Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Выявление уровня лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов обследования





Практическое исследование проводилось на базе группы детей старшего дошкольного возраста КДОЗ № 135 г. Макеевки. Исследованием было охвачено 20 детей, 5-6 лет.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап, констатирующий, направленный на выявление уровня лексико - грамматического строя речи. Для этого было проведено обследование дошкольников, которое проходило с 16.02.2015 года по 20.02.2015 года в соответствии с основными методических требований. На основе исследований Богуш А., Гвоздева А., Сохина Ф., Фотековой Т. [19] были установлены показатели развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Критериями изучения стали (приложение А):

- словарь и навыки словообразования;

- грамматический строй речи.

Каждая проба оценивалась отдельно, затем вычислялась сумма баллов за все задания. При оценке задач учет степени успешности проводился с помощью четырех градаций:

1 - ребенок дает правильный ответ;

0,5 - правильный ответ был дан после небольшой помощи;

0,25 - задача ребенок выполнила неправильно;

0 баллов - задание не было выполнено.

В разных задачах эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. Количество баллов соотносили с одним из трех уровней успешности выполнения задач:

- 50 - 55 баллов - высокий уровень;

- 49,9 - 35 баллов - средний уровень (ІІІ уровень ОНР);

- 34,9 баллов и ниже - низкий уровень (ІІ уровень ОНР).

Обследование уровня развития связной речи выявило также умение детей использовать в речи, как простые распространенные предложения, так и сложные. Однако в большинстве случаев отмечались ошибки в грамматическом оформлении фраз, искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами; неправильная форма слова в образовании множественного числа.

Остановимся на анализе полученных результатов:

При исследование словаря и навыков словообразования детям предлагались следующие задачи:

- Назвать детенышей животных;

- Образовать прилагательных (относительных, притяжательных);

- Назвать действие по предъявленному предмету;

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

Инструкция: у кошки - котята, а у ...; кукла из бумаги - бумажная, у собаки лапа собачья, а у ...

С помощью таблицы 2.1 рассмотрим уровни сформированности навыков словаря и словообразования

Таблица 2.1. Уровень сформованности словаря и навыков словообразования

Вид задания Высокий уровень выполнения (Количество детей, %) Средний уровень Выполнения (Количество детей, %) Низкий уровень выполнения (Количество детей, %)
1.Название детёнышей животных 2 (10%) 14 (70%) 4 (20%)
2.Образование прилагательных:
а) относительных 3 (15%) 9 (45%) 8 (40%)
б) притяжательных 2 (10%) 8(40%) 10 (30%)
3.Исследование глагольного словаря
а) Что делают? 4 (20%) 10 (50%) 6 (30%)
б) Кто как голос подаёт? 5 (25%) 12 (60%) 3 (15%)
4.Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных 3 (15%) 11(55%) 6(30%)

Результат исследования показал, что при выполнении задания №1 высокий уровень показало только 10% детей, 4 детей показали низкий результат. Они допускали такие ошибки, как замены слов, входящих в одно родовое понятие (корова - коза, овца и т.п.). Например, у овцы - «козята»; у свиньи - «хрюшки»; образование слов по аналогии «уточки, лисички, собачки - поросенки, коровки». При образовании прилагательных, даже при стимулирующей помощи, дети неверно образовывали формы, например, «Кошкины, ведмедины».

При выполнении задач № 2 на среднем уровне оказалось около 45% детей, на низком 40%. Анализируя данные выполнения задач по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также детям легко было назвать действие по предъявляемому предмету («Кто как голос подает?»).

Самым сложным задание стало по исследованию глагольного словаря. Дети допускали такие ошибки: неумение дифференцировать некоторые действия (рубят - режут, чирикает - поет и т.д.). Детям предлагались следующие задачи:

1) повторение предложений;

2) верификация предложений. Детям читались предложения, в некоторых из них были ошибки, детям нужно было исправить ошибки.

3) составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Например: мальчик, открывать, двери. Слова предъявлялись к первой ответа.

4) добавление предлогов в предложении. Читалось предложение, детям предлагалось вставить слово, которое в нем пропущено. В связи с трудностями этой задачи использовали два вида помощи: 1-й - стимулирующий («Неправильно, подумай еще!»), второй - в виде вопроса к пропущенному поводу (Наливает чай куда?).

5) образование существительных множества в именительном и родительном падежах. Детям предлагалась следующая инструкция: один дом, а если их много, то это - дома; один дом, а многое? - Домов.

В таблице 2.2 представлены данные о состоянии грамматического строя речи у детей обследуемой группы

Таблица 2.2. Состояние грамматического строя речи

Вид задания Высокий уровень выполнения (Количество детей, %) Средний уровень выполнения (Количество детей, %) Низкий уровень выполнения (Количество детей, %)
1.Повторение предложений 2 (10%) 12 (60%) 6 (30%)
2.Верификация предложений __ 11 (55%) 9 (45%)
3.Составление предложений из слов начальной формы 2 (10%) 11 (55%) 7 (35%)
4.Добавление предлогов в предложение 1 (5%) 5 (25%) 14 (70%)
5.Образование существительных множественного числа в И. и Р. падежах 3 (15%) 5 (25%) 12 (60%)

Результат нашего исследования показал, что большинство детей, выполняя, задание № 1 показали средний уровень, что составляет 60%, допуская такие ошибки, как пропуск или замена слова без искажения смысла. Высокий уровень показали только 2 детей (10%), другие дети показали низкий уровень развития, что составляет 30%. Эти дети допускали такие ошибки - искажение смысла и структуры предложения.

При выполнении второй задачи высокий уровень никто из детей не показал, на среднем уровне выполнили задание 55% детей. Детьми допускались такие ошибки, как нарушение порядка или пропуск слова (например, «Лиса пряталась в норе» - «Лиса в норе») . 45% детей вовсе не справились с заданием.

При выполнении задания № 3 высокий уровень имели 10% детей, на среднем уровне оказалось - 55%. Дети допускали такие ошибки, как нарушение порядка слов (например, «Кошка молоко любит».) 35% детей не смогли составить предложения.

Выполняя задания № 4,5 дети, в основном, показали достаточно низкий уровень умений. Они допускали такие ошибки - искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей помощи второго вида дети давали неправильный ответ. Для детей, имеющих низкий уровень характерны типичные ошибки, например, «Пес сидит (где?). По кустах.». При образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, дети, которые показали низкий уровень выполнения задач, допускали характерные типичные ошибки. Например, при образовании существительных множественного числа в именительном падеже «вёдры, домы», при образовании в родительном падеже «игрушков, карандашов». Дети со средним уровнем развития тоже допускали ошибки, но с помощью педагога исправляли некоторые простые задачи без искажения смысла и структуры предложения.

Возникшие трудности при выполнении всех задач и ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы лексико-грамматические представления, то есть у детей наблюдается ОНР ІІІ уровня.

При проведении обработки результатов обследования лексико-грамматического строя речи дошкольников была составлена сводная таблица 2.3.

Таблица 2.3. Распределение детей








Date: 2015-10-19; view: 394; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию