Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физико — математические науки 5 page





В 1919 году А. Н. Крылов назначается начальником Морской академии.

В 1921 году А. Н. Крылов командируется Академией наук за границу для восстановления научных связей, закупки литературы, приборов и инструментов. Будучи за границей, среди своей хлопотливой и напряженной деятельности, требующей частых переездов из страны в страну, из города в город, он вычислял траектории снарядов.

А. Н. Крылову принадлежат крупные изыскания по теории упругости и сопротивлению материалов. Его работа, относящаяся еще к 1904–1905 годам, содержит решение основной задачи по теории мостов. Эту задачу не могли решить знаменитые иностранные ученые Стоке и Сен — Венан. Одна эта работа ставила А. Н. Крылова в ряд ведущих механиков всего мира.

Как математик, умеющий прилагать математику к решению важнейших практических задач, А. Н. Крылов не знал себе равных в нашей стране, а может быть, и во всем мире.

Алексей Николаевич был блестящим знатоком истории науки. Им созданы замечательные по своей глубине и художественности очерки, посвященные жизни и деятельности классиков физико — математических наук: Ньютона, Эйлера, Лагранжа, Чебышева, Галилея.

Полувековая педагогическая деятельность А. Н. Крылова была необыкновенно насыщенной, плодотворной и разнообразной. Тысячи и десятки тысяч специалистов по вопросам техники и физико — математических наук учились, учатся и будуут еще многие и многие годы учиться по его замечательным курсам. Все эти прекрасные книги составляют величественный памятник А. Н. Крылову как ученому и педагогу.

В основе педагогических взглядов А. Н. Крылова, которые он всячески пропагандировал и проводил в жизнь, лежало требование «научить учиться".

В 1943 год)! Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Груда за «исключительные заслуги перед государством в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно — морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов военно- морского флота».

Восьмидесятилетний старец, исполненный мудрости и необыкновенного личного обаяния, работал не покладая рук.

Скончался Алексей Николаевич Крылов 26 октября 1945 года. Последней его незаконченной работой была «История открытия планеты Нептун».

Таков был этот замечательный представитель русской науки, потративший все свои необыкновенные дарования на служение своему народу. От теории он тотчас же переходит к практике, а от практики он снова обращается к теории, чтобы обобщить свои практические наблюдения. Математика, механика, физика, астрономия и корабельные науки были его родной стихией, и не было такого вопроса, на который он не мог бы дать исчерпывающего ответа.

 

Основные события жизни

 

1878 г. — А. Н. Крылов поступил в младший приготовительный класс Петербургского морского училища.

1884 г. — А. Н. Крылов окончил Морское училище и был произведен в мичманы с награждением премией и с занесением его имени на мраморную доску.

1888 г. — А. Н. Крылов зачислен в число слушателей Морской академии.

1890 г. — А. Н. Крылов окончил Морскую академию с занесением имени на мраморную доску.

1892 г. — А. Н. Крылов читает в Морской академии курс теории корабля.

1893 г. — А. Н. Крылов читает в Морской академии учение о качке корабля.

1908–1910 гг. — А. Н. Крылов в качестве главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета возглавлял кораблестроение всей России.

1911 г. — А. Н. Крылов составил «Беседы о способах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдений».

1912 г. — А. Н. Крылов — член правления Русского общества пароходства и торговли.

1914 г. — Московский университет, по представлению Н. Е. Жуковского, присудил А. Н. Крылову степень почетного доктора прикладной математики, а Академия наук избрала его своим членом — корреспондентом.

1915–1916 гг. — А. Н. Крылов — член правительственного правления Путиловских заводов.

1916 г. — Академия наук избрала А. Н. Крылова своим действительным членом.

1919 г. — А. Н. Крылов назначается начальником Морской академии.

1921 г. — А. Н. Крылов командируется Академией наук за границу для восстановления научных связей, закупки литературы, приборов и инструментов.

1943 г. — А. Н. Крылову было присвоено звание Героя Социалистического 'Груда.

 

 

Петр Николаевич Лебедев (1866–1912)

 

В историю мировой науки П. Н. Лебедев вошел как искуснейший экспериментатор — физик, впервые обнаруживший и измеривший давление света. Он был первым организатором работы больших исследовательских лабораторий, ставших образцом для научных институтов в наши дни.

П. Н. Лебедев родился 8 марта 1866 года в Москве в культурной купеческой семье. После обучения в реальном училище П. Н. Лебедев поступил в Московское техническое училище. В архиве Российской академии наук хранятся большие тетради юноши П. Н. Лебедева — свидетельство его необыкновенных изобретательских способностей. Не окончив Технического училища, П. Н. Лебедев направился в 1887 году за границу, в Страсбургский университет, изучать физику.

Здесь он работал у известного немецкого физика — экспериментатора Августа Кундта.

А. Кундт оставался в Страсбурге недолго. В 1888 году он получил кафедру в Берлине, и П. Н. Лебедев отправился вслед за ним. Здесь, помимо занятий у А. Кундта, П. Н. Лебедев слушал теоретические лекции немецкого ученого Г. Гельмгольца.

Обучаясь в детстве в реальном училище, П. Н. Лебедев не изучал латинского языка. Поэтому он не смог сдать экзамен на докторское звание в Берлине, где знание древних языков было необходимым. Пришлось вернуться в Страсбург — там латынь не требовалась. В Страсбурге П. Н. Лебедев быстро выполнил экспериментальную диссертационную работу, сдал экзамены и получил степень доктора.

Из сохранившихся писем П. Н. Лебедева, относящихся к этому периоду жизни, видно, что он тогда многое написал и еще о большем думал помимо докторской работы. К 1890 году относятся его занятия теорией кометных хвостов. Эти занятия я стали началом главного дела его жизни — исследований по световому давлению.

Еще Сенека знал, что кометные хвосты отклоняются от Солнца. И. Кеплер, И. Ньютон и другие предполагали, что причиной этого отклонения может быть механическое давление света. В XVIII веке его пытались обнаружить на опыте и действительно находили. На поверку оказывалось, однако, что наблюдаемые явления не имеют ничего общего со световым давлением.

В конце XVIII века физик и астроном А. Харатсакер указывал, например, что, по мнению путешественников, солнечные лучи своим давлением замедляют движение Дуная. Все это, однако, были лишь предположения, и только Д. Максвелл на основании своей электромагнитной теории света нашел теоретическое значение давления света. Подсчеты Д. Максвелла были более реальными, но здесь не обошлось без серьезных погрешностей.

За эту труднейшую задачу и взялся П. Н. Лебедев. В 1891 году появилась его заметка «Об отталкивательной силе лучеиспускающих тел». В ней, основываясь на известных данных о лучеиспускании Солнца, П. Н. Лебедев доказывает, что отклонение кометных хвостов действительно может объясняться давлением света.

«Я, кажется, сделал очень важное открытие в теории движения светил, особенно комет». В современной астрофизике громадная роль светового давления как космического фактора, наряду с ньютоновским притяжением, становится очевидной» (из письма П. Н. Лебедева).

П. Н. Лебедев возвращается полный планов в Москву в 1891 году.

Он получает место ассистента в Московском университете при кафедре профессора А. Г. Столетова и в очень тяжелых условиях устраивает свою лабораторию, оставаясь бодрым и полным творческой энергии.

Через три года, в 1894 году, появляется первая часть его большой работы, ставшей позднее докторской диссертацией, Ввиду исключительных качеств работы П. Н. Лебедеву была присуждена степень доктора без предварительной защиты магистерской диссертации и соответствующих экзаменов — случай очень редкий в практике университетов. С экспериментальной стороны работа была образцом тщательности в сочетании со смелыми научными решениями.

Работа была закончена в 1897 году. Давление волн было исследовано на моделях. Предстояла самая важная стадия — обнаружить и измерить давление света в лаборатории.

В 1900 году и этот этап завершается полным успехом. Световое давление было найдено. П. Н. Лебедеву удалось измерить его. По виду прибор П. Н. Лебедева был простым. Свет от вольтовой дуги падал на легкое крылышко, подвешенное на тонкой нити в стеклянном баллоне, из которого выкачан воздух, и по закручиванию нити можно было судить о световом давлении. В действительности за этой простотой скрывались бесчисленные преодоленные трудности. П. Н. Лебедев по праву и с гордостью мог закончить свое сообщение короткой фразой: «Таким образом, существование сил давления опытным путем установлено для лучей света».

Опыты П. Н. Лебедева принесли ему мировую славу и навеки вписали его имя в историю экспериментальной физики. В России он получил за эти опыты премию Академии наук и затем был избран в члены — корреспонденты академии. О том впечатлении, которое произвели опыты П. Н. Лебедева на ученый мир, говорят, например, слова прославленного английского физика лорда Кельвина, сказанные знаменитому русскому ученому К. А. Тимирязеву: «Вы, может быть, знаете, что я всю жизнь воевал с Максвеллом, не признавая его светового давления, и вот ваш Лебедев заставил меня сдаться перед его опытами».

Однако П. Н. Лебедев не считал работу законченной. Для космических явлений основное значение имеет не давление на твердые тела, а давление на разреженные газы, состоящие из изолированных молекул. Стоявшая перед П. Н. Лебедевым экспериментальная задача была на этот раз еще более трудной, чем прежняя, и попытки решить ее длились десять лет. Но и на этот раз экспериментальное искусство П. Н. Лебедева преодолело все трудности. Новые опыты П. Н. Лебедева, опубликованные в 1910 году, были встречены мировой физической общественностью с восторгом. Британский Королевский институт избрал П. Н. Лебедева своим почетным членом. Блестящий физик — экспериментатор В. Вин в письме русскому физику В. А. Михельсону писал, что П. Н. Лебедев владел «искусством экспериментирования в такой мере, как едва ли кто другой в наше время».

 

 

На этом закончилась работа П. Н. Лебедева по световому давлению. Преждевременная смерть ученого прервала ее.

В Московском университете П. Н. Лебедев главное внимание уделял исследовательской работе своих студентов и со — трудников. Его первая лекция начинающим студентам всегда содержала призыв сделаться исследователями, не боясь труд, ностей. Он впервые в России отважился организовать физическую лабораторию с относительно большим числом работающих сотрудников. В 1901 году у него работало только трое, в 1910 году число работающих достигло 28. Если принять во внимание, что все темы работ были даны и тщательно продуманы (вплоть до чертежей приборов) самим П. Н. Лебедевым, что лаборантов не было, механиками и стеклодувами были сами работающие, что средства лаборатории и оборудование были крайне ограниченными, что она помещалась в сыром подвале, то станет понятным огромное напряжение и энергия, требовавшиеся от П. Н. Лебедева для руководства этой лабораторией. Между тем из нее год за годом выходили отличные работы, во многих из которых чувствовалась мастерская рука учителя. П. Н. Лебедев стал пионером замечательного и для России совсем нового дела — большой коллективной исследовательской работы. Впоследствии, в 1911 году, в газетной статье «Русское общество и русские национальные лаборатории», помещенной в «Русских ведомостях», П. Н. Лебедев довольно подробно изложил свою точку зрения и доводы, говорящие о пользе и необходимости создания больших исследовательских лабораторий.

В 1911 году в знак протеста против действий министра просвещения П. Н. Лебедев подал в отставку, и вместе с ним из университета ушли его сотрудники, работавшие в его лаборатории. Было разрушено громадное дело. П. Н. Лебедевым тотчас же были получены приглашения от заграничных научных учреждений. В частности, директор физико — химической лаборатории Нобелевского института в Стокгольме профессор Аррениус писал ему: «Естественно, что для Нобелевского института было бы большой честью, если бы Вы пожелали там устроиться и работать, и мы, без сомнения, предоставили бы Вам все необходимые средства, чтобы Вы имели возможность дальше работать… Вы, разумеется, получили бы совершенно свободное положение, как это соответствует Вашему рангу в науке». Но П. Н. Лебедев отказался от всех этих предложений. Он остался на Родине и в крайне тяжелых условиях на частные средства, пользуясь общественной помощью, организовал новую физическую лабораторию. В Мертвом переулке в Москве был снят подвал, где в 1911 году в нескольких комнатах расположилась его лаборатория. Здесь он закончил свою последнюю экспериментальную работу.

 

 

Частными жертвователями были собраны средства на постройку нового физического института для П. Н. Лебедева по плану, составленному им самим. Институт этот, однако, был Достроен только в 1916 году, спустя четыре года после смерти П. Н. Лебедева. Это здание в настоящее время принадлежит Академии наук; в нем помещается Физический институт имени П. Н. Лебедева.

14 марта 1912 года П. Н. Лебедева не стало. Он умер в 46 лет и был похоронен на Алексеевском кладбище. В 1935 году в связи с ликвидацией кладбища прах П. Н. Лебедева перенесен на Кладбище Новодевичьего монастыря.

На смерть П. Н. Лебедева откликнулся весь ученый мир. Было прислано много телеграмм и писем от выдающихся ученых, среди которых были Рентген, Нернст, Аррениус, Томсон, Варбург, Рубенс, Крукс, Кюри, Риги и другие.

В лице П. Н. Лебедева Россия потеряла не только великого ученого, но и замечательного организатора науки.

 

Основные события жизни

 

1887 г. — П. Н. Лебедев уезжает за границу, в Страсбургский университет, изучать физику.

1888 г. — П. Н. Лебедев в Берлине.

1890 г. — П. Н. Лебедев занимается теорией кометных хвостов.

1891 г. — П. Н. Лебедев доказывает, что отклонение кометных хвостов может объясняться давлением света.

1891 г. — Лебедев возвращается в Москву и получает место ассистента в Московском университете.

1894 г. — Появляется первая часть докторской диссертации П. Н. Лебедева.

1900 г. — П. Н. Лебедев измерил световое давление.

1910 г. — Британский королевский институт избрал П. Н. Лебедева своим почетным членом.

1911 г. — П. Н. Лебедев подал в отставку и ушел из университета.

1911 г. — П. Н. Лебедев организовал новую физическую лабораторию в Москве.

 

ХИМИЯ

 

 

Александр Абрамович Воскресенский (1809–1880)

 

«Дедушка русской химии» — А. А. Воскресенский родился 7 декабря 1809 года в городе Торжке Тверской губернии, где его отец был дьяконом приходской церкви. В 1814 году, едва добившись места священника, отец его умер, оставив вдову с тремя малолетними детьми без всяких средств к существованию. Сироты были определены на казенный счет в Торжковское духовное училище. Уже с первых лет учения необыкновенные способности А. А. Воскресенского обратили на себя внимание преподавателей, в частности его родного дяди Холщевникова, бывшего тоже преподавателем этого училища. Благодаря хлопотам Холщевникова, А. А. Воскресенский по окончании духовного училища смог продолжать свое образование в Тверской духовной семинарии. Там он по — прежнему выделялся своей талантливостью и любознательностью и курс учения в 1832 году окончил первым. Перед ним открылась возможность духовной карьеры. Он мог как отлично окончивший семинарию получить хороший, доходный приход и жить безбедно, он мог поступить и в Духовную академию и дослужиться впоследствии до архиерея.

А. А. Воскресенский по окончании семинарии направился в Петербург и поступил в Педагогический институт — одно из лучших высших учебных заведений того времени. Первые месяцы он получал скудную поддержку от дяди. Но вскоре ему пришлось самому добывать себе средства к существованию уроками, перепиской рукописей и другой случайной работой. Однако это не помешало ему в 1836 году окончить Педагогический институт по I разряду.

В России развивались горное дело, металлургия, текстильная промышленность, — все эти отрасли очень нуждались в специалистах. Способности А. А. Воскресенского к химии обратили на себя внимание его учителя, известного химика — термодинамика Гесса. По его рекомендации он был направлен вместе с группой других молодых ученых (знаменитая Пироговская группа) за границу для подготовки к профессорской деятельности.

Недостатком русских высших школ того времени в области химии была слабая постановка лабораторных работ. А. А. Воскресенский работал в экспериментальных лабораториях известных химиков того времени — Э. Митчерлиха, Г. Магнуса и Г. Розе, позже он направился в лабораторию немецкого ученого Юстуса Либиха. Здесь в очень короткий срок, менее чем за 2 года, А. А. Воскресенский выполнил ряд блестящих работ, поражающих необыкновенной точностью эксперимента и сыгравших выдающуюся роль в органической химии.

Им был окончательно установлен состав нафталина, вызывавший до этого времени разногласия среди химиков. Подвергнув нафталин тщательной очистке, анализу и определив плотность его пара, А. А. Воскресенский окончательно установил его формулу, не подвергавшуюся с тех пор никакому изменению.

Второй работой А. А. Воскресенского в лаборатории Либиха было исследование хинной кислоты и ее превращение в хинон. Хинная кислота выделялась и раньше другими исследователями, но точный и правильный состав ее был впервые установлен А. А. Воскресенским. Из продуктов реакции ему удалось выделить новое соединение, названное им хиноилом. Открытие этого соединения вызвало большой интерес в химическом мире и имело большое значение для химии и техники.

Вслед за А. А. Воскресенским исследованием хиноила занялись такие крупные ученые, как И. Берцелиус, Ф. Велер и О. Лоран. Швед Берцелиус дал этому веществу название «хинон», сохранившееся за ним навсегда.

Через 6 лет после А. А. Воскресенского хиноном заинтересовался ученый Ф. Велер, сначала придавший хинону на основании своих анализов иную формулу, чем установленная А. А. Воскресенским. Однако эта формула была в следующем году опровергнута О. Лораном, Ф. Велер должен был признать свою ошибку и пришел к окончательной формуле, тождественной формуле А. А. Воскресенского.

Это обстоятельство наглядно показывает классическую точность и аккуратность эксперимента А. А. Воскресенского. Недаром Ю. Либих при опубликовании этой работы считал необходимым обратить внимание на то, что она выполнена «молодым химиком Воскресенским, равно выдающимся талантом и рвением».

Следующей работой А. А. Воскресенского является исследование свойств ближайшего родственника кофеина (теина), открытого еще в 1820 году Ф. Рунге. Работа эта была закончена и опубликована А. А. Воскресенским в 1842 году, уже по возвращении на Родину.

По приезде в Петербург в 1838 году А. А. Воскресенский был назначен адъюнктом Петербургского университета по кафедре химии. В следующем году А. А. Воскресенскому была присуждена степень доктора.

Теперь исполнилась его мечта. Перед ним открывалась широкая дорога к научно — исследовательской работе и к преподаванию в высшей школе — двум путям, ведущим к созданию русской национальной химической науки.

В первые годы А. А. Воскресенский наряду с педагогической отдавал много времени и экспериментальной работе. Однако вскоре его захватила целиком преподавательская деятельность, и в дальнейшем исследовательских работ в области теоретической химии он больше не публиковал. Конечно, об этом приходится жалеть, так как, будучи исключительно талантливым экспериментатором, он, без сомнения, дал бы миру еще очень много классически проведенных исследований. Но он ясно понял, как велика была потребность России в людях, могущих вести настоящую научную преподавательскую работу и готовить русские научные и технические кадры. Наилучшей характеристикой этой стороны жизни А. А. Воскресенского являются слова его ученика Д. И. Менделеева, написанные им в биографии А. А. Воскресенского для энциклопедического словаря.

«Проникшись основной мыслью Уварова (о замене иностранцев русскими химиками), А. А. Воскресенский старается удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему как к новому русскому химику. Он читает в университете, в Педагогическом институте, в Институте путей сообщения, в Инженерной академии, в Пажеском корпусе и в Школе гвардейских подпрапорщиков и удерживает эти места, пока не народился сонм свежих русских сил, могущих его заменить. Плодом такой усиленной педагогической деятельности является то множество русских химиков, которое и дало ему прозвище «дедушки русской химии». А. А. Воскресенскому… принадлежит честь быть зачинателем самостоятельного русского направления в химии… Другие говорили часто о великих трудностях научного дела, а у А. А. Воскресенского мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: «Не боги горшки обжигают и кирпичи делают».

Интересно, что и в то время, и даже гораздо позднее, когда вследствие отсутствия запросов со стороны ничтожно развитой собственно химической промышленности подавляющее большинство русских академических работников — химиков посвящало все свои силы разработке чисто теоретических вопросов, А. А. Воскресенский не только не чурался техники, но сумел заглянуть далеко в ее будущее. «Добыв, — пишет Д. И. Менделеев, — образцы тогда мало кому известных русских, особенно донецких, каменных углей, Воскресенский с полной точностью установил их состав и тем показал, что для всяких требований техники найдутся в России свои каменные угли, ни в чем иностранным не уступающие, а кое в чем и превосходящие лучшие сорта иностранных углей».

«Участвуя в обсуждении вопросов о материалах для окончания постройки Исаакиевского собора и для починки трещины на Александровской колонне, Воскресенский много содействовал своими знаниями удачному исходу этих работ, — вспоминал Д. И. Менделеев. — Например, трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом, благодаря указанию Воскресенским нужного состава». Таким образом, А. А. Воскресенскому мы обязаны сохранением этого памятника, во время Великой Отечественной войны оставшегося целым, несмотря на детонации бомб и артиллерийских снарядов.

Многие из его учеников своими работами и на научном, и на практическом поприще прославили свои имена, а тем самым и имя учителя, передавшего им и свои познания, и свои заветы никогда не отступать перед препятствиями в научной работе. Русские химические школы Менделеева, Бекетова, Меншуткина и другие имели своим истоком педагогическую работу А. А. Воскресенского, вполне заслужившего прозвище «дедушки русской химии».

25 лет жизни А. А. Воскресенского в Петербурге были посвящены неустанной педагогической работе, взращиванию молодого поколения русских химиков.

В 1863 году, в период наибольшего расцвета Петербургского университета, он был избран ректором этого университета. Это были годы, когда в университет устремились молодые люди со всех концов громадной страны. В Петербургском университете сконцентрировалось много крупнейших ученых, и А. А. Воскресенский очень заботился об этом, помня и о материальной обстановке учебных учреждений университета. Деятельность его в этих направлениях была настолько плодотворна, что в 1866 году по истечении срока своих полномочий он был снова переизбран ректором.

Однако уже в следующем году назначение на должность попечителя Харьковского учебного округа оторвало его от любимой преподавательской работы и от университета, которому он отдал лучшие годы своей жизни.

Недолго продолжалась работа А. А. Воскресенского в новой роли. После нескольких столкновений с министерскими кругами он вышел в отставку и уже не возвращался ни к педагогической, ни к исследовательской работе. Он поселился с семьей в своем имении Можайцево в Новоторжском уезде Тверской губернии, приобретенном им на скопленные в течение всей его трудовой жизни средства, и мирно провел последние 11 лет. На его средства в Можайцеве была построена и содержалась народная школа, которой он отдавал много внимания и времени.

В этом имении он и скончался 2 февраля 1880 года.

Имена двух «зачинателей самостоятельного направления русской химии» — Н. Н. Зинина и А. А. Воскресенского — отмечены Русским химическим обществом в премии, учрежденной в 1880 году.

 

Основные события жизни

 

1832 г. — А. А. Воскресенский окончил Торжковское духовное училище.

1836 г. — А. А. Воскресенский окончил Петербургский педагогический институт по I разряду и был направлен за границу для подготовки к профессорской деятельности.

1838 г. — А. А. Воскресенский установил химический состав нафталина.

1838 г. — А. А. Воскресенский произвел синтез хинона.

1838 г. — А. А. Воскресенский назначен адъюнктом Петербургского университета по кафедре химии.

1839 г. — А. А. Воскресенскому присуждена степень доктора.

1863 г. — А. А. Воскресенский избран ректором Петербургского университета.

1866 г. — По истечении срока своих полномочий А. А. Воскресенский снова переизбран ректором.

1880 г. — А. А. Воскресенский скончался в своем имении.

 

 

Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886)

 

А. М. Бутлеров — автор и создатель теории химического строения. Он дал наиболее яркие ее экспериментальные доказательства.

А. М. Бутлеров родился 6 сентября 1828 года в городе Чистополе Казанской губернии. Через одиннадцать дней после своего появления на свет А. М. Бутлеров лишился матери, и воспитание ребенка взяли на себя его дедушка и бабушка Стрелковы. Раннее детство А. М. Бутлеров провел в глухом местечке — деревне Подлесной Шантале, среди лесной девственной природы. Хотя деревня находилась всего лишь в нескольких километрах от имения Бутлеровых, отец Александра Михайловича не принимал в воспитании сына почти никакого участия. Воспитанием А. М. Бутлерова руководила главным образом его тетка В. А. Стрелкова.

Восьми лет мальчик был отдан в частный пансион в Казани, откуда был вскоре переведен в 1-ю Казанскую гимназию. Уже во время пребывания в пансионе и гимназии А. М. Бутлеров стал увлекаться химией. Наряду с этим он также интересовался собиранием коллекций растений, бабочек и т. п.

В 1844 году шестнадцатилетний А. М. Бутлеров поступил на камеральное отделение юридического факультета Казанского университета. Уже с первого года своего обучения в университете он начал заниматься химией и был замечен знаменитыми профессорами химии Казанского университета. Не ограничиваясь лабораторными занятиями по химии в университете, a М. Бутлеров завел свою домашнюю лабораторию и готовил в ней весьма сложные препараты.

Университет А. М. Бутлеров окончил в 1849 году со степенью кандидата за сочинение, как это ни покажется странным, не по химии, а по зоологии на тему «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны». В 1850 году факультет и совет университета вынесли решение об оставлении А. М. Бутлерова в университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре химии. Постановление факультета по этому поводу гласит следующее: «Факультет со своей стороны совершенно уверен, что Бутлеров своими познаниями, дарованием, любовью к наукам и к химическим исследованиям сделает честь университету и заслужит известность в ученом мире, если обстоятельства будут благоприятствовать его ученому призванию». Так же верил в дарования А. М. Бутлерова и знаменитый Н. И. Лобачевский, исполнявший в то время обязанности попечителя округа. Двадцатидвухлетнему А. М. Бутлерову было поручено преподавание неорганической химии.

В феврале 1851 года А. М. Бутлеров защитил магистерскую диссертацию и вслед за этим был избран адъюнктом по кафедре химии. В 1854 году он блестяще сдал в Московском университете экзамен на степень доктора химии и вскоре был избран экстраординарным профессором Казанского университета.

После защиты докторской диссертации А. М. Бутлеров поехал из Москвы в Петербург повидаться со своим учителем Н. Н. Зининым. Эта встреча имела для него весьма важные последствия. Позже он неоднократно говорил, что «непродолжительных бесед с Н. Н. Зининым в это мое пребывание в Петербурге было достаточно, чтобы время это стало эпохой в моем научном развитии». Вернувшись после этого в Казань, А. М. Бутлеров деятельно принимается за расширение своего научного кругозора. В 1857 году он выехал в заграничную командировку. В течение года он посетил все лучшие европейские лаборатории, слушал лекции выдающихся химиков и общался с виднейшими представителями западноевропейской химической науки.

Большую часть своей командировки А. М. Бутлеров провел во Франции, где работал в лаборатории известного химика А. Вюрца, основателя Парижского химического общества.

Во время пребывания в Германии А. М. Бутлеров посетил все лучшие немецкие лаборатории.

По возвращении в Казань А. М. Бутлеров в короткий срок перестроил лабораторию и приступил к выполнению первоклассных экспериментальных исследований. В 1861 году А. М. Бутлеров делает замечательное в истории химии открытие: он впер вые путем синтеза получает сахаристое вещество.

Date: 2015-10-18; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию