Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовой кодекс Республики БеларусьСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 6.3. Трудовые и социальные отпуска: понятие, виды, основания предоставления. Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие отпуска, рассмотреть виды отпусков, их продолжительность, порядок предоставления; проанализировать отличительные особенности трудовых и социальных отпусков. Время отдыха - время, в течение которого работник должен быть свободен от выполнения своих трудовых обязанностей и которое может использовать по своему усмотрению. Основные виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня, меж- дудневные перерывы (ежедневный отдых), выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, отпуска. Под отпуском понимается освобождение работника от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных законом. Существуют два вида отпусков: трудовые и социальные. Трудовой отпуск предоставляется в связи с трудовой деятельностью. Он предназначен для отдыха и восстановления работоспособности. Социальные отпуска предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей. Это отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, по уважительным причинам личного и семейного характера. Отпуска оформляются приказом или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом. В целях изучения темы 6.3. необходимо обратиться к следующим источникам: Трудовой кодекс Республики Беларусь Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр. 370- 397) Прочтите о том, что понимается под временем отдыха, трудовыми и социальными отпусками. Обратите внимание на продолжительность трудовых отпусков (основной, дополнительный и т.д.), виды социальных отпусков (для прохождения санаторно- курортного лечения, по уходу за ребенком, по беременности и родам и т.д.), порядок их предоставления (отпуск за первый рабочий год, деление отпуска на части, отзыв из отпуска, перенос отпуска (его части) и т.д.). Обобщите и систематизируйте полученные знания и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 25. Дайте определение отпуска. 26. Какие виды отпуска вы знаете? Дайте характеристику каждому виду. 27. Представьте порядок предоставления отпусков.
Нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных законом и коллективным договором. Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели и в течение суток. Основными нормами рабочего времени являются рабочая неделя и рабочий день. Различают следующие виды рабочего времени: нормальное (предельное) рабочее время (нормальная продолжительность рабочего времени) неполное рабочее время В свою очередь в составе нормального рабочего времени выделяют полное рабочее время и сокращенное рабочее время. Полное рабочее время не может превышать 40 часов в неделю. Полная норма продолжительности рабочего времени - это установленная законом его максимальная величина. Эта норма распространяется на всех работников, которые трудятся в обычных условиях. Для работников моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет - не более 23 часов, от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю. Сверхурочные работы - выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Законом предусмотрено три основания применения сверхурочных работ: согласие работника, предписание закона, условие коллективного договора. К сверхурочным работам не допускаются: беременные женщины и женщины, имеющие детей до 3 лет, работники моложе 18 лет, работники, обучающиеся без отрыва от производства, освобожденные от такого вида работ по состоянию здоровья. В целях изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам: Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр. 351-370) Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст.110-122) При изучении содержания вышеуказанных источников обратите внимание на особенности регулирования режима неполного рабочего времени, сокращенного рабочего времени, сверхурочных работ. Проанализируйте основания привлечения работника к сверхурочным работам, ограничения сверхурочных работ, условия установления неполного (сокращенного) рабочего времени. Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 28. Что понимается под рабочим временем? 29. Какие виды рабочего времени вы знаете? 30. В каких случаях устанавливается сокращенное рабочее время? Неполное рабочее время? 31. Какие условия привлечения к сверхурочным работам установлены законом?
Раздел 5. Основы семейного права Тема 5.1. Семейные правоотношения Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие брака и семьи, условия заключения брака, брачного договора, порядок прекращения брака; рассмотреть имущественные и личные неимущественные правоотношения супругов, алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Семейное право - это отрасль права, которая регулирует личные, неимущественные и связанные с ними, возникающие на их основе имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением (удочерением), опекой и попечительством, другими формами устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное право устанавливает условия и порядок заключения брака, его прекращения и признания недействительным. К семейным правоотношениям относятся два вида основных правоотношений: 32. брачное (супружеское) 33. родительское правоотношение. Отношения по поводу воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую также относятся к семейным правоотношениям (усыновление, удочерение, опека и попечительство, приемная семья). Субъектами брачного правоотношения являются супруги, т.е. граждане, достигшие брачного возраста, установленного в законе, который наступает с достижением совершеннолетия (18 лет). Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. Семья - это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Существенным признаком семьи является функция воспроизводства населения, т.е. рождение и воспитание детей. Брак заключается в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Именно такой брак порождает права и обязанности супругов. К условиям заключения брака относят: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение брачного возраста, отсутствие препятствий (если одно лицо состоит в браке, между родственниками, с лицом, признанным судом недееспособным заключение брака не допускается. Брак признается недействительным в случае нарушения этих условий, а также в случае заключения фиктивного брака, т.е. когда регистрация брака произведена без намерения создать семью. Дела о признании брака недействительным рассматриваются в судебном порядке. Как любое правоотношение брак прекращается при наличии определенных юридических фактов, порождающих правовые последствия (смерть одного из супругов, развод по заявлению одного из супругов, объявление одного из супругов умершим в судебном порядке). В случае смерти или объявления лица умершим брак считается прекращенным со дня регистрации смерти лица. При изучении данной темы следует обратиться к следующим источникам: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (гл.3-8, 59, ст. 12-59) Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.463-502) Пенкрат В.И. Семейное право РБ. - Мн.: Молодежное научное общество, 2001 (стр. 31-92) Воспользовавшись вышеуказанными источниками, прочитайте о том, какие отношения относятся к семейным правоотношениям, что понимается под браком, семьей, какие условия заключения брака предусмотрены законом, обратите внимание на последствия их несоблюдения, основания прекращения и порядок расторжения брака. Проанализируйте имущественные и личные неимущественные правоотношения супругов, родителей и детей. Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 34. Дайте определение брака и семьи. 35. Какие условия заключения брака предусмотрены законом? 36. Какие браки признаются недействительными? 37. В каком порядке происходит прекращение брака? расторжение брака? 38. В чем состоит сущность имущественных правоотношений супругов? родителей и детей? 39. Охарактеризуйте личные неимущественные правоотношения супругов, родителей и детей.
принимательской деятельностью, при вступлении в брак до 18 лет. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. В целях изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам: Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 16, 17, 20, 21, 25-30, 32-42) Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. Учеб, пособие. - Мн.: Акад. МВД РБ, 2004 Основы права: Учеб, пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 211-228, 228- 238) Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «Проспект», 1999 (стр. 81-93) Прочитайте в вышеуказанных источниках о том, что понимается под гражданским правоотношением, его содержанием, кого закон относит к участникам гражданского правоотношения. Обратите внимание на двух участников гражданского правоотношения: граждан и юридических лиц, определение их правоспособности и дееспособности, правила признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим. Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 40. Дайте определение гражданского правоотношения. 41. В чем состоят особенности гражданского правоотношения? 42. Раскройте понятие правоспособности и дееспособности граждан (юридических лиц). 43. Представьте порядок признания гражданина безвестно отсутствующим (умершим). Тема 4.2. Представительство и доверенность. Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие представительства, доверенности, рассмотреть порядок оформления доверенностей, виды доверенностей. Представительство - гражданско-правовое отношение, в котором одно лицо (представитель) в силу имеющихся у него полномочий совершает от имени и в интересах другого (представляемого) сделки и иные юридически значимые действия в отношениях с третьими лицами. Признаки: представитель действует от имени представляемого; права и обязанности возникают у представляемого; представитель действует только в рамках своих полномочий; представитель - юридическое лицо или полностью дееспособное физическое лицо. Нельзя осуществлять через представителя права личного характера (вступление в брак), иные сделки, указанные в законе (завещание). Представитель не может совершать от имени представляемого сделки в отношении себя лично, представлять обе стороны сделки одновременно. Виды представительства: законное основано на законе и не зависит от воли представляемого (родители, усыновители, опекуны); договорное - на основании договора, требуется специальное оформление, объем переданных представителю полномочий определяется представляемым самостоятельно. Коммерческое представительство: лицо самостоятельно и постоянно представляет предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Доверенность - письменное уполномочие на совершение сделок. Если сделки требуют нотариального удостоверения, то доверенность тоже должна быть нотариально удостоверена. Гражданский кодекс перечисляет доверенности, которые приравни-
ваются к нотариально удостоверенным: доверенности военнослужащих, других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях, др. военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками таких учреждений, заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами. Доверенности в местах дислокации военных частей могут быть удостоверены командиром (начальником) части, соединения, учреждения и заведения. Доверенности лиц в местах лишения свободы заверяются начальниками этих учреждений. При изучении данной темы необходимо обратиться к следующим источникам: Гражданский кодекс Республики Беларусь Инструкция о порядке удостоверения доверенностей (Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.10.2004 г. №32) Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. Учеб, пособие. - Мн.: Акад. МВД РБ, 2004 Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.349-354) Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «Проспект», 1999 (стр. 277- 288) Воспользовавшись вышеуказанными источниками, прочтите о том, что понимается под представительством, какой порядок оформления доверенностей установлен законом, обратите внимание на виды представительства и доверенностей. Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 44. Дайте определение представительства. 45. Раскройте понятие доверенности, опишите порядок ее оформления. 46. Перечислите виды доверенностей.
административных правонарушениях, порядок привлечения к административной ответственности. Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 47. Дайте определение административного правонарушения. 48. Раскройте состав административного правонарушения. 49. Дайте определение административной ответственности. 50. Перечислите административные взыскания и раскройте их содержание.
Раздел 4. Основы гражданского права. Тема 4.1. Граждане - субъекты гражданского права. Юридические лица. Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие гражданского правоотношения, его особенности, рассмотреть субъект и объект гражданского правоотношения, правоспособность и дееспособность субъекта гражданского правоотношения, понятие опеки и попечительства, признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим, признаки юридического лица. Предметом гражданского права является круг отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка. Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение, участники которого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей. Особенности: 51. самостоятельность, имущественная обособленность и юридическое равенство субъектов гражданского правоотношения 52. основные юридические факты, ведущие к возникновению гражданского правоотношения, - это сделки, т.е. акты свободного волеизъявления участников правоотношения 53. возможность самостоятельного определения содержания правоотношения его участниками (свобода договора) 54. имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей 55. судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав Субъекты гражданского правоотношения - это лица, обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, называется управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обязанности - обязанным лицом (должником). Объект гражданского правоотношения - то благо (материальное или нематериальное), по поводу которого возникает правоотношение и в отношении которого участники права обладают правами и обязанностями. Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Объем правоспособности всех граждан одинаков. Некоторые ограничения могут иметь место в силу закона. Правоспособность признается законом, поэтому сам гражданин не может отказаться от нее или каким-либо образом ограничить. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В определенных случаях гражданская дееспособность может возникнуть и до наступления 18 лет - в случае эмансипации, когда несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается пред-
Основы права: Учеб, пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 113- 125) Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь/ А.Н. Крамник. - Мн.: Тесей, 2002 (стр.20-46, 88-101) Прочтите о том, какие отношения относятся к административным правоотношениям, в чем состоят их отличительные черты, какие правовые нормы являются административными. Обратите внимание на субъектов административных правоотношений (индивидуальные и коллективные), их статус, виды административных правовых норм. Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы: Вопросы для самоконтроля: 56. Какие отношения являются административно-правовыми? 57. Дайте определение административных правовых норм. Классифицируйте административные правовые нормы. 58. Назовите субъектов административных правоотношений. Определите административно-правовой статус граждан Республики Беларусь. Тема 3.2. Административное правонарушение и административная ответственность. Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие административного правонарушения, его признаки, состав, понятие административной ответственности, виды административных взысканий и порядок их наложения. Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Иначе говоря, административный проступок отграничивается от уголовного преступления степенью общественной, опасности, установленной законом. К административным правонарушениям относятся: мелкое хищение государственного или общественного имущества, нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, в не отведенных для этого местах, с нарушением установленного порядка, неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, неявка по вызову в военный комиссариат, нарушение правил воинского учета и т.д. Законом предусмотрены следующие признаки административного правонарушения: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу (Кодекс об административных правонарушениях). К мерам административной ответственности относятся административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплены следующие виды административных взысканий:
59. предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме (предостережение о недопустимости противоправного поведения); 60. штраф- денежное взыскание, размер которого определяется исходя из базовой величины на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в некоторых случаях - в процентном или кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки и т.д. Минимальный размер штрафа на физическое лицо - не менее 1/10 базовой величины, на индивидуального предпринимателя - не менее 2 базовых величин, на юридическое лицо - не менее 10 базовых величин; 61. конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение; 62. депортация - административное выдворение за пределы РБ - применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства; 63. взыскание стоимости предмета административного правонарушения - принудительно изъятие и обращение в собственность в государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и транспортных средств; 64. лишение специального права (водительских прав, права охоты и т.д.), применяется на срок от 6 месяцев до 3 лет за грубое нарушение порядка пользования этим правом; 65. лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, на срок от 6 месяцев до 1 года; 66. исправительные работы применяются на срок от 1 до 2 месяцев с отбыванием их по месту работы лица, совершившего правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.; 67. административный арест состоит в содержании лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до 15 суток. Для изучения темы 3.2. обратитесь к следующим источникам: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.2.1- 6.1) Основы права: Учеб, пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 137- 152) Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.210-241) Гавриленко Д.А. Административное право: Учебное пособие/ Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. доктора юр. наук, проф. Д.А. Гавриленко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.252-294) Используя указанные выше источники, прочтите о том, что признается административным правонарушением в соответствии с действующим законодательством, рассмотрите состав административного правонарушения. Обратите внимание на меры административной ответственности, установленные Кодексом Республики Беларусь об
Раздел 3. Основы административного права. Тема 3.1. Административно-правовые отношения. Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды. Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо усвоить понятие и содержание административных правоотношений, особенности и виды административно-правовых норм. Администуативно-пуавовые отношения - это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административно-правовые отношения возникают в результате применения и действия административно-правовой нормы. Наиболее характерными административно-правовыми отношениями являются: ■А между различными органами государственного управления по вертикали (вышестоящие и нижестоящие) ■А между различными органами государственно управления по горизонтали, не связанными отношениями подчиненности (между министерствами) •А между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями А между органами государственного управления и негосударственными организациями (исполком и частная фирма) 'А между органами государственного управления и гражданами) Отличительные черты: административно-правовые отношения являются отношениями власти-подчинения, а по форме взаимосвязей - «вертикальными»: нижестоящий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, поскольку в управленческих отношениях всегда есть субъекты и объекты управления. Объект управления подчинен субъекту управления. Ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними, т.е. имеет место метод юридического властвования властных предписаний. В них выражается воля и интерес государства, поэтому одной из сторон правоотношения является государственный орган либо общественная организация, призванные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства. Административные правоотношения не могут возникнуть между гражданами. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц. Административно-правовые нормы классифицируются так: в зависимости от формы воздействия на поведение субъектов - обязывающие, т.е предписывающие, обязательные в совершении определенных действий, например, обязательная прописка по месту жительства; запрещающие, т.е. запрет на совершение определенных действий; уполномочивающие, т.е. предусматривающие действовать по своему усмотрению при наличии определенных условий и обстоятельств, прямо указанных в законе, например, органы милиции налагают штраф, осуществляют административное задержание. Административно-правовые нормы по предмету регулирования делятся на материальные и процессуальные. Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Эти нормы чаще являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов того или иного правонарушения. При изучении темы 3.1. необходимо обратиться к следующим источникам:
|