Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Избирательный кодекс Республики Беларусь 11 февраля 2000 г. № 370-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-3 ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В целях изучения темы 2.2. прочтите указанные выше источники, обратите внимание на порядок избрания Президента Республики Беларусь, требования, предъявляемые к кандидатам на должность Президента Республики Беларусь, полномочия Президента по формированию органов исполнительной и судебной власти; порядок формирования и структуру Национального Собрания и Правительства Республики Беларусь, полномочия. Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 5. Представьте порядок избрания Президента Республики Беларусь 6. Перечислите полномочия Президента Республики Беларусь. 7. Опишите структуру Нащоншьного Собрания Республики Беларусь. 8. Охарактеризуйте функции Национального Собрания Республики Беларусь.
В целях усвоения темы 2.1. прочтите о том, что понимается под конституционные строем, конституционно-правовым статусом граждан. Обратите внимание на определение гражданства Республики Беларусь, его принципы, способы приобретения. Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 79. Определите основы конституционного строя Республики Беларусь. 80. Раскройте содержание конституционных прав и свобод граждан. 81. Дайте понятие гражданства. 82. Какие способы приобретения гражданства признаются в Республике Беларусь? Тема 2.2. Глава государства. Законодательная власть. Правительство в системе органов государственной власти Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить порядок избрания, полномочия Президента Республики Беларусь, порядок формирования Национального собрания, Правительства Республики Беларусь, их компетенцию. Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий нынешнего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Кандидаты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 000 подписей. Кандидатами не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Существуют определенные конституционные ограничения относительно выборов Президента: ценз оседлости - 10 лет (РБ), возрастной ценз - 35 лет (РБ), гражданство. В РБ необходимо быть гражданином РБ по рождению. Языковых ограничений, национальных, религиозных Конституция не предусматривает. Срок полномочий Президента в РБ - 5 лет. Выдвижение кандидата осуществляет инициативная группа не менее 100 человек. Список инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом лицом-кандидатом. 5-дневный срок установлен для рассмотрения заявления, после чего регистрируется группы и выдаются удостоверение и подписные листы членам группы. Отказ в регистрации обжалуется в Верховный Суд в 3-дневный срок. В подписных листах должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городе с районным делением - в одном районе. Избиратель может подписаться только 1 раз. Листы сдаются в территориальные комиссии и проверяются. Если более 15% из числа проверенных подписей окажутся недостоверными, все собранные подписи не учитываются. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей, включенных в списки. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более 50% принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов, проводится второй тур в двухнедельный срок ло рвум хзяриратзм, избравшим наиболее количество голосов. Если и в результате второго тура победитель также не выявлен, проводятся повторные выборы. Парламент - общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. В РБ парламент насчитывает 174 человека. Структура парламента: Палата представителей и Совет Республики. Срок полномочий парламента - 4 года. Для избрания депутатов Палаты пред-
ставителей образуются окружные и участковые избирательные комиссии, выборы назначаются Президентом не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания срока полномочия Палаты представителей действующего созыва. Право выдвижения кандидатов принадлежит политически партиям (зарегистрированным Минюстом не позднее 6 месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу только одного кандидата в депутаты из числа членов партии, трудовые коллективы выдвигают кандидата на собраниях избирателей в трудовых коллективах (1 кандидат), граждане организуют инициативную группу из 10 человек, собирают по дп иси в количестве 1000, список членов группы с указанием ее руководителя, заявление о регистрации подает лицо, имеющее намерение выдвинуться в кандидаты в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 65 дней до выборов. В 5 дневной срок рассматривается заявление, регистрируется инициативная группа (выдается удостоверение, подписные листы) либо комиссия отказывает в регистрации. Отказ может быть обжалован в 3 дн. срок в Центральную комиссию. Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей округа, включенных в списки, депутат избран, если за него проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Второй тур считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей, включенных в списки, а избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в выборах. Выборы членов Совета Республики нового созыва назначает Президент не позднее 4 месяцев, они проводятся не позднее 30 дней до окончания срока полномочий Совета Республики. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избирается на заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня по 8 членов Совета Республики. При досрочном прекращении полномочий Совета Республики проводятся внеочередные выборы (назначаются Президентом) в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палаты. Член Совета Республики не может быть Президентом, депутатом Палаты представителей, членом Правительства, судьей. Выдвижение кандидатов начинается за 90 дней, заканчивается за 60 дней до окончания полномочий Совета Республики. Право выдвижения кандидатов принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и соответствующим исполкомам (базового уровня), а в г.Минске - президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполкому. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее 2/3 от состава соответствующего президиума и исполкома. Решение совместного заседания принимается большинством голосов. Кандидаты выступают на заседании депутатов местных Советов депутатов с программой предстоящей деятельности. Голосова- ние проводится путем использования бюллетеней для тайного голосования. Избранным считается кандидат, получивший по результатам голосования более 50% голосов депутатов местных Советов депутатов, принявших участие в голосовании. Правительство РБ является коллегиальным органом, подотчетно президенту и ответственно перед парламентом. Подотчетность Президенту означает, что: 83. структуру Правительства определяет Президент 84. Президент назначает на должность Премьер-министра 85. назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства
Тема 1.2. Основные понятия теории права Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие права в объективном и субъективном смысле, отличие права от других социальных норм, принципы права, рассмотреть нормы права и их виды, формы (источники) права. Право в объективном смысле - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, устанавливаемых и санкционируемых государством (компетентными государственными органами). Право выражает государственную волю. Право в субъективном смысле - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, на труд образование и т.п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Принципы права - исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые выражают закономерности и сущность права как специфического социального регулятора. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, справедливость, народ - источник власти, человек - высшая ценность, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование ограничение в праве. Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам: Основы права: Учеб, пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 28-39) Общая теория государства и права: Курс лекций/ Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. -Мн.: Тесей, 1998 (стр. 206-231, 275-295) Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева, - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Право и закон, 2002 (стр. 112-116, 190-199) Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль- ко. - М.: Юристъ, 1997 (стр. 129-168, 313-329) Теория государства и права. Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.Н. Корельского и В.Д. Первалова. - М.: Изд. группа ИНФРА М - Норма, 1997 (стр. 217- 243, 272-287) В целях изучения данной темы прочтите о том, что понимается под правом в объективном и субъективном смысле, нормой права, в чем состоят функции права, принципы права, формы (источники) права. Обратите внимание на структуру правовой нормы, содержание функций права, источников права. Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 86. Дайте определение права. 87. Назовите функции права. 88. Перечислите основные притопы права и раскройте их содержание. 89. Какие источники права вы знаете?
Раздел 2. Основы конституционного права Тема 2.1. Основы конституционного строя. Конституционно-правовой статус гражданина. Гражданство Республики Беларусь. Избирательная система: принципы и виды Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить основы конституционного строя Республики Беларусь, конституционно-правового статуса граждан, гражданства РБ, способы его приобретения. Конституционный строй - это форма или способ организации государства. Основы конституционного строя включают в себя экономические (сфера отношений по поводу имущественных благ), политические (регламентация политических прав и обязанностей), социальные (сфера взаимоотношений общества между различными группами населения), духовные (культура, наука, искусство) основы. Конституционные права, свободы и обязанности по их содержанию можно классифицировать следующим образом: личные или гражданские (право на жизнь, личную неприкосновенность и т.д.); политические (свобода мнений, убеждений, объединений, свобода собраний, митингов, право свободно избирать и быть избранным в государственные органы, право равного доступа к любым должностям в государственных органах); экономические, социальные и культурные (право на труд, право на отдых, право собственности, право на охрану здоровья, право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, право на жилище, право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность). Гражданство - это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или находится вне его пределов. Принципы гражданства: принцип равного гражданства, принцип сохранения права на гражданство, никто не может быть произвольно лишен гражданства, сохранение гражданства Республики Беларусь лицом, постоянно проживающим за границей, непризнание принадлежности к гражданству иностранного государства (двойное гражданство), недопустимость выдачи гражданина РБ иностранному государству, защита государством своих граждан за рубежом, сохранение гражданства Республики Беларусь при заключении (расторжении) брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве. В Республике Беларусь законом предусматриваются 3 основания приобретения гражданства: 90. по рождению; 91. в порядке регистрации; 92. в результате приема в гражданство (оптация). Для изучения темы 2.1. необходимо обратиться к следующим источникам: Конституция Республики Беларусь Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003 (стр.279-298, 298-422, 450-503) Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Могилев: «Могил. обл. типография», 2000 (стр. 36-94) Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справ, пособие. - Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2003 Основы права: Учеб, пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 81-83) Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002
Раздел 1. Основы теории государства и права Тема 1.1. Общие положения о государстве Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить основные теории происхождения государства, понятие государства и его признаки, функции, рассмотреть форму правления и государственного устройства, политический режим. Государство - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более общесоциальные функции. Таким образом, сущность государства по мере исторического развития меняется. Из сущности государства вытекает его социальное назначение. Если в классово-антагонистическом обществе социальное назначение государства заключалось в создании и обеспечении правопорядка, служащего интересам господствующего класса, то в современном гражданском обществе оно проявляется в обеспечении посредством права объективно возможных благ для всех слоев общества - с учетом их социального положения и личных возможностей. Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях, которые подразделяют на внешние (обеспечение обороноспособности, сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности) и внутренние (экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, социально-культурная, функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан). Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам: Основы права: Учеб, пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 12-20) Общая теория государства и права: Курс лекций/ Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. - Мн.: Тесей, 1998 (стр. 53-59, 60-119) Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева, - 2-е изд., перераб и доп. -М.: Право и закон, 2002 (стр., 51-55, 360-370, 384-398) Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль- ко. - М.: Юристъ, 1997 (стр. 30-32, 48-54, 61-95) Теория государства и права. Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.Н. Корельского и В.Д. Первалова. - М.: Изд. группа ИНФРА М - Норма, 1997 (стр. 42-49, 111-121, 142-153, 178-187) В целях изучения государства как политической организации общества прочтите о том, что понимается под государством, какими признаками оно обладает, какие функции выполняет. Обратите внимание на содержание формы государства, для чего рассмотрите в отдельном порядке форму правления (монархия и республика), форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), политический режим (демократический и недемократический). Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 93. Дайте определение государства. 94. Какие признаки характеризуют государство? 95. Какие функции выполняет государство? 96. Что такое форма государства?
Для решения задач программы и полноценного изучения ее содержания предполагается единство знаний, их понимания и применения. С этой целью как обязательные вводятся практические занятия. Тематика практических занятий определяется преподавателем по согласованию с цикловой комиссией. Тематический план программы носит рекомендательный характер. Цикловые комиссии учебного заведения при необходимости могут вносить в него обоснованные изменения, которые рассматриваются на заседании комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Учебным планом предусмотрена домашняя контрольная работа. По окончании изучения дисциплины учащиеся пишут итоговую контрольную работу. Основой заочного обучения является самостоятельная работа учащегося по изучению программного материала, поэтому, прежде всего, необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями, в которых обращается внимание на основные вопросы темы, даются рекомендации по работе с учебной литературой. После изучения теоретического материала темы необходимо ответить на вопросы, помещенные в конце темы, и только после этого приступить к изучению следующей темы. Предусмотренные программой практические работы выполняются в период лабораторно-экзаменационной сессии. Выполнение этих работ в полном объеме обязательно для каждого учащегося.
Пояснительная записка Право - система общеобязательных норм, обеспечивающих регламентацию общественных отношений в масштабах всего общества. Наряду с обычаями и моралью оно служит упорядочению социальных отношений, гармонизации интересов индивида и общества. Право призвано обеспечить реализацию и защиту прав и свобод личности, охрану существующего конституционного строя, демократических институтов и ценностей. Курс «Основы права» является важнейшим элементом системы гражданского образования в Республике Беларусь. Особую актуальность ему придает осуществляемое сегодня реформирование политической системы и систематизация права. Правовое государство предоставляет гражданам широкие возможности участия в управлении делами общества и государства, что требует от них знания своих прав и обязанностей, правомочий государственных органов и общественных организаций. В основу программы положена концепция изучения права, исходящая из таких принципов, как приоритет прав человека, связь с практикой, взаимосвязь обучения и воспитания. Дисциплина «Основы права» тесно связана с большинством социальногуманитарных наук, а именно с такими дисциплинами как «Основы политологии», «Человек, общество, государство», «Основы философии». Программа «Основы права» ставит своей задачей общее знакомство с законодательством Республики Беларусь, уяснение основных понятий правоведения. Учащиеся должны получить с текстом Конституции Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами представление об основных отраслях национальной системы права, о том, как пользоваться нормативными правовыми актами и вести себя в соответствии с нормами законодательства. В результате изучения курса учащиеся должны знать: 97. основные институты конституционного, административного, гражданского, семейного, трудового, уголовного, наследственного и других отраслей права; 98. основные права и обязанности граждан, провозглашенные Конституцией Республики Беларусь, порядок приобретения, осуществления, передачи, уступки, утраты гражданами своих прав; 99. основания возникновения, изменения и прекращения гражданских, семейных, административных, трудовых правоотношений; 100. условия привлечения к административной, материальной, дисциплинарной, уголовной ответственности; должны уметь: 101. пользоваться нормативно-правовой базой с целью решения тех или иных правовых вопросов и коллизий; 102. определять методы и способы защиты законных прав, интересов граждан; 103. устанавливать при решении конкретных ситуаций допущенные нарушения законодательства и пут и их устранения. Изучение курса «Основы права» призвано содействовать формированию правовой и политической культуры, росту правосознания, укреплению правопорядка и государственности в Республике Беларусь, созданию системы демократического гражданского образования в Республике Беларусь, гуманизации и гуманитаризации образования в Республике Беларусь. Методика преподавания дисциплины строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с практическими, а также с самостоятельной работой учащихся над теорией права и нормативно-правовыми документами. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 5 Раздел 1. Основы теории государства и права 7 Тема 1.1. Общие положения о государстве 7 Тема 1.2. Основные понятия теории права 8 Раздел 2. Основы конституционного права 9 Тема 2.1. Основы конституционного строя. Конституционно-правовой статус граждан. Гражданство Республики Беларусь. Избирательная система: принципы и виды 9 Тема 2.2. Глава государства. Законодательная власть. Правительство в системе органов государственной власти 10 Раздел 3. Основы административного права 13 Тема 3.1. Административно-правовые отношения. Административноправовые нормы: понятие, особенности, виды 13 Тема 3.2. Административное правонарушение и административная ответственность 14 Раздел 4. Основы гражданского права 16 Тема 4.1. Граждане - субъекты гражданского права. Юридические лица 16 Тема 4.2. Представительство и доверенность 17 Раздел 5. Основы семейного права 18 Тема 5.1. Семейные правоотношения 18 Раздел 6. Основы трудового права 20 Тема 6.1. Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, изменения и прекращения 20 Тема 6.2. Рабочее время, его нормирование и виды 21 Тема 6.3. Трудовые и социальные отпуска: понятие, виды основания предоставления 23 Раздел 7. Основы уголовного права 23 Тема 7.1. Преступление: понятие, признаки, состав, стадии 23 Тема 7.2. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 25 Раздел 8. Основы наследственного права 25 Методические рекомендации по выполнению домашней письменной контрольной работы 28 Вопросы к итоговой контрольной работе по дисциплине «Основы права» 29 Домашняя контрольная работа по дисциплине «Основы права» 31 Рекомендуемая литература
|