Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания по темам курса





Текущие тесты

Тест 1. Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность

Тест 2. Происхождение языка. Историческое развитие языков

Тест 3. Язык как знаковая система

Тест 4. Единицы языка и речи

Тест 5. Письменная речь

Тест 6. Фонетика языка

Тест 7. Лексика языка

Тест 8. Грамматика языка. Морфемика. Словообразование.

Тест 9. Морфология языка

Тест 10. Синтаксис языка

Тест 11. Языки народов мира

7.2. Промежуточный тест

7.3. Обобщающие тесты

8. Аттестационные педагогические измерительные материалы по курсу

9. Глоссарий

10. Список рекомендуемой литературы

Приложение

1. Ключи к тестам по семинарским занятиям:

2. Ключ к промежуточному тесту

3. Ключи к обобщающим тестам

4. Ключи к аттестационному педагогическому измерительному материалу


 




1.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Уважаемые студенты и коллеги!

В ваших руках Учебно-методический комплекс по курсу «Введение в языкознание».

Главная цель издания этого комплекса - помочь в изучении дисциплины «Введение в языкознание». Студентам, изучая материал комплекса, можно успешно подготовиться к текущему зачету и экзамену. Для более глубокого усвоения данной дисциплины необходимо обратиться к списку рекомендуемой литературы.

Предлагаемый вашему вниманию учебно-методический комплекс представляет собой совокупность материалов многочисленных литературных источников и личного педагогического опыта работы автора составителя, посвященного вопросам о языке.

При работе с учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на то, что курс «Введение в языкознание» считается начальным и трудным в цикле лингвистической дисциплины. Трудности при его изучении обусловлены сложностью и противоречивостью такого феномена как язык. В связи с этим при работе над комплексом студентам рекомендуется со всей серьезностью и ответственностью подойти к изучению данной дисциплины, что является необходимым для реализации основных задач курса; приобретение навыков лингвистического мышления, владение специальной терминологией, ознакомление с основными разделами языкознания, классификациями языков народов мира и пр.

Студентам предлагается поэтапное изучение разделов данного учебно-методического комплекса. Изложенный теоретический материалс разной степенью наполненности охватывает все основные разделы курса -1.Языкознание как наука о языке.2.Территориальная и социальная дифференциация языка.3. Язык как система.4. Письменная речь.5. Фонетика языка.6. Лексика языка.7.Грамматика языка. 8.Языки народов мира.

В программе курса пояснены основные знания и умения, которые студенты должны приобрести, изучая данный курс.

Раздел «Теоретический материал» содержит 11 учебных лекций. Все предложенные к изучению лекции содержательны и интересны, несут информацию по указанной тематике в полном объеме. В результате изучения курса студент должен иметь четкое представление о лингвистики как науке, обладать знаниями в объеме, определенном в программе дисциплины, владеть основами лингвистической терминологии, знать основные методы лингвистического анализа и уметь применять их на практике в процессе последующего изучения. В процессе изучения каждой темы лекции, представленной в виде краткого конспекта, студент для знакомства с новыми лингвистическими терминами и понятиями может обратиться к глоссарию (словарь терминов). Для получения дополнительной информации можно обратиться к списку литературы (обязательной, дополнительной). Пожелания к изучению отдельных тем курса. При изучении темы № 2 «Происхождение языка. Историческое развитие языков» особое внимание следует обратить на такие вопросы как законы и закономерности развития языка, литературный язык, виды взаимодействия языков. При изучении темы № 6 «Фонетика языка» особое внимание следует обратить на термины и понятия, за разъяснениями которых можно обратиться к глоссарию. После изучения лекции № 8 предлагается сделать обобщающий тест, состоящий из 25 вопросов, после изучения всего курса лекций проверить свои знания другими обобщающими тестами.

Раздел «Темы для самостоятельного изучения» содержит перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, а также тематику рефератов по основным вопросам курса.

Семинарские занятия по курсу предполагают дискуссии в группах, вопросы - ответы в рамках установленной тематики работу с курсом лекций, методическими указаниями, справочной литературой.

Семинарские занятия состоят из 11 тем, соответствующих курсу лекций. Каждое семинарское занятие предлагает план лекции, содержание лекции в тезисной форме, вопросы и задания, рекомендуемую литературу. Изучение конкретной темы можно начать с семинарского занятия, затем обратиться к соответствующей лекции, где предоставлен более подробный материал и в заключении, выполнить тест по данной теме.

Контроль усвоения учебного материала осуществляется на семинарских занятиях, как преподавателем, так, и студентами:

- ответами на вопросы, предлагаемые для самопроверки;

- устными вопросами по пройденным разделам определенной лекции;

- тестовыми заданиями по каждой изучаемой теме, а также обучающими тестами (семестровыми);

- проверкой конспектов по самостоятельно изучаемому разделу определенной темы;

- рефератом в письменной форме или в форме публичного доклада,

Проверить уровень усвоения теоретического материала, можно используя контрольные вопросы и задания по курсу, тесты по каждой конкретной теме, промежуточный, обобщающие тесты, а также аттестационные измерительные материалы для самоконтроля и самоанализа изученного материала.

При работе над разделом контрольные вопросы и задания по курсу необходимо обратить внимание на следующее: опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим разделам:

1) Фонетика языка.

2) Морфемика. Словообразования.

3) Грамматика языка. Морфология языка.

Для того чтобы, избежать трудностей при ответах, по вышеуказанным разделам рекомендуется хорошо изучить данные темы в курсе лекции, познакомиться со специальной терминологией, проделать тестовые задания по данным темам.

Тестовые задания по курсу состоят:

1) 11текущих тестов. Они предлагаются после изучения каждой темы лекций. Каждый текущий тест состоит из 20 вопросов. При выполнении необходимо учитывать временный фактор - около 10 минут на каждый тест.

2) 1 промежуточного теста. Он предлагается после изучения восьми лекционных тем, состоит из 25 вопросов, время выполнения около 12-15 минут.

3) 2 обобщающих теста. После усвоения всего лекционного курса (11 тем) предлагаются:

- первый обобщающий тест из 15 вопросов, время выполнения около 7-8 минут

- второй обобщающий тест из 100 вопросов, время выполнения около 50 минут.

Аттестационные измерительные материалы представлены в данном учебно-методическом комплексе одним вариантом, состоящим из 35 вопросов, время выполнения 45 минут.

Проверить правильность выбранных вариантов ответов по каждому тесту можно в приложении.

В конце комплекса предложен глоссарий с основными понятиями, которые могут вызвать затруднения при изучении данного курса.

Заканчивается комплекс списком рекомендуемой литературы, который состоит из основной литературы, дополнительной литературы, включающей в себя также учебные пособия по курсу опубликованные в МаГУ и приложением, состоящим из ключей ответов к тестам.

При изучении данного курса автор учебно-методического комплекса желает всем терпения и веры при изучении такого сложного и противоречивого феномена, каким является язык!

 

С уважением канд. филологических наук, доцент, доцент кафедры германской филологии и перевода МаГУ Емец Татьяна Владимировна

 

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Введение в языкознание»

Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и "картина мира".

Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.

Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.

Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке.

История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы.

Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков. Типологическая классификация языков.

 

2.1. Цель курса

Развить у студентов задатки профессионального лингвистического мышления; выработать первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного подхода к оценке языковых явлений и фактов.

 

2.2. Задачи курса

– ознакомить с местом и ролью языкознания в системе наук;

– дать очерк основных разделов языкознания;

– объяснить происхождение языка и закономерности его развития;

– дать представление о языке как о средстве общения и о языке как знаковой системе;

– рассмотреть соотношение письменных и звуковых языков;

– изучить классификации языков народов мира.

 

2.3. МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная дисциплина изучается студентами на I-II курсах, поскольку «Введение в языкознание» – это начальный, элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще: о его структуре, основных понятиях и терминах.

2.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

1. Студент должен иметь четкое представление о лингвистике как науке;

2. Студент должен уметь использовать понимание лингвистических проблем, понять сущность языка, разобраться, как функционирует язык в обществе, какова его роль в жизни человека, в чем сущность законов развития языка; владеть основами лингвистической терминологии;

3. Студент должен знать основные проблемы науки о языке, происхождение языка, историческое развитие языка, принципы классификации языков, основные методы лингвистического анализа и все это уметь применять на практике в процессе последующего обучения.

 

2.5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

1.Языкознание как наука о языке.

2.Территориальная и социальная дифференциация языка.

3. Язык как система.

4. Письменная речь.

5. Фонетика языка.

6. Лексика языка.

7.Грамматика языка.

8.Языки народов мира.

2. Темы и краткое содержание

 

Тема 1: Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность как предмет языкознания

Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Язык и речь. Функции языка.

Тема 2: Происхождение языка. Историческое развитие языков. Основные теории происхождения языков. Языковые контакты. Билингвизм. Диглоссия. Основные лингвистические законы. Взаимодействие и дифференциация языков. Диалекты. Национальные языки, литературный язык и норма.

Тема 3: Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков. Понятие системы и структуры. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические отношения в языке.

Тема 4: Единица языка и речи. Единицы языка как объекты лингвистики. Единицы речи как объекты лингвистики. Синтагматика и парадигматика в языке и речи.

Тема 5: Письменная речь. История и теория письма. Виды письма. Графика, орфография и ее принципы. Пиктография, идеография, алфавитное письмо.

Тема 6: Фонетика языка. Физические свойства языков. Классификация звуков. Фонетические процессы. Учение о фонетике.

Тема 7: Лексика языка. Морфемика. Словообразование. Слово. Лексическое значение. Лексикология. Классификация лексики.

Тема 8: Грамматика языка. Морфема и ее типы. Алломорфы. Словообразование.

Тема 9: Морфология языка. Грамматические значения. Грамматические категории. Части речи и принципы их выделения.

Тема 10: Синтаксис языка. Понятие о синтаксисе. Словосочетание как лингвистический объект. Предложение в языке и речи. Смысловые отношения между компонентами словосочетаний.

Тема11: Языки народов мира. Генеалогическая классификация языков народов мира. Типологическая классификация языков народов мира.

 

2.6. Форма итогового контроля

Контроль усвоенияучебного материала осуществляется в ходе всего учебного процесса как самостоятельно студентами, так и преподавателями:

- ответами на вопросы, предполагаемые для самопроверки;

- устными вопросами по пройденным разделам;

- тестовыми заданиями по каждой изучаемой теме, а также обобщающими тестами (семестровыми);

- проверкой конспектов по самостоятельно изучаемым темам;

- рефератом

- зачетом

- экзаменом

 

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КУРСА

Темы лекций:

1.Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность.

2. Происхождение языка. Историческое развитие языков.

3. Язык как знаковая система.

4. Единицы языка и речи.

5. Письменная речь.

6. Фонетика языка.

7. Лексика языка.

8. Грамматика языка. Морфемика. Словообразование.

9. Морфология языка.

10. Синтаксис языка.

11. Языки народов мира.

 

 

ТЕМА 1

Языкознание как наука о языке

Язык, речь, речевая и языковая деятельность

 

План лекции

  1. «Введение в языкознание» как учебная дисциплина. Языкознание как наука о языке.
  2. Язык, речь, речевая и языковая деятельность.
  3. Функции языка.
  4. Связь языкознания с другими науками.
  5. Основные разделы языкознания.

 

1. «Введение в языкознание» как учебная дисциплина

Курс «Введение в языкознание» начальный элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языкознания.

Главные цели и задачи курса:

1) познакомиться с основами теории языка;

2) дать представление о языке как средстве общения и о языке как о знаковой системе;

3) объяснить происхождение языка и закономерности его развития;

4) дать очерк основных разделов общего языкознания;

5) развить навыки лингвистического мышления и владения специальной терминологией;

6) рассмотреть классификацию языков народов мира.

Date: 2015-10-18; view: 3210; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию