Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучающие арт-педагогические и арт-психологические методики





 

Методы и технологии арт-педагогики в обучении языку изобразительного искусства.

Обучение языку изобразительного искусства способствует повышению культурного уровня, а значит и личностному развитию, поэтому курс может быть полезен специалистам помогающих профессий — педагогам любых предметных областей, учителям начальных классов, воспитателям, психологам, социальным работникам и, кроме того, всем, кто заинтересован в развитии своего творческого потенциала.

Обучение позволяет за счет активизации жизненного ресурса в короткий срок овладеть языком изобразительного искусства как инструментом творческого самовыражения. Результат достигается благодаря интеграции методов практической психологии и образовательных методик обучения языку изобразительного искусства.

Обучающий курс может быть использован для личностного развития, профилактики профессионального выгорания, для повышения мотивации к обучению, как детей, так и взрослых, включая людей пожилого возраста.

Курс построен в виде цикла обучающих семинаров и может проводиться в разных форматах. Варианты форматов:

1. интенсив 9-12 дней по 6-8 учебных часов в день;

2. 2-3-х месячное обучение 1-2 раза в неделю по 4-8 часов в день. Обучение осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

3. создание ресурсного пространства, работающего как резонатор усиления способностей участников обучения;

4. использование смысловых тем, как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения. Использование системного подхода, для выявления подобия системы 4 (или 5) первоэлементов, или природных стихий и внутреннего мира человека как системы характеристик психотипа;

5. интеграция методов практической психологии с обучающими методами и технологиями;

6. использование произведений искусства для решения обучающих и развивающих задач. Работа с метафорическими картами как с произведениями искусства[18];

Творческое взаимодействие участников курса, основанное на сотрудничестве, взаимопомощи, взаимоподдержке и взаимообучении.

Программа включает теорию и практику обучения законам цветового круга в интеграции с методами практической психологии. Занятия объединены основной смысловой темой «Природные стихии».

Участниками обучения создаются творческие работы в различных изобразительных техниках, которые становятся для них ресурсными якорями.

По окончании курса проводятся выставки. Так, две выставки учителей прошли в Академии в 2012 и 2013 годах; весной 2011 и весной 2013 года итоги курса для пожилых людей экспонировались в выставочных залах ЛЕНЭКСПО.

Данная методика может быть реализована в виде программы арт-психологических семинаров, «Творчество как ресурс», каждый из которых рассчитан на 6-8 учебных часов и может проводиться автономно.

Арт-психологический семинар — это обучение изобразительному искусству как средству самопознания и творческого самовыражения, достижения внутренней гармонии и решения проблемных жизненных ситуаций, что способствует:

- социальной и личностной адаптации,

- повышению устойчивости психики в условиях стрессовых нагрузок,

- предупреждению профессионального выгорания,

- личностному росту,

- улучшению качества жизни.

Результатом обучения станет:

- раскрытие творческого потенциала и активизация жизненных ресурсов,

- знание законов цветовой гармонии и практические умения работы с цветом в различных живописных техниках,

- освоение приемов саморегуляции: релаксации и концентрации,

- создание творческих изобразительных работ, которые станут ресурсными якорями.

Важным достижения результата является внутренняя работа самого человека, его желание стать сотворцом своей жизни, открывая в себе неисчерпаемый источник творящей энергии.

Таким образом, было осуществлено теоретическое осмысление психокоррекционного варианта ТТС в системе психологической и психотерапевтической помощи.

 


Заключение

 

Таким образом, благодаря творчеству личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке или в движении, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, человек становится более открытым, более творческим.

Метод творческого самовыражения дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них. Рисование, живопись, движения, лепка, музыка являются безопасными способами разрядки напряжения.

Социально-психологическими особенностями психокоррекционного варианта являются: доступность и понятность методик творческого самовыражения; формирование у участников групп целенаправленного выбора творческой самореализации с учетом индивидуальных особенностей; устойчивые во времени позитивные изменения социально-психологических качеств.

Использование методов творческого самовыражения с учетом индивидуально – характерологических особенностей приводит к устойчивым во времени изменениям в образе «Я», принятию и пониманию себя и своих сверстников, коррекции социально-психологических проблем личности.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. С 219.

2. Бурно М.Е. Сила слабых. – М.: «ПРИОР», 1999. С.84.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПБ, 1992. – 400 с.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн.: «Современное слово», 1998. – 480 с.

5. Грушко Н.В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. – 50 с.

6. Деньгина М. В. Теоретико-методологические основы самовыражения школьников в процессе музыкального обучения // Омский научный вестник. – 2010. – № 3–88. – С. 242–246.

7. Косогова А. С. Становление педагога: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178 с.

8. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. – 154 с.

9. Кабиров Ф.З. Позиция психолога в практике психокоррекции: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 79 с.

10. Лобова А. Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 34 с.

11. Майер А. А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2. – С. 92–95.

12. Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126–128.

13. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно – М.: Академический проект, 2002. С.24.

14. «Произведение искусства как метафорическая карта». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979. С. 215.

16. Соколова. Т.А. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий. Рукопись. 2011.

17. Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ — 2008. — № 1 (11). — Т.2. — с. 114 -120.

18. Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М. 1973. Т. 2.

19. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38.

20. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38.

21. Яфальян (Лобова) А. Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. С. 20.


[1] Лобова А. Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 34 с.

[2] Яфальян (Лобова) А. Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. С. 20.

[3] Косогова А. С. Становление педагога: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178 с.

[4] Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126–128.

[5] Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38.

[6] Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство / Научно-практическая конференция 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО. – URL: http:// edc.saratov.ru/gouconf/cham.phtml. с. 38.

[7] Деньгина М. В. Теоретико-методологические основы самовыражения школьников в процессе музыкального обучения // Омский научный вестник. – 2010. – № 3–88. – С. 242–246.

[8] Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. – 154 с.

[9] Майер А. А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2. – С. 92–95.

[10] Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979. С. 215.

[11] Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. С 219.

[12]Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно – М.: Академический проект, 2002. С.24.

[13]Бурно М.Е. Сила слабых. – М.: «ПРИОР», 1999. С.84.

[14] Соколова. Т.А. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий. Рукопись. 2011.

[15] Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ — 2008. — № 1 (11). — Т.2. — с. 114 -120.

[16] Там же.

[17] Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М. 1973. Т. 2.

[18] «Произведение искусства как метафорическая карта». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012.

Date: 2015-10-18; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию