Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА !!!





РЕЧЬ. МУЗЫКАЛЬНО-ШУМОВОЕ ДЕЙСТВИЕ. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ И ШУМОВ.

ПРОБЛЕМА ФОРМЫ И СТИЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ОФОРМЛЕНИЯ. МУЗЫКА КАК ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ

ФАКТОР. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА.

СОЗДАНИЕ ШУМОВЫХ ФАКТУР И ИХ РОЛЬ

В ДРАМАТУРГИИ

Драматургическое движение состоит из: зрительного дейст­вия; словесного действия (диалог, монолог, дикторский текст, титры); музыкально-шумового действия; монтажа. Эти четыре линии действия являются условно драматургическими компонен­тами телепрограммы.

Принципы сочетания названных составляющих элементов (линий действия) во многом подобны принципам соединения самостоятельно развивающихся голосов в полифонической му-

2* 19


зыке. Большое влияние на развитие кино, а особенно телевиде­ния, оказал человеческий голос. Речь явилась важнейшим вы­разительным элементом звукозрительного образа. «Речь, вве­денная в кинофильм в виде диалога или монолога, важна не столько как конструктивный элемент звукового ряда, сколько как акустическая форма выражения психологического содержа­ния»9. Однако актерские диалоги, написанные в сценарии, слу­жат лишь основой, материалом, из которого формируется в дальнейшем семантическая (смысловая) выразительность филь­ма.

Актерское мастерство исполнителей, тщательная подготовка и проведение записи способствует наибольшей выразительности, образности звучащего с экрана слова. При записи речи необхо­димо учитывать особенности речи исполнителей, их голосовые данные. Необходимо, чтобы характер голоса, интонационный рисунок и подача материала соответствовали содержанию эпи­зода. Голос и речь человека, ее ритм, интонация и тем'бр явля­ются характерной особенностью данной конкретной личности.

Запись речи — наиболее трудная и ответственная часть ра­боты по звуковому решению телепрограммы. Речь в ней может быть мотивирована изображением и звучать в кадре, произно­симая действующими лицами, а может сопровождать экранное действие как повествование или рассказ, поясняющий коммен­тарий. Речь, звучащая за кадром, может обобщать происходя­щее действие или, наоборот, уточнять его, детализировать.

К основным видам речевых записей (закадровое и внутри-кадровое звучание) относятся: интервью или рассказ от первого лица; дикторский текст; закадровый комментарий; речевое озву­чание (тонирование); синхронная съемка.

Художественное и техническое качество записи речевых фо­нограмм зависит от мастерства звукооператора (звукорежиссе­ра), от его умения сочетать акустические свойства микрофонов с акустикой того пространства (помещение или натура), в кото­ром произносится речь, оперативно вносить необходимые кор­рективы.

Музыкальная концепция, характер музыки в фильме или телепрограмме определяется замыслом произведения. Музыка дает необходимую эмоциональную окраску, выявляет основную идею произведения, дает авторское отношение к изображаемо­му. Музыкальное решение определяется прежде всего жанром фильма. Философская концепция произведения, его идея дает композитору или музоформителю направление творческого по­иска. Авторская позиция и понимание предмета художественно­го исследования обусловливают выбор выразительных средств и систему организации материала.

Одна из особенностей музыки для фильмов или телеспектак­лей— это способность сочетаться с изображением не только при


совпадении с содержанием кадра по ритму и настроению, но и при асинхронности, т. е. при так называемом контрапунктиче­ском звучании. «Синхронность уже давно превратилась в трафа­рет, хотя ею еще по сей день пользуются во многих случаях для подчеркивания особо важных зрительных моментов движения и выразительности.

Развитие идет в направлении все более новых, усложненных методов контрапункта в «кинопартитуре», и процесс этот еще далеко не завершен.

В этом и проявляется изобретательность композитора в сфе­ре киномузыки» 10.

Место музыки в фильме (телепрограмме), длительность ее звучания определяется режиссерским замыслом. Функции музы­ки в звуковом ряде фильма многообразны. Вот некоторые из них: музыка, подчеркивающая движение; музыка как представ­ление изображаемого 'Пространства; музыка как представление изображаемого времени; музыка как комментарий; музыка как средство выражения переживаний.

Музыка в кино и телевидении усиливает воздействие кадра, организует эмоциональное восприятие зрителя. Музыка, звуча­ние которой оправдано самой ситуацией, когда в кадре показы­вается или подразумевается источник звучания, когда музыку слышат действующие лица и как-то реагируют на нее, называ­ется мотивированной или внутрикадровой.

Музыка в кадре, сочетаясь с общими планами, массовыми сценами, выступает, как правило, в качестве средства обобщен­ной характеристики ситуации, события, явления. В противопо­ложность музьгке, которая прямо или косвенно присутствует в кадре, музыка, с которой действующие лица никак не общаются, называется немотивированной или закадровой. Эта музыка не является зримым, непосредственным участником действия, ее звучание не подкрепляется, не мотивируется экраном, она как бы находится за пределами изображения, но несмотря на это, она оказывает огромное влияние на восприятие зрителем.

Закадровая музыка усиливает воздействие произведения, поднимает эмоционально-выразительную силу образов, передает зрителю необходимый авторский подтекст, обладает способно­стью философских обобщений.

Английский теоретик кино Э. Линдгрен в своей книге «Искус­ство кино» делится своими мыслями по вопросам использования музыки в фильме: «Звуковой фильм больше не нуждается в ил­люстративной музыке. Там, где ее вводят в фильм, она должна помогать действию, связывать между собой куски диалога, вы­зывать нужные ассоциации и развивать идею фильма. Она должна усиливать лирическую и эмоциональную кульминацию фильма и время от времени служить эмоциональной разряд­кой» п.


К этим высказываниям уместно добавить слова известного французского кинокомпозитора М. Жобера: «Мы приходим в кино не для того, чтобы слушать музыку. Мы хотим лишь, что­бы она углубляла наши зрительные.впечатления. Мы 'просим ее не «объяснять» нам изображение, а 'придавать им новое, свое­образное звучание...

Мы не требуем, чтобы она была «выразительна» и добавляла новое чувство к чувствам, переживаемым персонажами или ре­жиссером, но чтобы она 'была «декоративной» и вносила свой собственный узор в 'картину, которую мы видим на экране... Тем лучше, если музыка незаметно обогащает ее, принося в дар соб­ственную поэзию» 12.

Из 'приведенных высказываний можно сделать вывод, что использовать музыку в фильмах нужно с большой осторожно­стью, учитывая 'силу ее воздействия на зрителя. К сожалению, музьтка в кино и телевидении часто используется бездумно. Ею заполняются прорехи 'постановочного характера, заполняются паузы, создается фон. Отсюда следует и чисто техническое раз­личие в записи киномузьгки и радиомузыки, где звук несет в себе всю полноту информации.

Вот что говорит 'композитор А. Петров: «Кино еще очень мо­лодое искусство, оно все в становлении и поисках, поэтому на­щупывание разных путей, приемов представляется мне необхо­димым, а возможности к такому поиску — неограниченными.

Поиски могут быть разными. Музыка может ошеломить, уди­вить, обратить на себя внимание. Но, наверное, гораздо важнее, если она будет в состоянии потрясти или растрогать. Зритель не унесет с собой необыкновенные звучания и эффекты, покинув зал. А несколько тактов простой, задушевной мелодии запом­нятся...!» 13

Какое значение придавал музыке в фильме кинорежиссер Г. Козинцев, видно из его дневников:

«Самый большой музыкальный эпизод — война. На экране мы стремились показать безумие, хаос, уничтожение. Но музы­кальную тему хотелось бы связать не с гибелью или разгулом сил разрушения, а скорее со скорбью, человеческим страданием, которому нет края. Не какая-нибудь отдельная жалоба, а горе народа. В шекспировском масштабе — плач самой земли. Может быть, реквием? Только не оркестровый, а один лишь хор, и без текста. Слов у горя нет, только плач: плачут женщины, дети, мужчины».

«Музыка не сопровождает кадры, а преображает их. В ос­новных эпизодах она вклинивается в события, как вклинивались лирические отступления в сюжет «Мертвых душ».

Музыка здесь — голос автора»14.

Шумы так же, как и музыка, и речь, являются важным эле­ментом звукового ряда. Они дополняют изображение, создают


полифонию — многоплановость звуковой сферы фильма или те­леспектакля. Они переплетаются с музыкой, но функционируют в звуковой сфере по-своему.

Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно уча­ствуя в формировании атмосферы фильма.

В зависимости от сочетания с изображением шумы делятся: внутрикадровые (синхронные); закадровые (несинхронные); фо­новые.

Шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение, называются внутрикадровыми. Эти шумы фиксируются на фоно­грамме вместе с речью во время синхронных съемок или запи-* сываются синхронно при последующем шумовом озвучении под экран. Шумы, источник которых находится вне кадра, называ­ются закадровыми. Второплано.вые, не требующие синхронно­сти шумы называются фоновыми. Характерной особенностью за­кадровых и фоновых шумов является их протяженность во вре­мени (шум дождя, стук колес поезда, ветер, морской прибой 'И т. п.).

Характеристика шумов и звуков слагается из нескольких эле­ментов: тембра, ритма, темпа. Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума (конский топот по булыжной мостовой или по деревянно­му мосту). Ритм — периодическое чередование звуков по дли­тельности звучания и пауз (стук колес на стыках рельс). Темп — скорость, с которой чередуются звуки (быстро и медлен­но идущий поезд).

Функции шумов разнообразны. Шумы могут указать время и место действия. Шумы, в сочетании с диалогом и другими ком­понентами могут создать атмосферу реально происходящего. Шумы и естественные звуки в некоторых случаях более кон­кретны и образны, чем музыка (вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и т. п.). С помощью шумов режиссер может создать звуковой подтекст кадра, более тонко обрисовать харак­тер действующего лица.

Звук, звуковые детали могут лежать в основе драматургии не только отдельных эпизодов, но и всего фильма или телеспек­такля. Одной из важных драматургических функций звука яв­ляется звуковой лейтмотив, лейтобраз, лейттема.

Драматургически звук иногда может отсутствовать. В это'м случае пауза, молчание способны выполнять образную функцию. Тишина имеет свой акустический эффект, но только там, где звучат слышимые звуки. Тишина является сильнейшим драма­тургическим элементом.

Одной из главных задач при драматургическом решении фильма или телеспектакля является создание атмосферы экран­ного действия. Для создания определенной атмосферы на экране необходим тщательный отбор шумов и звуков. Положение мик-


рофона в пространстве имеет такое же значение, как и положе­ние камеры. Видимое пространство воспринимается ка'к реаль­ность в том случае, если оно обладает звучанием.

Объектив камеры деформирует окружающую действитель­ность для создания 'Определенного драматического эффе'кта, а микрофон деформирует звук, чтобы подчеркнуть значение со­держания изображения, выделив при этом из хаоса звучания нужное.

Атмосфера экранного действия зависит от характера собы­тий, от места и времени действия. Характер мышления челове­ка, темпо-ритм его жизни, психофизическое состояние способст­вуют выявлению атмосферы времени, в (котором он живет. Ат­мосфера не только порождается основными событиями — она является одновременно и причиной и следствием этих событий.

Атмосфера — это материальная среда, в которой живет и су­ществует актерский образ. Она неразрывно связана с бытом. Без быта нельзя создать реальную среду, быт—элемент со­держания. Но бытовая деталь может быть не только реальной вещью, но и поэтическим образом.

Атмосфера, наряду с другими выразительными средствами, способствует созданию целостного Образа фильма. Звуковая драматургия каждого эпизода фильма продумывается еще в ре­жиссерской разработке сценария.

«Не все шумы и звуки, существующие физически в жизни, нужны для фильма. В переложении жизненной ситуации в ки­нематографическую необходим отбор звуков. Но какими долж­ны быть эти отобранные звуки? Только ли такими, какими мы слышим их в жизни, или же они могут приобретать иное зву­чание, иную форму?.. Шумы, как и любое явление жизни, ху­дожник может передавать как бы в восприятии героев. Но он 'может иметь и свой взгляд, не сходный со взглядом персонажей произведения» 15.

Один и тот же звук может иметь ту или иную окраску, ту или иную выразительную форму. Фактура шума, тонально-рит-мичеокий его 'рисунок создают образность звучания.

Как уже говорилось выше, контрапункт в кино и телевиде­нии является композиционным приемом построения звукозри­тельных образов. Контрапунктическое использование шумов чаще всего связано с ассоциативным восприятием их звучания. Несоответствие шумов зрительному ряду может вызвать тот или иной драматический эффект (тикающие часы, звук идущего по­езда, капающая вода и т. д. — ожидание, нетерпение, уныние; звук грозы — душевные переживания).

Иногда, в соответствии с творческим замыслом, необходимо с помощью шумовых фактур создать атмосферу фантастики (видения, сны, ассоциации и т. п.). Для этой цели заранее запи­санные фонограммы натурных шумов транспонируются в то­нальностях. Эффект транспонирования звуковых частот заклю-


чается в искусственном смещении натурального звуковысотного диапазона речи, шумов, музыки в сторону его повышения или понижения (изменение скорости движения ленты в магнитофоне при воспроизведении).

Современная техника позволяет создавать искусственные фактуры. Для этой цели используются синтезаторы звука. Здесь необходимо обратить внимание на такой компонент, как «шумо-музыка», которая возникает на пересечении выразительных воз­можностей традиционной музыки и звукошумового оформления. Здесь ритмизируются и гармонизируются реальные звучания обычной жизни. Это не просто смесь музыки и шумов, а новое* музыкальное единство, органически впитывающее в себя звуки повседневной действительности. «Шумомузыка» создается по­средством записи на магнитофонную ленту природных и искус­ственных звучаний, которые по усмотрению звукорежиссера или звукооператора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям, а затем смешиваться.

Создание -различных звуковых фактур — новый вид творче­ской деятельности звукорежиссера и звукооператора.

Date: 2015-10-18; view: 443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию