть в больницах, это, по-видимому, становится для них обычным явлением, и поэтому только 33,3 % детей боятся врачей и больниц, но зато более половины подростков боятся за свою жизнь, боятся серьезно заболеть, плохо спят ночью, боятся умереть. Как видно из высказываний и обсуждения подобных вопросов у подростков с нарушением зрения, в их жизни и мыслях много противоречивого, нерешенного, неясного и для них эмоционально неприемлемого, особенно когда они начинают анализировать себя, свое положение среди зрячих, прогнозировать свое будущее. Это говорит о том, что у детей продолжается адаптация к условиям жизни при наличии глубоких нарушений зрения. В процессе воспитания в школе-интернате выделенные трудности и проблемы должны найти свое решение, основываясь на изучении и знании индивидуальных и специфических особенностей подростков.

Проблемы подростков, связанные с неудовлетворенностью потребности в общении и любви. Проблемы общения, отношений с различными социальными группами людей, любви и привязанности являются одним из важнейших направлений, изучаемых психологией.

Г.М. Андреева определяет построение таких отношений как «вхождение индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний», т.е. как социализацию[67].

Для детей с нарушением зрения социализация является средством абилитации и реабилитации, средством вхождения в мир зрячих.

Поэтому проблемы подростков, связанные с неудовлетворенностью потребности в общении, отношениях с окружающими людьми, в любви, говорят о трудностях их социализации. И это часто зависит не только от самих подростков, но и от других, находящихся рядом с ними людей. Эти двусторонние отношения и причины нарушения таких связей, а также неудовлетворенность детей надо искать не только в самих подростках, но и в том окружении, с которым они общаются. Поэтому воспитание у подростков доброжелательности и положительно окрашенного общения должно быть направлено на организацию, создание условий для его развития и распространяться на все окружение детей: самих воспитателей, учителей, родителей.

Исследования общения детей с нарушением зрения разных возрастов показывают, что оно для многих является проблемой в связи с неравномерностью развития у них средств общения, недостатками или ограничением неречевого общения и его понимания самим подростком и другими людьми, хотя общение для лиц с нарушением зрения является важным и мощным средством получения информации как о событиях внешнего мира, так и о собеседнике, его эмоциях, внутреннем мире и становится источником понимания отношения к себе и другим членам коллектива, в котором они живут.

Большое место занимает в жизни подростка, живущего в интернате, общение с семьей, родителями. Сами дети стремятся понять и активно развивать свои отношения с родителями несмотря на то, что большую часть времени они находятся в интернате. Общение с родителями, их эмоциональная связь с ними, забота и внимание со стороны родителей — это то, что подросткам хотелось бы постоянно чувствовать к себе со стороны семьи. Однако 68 % подростков отмечают, что им недостает внимания со стороны родителей, они хотят больше с ними встречаться, общаться, видеть их и чувствовать их заботу.

Им хочется, чтобы родители охотно проводили с ними свое свободное время, играли с ними, выходили на прогулку.

Но больше четверти подростков (37,3 %) говорят о том, что родители детей, находящихся в интернате, вообще мало внимания уделяют своим детям, а 13,3 % детей с горечью отмечают, что родители вообще редко бывают с ними.

В результате недостаточного общения детей с родителями, из-за малого внимания к ним со стороны отца или матери у значительного количества детей нет взаимного понимания и, естественно, положительного эмоционального отношения детей к родителям. Поэтому подростки, например, на вопрос «Боишься ли ты, что твои родители устают после работы» в 81,3 % случаях отвечают «нет».

Работа воспитателей с родителями в таких случаях является основой воспитательного воздействия на подростка. Изменение отношения родителей позволит способствовать формированию у ребенка чувств привязанности, близости и взаимопонимания с семьей.

Жизнь в интернате поневоле заставляет подростков в основном общаться в школе, в классном коллективе, в группировках по интересам и, конечно, в индивидуальном общении как с друзьями, так и с лицами противоположного пола. Можно ли сказать, что серьезные нарушения зрения мешают подросткам в общении, во вхождении в новый коллектив или в группу одноклассников по общим интересам? Однозначного ответа здесь нет и не может быть. Хотя около трети подростков отмечают, что им сложно и даже трудно начинать дружбу, более половины (64, %) выражают желание иметь больше друзей для игр и развлечений. 48 % из них говорят о том, что им не хватает места в интернате для встреч со сверстниками, для проведения свободного от занятий времени. Им не хватает и тех, с кем они охотно пошли бы на дискотеку или в кино (44 %).

Эти материалы говорят о том, что в школе-интернате у подростков возникает достаточно большая неудовлетворенность в общении, и показывают направления воспитательной работы не только в организации условий для общения, но и в расширении его рамок, включении детей в новые виды деятельности и занятий, позволяющие детям познакомиться с широким кругом людей вне стен интерната.

Однако, несмотря на высказанную неудовлетворенность в общении, большинство подростков, анализируя свои отношения в классе, считают их хорошими, а коллектив — сплоченным.

Только небольшая группа учащихся (16 %) не удовлетворена отношениями в классном коллективе, поскольку они не смогли войти в него, не сумели найти общего понимания с большинством своих соучеников и даже считают, что одноклассники к ним плохо относятся. Почти все эти дети чувствуют себя отстраненными от своих одноклассников, изолированными от коллектива, а 32,3 % детей чувствуют себя в классном коллективе одинокими, поскольку их не приглашают играть в разные игры, участвовать в общих мероприятиях. Считая себя обиженными, они сами не проявляют активности, и цель воспитателей в таких случаях состоит в нахождении путей убеждения подростков не ждать от других желания с ними контактировать, а самим идти навстречу коллективу учащихся.

Дети видят в школах многочисленные группировки по интересам. В некоторых группировках они хотели бы участвовать, и практически половина интервьюированных подростков входят в какую-либо группу. Однако вхождение в группу, причастность к ней еще не означают удовлетворения потребности в общении. Так, из той половины, что считают себя входящими в различные группы по интересам, 21,3 % подростков чувствуют там себя одиноко. Этот факт говорит о том, что у детей есть большая потребность общаться со сверстниками, но они еще не владеют способами и путями нахождения общих интересов, дающих им основание вступать в более широкое и тесное общение с интересующей их группой.

Подростковый возраст — это возраст развития и укрепления дружеских связей, появляющегося интереса к противоположному полу. Общение в индивидуальных формах, в диадах представляет для них особую важность и ценность, укрепляет их собственное представление о себе, о своей ценности, позволяет почувствовать удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своим общением и отношениями с людьми, их окружающими.

86,6 % подростков говорят о наличии у них друга или подруги, хотя имеются и высказывания о том, что в их жизни им не хватает друга, сетуют на то, что у них мало, недостаточно времени для общения со своими друзьями. 42,6 % подростков говорят о том, что им хочется чаще быть со своими друзьями, они тоскуют по другу или подруге.

Мальчики и девочки подросткового возраста мечтают о любви, задумываются о том, как обратить на себя внимание интересующего их человека.

При ответе на вопросы, касающиеся отношений с соучениками и жизненных ситуаций, возникающих при встречах с другим полом, большинство мальчиков и девочек (66,6%) чувствуют, что их лучше понимают и разделяют их взгляды друзья и подруги другого пола

С другой стороны, у четверти детей есть трудности, связанные с реализацией желания первыми заговорить с мальчиком или девочкой, возникает чувство недовольства собой, своей внешностью, внутренней заторможенностью, что приводит их к мысли о том, что у них нет шансов быть замеченными лицами противоположного пола.

Желание не только получить удовлетворение от общения, но дать радость общения другому свойственно подросткам с нарушением зрения. Мысль о том, как можно помочь друзьям и знакомым, характерна для 80 % подростков. Им свойственны также переживания за тех, с кем плохо обращаются другие (65,3 %), сопереживание и помощь, стремление не обижать даже тех людей, которые им не интересны, с которыми они не имеют дружеских отношений. Особое и очень важное место занимает в жизни подростка забота о ком-либо. В том числе о животных и птицах, к которым он мог бы проявить свое внимание и любовь. И одной из причин большого внимания к этим вопросам является чувство одиночества, ощущение недостатка внимания к подросткам с нарушением зрения со стороны близких и знакомых.

Mayadas (1972) провела и руководила обучением согласию, синхронности, конгруэнтности друге другом слепых детей и пыталась снять различия между ролью, которую дети хотят играть, и тем, что они есть на самом деле. Ее исследование показывает и поддерживает вариацию теории «значимых других людей» и их роль для детей с нарушением зрения. Огромное значение она отводит конгруэнтному поведению слепых взрослых из школы, тех, кто становится для детей особенно значимым. Это способствует эффективной социализации детей с нарушением зрения.

Трудности и проблемы общения слепых и слабовидящих детей подросткового возраста с окружающими людьми, как со своими родными, так и с учениками, учителями, воспитателями и другими людьми, выявляющиеся в их высказываниях, показывают, в первую очередь, острое желание общаться, понимание важности общения для полноты своей эмоциональной и интеллектуальной жизни, но также и боязнь общения, отсутствие или недостаток средств общения, использование, по большей мере, только речевого, что не всегда позволяет осуществить более тесную и желаемую связь с собеседником.

Эти данные показывают огромное значение коррекционной воспитательной работы с подростками по обучению их средствам общения как речевым, так и неречевым, социальным навыкам поведения в коллективах знакомых и незнакомых людей, по преодолению у детей комплексов неполноценности, связанных со зрительным дефектом, если они возникли.

Удовлетворенность подростка с нарушением зрении в оценке его личности и деятельности. Анализ ответов подростков на вопросы анкеты об оценке своей личности и ее качеств как самими детьми, так и сверстниками, и воспитателями, и родителями показывает, что для них первое и важное значение имеет своя самооценка.

В редких случаях подростки не удовлетворены своими качествами личности. Общая оценка качеств своей личности у большинства подростков с нарушением зрения оптимистична (более 60 %), хотя практически во всех ответах имеются некоторые негативные и пессимистические оценки отдельных своих качеств. У части детей чувствуется недоверие к себе, неверие в свои силы и возможности, что в значительной степени снижает их активность во всех областях жизни и деятельности. Поэтому от воспитателей требуется внимание к формированию положительного отношения к себе, своим способностям, к возможности развивать положительные качества и положительное отношение к своему окружению, реальное понимание значения дефекта зрения и возможности его компенсации. Еще не у всех подростков с нарушением зрения решены основные проблемы перехода к новой стадии развития личности — индивидуализации — для детей характерны свойства адаптационного периода в развитии личности.

Одним из ярких показателей того, что подростки с нарушением зрения еще находятся на стадии адаптации личности к условиям дефекта и окружению в условиях интерната и только начинают осознавать необходимость становления своей индивидуальности со своими своеобразными качествами, является отношение подростков к себе, как к маленьким детям. Четверть мальчиков и девочек сами себя считают маленькими детьми, требующими заботы со стороны.

И в этом их поддерживают родители. Таких родителей даже больше, чем четверть. Среди подростков девочки чаще считают себя маленькими детьми, в то время как родители наоборот отмечают, что мальчики-подростки ведут себя как маленькие дети в большем числе случаев.

Отношение к себе, как к еще маленькому ребенку, выражается у подростков в противоречии самооценок, в недооценке своего физического развития, спортивности, коммуникабельности, в потребности помощи со стороны родителей, учителей и товарищей.

При переходе к подростковому возрасту дети начинают чаще обращать внимание на свои внешние качества. Это, безусловно, касается и детей со зрительными нарушениями.

Более трети учащихся считают свою фигуру нескладной (34 %) и себя некрасивыми (33,3 %). 42,6 % подростков считают себя физически несовершенными, слабыми, что достаточно прямо можно связать с влиянием нарушения зрения на мобильность, подвижность, склонность к сколиозам и другим вторичным проявлениям нарушения зрения.

Дети прекрасно это понимают и говорят о том, что хотели бы быть более спортивными, подтянутыми (45,3 %), отмечая неудовлетворенность своим внешним видом и считая, что возможность лучше одеваться может скомпенсировать недостатки их внешнего вида, связанного с нарушениями зрения (77,3 %).

Оценивая свои интеллектуальные и личностные качества, подростки в большинстве случаев высказывались положительно. Хотя нужно отметить, что и вопросы были поставлены очень остро и требовали от подростка показать не только свои положительные, но и негативные качества и проблемы. Например на вопрос: «Ты хорошо или плохо можешь выражать в речи то, что ты переживаешь и о чем думаешь?» — 44,3 % детей ответили: «Плохо», из них 28 % мальчиков. Это, безусловно, говорит о том, что проблема изложения в речи событий из своей жизни и своих переживаний является острой и в подростковом возрасте, в то время как и в младшем школьном возрасте они страдали этим в большей степени. Подростки с трудом описывали реальные события из их жизни, но достаточно легко и литературно пересказывали прочитанные тексты.

Подростки, в отличие от младших школьников, активно занимаются самоанализом, определяя не только свои положительные и сильные стороны личности, но также недостатки и слабости.

Соотношение сильных и слабых сторон своих личностных качеств в их высказываниях — 70 % и 30 %. Эти данные еще раз подчеркивают, что в целом у подростков превалирует стремление выделять свое «Я», придавать своей личности оптимистические ноты.

Анализ и оценка своих личностных и интеллектуальных качеств, а также социального поведения приводят их к выводу о том, что они во многом могут доверять себе, своим впечатлениям и суждениям. Только 21,6 % мальчиков говорят о том, что не могут во всем доверять своим личным впечатлениям. Такое отношение также свидетельствует о внимании этих подростков к своей личности, своему поведению, желанию понять самого себя и оценить, что свидетельствует уже о переходе к серьезной оценке себя и своего поведения в обществе. Критичное отношение к своим действиям характерно для 90 % подростков: они переживают, если что-то не так делают, и это угнетает их. Тем более подростки достаточно открыто говорят о том, что им приходится лгать в беседах о своих поступках и мыслях и в таких случаях их совесть неспокойна, а 36,6 % отмечают, что лгут довольно часто, потому что боятся отказывать в просьбах своим сверстникам и взрослым (45,3 %). Этот факт дает основание высказать мысль о том, что подростки, если не стесняются, то хотят скрыть свой дефект зрения и отсутствие некоторых знаний, связанных с нарушением зрительной перцепции, а для себя — это оправдание дефектом зрения своего отношения и отказа выполнить просьбы сверстников и взрослых.

Анализ ответов подростков выявил также определенную группу подростков, пессимистически оценивающих свои способности и личные качества, жизнь в будущем. Так, 36 % подростков считают, что они вообще никуда не годятся, 38,6 % — характеризуют себя как неудачников, 64 % — оценивают появление нелепых мыслей, связанных с фантазиями, 48 % подростков говорят, что в дальнейшем их жизнь станет не легче, а труднее, несмотря на то что они сами хотят ее улучшить, а 36 % детей вообще относят себя к тупым, глупым, отличным от своих одноклассников. Гораздо большая группа подростков, анализируя свои успехи в учебе, в отношениях со сверстниками, взрослыми, как с нарушением зрения, так и со зрячими, не только оптимистичны в своем будущем, но и высоко оценивают свои личностные и интеллектуальные качества, даже хвалятся перед другими (65,3 %). Эти данные еще раз показывают противоречивость оценок детьми своих личностных качеств и своих возможностей.

Чтобы выделить оценки подростков своими одноклассниками, необходимо проанализировать не только прямые высказывания интервьюированных детей, но и их реакции и комментарии на отношение к ним соучеников, проанализировать косвенные вопросы, в которых проявляется отношение к ним их товарищей.

Количество детей, отвечающих на вопросы, требующих признать негативные оценки своей личности со стороны одноклассников, показывает, что таких детей в школах не более одной четверти, что свидетельствует о доброжелательной атмосфере, созданной в школах, о том, что она превалирует в отношениях подростков, в группах одноклассников и коллективе учителей.

Какие же отношения и оценки подростков одноклассниками волнуют их больше всего?

Во-первых, утверждая в поведении и в учебе свою самостоятельность, самобытность и независимость, они переживают, когда о них идут разговоры, обсуждения их поступков, просто болтают. 48 % детей высказывают этим свое недовольство.

Отношение одноклассников к подростку как к человеку, в чем-то отличающемуся от своих сверстников, выделяющемуся из их среды, считающих его «не как все», а порой даже сумасбродным, волнует и тревожит подростков (33,3 %). Это ранит их, особенно, если они слышат от других высказывания типа: «Ты ничего не понимаешь!» (30,6 %). Треть подростков боятся быть непризнанными членами своей группы, своего класса и недовольны этим, так как считают себя достойными признания своими сверстниками (33,3 %).

Недовольство и неудовлетворенность подростков отношением к ним со стороны соучеников вызывает и тот факт, что им присваивают какое-либо прозвище, они считают это кличкой, обижаются на него, хотя прозвища бывают и ласковые. Выставление подростка смешным перед своими одноклассниками и товарищами говорит о его оценке, как несоответствующей общим представлениям класса о его поведении, принятом в их сообществе. 33,3 % детей отмечают, что их порой высмеивают и даже злорадствуют, когда они с чем-нибудь не справляются (22,6 %), а старшие ребята срывают на них злость (22,6 %).

Как видно из приведенных материалов, таких детей не много но они есть. И эти факты особенно должны быть тревожны для учителей и воспитателей интерната, т.к. такие отношения создают недовольство, тревожность и беспокойство во всем коллективе.

Более четверти детей считают себя недостаточно способными из-за того, что проигрывают в различных играх (25,3 %), переживают из-за оценки другими их фигуры; четверть подростков считают себя спорщиками, способными поссориться и постоять за свои мысли, убеждения, оправдать свое поведение. Это относится даже к самым близким друзьям и подругам, пожалуй, в большей степени, т.к. к ним у подростков особое чувство, особое отношение, тем более, что почти у всех испытуемых есть или друг, или подруга.

66,6 % подростков носят очки, но это мало кого раздражает, поскольку они достаточно хорошо понимают их необходимость в любых видах деятельности и при общении с окружающими людьми.

Неуверенность подростка при высказывании своего мнения о событиях, людях, его окружающих, и друзьях одноклассники считают недостатком твердости и понимания в оценке событий, слабостью убеждений как своих, так и товарищей (21,3 %).

Наконец, четверть подростков считают, что все-таки все окружающие безразличны или против тебя, что ты лишь формально находишься в коллективе группы, не принят в коллектив. Хотя 57,3 %,т.е. больше половины подростков, входят в какую-либо группу.

Это противоречие достаточно характерно для подростков, тем более, что, находясь в группе, некоторые из них не чувствуют себя ее частью, соучастниками в общих делах. Особенно, когда это касается нажима со стороны членов группы, чтобы подросток начал курить, употреблять алкоголь и наркотики. К сожалению, 17,3 % детей чувствуют этот нажим со стороны своих товарищей.

Вопросы оценки своей спортивности, игры в футбол, баскетбол и другие спортивные игры, невозможность или даже вредность участия в этих играх из-за здоровья вызывают у некоторых соучеников пренебрежение, а сами подростки считают себя слабыми игроками в этих видах спорта, чувствуют негативное отношение и низкую оценку своих возможностей по сравнению с другими участниками спортивных занятий.

Такие высказывания отмечались только у мальчиков. А девочки вообще предпочитают не отвечать на вопросы, касающиеся их участия в спортивных играх, соревнованиях, требующих значительного напряжения: беге, прыжках, нагибаниях и других резких движениях. Все эти данные подчеркивают еще раз необходимость больше обращать внимание на физическую подготовку детей с нарушением зрения по специальным программам и с учетом медицинских показаний, что создаст более благоприятную и доброжелательную атмосферу в школе. Слабость организации физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения приводит к тому, что дети психологически страдают от своего физического несовершенства.

Оценка подростков родителями является важной и существенной частью становления самосознания. Помощь родителей в создании у подростка с нарушением зрения его значимости в жизни семьи, школы, осознании себя самостоятельной и ценной личностью особенно четко выявилась в позиции родителей по отношению к своим детям с нарушением зрения.

Признание подростков (76 %) в том, что родители относятся к ним как к серьезным людям, способным самостоятельно решать многие проблемы, связанные со школой и отношениями с товарищами, показывает, что для них это является положительной оценкой их личности, их поведения и отношения к школе и жизни.

Об этом свидетельствуют также высказывания о том, что дома в сделанных ими ошибках родители считают виноватыми самих детей, тем самым еще раз подчеркивая серьезное отношение к подросткам и воспитывая ответственность за свои поступки и поведение (36 %). Казалось бы эта позиция входит в противоречие с ранее высказанной мыслью о том, что четверть подростков считают себя маленькими. Однако следует видеть в признании родителями их серьезными людьми мотив, определяющий дальнейшее продвижение детей в развитии личности, самостоятельности и самодостаточности.

По мнению подростков, родители предъявляют к ним много претензий, с которыми они не всегда соглашаются. Так, родители считают, что все, что попадает в руки их детей, будет сломано (36 % высказываний), требуют от них рано ложиться спать (20 %), считают, что подростки должны беспрекословно слушаться своих родителей (53,3 %). Такое отношение родителей подростки оценивают как недоверие (22,6 %), поскольку многое им запрещают (29,3 %), вплоть до того, что дети должны дома молчать, держать «рот на замке» (21,3 %), не имеют права говорить дома все, что им захочется (45,3 %), не позволяют вступать в дискуссии с родителями и гостями (44 %) и т.д., что свидетельствует о противоречивости оценки детьми отношений к ним родителей.

Такое деспотичное отношение к подростку выражается также и в том, что родители хотят абсолютно все знать со своих детях, считая это заботой и желанием предупредить «неправильные» с их точки зрения поступки, и поэтому вмешиваются в их личную переписку (14,6%), не дают право выбора программы по телевидению (24 %), своей одежды (4,6 %) и т.д.

Однако небольшое количество детей, характеризующих такой авторитарный и деспотический стиль отношений со своими родителями, показывает, что он не является типичным для отношений и оценок родителями подростков с нарушением зрения и составляет суммарно не более одной пятой всех высказываний детей.

Большинство родителей (76 %) постоянно разговаривают с подростками об их успехах и неуспехах в школе, беспокоятся об их плохих отметках (58,6 %), помогают в восстановлении позиции хорошего ученика.

Заботясь о воспитании социальных навыков у подростков, родители включают их в уборку квартиры, самообслуживание и т.д. (48 %).

У большинства исследуемых подростков (80 %) есть братья и сестры, живущие, как правило, дома с родителями, но только 18,6 % детей отмечают, что родители любят больше братьев и сестер, чем их, а 21,3 % детей считают, что их братьям и сестрам живется лучше.

Несмотря на то, что братья и сестры жалуются на них родителям, что отмечается третью подростков, а сами учащиеся высказывают достаточное количество претензий в адрес родителей и отмечают, что не всегда их поступки оцениваются родителями положительно, что родители не дают детям порой принимать самостоятельные решения, только 22,6 % подростков считают, что их обижают в семье.

Подавляющее большинство подростков довольны тем, что родители разрешают иметь друга или подругу (92 %), интересуются ими (38,6 %). Однако часть подростков все же боится рассказывать родителям о своем друге или подруге (14,6 %), им бывает иногда стыдно за свою семью перед другими соучениками (25,3%), они мало получают из дома карманных денег (43,3 %).

Проблемы, возникающие в отношениях с родителями, одноклассниками, друзьями и подругами, достаточно часто вызывают у подростков с нарушением зрения подавленность настроения, желание устраниться от них до такой степени, что они готовы и хотят куда-либо убежать от этих трудностей и из дома, и из интерната. Нужно сказать, что 40 % подростков говорят о том, что порой у них появляется такое желание. Это довольно серьезный симптом, свидетельствующий о недостаточной организации психологической коррекции и воспитательной индивидуальной работы с подростками.

Проблема оценки личности и деятельности подростков учителями, так же как и в предыдущих разделах анализа, обсуждается и выводится на основании высказываний учащихся, в которых они могут выразить свое представление об отношении преподавателей к их учебной деятельности, поведению, отношению с одноклассниками и с самим учителем.

Нужно сказать, что треть всех опрошенных подростков задумываются и волнуются о том, как оценивают учителя их способности, возможности, как относятся к их недостаткам.

Дети оценивают отношение к ним учителей с позиций требовательности, строгости, справедливости. Лишь 10,6 % подростков считают учителей слишком строгими, а остальные отмечают их внимательность и доброжелательность к своим ученикам. В исследовании[68], посвященном ранжированию учащимися качеств личности учителя, на первые места подростки ставят справедливость, глубокие профессиональные знания, доброжелательность.

Ни один человек не сказал о том, что учителя чрезвычайно авторитарны и делают с учащимися все, что хотят. Однако, безусловно, никогда процесс взаимоотношений учителя и учащихся, особенно подросткового возраста, не бывает гладким, без конфликтов и недовольств с обеих сторон.

25,6 % подростков отмечают несправедливость некоторых учителей в оценках успеваемости, предвзятость отношений к отдельным учащимся, придирки к ним, даже высмеивание ответов учащихся (16,6 %).

В большинстве случаев при нарушениях дисциплины, срывах уроков и т.д. учителя, по мнению учащихся, чаще не ищут виновных учащихся, ответственных за конфликт с учителем и администрацией, а обращаются ко всему классу, в надежде, что дети сами постараются найти выход из неприятных ситуаций (61,3 %).

И все-таки подобные конфликты заставляют учителей выходить из себя по мелочам, вести себя неадекватно серьезности ситуации. Это отмечает треть всех респондентов.

Оценка детьми учебной нагрузки на уроках показывает тот факт, насколько учитель оценивает возможности детей справиться с предлагаемыми им заданиями во время урока. В большинстве случаев (72 %) дети не считают нагрузку большой, и только 28 % подростков все-таки оценивают ее как чрезмерную. Этот факт позволяет говорить о том, что в таких случаях учителя не учитывают более низкий темп работы учащихся с нарушениями зрения или меньшую подготовленность значительной группы учащихся к решению поставленных на уроках задач, в то время как эти дети требуют индивидуальной дозировки учебного материала. Такая оценка нагрузки учащихся на уроке характеризует недостаточное знание учителем возможностей подростков овладеть предлагаемым материалом. Поскольку более четверти детей считают классную нагрузку слишком большой, следует обратить внимание на этих учащихся, обеспечив им индивидуальные задания.

К тому же эти подростки отмечают затягивание уроков, что увеличивает им нагрузку, сокращая возможность отдохнуть после напряженной учебной работы. Это еще раз подчеркивает слабое знание учителями возможностей детей тем более, что достаточно большое количество учащихся школы имеют органические поражения ЦНС и другие заболевания, снижающие работоспособность подростков.

Те же дети и в том же количестве считают, что учителя также недостаточно учитывают их способности и возможности при заданиях на дом. Эта оценка заслуживает особого внимания и соотносится с теми данными, которые были получены ранее и показали, что один из наиболее значимых мотивов педагогической деятельности учителя специальной школы для детей с нарушением зрения, а именно понимание учащихся, изучение особенностей их развития и знание их возможностей, занимает, к сожалению, лишь 11-е из 14 мест.

В связи с трудностями и напряженностью работы на уроках и во внеклассное время многие учащиеся получают неудовлетворительные или плохие оценки своей деятельности несмотря на то, что они стараются выполнять классные и внеклассные работы. Это отмечают 56 % подростков.

25,3% подростков вынуждены часто думать о своих плохих оценках, переживают их получение, а 69,3% детей размышляют о различных способах получения хороших оценок. Многие считают, что должны быть, в первую очередь, более прилежными (бб,б %).

Таким образом, дети часто думают о своих недостатках и трудностях в учебе, имея в виду оценку их учебной деятельности значимых для них людей — учителей, ожидающих от них лучших успехов. Поэтому часть детей (25,3 %) затрудняются или не хотят высказывать свое мнение о школе, учителях, а ссылаются на свои индивидуальные трудности, например неумение выражать письменно свои мысли, боязнь неправильно отвечать на уроке, если не уверены в правильном ответе (37,3 %) и т.д.

Подростки говорят о том, что часто на уроках их мысли заняты чем-то другим (65,3 %), например как прогулять некоторые уроки, особенно, когда забывают выполнить домашнее задание.

В условиях школы-интерната это происходит не часто. Лишь 10 % подростков честно признались в этом.

Оценка своей учебной деятельности детьми в классе и вне класса и отношение учителей без должного внимания к их учебным нагрузкам позволили более четверти подростков пессимистически отметить, что они с трудом справляются с учебой, хотя на острый и провокационный вопрос: «Считаешь ли ты для себя бесполезным то, чему тебя учат в школе?» — 85 % учащихся ответили отрицательно.

Приведенные материалы с большой убедительностью и достоверностью показывают тесную связь формирования личностных качеств учащихся, их отношения к себе, своим способностям и к дефекту зрения с отношением учителя к детям, связь обучения и воспитания, зависимость психологического статуса детей от мотивации педагогической деятельности учителя, его оценки успехов своих учеников, знания их способностей, возможностей и ограничений, связанных с их дефектом зрения.

Проблемы, связанные с неудовлетворенностью потребностей подростков в самореализации. Возрастная периодизация развития личности и три ее фазы, описанные А. Б. Петровским, показывают, что для подросткового возраста характерной является вторая фаза развития и особенно важным становится индивидуализация, проявление и формирование своего собственного «я». Этот процесс приобретает отчетливую форму самоутверждения, самореализации в своих поступках, отношениях со взрослыми и сверстниками.

Проблемы самореализации подростков с нарушением зрения осложняются не только пониманием наличия дефекта зрения и его влияния на вхождение в жизнь взрослых и зрячих. Понимание дефекта зрения как фактора своеобразия или как фактора оправдания своих неуспехов достаточно характерно для подростков с нарушением зрения (И.Г. Корнилова). Однако практические трудности самореализации связаны с организацией отношений со взрослыми (родными, близкими, учителями) и соучениками, а также с ограниченными возможностями реализации своих потребностей и проявления активности е условиях интерната. Самореализация подростка с нарушением зрения выступает у детей в большей степени как самоанализ и проявляется в их пожеланиях к организации жизни в интернате, к себе самому и к окружающим взрослым.

Так, бол ее половины (59,6%) детей выражают желание иметь больше самостоятельности в решении своих учебных и вне учебных дел. Признавая трудности выполнения своих желаний, они говорят о самосовершенствовании, о необходимости им иметь больше самообладания, выдержки при встречах с трудностями реализации своих потребностей (56 %).

Решение своих проблем самореализации в условиях интерната, в замкнутом круге общения со зрячими сверстникам и взрослыми приводит к тому, что 68 % подростков говорят, что многое делали в своей жизни неправильно, совершали поступки, о которых они впоследствии жалели (66,6 %) и которые они не хотели бы в будущем повторить (74,6 %}. Это происходило из-за малого практического жизненного опыта и недостаточно широкого общения вне интерната.

81 % подростков, несмотря на вышесказанное, все же не хотят, чтобы кто-либо вмешивался в их дела, управлял их поведением, мешая принятию самостоятельных решений. Вмешательство заставляет их нервничать и злиться (46,6 %).

В группу людей, мешающих их самостоятельному самовыражению, часто включаются родители подростков (38,6 %), и в связи с этим, эта группа детей хочет реже встречаться с родителями, поскольку и с их стороны, как и со стороны других взрослых, они чувствуют нажим и вынуждены делать то, что им не хочется, что не соответствует их желаниям и потребностям (41,3 %).

Так, например, 51,6 % подростков отмечают, что родители не считаются с их вкусами, желаниями, ворчат на то, что они небрежно относятся к своим вещам, одежде, хотят одеваться не по их вкусу, или принуждают проводить каникулы вместе с ними (28 %).

Потребность в самореализации часто выражается в желании самому решать, курить ли ему. И таких высказываний более половины (60 %).

Как мы уже отмечали, большая половина подростков входит в какую-либо группу по интересам, но часто возможности самореализации в таких группах они также не находят, хотя таких детей немного (17,3 %).

Достаточно большая учебная и внеклассная нагрузка не позволяет много времени уделять любимым занятиям, хобби, об этом говорят 33,3 % подростков. Дети мало играют. Третья часть детей отмечает это, как невозможность удовлетворить свою потребность в свободном времяпровождении.

81,3 % подростков хотели бы иметь свою отдельную комнату в доме и место в интернате, где они могли бы уединиться, побыть одной или одному (36 %), особенно, когда возникает такое чувство, что все окружающее основательно надоело, а такое чувство порой появляется у 77,3 % подростков.

К сожалению, высказывания детей, живущих в интернате, показывают, что возможности в самореализации у подростков с нарушением зрения невелики, что затрудняет им процесс взросления, выбора будущей деятельности и удовлетворенности своей жизнью. Проблема воспитания самостоятельности упирается в организацию жизни и деятельности детей, расширение их самостоятельности не только в учебной, но и во внеучебной, общественной деятельности, в творчестве.

Проблемы понимания мира, жизни и своего положения. Большое значение для воспитания и формирования личности подростка с нарушениями зрения имеет понимание мира, формирование мировоззрения, знакомство с философскими теориями и проблемами современности. Это заставляет задумываться подростков с нарушением зрения о своей роли и месте в жизни.

В анкете таких вопросов очень немного, и они касаются лишь отдельных проблем.

68 % подростков размышляют о смысле жизни, о своем жизненном пути, о профессии, о том, что с ними будет, когда они станут взрослыми.

45,3 % подростков пытаются анализировать современную жизнь, ищут теорию и философию, в которую они бы верили и которую принимали. Но больше их волнуют более частные вопросы, такие как: что такое дружба, сколько она может длиться, что в дружбе является важным и необходимым для ее сохранения и без чего ее не может быть. 61,3 % высказываний подростков затрагивает тему дружбы.

68 % подростков занимает также вопрос о существовании Бога. Их волнуют также вопросы различных религиозных верований, вопросы смерти и бессмертия.

Однако наибольшее место в их размышлениях занимают проблемы, связанные с гражданскими правами в обществе, а также место и права инвалидов.

К сожалению, эти вопросы мало отражены в высказываниях подростков. И это отражает реальное их положение в школе и в планировании воспитательной работы с подростками с нарушениями зрения в школах.

Таким образом, анализ интервьюирования подростков с нарушениями зрения их высказываний по проблемам, связанным с воспитанием личности, показал и выявил общее и специфическое в протекании подросткового периода, характеризуемого как период взросления, период индивидуализации личности.

Подростковый возраст для детей с нарушением зрения, как и для нормально видящих, является переломным периодом в их психическом развитии, периодом перехода от детства к юности.

Рассматривая возрастную периодизацию развития личности детей, А.В. Петровский[69] раскрывает и выделяет три фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Подростковый возраст связан с индивидуализацией личности, осмыслением своего «я», отношений с родными, одногодками, учителями, поиском авторитетных для себя личностей, среди которых не обязательно выступают родители и учителя.

Для детей с нарушением зрения подросткового возраста важным условием перехода к фазе индивидуализации являются не только общие социальные условия жизни и возрастные физиологические изменения, происходящие у подростков в пубертатный период, но и наличие дефекта зрения, что уже с раннего, дошкольного и младшего школьного возраста влияет на ход его психического развития, а в подростковый период осложняет процесс индивидуализации личности и приводит к тому, что в этот период еще продолжается фаза адаптации, характерная для более младшего возраста.

Развитие подростка с нарушением зрения в связи с этим происходит в условиях, когда возникающие подростковые, более сложные социально-психологические проблемы он должен решать еще средствами, свойственными детям более младшего возраста. Это период, когда он должен научиться новым средствам и методам решать возникающие проблемы, анализировать свои возможности, справляться с новыми задачами как в области овладения знаниями, понимания себя, своих потребностей и возможностей их удовлетворения, так в области социальной — общения с семьей, друзьями, учителями. Особое место занимает филосо

Date: 2015-10-18; view: 885; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию