Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологический климат в коллективе





Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. К ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т. д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат».

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т. д.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т. д.

Факторы, определяющие социально-психологический климат.

1 Макросреда, т. е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив: размеры организации, ее статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие рядовых сотрудников в жизни организации, состав структурных подразделений и т. д.

2 Микросреда- условия работы. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного климата.

3 Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности.

4 Характер выполняемой деятельности. Монотонность работы, высокая ответственность за результаты, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т. д. могут негативно сказаться на климате в рабочем коллективе.

5 Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияют на социально-психологический климат. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

6 Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга, легче взаимодействовать. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости, в таком случае говорят, что люди подходят друг другу. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.

7 Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей. Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность, участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации атмосферы. Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Либеральный стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного климата. Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать, не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу.

 

Список литературы

1 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 373 с.

2 Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 264 с.

3 Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник / М. А. Василик. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

4 Казаринова, Н. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь / Н. Казаринова, О. Матьяш, В. Погольша. – М.: Речь, 2011. – 553 с.

5 Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

6 Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие: в 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3. – 688 с.

 

Date: 2015-10-19; view: 630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию