Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа





Учебно-методический комплекс

дисциплины Методика преподавания социологии

«М1.ДВ1 Общенаучный цикл»

Дисциплина по выбору

 

Направление подготовки

Социология

 

 

Наименование магистерской программы

Магистр социологии

 

 

Разработчик (составитель)

к.филос.н., доцент Асылгужин Х.Б. сентябрь 2011 г.

подпись

 

 

УФА-2011

 

Содержание

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

2. Цели освоения дисциплины

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4. Структура и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской культуры»

5. Рабочая программа учебной дисциплины

6. Образовательные технологии

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

9. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

10. Методические указания для студентов

11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

12. Контрольно-оценочные материалы

 

 

1. Цели освоения учебной дисциплины «Методика преподавания социологии»

Основной целью изучения дисциплины «Методика преподавания социологии» является подготовка будущего преподавателя социологических дисциплин: а) к реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов по социологии на уровне, отвечающем Государственным образовательным стандартам ВПО по специальности «социология»; б) разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания социологии в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения; в) выявлению взаимосвязей социологического исследования и учебного процесса в вузе, возможностей использования собственных научных изысканий в качестве средств развития учебного процесса; г) формированию профессионального мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.

2. Место учебной дисциплины «Методика преподавания социологии» в структуре ООП магистратуры

Данная учебная дисциплина входит в раздел «М1.ДВ1. Общенаучный цикл. Вариативная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100 «Социология» (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, и является дисциплиной по выбору обучающихся.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки магистра социологии: «Философия», «История», «Политология», «Педагогика», «Психология», «Социология образования», «Культурология», «Право», «Социальная антропология», «Социальная статистика», «Социальная психология», «Политическая социология», «Экономическая социология», «Этнометодология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика преподавания социологии»

Учебная дисциплина «Методика преподавания социологии» способствует формированию соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 020300 Социология (квалификация (степень) «Магистр»).

Выпускник должен обладать: А. Общекультурными компетенциями (ОК), в том числе способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6); способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-7); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

Б. Профессиональными компетенциями (ПК); - способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса. Экспертной, аналитической и консалтинговый деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры (ПК-11); - способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубление знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

В результате освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» магистрант должен:

Знать:

§ фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития социологии; ее взаимосвязи с другими науками;

§ основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий магистрантов;

§ основные достижения и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности.

Уметь:

§ использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом магистрантами;

§ использовать при изложении предметного материала взаимосвязь социологического исследования и учебного процессов в вузе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средств совершенствования учебного процесса;

§ использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений социологической науки и культуры в качестве средств воспитания магистрантов;

§ создавать творческую атмосферу образовательного процесса.

Владеть:

§ основами научно-педагогической, -методической работы в вузе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (структурирование и психологически грамотное преобразование социологического знания в учебный материал, и его моделирование);

§ основами учебно-методической работы в вузе, методами и приемами составления практикумов, тестов, тренингов, задач и т.д. по различным темам социологических дисциплин, систематикой учебных и воспитательных задач;

§ способами создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса, разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения учебного материала;

§ методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей магистрантов;

• основами применения компьютерной техники, информационных и инновационных технологий (современные аудиовизуальные учебные средства, видео-лекции, электронные учебники и т.д.) преподавания социологических дисциплин.

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины «Методика преподавания социологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 единицы, 72 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ЛК ПЗ КСР СРС
1.     Тема 1.Предмет и роль методики преподавания социологии в педагогич. деят-сти. Теоретические основы МП                           Текущий контроль: 1.опрос 2. контроль СРС (проверка докладов, эссе, конспектов первоисточников и т.д.)
2.   Тема 2. Психолого-педагогич. основы обучения социологии. Особенности восприятия учебной информации с раз- личными типами студентов.                 Текущий контроль: 1. беглый опрос 2. контроль СРС 3. тренинги Рубежный контроль - тестирование
3.     4.   Тема 3. Лекция как основная форма обучения социологии. Семинарские занятия в курсе социологии.               Текущий контроль: 1. экспресс-опрос 2. контроль СРС 3. учебн. мини-занятие
Тема 4. Методология и методика СИ. Организация СРС по изучению социологии и научно-исследоват. деят-сти студентов.               Текущий контроль: 1. опрос 2. учебн. мини-занятие 3. деловая игра (ролевая) Рубежный контроль - тестирование
5. Тема 5. Информационно-теоретич. обеспечение курса социологии. Инновационные методики в преподавании социологии.                         Текущий контроль: 1. опрос 2. контроль СРС (проверка докладов, эссе, конспектов науч. лит. и т.д.) 3. учебн. мини-занятие Промежуточная аттестация – зачет

 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине__ Методика преподавания социологии _ наIХ семестре

 

Рабочую программу осуществляет: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 72

Учебных часов: лекций__ 10

Лекции: доцент, к.филос.н. Асылгужин Х.Б. семинарских_ _ 12 _____

практических________ Практические занятия: доцент, к.филос.н._ Асылгужин Х.Б лабораторных __ - _____

консультаций __ 2 _____

зачет ___ ____ (семестр)

экзамен __ _- __ (семестр)

самостоятельная работа студентов_ 48 __

КСР____ 2 _____

 

№№   Тема и содержание   Форма изучения материала Кол-во часов   Межпредметные связи  
         
  1. Предмет и роль методики преподавания социологии в пед. деят-сти. Теоретические основы преподавания социологии в вузе Вопросно-ответная система, устн. беседы и доклады, комментированное чтение первоисточников,   ЛЗ/СЗ 2/3 Философия, социология, логика, психология, педагогика, физиология, риторика, информатика, эргономика
2. Психолого-педагогические основы обучения социологии Обсуждение рефератов, 2/2 Социология, педагогика, физиология,
  Особенности восприятия учебной информации с различными типами студентов устные доклады студентов   2/2 педагогическая психология, этика,
3. Лекция как форма преподавания социологии. Мини-занятие, устные сообщения 2/2 Образование, психология, методика, методология СИ, педагогика
  Семинарское занятие в курсе социологии Деловая игра    
4. Методология и методика социологического исследования. Обсуждение программ, 2/3 Социология, математика, социальная
  Организация самостоятельной научно-исследовательской инструментарий СИ   статистика, методика и техника СИ
  работы студентов Вопросно-ответная система,    
    устные доклады студентов    
5. Информационно-теоретическое обеспечение курса общ.   2/2 Педагогика, социология. методика,
  социологии. Инновационные методики в преподавании Устные доклады студентов   методология и техника СИ
  социологии Вопросно-ответная система,   Логика, социология, педагогика
         

 

Инновационные методы, технические средства Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студенту (по списку) Задания по самостоятельной работе студентов Кол-во часов Формы контроля самостоятельной работы студентов
         
  Основная литература:      
1. Перевод зан-й в 1. Архангельский С.И. Выявление традиций и   Входной контроль знаний
интерактивн. режим Учебный процесс в высшей преемственности в истории    
2. Ролевые игры, тренинги школе, его закономерные социологического образования    
3. Повышение культ.общ. со основы и методы. –М., 1980.      
студентами 2. Бордовская Н.В. Педаг-ка: Техника и искусство публ. речи- реферат   Проверка рефератов
  Учеб. – Питер, 2000.      
  3. Голуб Б.А. Основы общей      
4. Интернет технология дидактики: Учеб. пособие Уч. прогр курса соц дисципл.- реферат   Модуль тестирования
  для вузов. – М., 1999. 95 с.      
  4. Добреньков В.И., Практикум по социологии - реферат   Самоконтроль, осуществл.
  Кравченко А.И. Социология:     студентами
5. 12 образцов лекций, в 3 т. – М., 2000. Подготовка консп. лекции, плана сем-ра   Обсуждение конспектов
15 форм семинара, 5. Методика преподавания Составл. сценария дискуссии   лекций, плана семинаров
аудиовиз-ные средства, обществ. наук в высшей     Промежуточный контроль
жанр этюда школе. Изд. 2-е, доп. –М., Учебное пособие по соотв. дисциплины   знаний и умений
6. Учасие в СИ-ях 1975. (по выбору) - реферат   Проверка рефератов
7. «Мозговый штурм», Дополн.-ная литература Участие в НИ деят-сти, олипиадах   анализ конкурс. работ
«кейс-стади», синектика 1. Загвинский В.И. Дидак-ка      
8. Типология признаков высшей школы: текст лекц.     Экспресс- опрос
самост. работы - Челябинск, 1990. 195 с. Написание тезисов   Заслушивание докладов
9. Мультимедийная форма 2. Збровский Г.Е., Орлов Т.И.     разбор тезисов
выражения уч. информ-ии Социология. – М., 1995 Составление анкет «Курс социологии:   Текущий контроль уровня
10. Соц. монит-нг: «Курс 3. Кларин М.В. Инновации в мнение студента»,«Преподаватель   усвоения материала
социологии: мн-е студента, обуч.: Метафоры и модели: глазами студентов».   Оценка и анализ консп-тов
рейтинг студентов Анализ зарубеж. опыта. Использ-е мат-в письм-х работ   лекций, тезисы
11. Конкурс уч. прогр. СИ - М., 1997. 222 с. 4. Нечаев В. в качестве тезисов конф-й   Итог. контроль - зачет

Date: 2015-10-22; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию