Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция социализации Дж. К. Коулмена(Кн. Мудрик А.В. Социализация человека. М.:Изд.центр «Академия», 2004. С.13 – 21) Эта концепция появилась в результате попытки разобраться в противоречиях оценок процесса взросления подростков между «классическими» концепциями и эмпирическими исследованиями. Представители «классического» направления (С. Холл, А. Фрейд, Э.Эриксон и многие другие) рассматривали подростковый возраст как период «нормативного кризиса». Однако эмпирические исследования (А. Бандура, Д. Оффер, Ф. Элкин и др.) не подтверждали эту точку зрения, показывая, что большинство подростков минует этот возраст без каких-либо патогенных или криминогенных проявлений и последствий. Дж.К. Коулмен разработал «фокальную теорию» взросления, в которой попытался показать, почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, у подростков сохраняется относительная стабильность и минимальная внутренняя напряженность. По мнению Дж. К. Коулмена, большинство подростков в целом благополучно минуют период взросления, потому что в каждый конкретный период времени конкретный подросток имеет дело с одной наиболее значимой для него, «вошедшей в фокус» его внимания (отсюда и название теории), проблемой и разрешая ее сталкивается с очередной. Так, например, по данным Дж. К. Коулмена, проблема конфликтных отношений с родителями становится актуальной для более чем 60 % английских подростков лишь к 17 годам. В то же время проблема отношений со сверстниками, боязнь быть отторгнутым группой сверстников «входит в фокус» почти у 60 % к 15 годам. А тревожность по поводу гетеросексуальных отноше-ний, будучи в фокусе 40% подростков в 11 лет, стабильно снижается с возрастом и к 17 годам остается значимой лишь приблизительно для 10 %. Из этого следует, что различные отклонения могут возникать у тех подростков, кто, по тем или иным причинам, имеет дело одновременно не с одним, а с несколькими «всплесками» проблем. И таких, по данным Коулмена, среди английских подростков меньшинство (лишь около 20 % по-настоящему «трудные», но столько же трудных, полагает он, и среди взрослых англичан). Дж. К. Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. Определенные негативные стороны поведения подростков, а также та их незначительная часть, для которой характерно это поведение, по его мнению, вызывают неадекватно пристальный интерес у средств массовой информации, придающих гласности чаще всего материалы именно такого рода. Благодаря этому в глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т.е. вольно или невольно формируется некий «социо-нормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность. Таким образом, концепция Дж. К. Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления.
|