Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания. 1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Общая биология» для 11 класса1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Общая биология» для 11 класса. Обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ; основные требования к результатам обучения учащихся. 2 Ознакомьтесь с материалом темы «Биосфера – живая оболочка планеты», составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме. 3 Предложите, какие уроки темы «Биосфера – живая оболочка планеты» можно провести в виде уроков-диспутов, каковы методические особенности их проведения? 4 Разработайте проблемные вопросы для проведения уроков-диспутов.
Литература
1 Байбородова, Л. В. Методика обучения биологии / Л. В. Байбородова, Т. В. Лаптева – М.: Владос, 2003. – 176 с. 2 Богачева, И. В. Настольная книга учителя биологии / И. В. Богачева – Мн.: Сэр-Вит, 2008. – 230 с. 3 Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская – М.: Просвещение, 1983. – 383 с. 4 Вучэбна–метадычнае выданне «Бiялогiя: праблемы выкладання», 1995–2010. 5 Гричик, В.В.Планирование и проведение урока биологии: Методические рекомендации по курсу «Методика преподавания биологии» / В.В. Гричик – Мн.: БГУ, 1997. – 24 с. 6 Измайлов, В.И. Биологические экскурсии / В. И. Измайлов [и др.] – М.: Просвещение, 1983. – 224 с. 7 Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро – Мн.: Книжный дом, 2004. – 256 с. 8 Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина – М.: Академия., 2001 – 272 с. 9 Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с. 10 Лисов, Н. Д. Теоретические основы построения школьного курса биологии / Н. Д. Лисов – Мн.: Ураджай, 2000. – 248 с. 11 Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова – М.: Академия, 2007. – 267 с. 12 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. 13 Учебно–методическое издание «Биология в школе», 1995–2010.
Приложение А Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Биология, 6–11 классы» (Утверждено Министерством образования Республики Беларусь, Минск: Национальный Институт образования, 2009)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – воспитания и развития личности учащегося. Оно способствует гуманизации общества, формированию нравственного, психологического и физиологического здоровья человека, пониманию значения жизни как наивысшей ценности на Земле. Большое значение биологических знаний как в прикладных направлениях развития цивилизации (сельское хозяйство, здравоохранение, биотехнология, охрана окружающей среды и др.), так и в духовно-мировоззренческой сфере человеческого бытия делает биологию неотъемлемой частью естественнонаучного цикла предметов общеобразовательной школы. Сохранение природы Беларуси, ее растительного и животного мира, окружающей среды и здоровья людей в условиях обострения экологических проблем невозможно без обстоятельной биологической подготовки. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека. Ни одна наука не может обеспечить решение этих задач с большей эффективностью, чем биология. Цель изучения биологии – формирование биологической культуры. Задачи предмета биологии: ♦ формирование у школьников представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии, взаимосвязи и взаимовлиянии живых организмов, об общих закономерностях развития живой материи; ♦ усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам; ♦ усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека; ♦ воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека; ♦ приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни; ♦ формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии. Цели и задачи определяют содержание и структуру школьного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов: I. Биология – (Введение в биологию) VI класс; II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – VII класс; III. Биология (Животные) – VIII класс; I V Биология (Человек и его здоровье) – IX класс; V. Биология (Общая биология) – X, XI классы. ♦ биологического разнообразия, многоуровневости организации живой природы; ♦ взаимосвязи и взаимозависимости биологических систем между собой и с компонентами неживой природы; ♦ целостности и саморегуляции живых систем; ♦ взаимосвязи строения и функций; ♦ взаимосвязи теории и практики. В каждом разделе программы указаны методы обучения: демонстрации, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы, экскурсии. Экспериментальная часть программы учит ставить опыты, проводить наблюдения за биологическими объектами, применять биологические закономерности для объяснения гигиенических правил. Последовательность изучения вопросов в пределах темы учитель может изменять по собственному усмотрению. В программе заложено время как на изучение темы, так и на обобщающие уроки, практические и лабораторные работы, а также на тематический контроль знаний и проведение экскурсий. При организации лабораторных и практических работ, экскурсий следует проводить инструктаж по технике безопасности. При отборе содержания для проверки и оценки учебных достижений учащихся следует руководствоваться изложенными в программе требованиями к знаниям и умениям учащихся. Рекомендации направлены на достижение единства требований, обеспечение объективности отметок, на усиление внимания к формированию учебных умений в процессе обучения биологии. При оценивании ответов учащихся нужно руководствоваться «Общими положениями десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях». При оценке результатов учебной деятельности учащихся по биологии необходимо учитывать совокупность усвоенных теоретических и практических знаний и умений по следующим критериям и показателям: ♦ уровень усвоения теоретических биологических знаний – объем, точность фактологического материала и его изложение с использованием предметной терминологии, глубина и полнота раскрытия морфологических, анатомических, физиологических, цитологических, экологических и эволюционных понятий, основных положений и законов; ♦ уровень сформированности теоретических биологических умений – описание и характеристика биологических объектов, их сравнение и классификация, определение эволюционного положения и филогенетических связей, анализ взаимосвязи строения и функции биологических объектов, связи организма с окружающей средой, определение закономерностей протекания жизненных процессов на всех уровнях организации живой природы, объяснение наблюдаемых в природе биологических явлений и процессов; ♦ уровень сформированности практических биологических умений – применение приобретенных знаний на практике для обоснования и соблюдения гигиенических правил, принципов и норм при выращивании растений, проведении природоохранных мероприятий, умение проводить биологический эксперимент и наблюдение, выявлять существующие в природе связи и закономерности.
|