Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление уровня лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов обследования





Практическое исследование проводилось на базе группы детей старшего дошкольного возраста КДОЗ № 135 г. Макеевки. Исследованием было охвачено 20 детей, 5-6 лет.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап, констатирующий, направленный на выявление уровня лексико - грамматического строя речи. Для этого было проведено обследование дошкольников, которое проходило с 16.02.2015 года по 20.02.2015 года в соответствии с основными методических требований. На основе исследований Богуш А., Гвоздева А., Сохина Ф., Фотековой Т. [19] были установлены показатели развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Критериями изучения стали (приложение А):

- словарь и навыки словообразования;

- грамматический строй речи.

Каждая проба оценивалась отдельно, затем вычислялась сумма баллов за все задания. При оценке задач учет степени успешности проводился с помощью четырех градаций:

1 - ребенок дает правильный ответ;

0,5 - правильный ответ был дан после небольшой помощи;

0,25 - задача ребенок выполнила неправильно;

0 баллов - задание не было выполнено.

В разных задачах эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. Количество баллов соотносили с одним из трех уровней успешности выполнения задач:

- 50 - 55 баллов - высокий уровень;

- 49,9 - 35 баллов - средний уровень (ІІІ уровень ОНР);

- 34,9 баллов и ниже - низкий уровень (ІІ уровень ОНР).

Обследование уровня развития связной речи выявило также умение детей использовать в речи, как простые распространенные предложения, так и сложные. Однако в большинстве случаев отмечались ошибки в грамматическом оформлении фраз, искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами; неправильная форма слова в образовании множественного числа.

Остановимся на анализе полученных результатов:

При исследование словаря и навыков словообразования детям предлагались следующие задачи:

- Назвать детенышей животных;

- Образовать прилагательных (относительных, притяжательных);

- Назвать действие по предъявленному предмету;

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

Инструкция: у кошки - котята, а у...; кукла из бумаги - бумажная, у собаки лапа собачья, а у...

С помощью таблицы 2.1 рассмотрим уровни сформированности навыков словаря и словообразования

Таблица 2.1. Уровень сформованности словаря и навыков словообразования

Вид задания Высокий уровень выполнения (Количество детей, %) Средний уровень Выполнения (Количество детей, %) Низкий уровень выполнения (Количество детей, %)
1.Название детёнышей животных 2 (10%) 14 (70%) 4 (20%)
2.Образование прилагательных:
а) относительных 3 (15%) 9 (45%) 8 (40%)
б) притяжательных 2 (10%) 8(40%) 10 (30%)
3.Исследование глагольного словаря
а) Что делают? 4 (20%) 10 (50%) 6 (30%)
б) Кто как голос подаёт? 5 (25%) 12 (60%) 3 (15%)
4.Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных 3 (15%) 11(55%) 6(30%)

Результат исследования показал, что при выполнении задания №1 высокий уровень показало только 10% детей, 4 детей показали низкий результат. Они допускали такие ошибки, как замены слов, входящих в одно родовое понятие (корова - коза, овца и т.п.). Например, у овцы - «козята»; у свиньи - «хрюшки»; образование слов по аналогии «уточки, лисички, собачки - поросенки, коровки». При образовании прилагательных, даже при стимулирующей помощи, дети неверно образовывали формы, например, «Кошкины, ведмедины».

При выполнении задач № 2 на среднем уровне оказалось около 45% детей, на низком 40%. Анализируя данные выполнения задач по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также детям легко было назвать действие по предъявляемому предмету («Кто как голос подает?»).

Самым сложным задание стало по исследованию глагольного словаря. Дети допускали такие ошибки: неумение дифференцировать некоторые действия (рубят - режут, чирикает - поет и т.д.). Детям предлагались следующие задачи:

1) повторение предложений;

2) верификация предложений. Детям читались предложения, в некоторых из них были ошибки, детям нужно было исправить ошибки.

3) составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Например: мальчик, открывать, двери. Слова предъявлялись к первой ответа.

4) добавление предлогов в предложении. Читалось предложение, детям предлагалось вставить слово, которое в нем пропущено. В связи с трудностями этой задачи использовали два вида помощи: 1-й - стимулирующий («Неправильно, подумай еще!»), второй - в виде вопроса к пропущенному поводу (Наливает чай куда?).

5) образование существительных множества в именительном и родительном падежах. Детям предлагалась следующая инструкция: один дом, а если их много, то это - дома; один дом, а многое? - Домов.

В таблице 2.2 представлены данные о состоянии грамматического строя речи у детей обследуемой группы

Таблица 2.2. Состояние грамматического строя речи

Вид задания Высокий уровень выполнения (Количество детей, %) Средний уровень выполнения (Количество детей, %) Низкий уровень выполнения (Количество детей, %)
1.Повторение предложений 2 (10%) 12 (60%) 6 (30%)
2.Верификация предложений __ 11 (55%) 9 (45%)
3.Составление предложений из слов начальной формы 2 (10%) 11 (55%) 7 (35%)
4.Добавление предлогов в предложение 1 (5%) 5 (25%) 14 (70%)
5.Образование существительных множественного числа в И. и Р. падежах 3 (15%) 5 (25%) 12 (60%)

Результат нашего исследования показал, что большинство детей, выполняя, задание № 1 показали средний уровень, что составляет 60%, допуская такие ошибки, как пропуск или замена слова без искажения смысла. Высокий уровень показали только 2 детей (10%), другие дети показали низкий уровень развития, что составляет 30%. Эти дети допускали такие ошибки - искажение смысла и структуры предложения.

При выполнении второй задачи высокий уровень никто из детей не показал, на среднем уровне выполнили задание 55% детей. Детьми допускались такие ошибки, как нарушение порядка или пропуск слова (например, «Лиса пряталась в норе» - «Лиса в норе»). 45% детей вовсе не справились с заданием.

При выполнении задания № 3 высокий уровень имели 10% детей, на среднем уровне оказалось - 55%. Дети допускали такие ошибки, как нарушение порядка слов (например, «Кошка молоко любит».) 35% детей не смогли составить предложения.

Выполняя задания № 4,5 дети, в основном, показали достаточно низкий уровень умений. Они допускали такие ошибки - искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей помощи второго вида дети давали неправильный ответ. Для детей, имеющих низкий уровень характерны типичные ошибки, например, «Пес сидит (где?). По кустах.». При образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, дети, которые показали низкий уровень выполнения задач, допускали характерные типичные ошибки. Например, при образовании существительных множественного числа в именительном падеже «вёдры, домы», при образовании в родительном падеже «игрушков, карандашов». Дети со средним уровнем развития тоже допускали ошибки, но с помощью педагога исправляли некоторые простые задачи без искажения смысла и структуры предложения.

Возникшие трудности при выполнении всех задач и ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы лексико-грамматические представления, то есть у детей наблюдается ОНР ІІІ уровня.

При проведении обработки результатов обследования лексико-грамматического строя речи дошкольников была составлена сводная таблица 2.3.

Таблица 2.3. Распределение детей

Date: 2015-10-19; view: 3559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию