Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы обучения. Термин «метод» («methodos») в переводе с греческого языка означает путь, способ продвижения к истине
Термин «метод» («methodos») в переводе с греческого языка означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений). Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения. Прием – это деталь метода, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана рассказа – прием активизации внимания обучаемых, способствующий системности восприятия информации. В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. В зависимости от источника получения знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, семинар, лекция, работа с книгой). Их основное назначение – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Наглядные методы (демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, рисунков и т. д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач, и т. д.). Основное назначение – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер, значительно расширяющий возможности наглядных методов в обучении. Практические методы (упражнения, практические и лабораторные работы). Главное назначение – получение учебной информации на основании практических действий, выполняемых обучаемыми или обучаемым в процессе проведения различных практических работ. В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых по усвоению учебного материала выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский. Объяснительно-иллюстративный метод предназначен для организации усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на передачу учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т. д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. Репродуктивный метод способствуетформированию навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий. Проблемный метод применяется для раскрытия в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Деятельность педагога заключается в выявлении и классификации проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировке гипотез и демонстрации способов их проверки. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т. д.). Частично-поисковый (эвристический) метод используется для постепенной подготовки обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает обучаемым как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки и т. д. Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахождения путей их разрешения. Исследовательский метод позволяет решитьследующие основные задачи – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет обучаемым новые проблемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Существуют иные классификации методов обучения, что объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения зависит от целого ряда условий: общих целей образования, особенностей изучаемого предмета, возрастных особенностей обучаемых и уровня их подготовленности, уровня профессиональных навыков педагога, материальной оснащенности, целей и задач конкретного занятия и др. Date: 2015-10-22; view: 7279; Нарушение авторских прав |