Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации к методике преподавания





В процессе преподавания важно научить школьников при­менять основные положения науки для самостоятельного объяснения биологических явлений, результатов лабораторных и практических работ. Выделение основных понятий в каждом разделе курса биологии помогает учителю обратить внимание на те вопросы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить. Необходимо акцентировать внимание на прочном и сознательном усвоении учащимися ведущих идей и основных научных понятий.

Решение основных учебно-воспитательных задач достига­ется через организацию различных форм и методов обучения, дифференциацию изучения биологии в базовой школе.

Учебный материал на уроке должен быть отобран и си­стематизирован таким образом, чтобы учащемуся были понят­ны не только его содержание, но и целесообразность. Для этого необходимо:

♦ тщательно выбирать рациональные методы и приемы обу­чения с учетом возрастных и психоэмоциональных осо­бенностей учащихся, уровня развития общеучебных уме­ний и навыков;

♦ учитывать специфику предмета биологии и на уроках применять сочетание объяснительно-иллюстративных, эв­ристических методов обучения и самостоятельной работы учащихся с различными источниками знаний и биологи­ческими объектами, применять исследовательский под­ход и проблемное изложение материала;

♦ особое внимание следует уделить формированию специ­альных умений (ставить опыты, проводить наблюдения), формированию общеучебных умений (работать с учебной, научно-популярной и научной литературой);

♦ добиваться понимания значения биологических знаний в основных современных отраслях производства, здраво­охранении и медицине, охране окружающей среды;

♦ учитывать основные межпредметные связи, использовать знания школьников по другим предметам для более глу­бокого понимания учащимися сущности биологических явлений, значения применения биологических знаний в смежных научных и практических областях, в формиро­вании научной картины мира;

♦ развивать интересы и способности учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей, после­довательно осуществлять подготовку учащихся к жизни, к сознательному выбору профессии, разъяснять необхо­димость научных знаний о живой природе для каждого человека.

 

VI КЛАСС

(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 2 ч – резервное время)

 

Введение (1 ч)

Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления при­роды. Биология – наука о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологии.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением тел и явлений природы.

 

ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ (5 ч)

Живая природа. Живые организмы. Отличие живых орга­низмов от тел неживой природы (химический состав, питание, рост, развитие, получение энергии из пищи, выделение, размно­жение, реакции на изменения в окружающей среде).

Методы изучения живой природы. Наблюдение и опыт (эк­сперимент) – важнейшие методы изучения живой природы. Увеличительные приборы. Лупа. Микроскоп. Правила работы с микроскопом. Приготовление простейших препаратов.

Демонстрации: таблицы и слайды с изображением живых организмов и их свойств; лупа, микроскоп, оборудование для приготовления простейших препаратов.

Лабораторные работы

1 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и правила работы с ними.

2 Приготовление простейших препаратов.

Практические работы

1 Развитие растений фасоли из семян (опыт в домашних условиях).

Экскурсии

1 Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами.

 

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (5 ч)

История изобретения микроскопа и обнаружения клеточ­ного строения живых организмов.

Растительная клетка. Многообразие клеток. Строение клеток: оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплаз­ма, пластиды (хлоропласты), вакуоли (клеточный сок), ядро.

Животная клетка. Форма животных клеток, их размеры, особенности внутреннего строения: цитоплазма, органоиды, ядро.

Жизнедеятельность клеток. Понятие об обмене веществ. Поступление веществ в клетку, диффузия, преобразование ве­ществ в клетке, понятие о питании, клеточное дыхание, выде­ление.

Размножение и рост клеток. Понятие о размножении кле­ток. Деление клеток. Результаты деления. Рост клеток.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением строения растительной и животной клеток, их деления. Фрагмент кино­фильма «Деление клетки».

Демонстрационные опыты

1 Полупроницаемость цитоплазматической мембраны на модели из целлофана.

2 Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные работы

3 Строение клеток кожицы лука.

4 Строение клеток листа элодеи.

5 Клетки крови лягушки.

 

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч)

Понятие о царствах живых организмов.

Бактерии. Распространение и условия обитания, особен­ности строения, питание, роль в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.

Протисты. Распространение и особенности строения про­тестов на примере амебы, эвглены зеленой и спирогиры. Роль протистов в природе и жизни человека.

Грибы. Распространение и особенности строения шляпоч­ных грибов. Питание грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи и плесневые грибы. Роль грибов в природе.

Растения. Многообразие растений и их распространение. Основные группы растений. Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Фотосинтез. Поглощение мине­ральных веществ. Значение растений в природе и жизни че­ловека.

Животные. Отличительные признаки животных. Многооб­разие животных. Позвоночные и беспозвоночные животные. Основные группы животных. Питание животных (растительно­ядные, плотоядные, всеядные, паразиты). Дикие и домашние животные. Значение животных в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением форм бактерий и протистов, особенностей строения их клеток, стро­ения шляпочных грибов, многообразия съедобных, ядовитых и плесневых грибов, муляжи плодовых тел. Гербарные и жи­вые экземпляры культурных, комнатных и дикорастущих рас­тений. Скелеты позвоночных животных; таблицы с изображе­нием домашних и диких животных, животных-паразитов и вредителей сельскохозяйственных культур, влажные препараты и коллекции беспозвоночных животных.

Демонстрационные опыты

3 Образование крахмала в листьях на свету.

4 Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.

Экскурсии

2. Живые организмы зимой.

РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)

 

Понятие о размножении живых организмов и его значении. Формы размножения. Понятие о бесполом и половом размно­жении, половых клетках, оплодотворении.

Демонстрации: таблицы с изображением способов размно­жения различных организмов, строения половых клеток.

Практические работы

2. Вегетативное размножение растений.

 

ВИДЫ, СООБЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)

Вид. Понятие о видах живых организмов. Признаки вида: сходство особей одного вида по внешнему и внутреннему стро­ению, условия обитания, скрещивание особей одного вида с образованием плодовитого потомства.

Сообщества живых организмов. Понятие о биоценозе. Свя­зи организмов в биоценозах. Организмы – производители, по­требители и разрушители органических веществ. Цепи пита­ния. Организмы-паразиты. Хищничество, роль хищников в природе.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением различ­ных видов животных и растений, биоценозов. Схемы, рисунки и слайды, иллюстрирующие критерии вида, пищевые связи, це­пи питания.

 

ЭКОСИСТЕМЫ (5 ч)

Общая характеристика экосистем. Понятие о среде оби­тания живых организмов. Факторы среды. Понятие об экоси­стемах. Понятие о биологическом круговороте веществ.

Пресноводная экосистема – озеро. Закономерности рассе­ления живых организмов в озере. Связи между организмами.

Лес – наземная экосистема. Ярусное распределение рас­тений. Значение лесных экосистем в природе и жизни чело­века. Правила поведения в лесу.

Изменение экосистем. Сезонные изменения в экосистемах (на примере лесной экосистемы). Озеро зимой.

Демонстрации: таблицы, слайды, схемы, фотографии раз­личных экосистем, их структуры, круговорота веществ, связей организмов, ярусного распределения организмов в экосистемах, сезонных изменений в экосистемах. Аквариум как модель эко­системы.

Экскурсии

3. Живые организмы весной в различных экосистемах.

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ (3 ч)

Взаимоотношения человека с природой. Условия жизни со­временного человека. Зависимость человека от природы (по­требность человека в воде, пище, чистом воздухе, воздействие на человека температуры и атмосферного давления).

Роль человека в природе (положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности человека). Результаты воз­действия человека на природу. Понятие о рациональном при­родопользовании. Охрана природы.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ VI КЛАССА

Учащиеся должны:

применять при объяснении явлений понятия:

живая природа, живые организмы, питание, дыхание, раз­множение, рост, развитие, клеточное строение, клетка, бактерии, протисты, грибы, растения, фотосинтез, животные (позвоночные, беспозвоночные, растительноядные, хищники, животные-парази­ты), вид, признаки вида, биоценоз, пищевые связи, цепи пита­ния, экосистема, среда обитания, факторы среды, круговорот ве­ществ, изменение экосистем, охрана природы;

характеризовать (описывать):

особенности строения растительной и животной клеток;

основные группы живых организмов;

сообщества живых организмов;

связи между организмами;

цепи питания;

озеро и лес;

круговорот веществ;

результаты негативного воздействия хозяйственной деятель­ности человека на природу;

объяснять:

отличие объектов живой природы от тел неживой природы; клеточное строение живых организмов; сущность фотосинтеза и роль растений в природе; роль бактерий, протистов, грибов, растений, животных в природе;

причины изменений, происходящих в природе (на примере изученных);

называть:

признаки живых организмов;

основные группы живых организмов и их признаки; органы растений;

структурные элементы клетки и их функции; свойства клетки; основные группы растений;

примеры видов протистов, грибов, растений, животных;

дикорастущие и культурные растения;

диких и домашних животных;

съедобные и ядовитые грибы;

способы размножения живых организмов;

примеры биологических явлений;

объекты и тела природы (на примере изученных);

основные методы изучения живой природы;

уметь обращаться с лабораторным оборудованием, простей­шими приборами (лупа, микроскоп);

уметь пользоваться:

инструкцией при выполнении практических работ; учебником и дополнительной литературой;

проводить:

размножение растений черенками; изготовление простых микропрепаратов;

анализировать результаты наблюдаемых явлений и прово­димых опытов и делать на их основе выводы.

 

 

VII КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 5 ч – резервное время)

 

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Общие признаки и свойства живых организмов. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, их роль в природе. Царства живых организмов.

Значение растений в природе и жизни человека.

Экскурсии

1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни рас­тений.

 

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК (4 ч)

Строение клеток. Клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, ядро. Разнообразие клеток в связи с выполняемыми функциями.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, обмен веществ, питание, дыхание. Деление и рост клеток.

Демонстрации: таблицы; рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, мякоти плода рябины.

 

БАКТЕРИИ (4 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Многообразие форм, строение, движение и питание бактерий. Понятие о сапротрофах и симбионтах. Дыхание бактерий. Размножение бактерий. Спорообразование, распространение.

Цианобактерии. Особенности их строения и жизнедеятель­ности.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Участие в кру­говороте веществ. Бактерии как возбудители болезней. Прак­тическое использование бактерий.

Демонстрации: таблицы строения бактерий; культура сен­ной палочки. Влажные препараты корней бобовых растений с клубеньками.

 

ПРОТИСТЫ (7 ч)

Общая характеристика протистов. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Форма тела, питание и пищеварение, дыхание, выделение и размножение. Передви­жение. Раздражимость. Инцистирование.

Гетеротрофные протисты. Амеба обыкновенная, инфузо­рия туфелька.

Автотрофные и автогетеротрофные протисты. Общая ха­рактеристика водорослей как фотосинтезирующих организмов. Размножение водорослей.

Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизне­деятельности на примере хлореллы, эвглены зеленой.

Колониальные водоросли. Особенности строения и жизне­деятельности колониальных водорослей на примере вольвокса.

Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизне­деятельности многоклеточных водорослей на примере зеленых водорослей (улотрикса, спирогиры), бурых водорослей (лами­нарии). Понятие о закономерной смене способов размножения (на примере улотрикса). Зеленые водоросли – предшествен­ники наземных растений. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы, микропрепараты автотрофных протистов.

Лабораторные работы

1. Изучение строения спирогиры.

 

ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (5 ч)

Общая характеристика грибов. Среда обитания, строение и жизнедеятельность.

Плесневые грибы и дрожжи. Мукор, пеницилл и дрожжи. Хозяйственное значение плесневых и дрожжевых грибов.

Шляпочные грибы. Особенности строения и жизнедеятель­ности шляпочных грибов. Питание. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлениях.

Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека (микозы). Значение грибов в природе и жизни человека.

Лишайники. Лишайники — симбиотические организмы. Строение таллома, питание, размножение лишайников. Роль в природе.

Демонстрации: таблицы; муляжи и натуральные плодо­вые тела шляпочных грибов. Кусочки субстрата (хлеб, сыр, то­матная паста, повидло) с плесневыми грибами. Органы рас­тений, пораженных разными грибами-паразитами. Коллекции лишайников.

Практические работы

1. Выращивание плесневых грибов на разных субстратах (опыт в домашних условиях).

 

РАСТЕНИЯ (43 ч)

 

Вегетативные органы растений (18 ч)

Общая характеристика растений. Жизненные формы рас­тений. Ткани (образовательные, покровные, механические, проводящие, основные) и органы растений.

Корень. Функции корня. Виды корней. Корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемы­ми функциями. Зоны корня. Рост корня. Видоизменения кор­ня (корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски) и их зна­чение.

Побег. Функции побега. Основные части побега. Почка – зачаточный побег. Типы почек по расположению (верхушечные, пазушные, придаточные) и строению (вегетативные, генера­тивные). Развитие побега из почки.

Стебель. Разнообразие стеблей. Рост стебля в длину. Внут­реннее строение стебля в связи с выполняемыми функциями (на примере древесного растения). Передвижение по стеблю воды, минеральных и органических веществ. Рост стебля в тол­щину. Образование годичных колец.

Лист. Функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение во­ды. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Жилкование листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Листопад и его значение.

Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение растений. Размножение рас­тений видоизмененными побегами, черенками, отводками, деле­нием куста, прививками. Биологическое и хозяйственное зна­чение вегетативного размножения.

Демонстрации: таблицы; опыты, показывающие верхушеч­ный рост корня; влияние на рост корня удаления его кончика. Результаты опытов, доказывающих рост побега, испарение воды листьями. Видоизмененные листья. Строение корневых систем. Строение кончика корня. Внутреннее строение древесного рас­тения. Определение возраста стебля по спилу.

Лабораторные работы

2 Строение почек, расположение их на стебле.

3 Изучение внешнего строения простых и сложных лис­тьев.

4 Изучение видоизмененных побегов: клубня, луковицы.

Практические работы

2. Вегетативное размножение растений.

 

Споровые растения (6 ч)

Мхи. Кукушкин лен: строение, размножение, цикл разви­тия. Сфагновые мхи: строение и размножение. Образование и использование торфа. Роль мхов в природе.

Папоротники. Строение папоротника щитовника мужского. Размножение и цикл развития папоротников. Разнообразие папоротников. Роль папоротников в природе.

Хвощи, плауны. Особенности строения и размножения хвощей и плаунов. Разнообразие и значение.

Демонстрации: таблицы. Живые и гербарные экземпляры растений: мхов, хвощей, плаунов и папоротников. Торф и про­дукты его переработки. Отпечатки вымерших папоротников. Строение хвоща полевого.

Лабораторные работы

5 Изучение внешнего строения мха (кукушкин лен, сфагнум).

 

Семенные растения (19 ч)

Голосеменные. Общая характеристика. Строение и размноже­ние голосеменных на примере сосны. Значение голосеменных.

Покрытосеменные. Общая характеристика.

Цветок. Цветок, его строение и функции. Соцветия и их биологическое значение. Опыление (самоопыление, перекрест­ное опыление). Двойное оплодотворение, образование плодов и семян.

Плоды. Строение и классификация плодов. Распростране­ние плодов. Биологическое и хозяйственное значение плодов.

Семя. Строение семян однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Посев семян. Питание и рост за­родыша и проростка. Уход за посевами.

Многообразие покрытосеменных. Основные систематичес­кие группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Отличительные признаки двудольных и однодольных растений. Характерные признаки и практическое значение растений се­мейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Злаки). Дикорастущие и культурные растения.

Охрана растений.

Демонстрации: таблицы. Живые и гербарные экземпляры голосеменных и покрытосеменных растений. Муляжи цветков, схемы различных соцветий, коллекции плодов. Опыты, доказы­вающие наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ; значение воды, кислорода и тепла для прорастания семян; дыхание семян; питание проростков запасными веществами семени. Определение всхожести семян культурных растений.

Лабораторные работы

6 Строение цветка.

7 Изучение строения соцветий.

8 Строение семян однодольных и двудольных растений.

Практические работы

3. Подготовка почвы к посеву. Посев семян. Уход за расте­ниями.

Экскурсии

2. Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ VII КЛАССА

Учащиеся должны: называть:

общие признаки живых организмов;

составные части клетки: клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды;

отличительные признаки бактерий, протистов, грибов, рас­тений;

ткани: образовательные, покровные, механические, прово­дящие, основные;

признаки однодольных и двудольных растений;

распознавать:

организмы бактерий, протистов, грибов, лишайников, рас­тений;

клетки живых организмов, ткани, органы и системы органов растений — на препаратах, рисунках, таблицах, в гербариях; съедобные и ядовитые грибы;

приводить примеры:

организмов, принадлежащих к различным группам живой природы;

основных видов дикорастущих и культурных растений, ти­пичных для местных условий;

редких и исчезающих видов растений местной флоры;

характеризовать:

строение, особенности процессов жизнедеятельности бакте­рий, протистов, грибов, лишайников, растений;

особенности строения и функций клеток, тканей и органов растений;

роль бактерий, протистов, грибов и растений в биосфере и хозяйственной деятельности человека;

проводить сравнение:

строения, процессов жизнедеятельности, роли организмов, принадлежащих к различным группам и жизненным формам; семян однодольных и двудольных растений;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций тканей, органов;

значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;

использование живых организмов и продуктов их жизне­деятельности в хозяйственной деятельности человека; меры по охране редких и исчезающих растений; правила поведения в природе;

проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;

овладеть умениями:

работать с увеличительными приборами (лупой и микро­скопом);

ставить биологические опыты, анализировать полученные данные, делать выводы;

проводить различные агротехнические приемы (рыхление почвы, внесение удобрений, полив, посев, пикировку, окучи­вание);

применять знания:

особенностей строения и жизнедеятельности декоративных и сельскохозяйственных растений для их выращивания;

для профилактики заболеваний и отравлений человека, вызываемых бактериями, грибами, растениями.

 

 

VIII КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 6 ч – резервное время)

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Основные признаки животных. Строение и функции живот­ного организма. Типы симметрии. Классификация животных, основные систематические категории (вид, род, отряд, класс, тип). Роль животных в природе и жизни человека.

 

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростра­нения кишечнополостных.

Пресноводный полип гидра. Двуслойность. Клеточный со­став наружного и внутреннего слоя. Разнообразие клеток. Ре­генерация, движение, питание и пищеварение. Бесполое и по­ловое размножение. Диффузная нервная система, рефлексы.

Многообразие кишечнополостных. Медузы, коралловые по­липы, особенности их строения.

Значение кишечнополостных.

Демонстрации: таблицы.

 

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростра­нения плоских червей.

Белая планария. Особенности строения и жизнедеятель­ности.

Паразитические черви. Бычий цепень, печеночный сосаль­щик, их строение и циклы развития. Меры борьбы с парази­тами, профилактика заражения.

Демонстрации: таблицы.

 

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростране­ния круглых червей.

Аскарида человеческая, острица детская. Особенности стро­ения и жизнедеятельности. Меры профилактики.

Многообразие и роль круглых червей в природе.

Демонстрации: таблицы. Влажные препараты круглых червей.

 

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростране­ния кольчатых червей.

Дождевой червь. Среда обитания, движение, внешнее и внут­реннее строение. Размножение и развитие. Регенерация. Роль дождевых червей в процессах почвообразования.

Многообразие кольчатых червей.

Демонстрации: таблицы.

Демонстрационные опыты

1 Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя.

 

ТИП МОЛЛЮСКИ (3 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Беззубка, прудовик, кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

1 Изучение строения раковины беззубки и прудовика.

 

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (14 ч)

 

Общая характеристика типа (1 ч)

Особенности строения и жизнедеятельность. Классификация членистоногих.

 

Класс Ракообразные (3 ч)

Среда обитания ракообразных и приспособления к водному образу жизни.

Речной рак. Особенности строения и процессов жизнедея­тельности.

Многообразие ракообразных. Их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы и коллекции: внешнее строение рака.

Лабораторные работы

2. Изучение внешнего строения речного рака.

 

Класс Паукообразные (2 ч)

Особенности строения, процессов жизнедеятельности и по­ведения в связи с жизнью на суше.

Паук крестовик. Особенности строения и процессов жизне­деятельности.

Многообразие паукообразных. Растительноядные, хищные и паразитические клещи. Клещи как переносчики и возбудители заболеваний человека и сельскохозяйственных животных. Профилактика заболеваний и борьба с клещами.

Демонстрации: таблицы.

Класс Насекомые (8 ч)

Внешнее строение насекомых: отделы тела, конечности, крылья, покровы.

Майский жук. Особенности внутреннего строения. Дыха­тельная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нерв­ная системы и органы чувств.

Поведение насекомых. Размножение и развитие. Типы раз­вития насекомых.

Многообразие насекомых. Отряды насекомых: Стрекозы, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Пе­репончатокрылые.

Роль насекомых в природе и жизни человека. Насекомые – паразиты человека и животных, переносчики возбудителей за­болеваний. Охрана насекомых.

Демонстрации: таблицы и коллекции насекомых (пред­ставители отрядов).

Лабораторные работы

3. Внешнее строение насекомых на примере майского жука.

 

ТИП ХОРДОВЫЕ (32 ч)

 

Общие признаки хордовых животных (2 ч)

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Образ жизни и особенности строения ланцетника как низшего хордового жи­вотного.

Подтип Черепные, или Позвоночные. Характерные черты строения позвоночных. Классификация.

Демонстрации: таблицы.

 

НАДКЛАСС РЫБЫ (5 ч)

Особенности рыб как водных позвоночных: форма и отделы тела, кожные покровы, скелет и мускулатура, плавательный пу­зырь.

Речной окунь. Внутреннее строение.

Размножение и развитие. Поведение рыб.

Многообразие рыб. Классы Хрящевые (Акулы, Скаты) и Костные рыбы (Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб.

Демонстрации: таблицы. Скелет рыбы.

Лабораторные работы

4. Приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб.

 

НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ (25 ч)

 

Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как обитателей двух сред.

Лягушка озерная. Строение кожи, скелета, конечностей, внутренних органов. Питание, дыхание, кровообращение, выде­ление, нервная система и органы чувств. Размножение и раз­витие.

Многообразие земноводных. Отряды Хвостатые и Бесхвос­тые. Значение и охрана земноводных.

Демонстрации: таблицы. Скелет лягушки.

 

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности пресмыка­ющихся как первых настоящих сухопутных позвоночных.

Ящерица прыткая. Строение и процессы жизнедеятель­ности.

Многообразие пресмыкающихся. Отряды Чешуйчатые, Кро­кодилы, Черепахи, их значение и охрана.

Демонстрации: таблицы. Скелет ящерицы.

 

Класс Птицы (7 ч)

Особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету.

Сизый голубь. Перьевой покров, строение скелета, муску­латуры, внутренних органов. Усложнение нервной системы, органов чувств и поведения. Размножение и развитие.

Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы лесов и открытых пространств; водоплавающие и околоводные птицы; птицы культурных ландшафтов. Роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана птиц.

Демонстрации: таблицы. Чучела и скелеты птиц, модель яйца.

Лабораторные работы

5. Приспособления к воздушному образу жизни во внеш­нем строении птиц.

 

Класс Млекопитающие, или Звери (11ч)

Особенности строения и процессов жизнедеятельности мле­копитающих.

Собака домашняя. Внешнее и внутреннее строение. Услож­нение нервной системы и органов чувств. Поведение. Размно­жение и развитие. Забота о потомстве: выкармливание детены­шей молоком, обучение.

Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и живоро­дящие. Отряды: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Гры­зуны, Хищные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Ласто­ногие и Китообразные, Приматы.

Роль млекопитающих в природе, хозяйстве и жизни чело­века. Охрана млекопитающих.

Демонстрации: таблицы. Живые млекопитающие, чучела млекопитающих, скелеты, муляжи.

Экскурсии

1 Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей школы.

 

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ (4 ч)

Сравнительная характеристика систем органов типов беспо­звоночных животных.

Сравнительная характеристика систем органов классов по­звоночных животных.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ VIII КЛАССА

Учащиеся должны: называть:

общие признаки животных организмов; систематические единицы животных;

характерные признаки типов, классов, отрядов животных; приводить примеры:

усложнения животных в процессе эволюции; изученных видов животных; охраняемых видов животных Беларуси; приспособлений организмов к условиям среды обитания;

характеризовать:

особенности строения и процессов жизнедеятельности жи­вотных, питания, дыхания, кровообращения, размножения, раз­вития животных;

строение и функции органов животных;

роль животных в биосфере и хозяйственной деятельности человека;

обосновывать:

взаимосвязь особенностей строения и жизнедеятельности организмов и условий среды обитания;

меры профилактики заболеваний, которые вызываются жи­вотными-паразитами;

меры борьбы с переносчиками возбудителей заболеваний;

правила поведения в природе;

распознавать:

изучаемых животных в природе и коллекциях; органы и системы органов животных разных типов, классов (на схемах, рисунках и таблицах);

места обитания, типичные для изученных животных;

сравнивать:

строение и процессы жизнедеятельности животных; системы органов различных типов беспозвоночных животных; системы органов различных классов позвоночных животных;

применять знания о строении и жизнедеятельности жи­вотных в практической деятельности человека;

делать выводы:

о единстве органического мира;

о приспособлениях животных к различным средам обита­ния;

об усложнении животного мира в процессе эволюции; наблюдать:

сезонные изменения в жизни животных;

поведение животных в естественных и искусственных средах;

овладеть умениями:

работать с учебной, научно-популярной литературой; составлять схемы и таблицы на основании текста учебного пособия;

ставить биологические опыты, анализировать полученные данные, делать выводы.

 

 

IX КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 6 ч – резервное время)

 

Введение (1 ч)

Науки о человеке и его здоровье: анатомия, физиология, психология, гигиена. Методы изучения организма человека.

 

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

Организация и свойства клетки.

Ткани, их классификация и принципы организации. Орга­ны, системы органов. Организм — единое целое.

Демонстрации: слайды, микропрепараты тканей, модели, таблицы.

Практические работы

1. Строение тканей человеческого организма.

 

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)

Представление о регуляции. Нервная, гуморальная и нейрогуморальная регуляция функций. Саморегуляция процессов жизнедеятельности. Понятие о гомеостазе.

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА (8 ч)

Общие принципы организации нервной системы. Значение нервной системы. Строение и виды нейронов. Рефлекс, рефлек­торная дуга.

Строение и функции спинного мозга.

Головной мозг. Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Организация и значение больших полушарий.

Общий план строения вегетативной нервной системы. Сим­патический и парасимпатический отделы, их функции.

Гигиена нервной системы.

Демонстрации: таблицы, муляжи, модели.

Демонстрационные опыты

1. Коленный рефлекс.

 

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (3 ч)

Гормоны и их роль в организме. Железы внутренней секре­ции. Гипофиз, его связь с другими железами. Щитовидная же­леза. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелу­дочная железа, половые железы.

Демонстрации: таблицы, муляжи, отображающие располо­жение в организме и строение желез внутренней секреции.

 

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (5 ч)

Опорно-двигательная система, ее пассивная и активная час­ти, их функции.

Строение костей. Виды костей. Рост костей. Соединения костей.

Отделы скелета человека: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. Первая помощь при вывихах и переломах.

Строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц. Работа и утомление мышц.

Значение двигательной активности для сохранения здоровья. Осанка, ее нарушения. Плоскостопие.

Демонстрации: модели, таблицы скелета: длинные, корот­кие, трубчатые и губчатые кости; череп.

Демонстрационные опыты

2 Первая помощь при переломе конечностей.

Практические работы

2 Строение и функции скелета человека.

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (5 ч)

Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Постоянство внутренней среды организма.

Состав и функции крови. Плазма крови. Эритроциты. Гемо­глобин, его функции. Группы крови и резус фактор. Тромбо­циты. Свертывание крови. Лейкоциты. Фагоцитоз.

Иммунная система. Виды иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: микропрепараты.

Лабораторные работы

1 Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки.

 

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА (6 ч)

Кровообращение.

Сердце, его строение. Сердечный цикл. Автоматия.

Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и ма­лый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление.

Нейрогуморальная регуляция кровообращения.

Первая помощь при кровотечениях.

Строение и функции лимфатической системы. Образование и движение лимфы.

Демонстрации: муляж и модель сердца, таблицы.

Демонстрационные опыты

3 Измерение кровяного давления в покое и после физи­ческой нагрузки.

4 Первая помощь при кровотечениях (артериальных, ве­нозных и капиллярных).

Лабораторные работы

2 Подсчет пульса в покое и после физической нагрузки.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (4 ч)

Значение дыхания, его основные этапы. Строение и функ­ции дыхательных путей. Строение легких. Дыхательные дви­жения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тка­нях. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Гигиена дыхания. Воздушно-капельные инфекции, их про­филактика. Первая помощь при остановке дыхания. Вредное влияние никотина.

Демонстрации: муляжи, таблицы органов дыхания.

Демонстрационные опыты

5 Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

 

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (6 ч)

Значение питания и пищеварения. Пищеварительные фер­менты, их значение и свойства.

Строение и функции органов пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, подже­лудочная железа и печень. Пищеварительные процессы в ро­товой полости. Глотание. Пищеварительные процессы в желуд­ке, тонком и толстом кишечнике. Всасывание. Нейрогумо­ральная регуляция пищеварения.

Гигиена питания. Пищевые отравления и их предупрежде­ние. Основы рационального питания.

Обмен белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен.

Витамины, их роль в процессах обмена веществ. Водораст­воримые (С, В1, В6) и жирорастворимые (A, D) витамины. Не­достаток витаминов в пище и его последствия.

Демонстрации: таблицы и модели, отображающие про­цессы пищеварения.

 

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (3 ч)

Значение выделения в жизнедеятельности организма. Орга­ны, принимающие участие в процессах выделения: почки, пото­вые железы, легкие.

Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. Образование мочи. Гигиена мочевыделительной си­стемы.

Демонстрации: таблицы, муляжи.

 

ПОКРОВНАЯ СИСТЕМА. КОЖА (3 ч)

Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка. Функции кожи. Роль кожи в поддержании тем­пературного гомеостаза. Гигиена кожи.

Первая помощь при повреждениях кожи (ожог, обмороже­ние), тепловом и солнечном ударах.

Роль закаливания в укреплении здоровья человека.

Демонстрации: таблицы, отражающие строение и функ­ционирование кожи.

Демонстрационные опыты

6 Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах.

 

РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 ч)

Понятие о репродукции и индивидуальном развитии чело­века.

Мужская половая система. Женская половая система. Оплодотворение. Беременность. Роды.

Половое созревание. Планирование семьи и контрацептив­ные препараты.

Понятие о заболеваниях, передающихся половым путем (трихомоноз, сифилис, гонорея, ВИЧ-инфекция).

Алкоголь, никотин и токсические вещества как факторы, нарушающие индивидуальное развитие.

Демонстрации: муляжи, таблицы.

 

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (4 ч)

Значение сенсорных систем (анализаторов, по И. П. Павло­ву). Структура сенсорной системы (периферический, провод­никовый, центральный отделы). Общая характеристика зри­тельной, слуховой, вкусовой, обонятельной и осязательной сен­сорных систем (рецепторы, проводники, корковый центр).

Строение и функции органа зрения. Дальнозоркость, бли­зорукость. Гигиена зрения и первая помощь при повреждении глаз.

Строение и функции органа слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха.

Демонстрации: таблицы, муляжи.

 

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (3 ч)

Понятие о психике и поведении человека. Безусловные и условные рефлексы. Условия и механизм образования услов­ных рефлексов. Торможение условных рефлексов.

Сон, его значение. Сновидения. Гигиена сна.

Деятельность мозга и психические функции. Сознание, ощу­щение, восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Вредное влияние алкоголя и токсических веществ на психику и поведение человека.

 

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (2 ч)

Культура отношения к собственному здоровью. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Факторы риска развития заболеваний. Вредные и полезные привычки.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ IX КЛАССА

Учащиеся должны: называть:

органоиды клетки, их функции; основные жизненные процессы организмов; органы и системы органов организма человека; железы внешней, внутренней и смешанной секреции; отделы нервной системы;

отделы скелета и составляющие их кости, способы соеди­нения, виды костей;

причины возникновения и меры профилактики плоскосто­пия, искривления позвоночника, сердечно-сосудистых заболе­ваний, болезней органов дыхания и мочевыделительной си­стемы, нарушения зрения (близорукости и дальнозоркости) и слуха, заболеваний мочевыделительной системы;

функции крови, ее состав;

основные сосуды большого и малого кругов кровообра­щения;

функции дыхания, органы дыхания;

функции почек в организме;

условия образования условных рефлексов;

факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека;

распознавать:

основные виды тканей;

основные органы и системы органов;

приводить примеры:

взаимосвязи строения и функций органов и систем органов;

условных и безусловных рефлексов;

способов профилактики заболеваний человека;

характеризовать:

клетку как структурно-функциональную единицу жизни; роль ферментов, гормонов и других веществ в организме; механизмы регуляции физиологических процессов; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику ВИЧ-инфекции; строение сердца;

нейрогуморальный механизм регуляции сердечной деятель­ности;

особенности строения артерий, капилляров и вен; нейрогуморальный механизм регуляции дыхания; особенности строения органов пищеварительной системы; особенности строения кожи, связанные с выполняемыми ею функциями;

процессы, лежащие в основе терморегуляции; строение органов женской и мужской половых систем; строение органов зрения и слуха; механизм образования условных рефлексов;

проводить сравнение: клеток различных тканей организма; механизмов нервной и гуморальной регуляции; разных типов кровеносных сосудов; внешнего и внутреннего торможения;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов;

нормы, режим и правила рационального питания;

влияние умственного и физического труда, физкультуры и спорта на состояние здоровья человека;

вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на орга­низм человека;

профилактику вредных привычек;

необходимость соблюдения правил личной гигиены;

проводить наблюдения за состоянием своего организма (из­мерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

применять знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного орга­низма;

профилактики инфекционных и простудных заболеваний, травматизма, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, упо­требление алкоголя и наркотиков), нарушения осанки, зрения, слуха;

оказания первой помощи при пищевом отравлении, ожогах, обморожениях, кровотечениях, переломах и вывихах, остановке дыхания;

обоснования здорового образа жизни, рациональной органи­зации труда и отдыха.

 

X КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 3 ч – резервное время)

 

Введение (1 ч)

Разнообразие живых организмов на Земле. Общие свойства живых организмов: единство химического состава, клеточное строение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, подвижность, раздражимость, размножение, рост и развитие, наследственность и изменчивость, адаптация к условиям существования.

 

ХИМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч)

Содержание химических элементов в организме. Понятие о макроэлементах и микроэлементах.

Неорганические вещества. Вода и ее роль в жизни живых организмов. Содержание воды в организме, разных клетках и тканях. Функции воды в организме. Гидрофильные и гидро­фобные соединения.

Минеральные соли и кислоты. Кислотность среды. Понятие о буферных растворах.

Органические вещества. Понятие о макромолекулах, биопо­лимерах и мономерах.

Белки. Аминокислоты – мономеры белков. Строение ами­нокислот. Понятие о нейтральных, основных и кислых амино­кислотах. Незаменимые и заменимые аминокислоты. Образо­вание пептидов и полипептидов. Структура белков: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Многообразие и свойства белков. Денатурация и ренатурация белков. Функции белков: структурная, ферментативная, транспортная, сократительная, регуляторная, сигнальная, за­щитная, токсическая, энергетическая.

Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Дисахариды. По­лисахариды, их структура. Крахмал. Гликоген. Целлюлоза. Хи­тин. Функции углеводов: энергетическая, структурная, мета­болическая, запасающая.

Липиды, их строение и функции. Нейтральные жиры. Фосфолипиды. Функции липидов: энергетическая, строительная, защитная, теплоизоляционная, регуляторная.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотидов – мономеров нуклеиновых кислот. Образование полинуклеотидов. Строение и функции ДНК. Строение, виды и функции РНК.

АТФ. Строение и функция АТФ.

Биологически активные вещества. Витамины и их функ­ции. Гормоны, их химическая природа и функции. Феромоны. Алкалоиды. Антибиотики и их использование.

Демонстрации: модели молекул органических веществ. Объемные модели структурной организации белков и нуклеи­новых кислот.

Лабораторные работы

1 Выявление активности каталазы.

Практические работы

1 Решение задач на строение и свойства белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот (определение последо­вательности нуклеотидов ДНК, исходя из принципа комплементарности; определение содержания нуклеотидов во фрагменте молекул ДНК, если известно содержание одного из них).

 

КЛЕТКА – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 ч)

Клеточная теория. История открытия клетки. Создание клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Современные методы изучения клетки.

Общий план строения клетки. Многообразие клеток. Стро­ение клетки: поверхностный аппарат, цитоплазма (гиалоплазма, органоиды, включения), ядро.

Цитоплазматическая мембрана. Химический состав и строение плазмалеммы. Функции плазмалеммы: барьерная, рецепторная, транспортная. Способы транспорта веществ через плазмалемму: диффузия, облегченная диффузия, активный мембранный перенос. Транспорт в мембранной упаковке: эндоцитоз и экзоцитоз.

Гиалоплазма. Химический состав и функции.

Цитоскелет, его строение и функции. Микрофиламенты и микротрубочки, их организация.

Клеточный центр, организация и функции центриолей. Рибосомы, организация и функции.

Эндоплазматическая сеть (шероховатая и гладкая), ком­плекс Голъджи, их строение и функции. Лизосомы. Понятие об аутофагии.

Вакуоли. Вакуоли растительных клеток и их функции. Со­кратительные вакуоли.

Митохондрии, их строение и функции.

Пластиды, строение и функции хлоропластов. Лейкопласты, хромопласты.

Ядро, строение и функции. Ядерная оболочка, ядерный матрикс, хроматин, ядрышки. Хромосомы, их структурная орга­низация. Понятие о кариотипе, гаплоидном и диплоидном на­борах хромосом.

Особенности строения клеток организмов разных групп (бактерий, протистов, грибов, растений и животных).

Деление клетки. Биологическое значение деления. Понятие о жизненном цикле клетки. Интерфаза и ее периоды. Удвоение ДНК. Митоз. Фазы митоза. Биологическая роль митоза. Ами­тоз, или прямое деление. Деление бактериальных клеток. Ги­бель клеток.

Мейоз и его биологическое значение. Фазы мейоза. Поня­тие кроссинговера. Генетическая рекомбинация при мейозе. Сходства и различия между митозом и мейозом.

Демонстрации: схемы устройства светового и электрон­ного микроскопов. Модели клетки, схемы строения органоидов, микропрепаратов клеток растений, протистов, грибов и жи­вотных.

Лабораторные работы

2 Сравнение строения растительной и животной клеток.

3 Деление клеток.

Практические работы

2 Решение задач: на репликацию ДНК; на механизм де­ления клетки, определение результатов деления, плоидность клеток.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ (7 ч)

Общая характеристика обмена веществ и превращения энергии. Понятие обмена веществ, ассимиляции и диссими­ляции, анаболизма и катаболизма, пластического и энергети­ческого обменов.

Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескис­лородный, кислородный. Гликолиз, клеточное дыхание. Сум­марное уравнение полного окисления глюкозы. Брожение.

Фотосинтез. Сущность процесса фотосинтеза. Фотосинтети­ческие пигменты и их функции. Световая фаза. Фотолиз воды. Темновая фаза. Значение.

Хранение наследственной информации. Генетический код и его свойства. Реализация наследственной информации — биосинтез белка. Этапы синтеза белка: транскрипция, тран­сляция. Роль и-РНК, т-РНК, р-РНК в синтезе белка.

Демонстрации: схемы путей метаболизма в клетке, энер­гетического обмена на примере расщепления глюкозы, плас­тического обмена.

Практические работы

3 Решение задач на энергетический и пластический обмен.

4 Решение задач на транскрипцию и трансляцию.

 

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ

ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (8 ч)

Структурная организация живых организмов. Однокле­точные организмы. Сифоновая организация. Колониальные и многоклеточные организмы. Ткани, органы и системы органов растений и животных. Многоклеточный организм — целост­ная интегрированная система.

Регуляция жизненных функций организмов. Понятие о са­морегуляции. Регуляция процессов метаболизма. Нервная и гуморальная регуляция. Понятие об иммунной защите орга­низма. Гуморальный и клеточный иммунитеты. Иммунологи­ческая реакция организма.

Демонстрации: таблицы с изображением организмов раз­ного уровня сложности. Схемы строения тканей растений и животных, органов и систем органов растений и животных, микропрепаратов различных тканей, строения рефлекторной дуги. Изображения клеток, обеспечивающих иммунный ответ. Схемы формирования иммунного ответа.

 

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

Размножение организмов. Понятие размножения. Типы раз­множения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление, спорообразование, почкование, фрагментация, вегета­тивное размножение).

Половое размножение. Понятие полового процесса. Типы онтогенеза. Строение половых клеток. Образование половых клеток у млекопитающих (сперматогенез и овогенез). Осеме­нение и оплодотворение. Особенности оплодотворения у рас­тений.

Партеногенез – особая форма полового размножения.

Онтогенез. Понятие онтогенеза. Типы онтогенеза. Эмбрио­нальное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Понятие о жизненном цикле. Онтогенез человека. Влияние вредных факторов (алкоголь, никотин, наркотики) на развитие человека.

Сравнение особенностей бесполого и полового размножения.

Демонстрации: микропрепараты хромосом яйцеклетки. Модели-аппликации, отражающие деление клетки, развитие хордовых. Коллекции, иллюстрирующие половой диморфизм.

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (15 ч)

Закономерности наследственности, установленные Г. Мен­делем. Понятие наследственности и изменчивости. Изучение наследственности Г. Менделем. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Понятие аллельных, доминант­ных и рецессивных генов. Закон единообразия гибридов пер­вого поколения. Закон расщепления. Статистический характер законов наследственности при моногибридном скрещивании и их цитологические основы. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы.

Отклонения при расщеплении от типичных количествен­ных соотношений, установленных Г. Менделем. Явление не­полного доминирования, множественный аллелизм, кодоминирование.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное насле­дование. Кроссинговер. Основные положения хромосомной тео­рии наследственности. Генетические карты хромосом.

Генетика пола. Понятие пола. Половые различия. Хромо­сомное определение пола. Половые хромосомы и аутосомы. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система.

Изменчивость организмов. Взаимодействие генотипа и условий окружающей среды. Формы изменчивости: нена­следственная и наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Понятие о модификациях. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчи­вости. Значение модификационной изменчивости.

Генотипическая изменчивость и ее виды. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Понятие мутации. Типы мутаций (генные, хромосомные, геномные). Соматические и генеративные мутации. Закон гомологических рядов наслед­ственной изменчивости (Н. И. Вавилов). Мутагенные факторы среды. Значение генотипической изменчивости.

Особенности наследственности и изменчивости у чело­века. Методы изучения наследственности и изменчивости человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, дерматоглифический, популяционно-статистический, биохими­ческий, молекулярно-генетический). Врожденные и наслед­ственные заболевания человека. Факторы внешней среды как причина возникновения наследственных болезней. Генные бо­лезни (фенилкетонурия, гемофилия). Хромосомные болезни (синдром полисомии по Х-хромосоме, синдром Шерешевского–Тернера, синдром Кляйнфельтера, синдром Дауна). Профилак­тика наследственных болезней. Медико-генетическое консуль­тирование.

Демонстрации: живые растения и животные, гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы для иллюстрации зако­номерностей наследования признаков; живых растений или гербарных материалов для иллюстрации модификационной и мутационной изменчивости; нормальной и мутантной форм дрозофилы; карт хромосом человека; родословных известных людей, хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений.

Лабораторные работы

4. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.

Практические работы

5 Решение задач на моногибридное скрещивание.

6 Решение задач на дигибридное скрещивание.

7 Решение задач на сцепление генов и кроссинговер.

8 Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

 

СЕЛЕКЦИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ (5 ч)

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Понятие сорта, породы, штамма. Задачи и основные направления селек­ции. Основные методы селекции (массовый и индивидуальный отбор, гибридизация, мутагенез). Понятие об инбридинге и аутбридинге, отдаленной гибридизации. Особенности селекции микроорганизмов. Достижения современной селекции.

Биотехнология. Понятие биотехнологии. Объекты и основ­ные направления биотехнологии. Клеточная и генная инже­нерия. Инструменты генной инженерии. Успехи и достижения генной инженерии. Получение трансгенных животных с задан­ными признаками. Генодиагностика. Генная терапия. Достиже­ния генной инженерии в растениеводстве.

Генетическая инженерия и биобезопасность.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие: схемы прове­дения селекционной работы; методы клеточной и генной инже­нерии; приемы биотехнологии; достижения селекции, разно­образие сортов культурных растений и пород домашних жи­вотных.

Экскурсии

1. Многообразие сортов растений (пород животных).

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ X КЛАССА

Учащиеся должны: называть:

свойства живых организмов; основные положения клеточной теории; основные положения хромосомной теории; органические и неорганические вещества организма и их функции;

органоиды клетки и их функции; типы онтогенеза;

основные стадии эмбрионального развития животных; распознавать:

на микропрепаратах и таблицах основные компоненты кле­ток различных организмов;

на микропрепаратах фазы деления клетки;

приводить примеры:

организмов с разной структурной организацией; мутационной изменчивости;

наследственных заболеваний человека, их причин и мер профилактики;

модификационной изменчивости организмов в природе;

использования достижений биологии в практической дея­тельности человека;

характеризовать:

строение и функции клетки как наименьшей единицы живого;

строение и функции биологических мембран, мембранных и не мембранных органоидов клетки;

процессы поступления и преобразования веществ в клетке, преобразование энергии;

структурную и функциональную организацию одноклеточ­ных и многоклеточных организмов;

процессы обмена веществ;

наследственную (мутационную и комбинативную) и нена­следственную изменчивость организмов; норму реакции;

бесполое и половое размножение организмов; оплодотворение, его значение;

закономерности индивидуального развития организмов;

законы наследственности, установленные Г. Менделем;

особенности наследственности и изменчивости человека;

методы изучения изменчивости и закономерностей ее насле­дования у человека;

методы селекции живых организмов;

значение генетики для медицины;

методы генной и клеточной инженерии;

основные направления и достижения генной инженерии и биотехнологии;

проводить сравнение:

клеток растений, животных, грибов, микроорганизмов, выяв­ляя их сходство и отличия (на таблицах и микропрепаратах); организмов с разной структурной организацией; способов размножения организмов; обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;

закономерности наследования признаков у организмов;

вредное влияние на наследственность человека загрязнения окружающей среды мутагенами, употребления алкоголя, нарко­тиков, никотина;

проводить наблюдения за живыми организмами с целью выявления их изменчивости; овладеть умениями: решения биологических задач;

подготовки и выполнения лабораторных и практических работ, проведения наблюдений в природе, фиксации и анализа полученных результатов, их интерпретации;

пользоваться предметными именными указателями терми­нов и понятий в научной и научно-популярной литературе, учебниках;

составлять развернутый план текста, план сообщения на данную тему;

составлять краткий конспект текста; написания реферата;

составлять схемы и таблицы на основании текста учебного пособия;

применять знания законов наследственности и изменчи­вости для объяснения формирования признаков и свойств у потомков.

 

 

XI КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 5 ч – резервное время)

 

ОРГАНИЗМ И СРЕДА (12 ч)

Уровни организации живых систем. Экология как наука.

Экологические факторы. Понятие о факторах среды. Классификация экологических факторов. Закономерности действия факторов среды на организм. Пре­делы выносливости (толерантности). Понятие о стенобионтах и эврибионтах. Взаимодействие экологических факторов. По­нятие о лимитирующих факторах.

Свет в жизни организмов. Фотопериодизм. Экологические группы растений по отношению к световому режиму.

Температура как экологический фактор. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Температурные адаптации расте­ний и животных.

Влажность как экологический фактор. Экологические груп­пы растений по отношению к влаге. Адаптации растений и животных к водному режиму.

Среды жизни. Понятие о среде обитания и условиях суще­ствования организмов. Водная среда. Температурный, световой, газовый и солевой режимы гидросферы. Адаптации организмов к жизни в воде. Наземно-воздушная и почвенная среды оби­тания. Адаптации организмов к жизни в наземно-воздушной среде и почве. Живой организм как среда обитания. Адап­тации к жизни в другом организме – паразитизм.

Демонстрации: схемы воздействия экологических факто­ров на организмы. Таблицы с изображением растений и жи­вотных разных экологических групп.

Практические работы

1 Изучение приспособленности организмов к экологичес­ким факторам.

 

ВИД И ПОПУЛЯЦИЯ (5 ч)

Вид – биологическая система. Понятие вида. Вид как так­сономическая категория. Критерии вида. Ареал вида. Понятие об эндемиках и космополитах.

Популяция – структурная единица вида. Характеристика популяции. Свойства популяции: численность, плотность, рож­даемость, смертность. Структура популяции: пространственная, половая, возрастная, этологическая.

Динамика численности популяций и ее регуляция. При­чины динамики численности популяции. Факторы регуляции численности популяции, зависимые и независимые от ее плот­ности.

Демонстрации: схемы, иллюстрирующие критерии вида, динамику численности популяций.

Лабораторные работы

1 Морфологический и генетический критерии вида.

 

ЭКОСИСТЕМЫ (13 ч)

Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Понятие биоценоза и биотопа. Состав биоценоза. Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические.

Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза: вертикальная (ярусность) и горизонтальная (мозаичность).

Экосистема. Биогеоценоз. Структура экосистемы. Продуцен­ты, консументы, редуценты. Цепи и сети питания. Пастбищные и детритные цепи. Трофические уровни. Экологические пира­миды (чисел, биомасс, энергии пищи).

Продуктивность экосистем. Биомасса и продукция. Первич­ная и вторичная продукция.

Биотические связи организмов в экосистемах. Конкурен­ция, хищничество, симбиоз.

Динамика экосистем. Сезонная динамика. Понятие эколо­гической сукцессии.

Агроэкосистемы. Отличие агроэкосистем от естественных экосистем.

Демонстрации: схемы структуры биоценоза и экосистемы, ярусности распределения организмов, цепей и сетей питания, экологических пирамид, связей организмов в экосистемах. Примеры симбиоза, сезонных изменений экосистем и сукцес­сии, агроэкосистем.

Практические работы

2 Решение задач на составление и анализ цепей питания.

3 Решение задач на построение и анализ экологических пирамид, правило 10 %.

4 Решение задач на балансовое равенство в экосистеме.

 

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (17 ч)

Гипотезы происхождения жизни. Основные гипотезы про­исхождения жизни.

Биологическая эволюция. Общая характеристика теории эво­люции Ч. Дарвина. Теория искусственного отбора. Движущие силы и основные результаты эволюции по Ч. Дарвину.

Синтетическая теория эволюции. Популяция – элемен­тарная единица эволюции. Предпосылки (элементарные фак­торы) эволюции. Генетическое разнообразие в популяциях. Роль мутационной и комбинативной изменчивости. Миграция (поток генов). Эволюционная роль модификаций. Волны жизни, дрейф генов, изоляция.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Фор­мы борьбы за существование. Естественный отбор (движущий и стабилизирующий).

Результаты эволюции. Приспособления – основной резуль­тат эволюции. Видообразование. Факторы и способы видо­образования (аллопатрическое и симпатрическое). Общая ха­рактеристика синтетической теории эволюции.

Макроэволюция и ее доказательства. Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические и молекулярно-генетические доказательства эволюции.

Главные направления эволюции. Прогресс и регресс в эво­люции. Пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез. Способы осуществления эволюционного процесса (дивергенция, конвергенция).

Многообразие современного органического мир

Date: 2015-10-19; view: 738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию