Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выявление уровня лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов обследованияПрактическое исследование проводилось на базе группы детей старшего дошкольного возраста КДОЗ № 135 г. Макеевки. Исследованием было охвачено 20 детей, 5-6 лет. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап, констатирующий, направленный на выявление уровня лексико - грамматического строя речи. Для этого было проведено обследование дошкольников, которое проходило с 16.02.2015 года по 20.02.2015 года в соответствии с основными методических требований. На основе исследований Богуш А., Гвоздева А., Сохина Ф., Фотековой Т. [19] были установлены показатели развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Критериями изучения стали (приложение А): - словарь и навыки словообразования; - грамматический строй речи. Каждая проба оценивалась отдельно, затем вычислялась сумма баллов за все задания. При оценке задач учет степени успешности проводился с помощью четырех градаций: 1 - ребенок дает правильный ответ; 0,5 - правильный ответ был дан после небольшой помощи; 0,25 - задача ребенок выполнила неправильно; 0 баллов - задание не было выполнено. В разных задачах эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. Количество баллов соотносили с одним из трех уровней успешности выполнения задач: - 50 - 55 баллов - высокий уровень; - 49,9 - 35 баллов - средний уровень (ІІІ уровень ОНР); - 34,9 баллов и ниже - низкий уровень (ІІ уровень ОНР). Обследование уровня развития связной речи выявило также умение детей использовать в речи, как простые распространенные предложения, так и сложные. Однако в большинстве случаев отмечались ошибки в грамматическом оформлении фраз, искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами; неправильная форма слова в образовании множественного числа. Остановимся на анализе полученных результатов: При исследование словаря и навыков словообразования детям предлагались следующие задачи: - Назвать детенышей животных; - Образовать прилагательных (относительных, притяжательных); - Назвать действие по предъявленному предмету; - Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; Инструкция: у кошки - котята, а у...; кукла из бумаги - бумажная, у собаки лапа собачья, а у... С помощью таблицы 2.1 рассмотрим уровни сформированности навыков словаря и словообразования Таблица 2.1. Уровень сформованности словаря и навыков словообразования
Результат исследования показал, что при выполнении задания №1 высокий уровень показало только 10% детей, 4 детей показали низкий результат. Они допускали такие ошибки, как замены слов, входящих в одно родовое понятие (корова - коза, овца и т.п.). Например, у овцы - «козята»; у свиньи - «хрюшки»; образование слов по аналогии «уточки, лисички, собачки - поросенки, коровки». При образовании прилагательных, даже при стимулирующей помощи, дети неверно образовывали формы, например, «Кошкины, ведмедины». При выполнении задач № 2 на среднем уровне оказалось около 45% детей, на низком 40%. Анализируя данные выполнения задач по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также детям легко было назвать действие по предъявляемому предмету («Кто как голос подает?»). Самым сложным задание стало по исследованию глагольного словаря. Дети допускали такие ошибки: неумение дифференцировать некоторые действия (рубят - режут, чирикает - поет и т.д.). Детям предлагались следующие задачи: 1) повторение предложений; 2) верификация предложений. Детям читались предложения, в некоторых из них были ошибки, детям нужно было исправить ошибки. 3) составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. Например: мальчик, открывать, двери. Слова предъявлялись к первой ответа. 4) добавление предлогов в предложении. Читалось предложение, детям предлагалось вставить слово, которое в нем пропущено. В связи с трудностями этой задачи использовали два вида помощи: 1-й - стимулирующий («Неправильно, подумай еще!»), второй - в виде вопроса к пропущенному поводу (Наливает чай куда?). 5) образование существительных множества в именительном и родительном падежах. Детям предлагалась следующая инструкция: один дом, а если их много, то это - дома; один дом, а многое? - Домов. В таблице 2.2 представлены данные о состоянии грамматического строя речи у детей обследуемой группы Таблица 2.2. Состояние грамматического строя речи
Результат нашего исследования показал, что большинство детей, выполняя, задание № 1 показали средний уровень, что составляет 60%, допуская такие ошибки, как пропуск или замена слова без искажения смысла. Высокий уровень показали только 2 детей (10%), другие дети показали низкий уровень развития, что составляет 30%. Эти дети допускали такие ошибки - искажение смысла и структуры предложения. При выполнении второй задачи высокий уровень никто из детей не показал, на среднем уровне выполнили задание 55% детей. Детьми допускались такие ошибки, как нарушение порядка или пропуск слова (например, «Лиса пряталась в норе» - «Лиса в норе»). 45% детей вовсе не справились с заданием. При выполнении задания № 3 высокий уровень имели 10% детей, на среднем уровне оказалось - 55%. Дети допускали такие ошибки, как нарушение порядка слов (например, «Кошка молоко любит».) 35% детей не смогли составить предложения. Выполняя задания № 4,5 дети, в основном, показали достаточно низкий уровень умений. Они допускали такие ошибки - искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей помощи второго вида дети давали неправильный ответ. Для детей, имеющих низкий уровень характерны типичные ошибки, например, «Пес сидит (где?). По кустах.». При образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, дети, которые показали низкий уровень выполнения задач, допускали характерные типичные ошибки. Например, при образовании существительных множественного числа в именительном падеже «вёдры, домы», при образовании в родительном падеже «игрушков, карандашов». Дети со средним уровнем развития тоже допускали ошибки, но с помощью педагога исправляли некоторые простые задачи без искажения смысла и структуры предложения. Возникшие трудности при выполнении всех задач и ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы лексико-грамматические представления, то есть у детей наблюдается ОНР ІІІ уровня. При проведении обработки результатов обследования лексико-грамматического строя речи дошкольников была составлена сводная таблица 2.3. Таблица 2.3. Распределение детей
|