Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучающие арт-педагогические и арт-психологические методики ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Методы и технологии арт-педагогики в обучении языку изобразительного искусства. Обучение языку изобразительного искусства способствует повышению культурного уровня, а значит и личностному развитию, поэтому курс может быть полезен специалистам помогающих профессий — педагогам любых предметных областей, учителям начальных классов, воспитателям, психологам, социальным работникам и, кроме того, всем, кто заинтересован в развитии своего творческого потенциала. Обучение позволяет за счет активизации жизненного ресурса в короткий срок овладеть языком изобразительного искусства как инструментом творческого самовыражения. Результат достигается благодаря интеграции методов практической психологии и образовательных методик обучения языку изобразительного искусства. Обучающий курс может быть использован для личностного развития, профилактики профессионального выгорания, для повышения мотивации к обучению, как детей, так и взрослых, включая людей пожилого возраста. Курс построен в виде цикла обучающих семинаров и может проводиться в разных форматах. Варианты форматов: 1. интенсив 9-12 дней по 6-8 учебных часов в день; 2. 2-3-х месячное обучение 1-2 раза в неделю по 4-8 часов в день. Обучение осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: 3. создание ресурсного пространства, работающего как резонатор усиления способностей участников обучения; 4. использование смысловых тем, как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения. Использование системного подхода, для выявления подобия системы 4 (или 5) первоэлементов, или природных стихий и внутреннего мира человека как системы характеристик психотипа; 5. интеграция методов практической психологии с обучающими методами и технологиями; 6. использование произведений искусства для решения обучающих и развивающих задач. Работа с метафорическими картами как с произведениями искусства[18]; Творческое взаимодействие участников курса, основанное на сотрудничестве, взаимопомощи, взаимоподдержке и взаимообучении. Программа включает теорию и практику обучения законам цветового круга в интеграции с методами практической психологии. Занятия объединены основной смысловой темой «Природные стихии». Участниками обучения создаются творческие работы в различных изобразительных техниках, которые становятся для них ресурсными якорями. По окончании курса проводятся выставки. Так, две выставки учителей прошли в Академии в 2012 и 2013 годах; весной 2011 и весной 2013 года итоги курса для пожилых людей экспонировались в выставочных залах ЛЕНЭКСПО. Данная методика может быть реализована в виде программы арт-психологических семинаров, «Творчество как ресурс», каждый из которых рассчитан на 6-8 учебных часов и может проводиться автономно. Арт-психологический семинар — это обучение изобразительному искусству как средству самопознания и творческого самовыражения, достижения внутренней гармонии и решения проблемных жизненных ситуаций, что способствует: - социальной и личностной адаптации, - повышению устойчивости психики в условиях стрессовых нагрузок, - предупреждению профессионального выгорания, - личностному росту, - улучшению качества жизни. Результатом обучения станет: - раскрытие творческого потенциала и активизация жизненных ресурсов, - знание законов цветовой гармонии и практические умения работы с цветом в различных живописных техниках, - освоение приемов саморегуляции: релаксации и концентрации, - создание творческих изобразительных работ, которые станут ресурсными якорями. Важным достижения результата является внутренняя работа самого человека, его желание стать сотворцом своей жизни, открывая в себе неисчерпаемый источник творящей энергии. Таким образом, было осуществлено теоретическое осмысление психокоррекционного варианта ТТС в системе психологической и психотерапевтической помощи.
Заключение
Таким образом, благодаря творчеству личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке или в движении, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, человек становится более открытым, более творческим. Метод творческого самовыражения дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них. Рисование, живопись, движения, лепка, музыка являются безопасными способами разрядки напряжения. Социально-психологическими особенностями психокоррекционного варианта являются: доступность и понятность методик творческого самовыражения; формирование у участников групп целенаправленного выбора творческой самореализации с учетом индивидуальных особенностей; устойчивые во времени позитивные изменения социально-психологических качеств. Использование методов творческого самовыражения с учетом индивидуально – характерологических особенностей приводит к устойчивым во времени изменениям в образе «Я», принятию и пониманию себя и своих сверстников, коррекции социально-психологических проблем личности.
Список использованной литературы
1. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. С 219. 2. Бурно М.Е. Сила слабых. – М.: «ПРИОР», 1999. С.84. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПБ, 1992. – 400 с. 4. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн.: «Современное слово», 1998. – 480 с. 5. Грушко Н.В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. – 50 с. 6. Деньгина М. В. Теоретико-методологические основы самовыражения школьников в процессе музыкального обучения // Омский научный вестник. – 2010. – № 3–88. – С. 242–246. 7. Косогова А. С. Становление педагога: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178 с. 8. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. – 154 с. 9. Кабиров Ф.З. Позиция психолога в практике психокоррекции: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 79 с. 10. Лобова А. Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 34 с. 11. Майер А. А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2. – С. 92–95. 12. Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126–128. 13. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно – М.: Академический проект, 2002. С.24. 14. «Произведение искусства как метафорическая карта». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012. 15. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979. С. 215. 16. Соколова. Т.А. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий. Рукопись. 2011. 17. Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ — 2008. — № 1 (11). — Т.2. — с. 114 -120. 18. Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М. 1973. Т. 2. 19. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38. 20. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38. 21. Яфальян (Лобова) А. Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. С. 20. [1] Лобова А. Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 34 с. [2] Яфальян (Лобова) А. Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. С. 20. [3] Косогова А. С. Становление педагога: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178 с. [4] Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126–128. [5] Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38. [6] Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38. [7] Деньгина М. В. Теоретико-методологические основы самовыражения школьников в процессе музыкального обучения // Омский научный вестник. – 2010. – № 3–88. – С. 242–246. [8] Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. – 154 с. [9] Майер А. А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2. – С. 92–95. [10] Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979. С. 215. [11] Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. С 219. [12]Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно – М.: Академический проект, 2002. С.24. [13]Бурно М.Е. Сила слабых. – М.: «ПРИОР», 1999. С.84. [14] Соколова. Т.А. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий. Рукопись. 2011. [15] Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ — 2008. — № 1 (11). — Т.2. — с. 114 -120. [16] Там же. [17] Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М. 1973. Т. 2. [18] «Произведение искусства как метафорическая карта». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012.
|