Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Транспорт и экономические связи Донецкой области





Донецкая область имеет наиболее разветвленную и самую густую транспортную систему в Украине. Она сформировалась благодаря выгодному географическому положению территории, размещению на пересечении путей из Средней Азии, Закавказья, России в Европу, специфическим условиям хозяйственной деятельности.

Здесь наибольшая плотность железных дорог в Украине (61 км на 1000 км²). Длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1624км. Главными транзитными железными дорогами являются: Мариуполь – Донецк – Харьков – Москва, Киев – Днепропетровск – Ясиноватая, Ростов-на-Дону – Северный Кавказ – Закавказье. Крупнейшими железнодорожными станциями являются: Ясиноватая, Красный Лиман, Дебальцево, Никитовна, Иловайск, Волноваха. Длина автомобильных дорог общего пользования составляет 8,2 тыс. км, с твердым покрытием – 8,1 тыс. км, густота их – 301км на 1000 км². Главными международными автомагистралями, проходящими по территории области, являются: Курск – Харьков – Славянск – Константиновка – Артемовск – Дебальцево – Ростов-на-Дону– Баку, Киев – Днепропетровск – Дебальцево – Ростов-на-Дону, Одесса – Николаев – Херсон – Мариуполь – Ростов-на-Дону. Главный автомобильный путь общегосударственного значения – Мариуполь – Донецк – Луганск. Аэропорты Донецка и Мариуполя имеют международный статус. В последнем, на побережье Азовского моря функционирует один из наибольших по грузообороту морской торговый порт государства. Трубопроводный транспорт представлен магистральными газопроводами “Союз” и Мариуполь – Ростов-на-Дону – Ставрополь, нефтепроводом Самара – Славянск – Кременчуг, продуктопроводом Лисичанск – Трудовая – Донецк. Основными проблемами развития транспортной системы являются крайне изношенные, морально и физически устаревшие основные фонды и дорожное хозяйство. Это требует обновления подвижного состава в соответствии с изменениями грузо- и пассажиропотока, проведения диверсификации и реструктуризации предприятий области, электрификации железных дорог, реконструкции путей соединений международного значения для увеличения их пропускной возможности. Развитие автомобильного транспорта связано с газификацией автомобильного парка, повышением качества дорожного покрытия, улучшением сервисного обслуживания, свободной конкуренцией на рынке автомобилей и автоуслуг.

Экономико-географическое положение Донецкой области располагает к высокой активности внешних и внутренних экономических связей. При этом необходимо реально оценивать состояние экспортного потенциала региона и дальнейшие перспективы его развития.

Основные объекты экспорта - товары топливно-сырьевой группы: уголь, кокс, продукты их переработки, минеральное сырье, металл, удобрения. Данные товары занимают первое место в экспорте региона. Крупнейшими экспортерами в Донбассе являются: металлургический комбинат имени Ильича (г. Мариуполь), АО «Норд», Донецкий металлургический завод, Харцызский трубный завод, Новокраматорский машиностроительный завод, Дзержинский фенольный завод, Артемовское производственное объединение «Артемсоль», металлургический комбинат «Азовсталь» (г. Мариуполь), ПО «Стирол» (г. Горловка).

Донбасс обладает запасами уникального сырья - антрацитовых и коксующихся углей, что определяет его место в экономике Украины как ведущего поставщика топливно-энергетических ресурсов и сырья для коксового производства. Концентрат коксующихся углей поставляет на Запорожский, Криворожский, Баглейский и другие коксохимические заводы Приднепровья. Энергетические марки угля поставляются практически во все регионы Украины. Основной партнер региона - это Днепропетровская область - 64%, которая в значительной степени насыщена предприятиями тяжелого машиностроения, коксохимической промышленности обеспечи­вающие использование углей.

Таблица 6.

Товарная структура внешней торговли Донецкой области в 2003г.

Показатели Экспорт, тыс. дол. США Импорт, тыс. дол. США Доля в общем объеме, %
Экспорта импорта
Всего 4956722,52 1414953,69 100,00 100,00
по группам товаров: живые животные и продукты животного происхождения   951,66   47560,73   0,02   3,36
продукты растительного происхождения 16028,17 31598,22 0,32 2,23
жиры и масла животного и растительного происхождения 21166,53 11738,96 0,43 0,83
продукция пищевой промышленности 71523,92 34089,63 1,44 2,41
минеральные ресурсы 321050,14 455386,19 6,48 32,18
продукция химической промышленности 268100,73 116870,78 5,41 8,26
полимерные материалы, пластмассы, каучук, изделия из них 29026,09 109425,64 0,59 7,73
кожаные меховые изделия 13173,96 1535,72 0,27 0,12
древесина и изделия из нее 821,24 7411,58 0,02 0,52
бумага, картон, изделия из них 401,16 15048,90 0,01 1,06
текстильные материалы и изделия из текстиля 14874,57 30857,63 0,30 2,19
обувь, головные уборы, зонтики 169,83 830,17 0,00 0,06
изделия из камней, гипса, цемента, асбеста, керамические изделия, стекло, изделия из стекла 14741,20 34660,55 0,30 2,45
недрагоценные металлы и изделия из них 3471895,57 176430,23 70,04 12,47
машины, оборудование и механизмы (электрические и механические), их части 310682,87 249945,18 6,27 17,66
транспортные средства, оборудование и принадлежности 292220,73 62826,25 5,89 4,44
приборы, аппараты, часы, музыкальные инструменты 105368,86 13535,94 2,13 0,96
разные товары и изделия 4128,05 11587,77 0,08 0,82
произведения искусства, антиквариат 3,19 16,49 0,00 0,00
товары, приобретенные в портах 394,05 3597,13 0,01 0,25

 

В СНГ крупнейшими импортерами товаров и услуг из городов Донецкой области являются Россия, Молдова, Казахстан, Беларусь. По-прежнему основным партнером нашего региона остается Российская Федерация.

Статьи экспорта промышленной продукции Донбасса в страны дальнего зарубежья определены местом Донбасса в международном разделении труда.

Рассматривая географическую структуру внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья, необходимо отметить, что торговые операции со странами Азии продолжают иметь значительное место в общем товарообороте, что обусловлено высокими темпами развития экономики государств этого региона. Однако следует отметить, что в основном это экспортные операции. По-прежнему лидируют такие страны как Китай, Тайвань, Турция, Индонезия и Таиланд.

Из стран Европы приоритетные места заняли Франция, Германия, Италия и Польша. Причем, следует отметить, что торговое сальдо в целом по Европе отрицательное и почти половина всего объема импорта приходится именно на страны этого региона. Особенно большие объемы импорта из Франции и Польши.

Необходимо отметить позитивные изменения во внешней торговле Донецкой области товарами на условиях товарообменных (бартерных) операций.

Статьи импорта Донбасса из других регионов Украины определяются территориальными связями Донбасса и Украины в целом. В основном это железная и марганцевая руды и ферросплавы для металлургического производства (Приднепровье), специальные марки сталей для машиностроения (Приднепровье) и специальное оборудование для промышленных узлов Харьковской, Запорожской, Днепропетровской областей. Другой статьей импорта является продукция сельского хозяйства аграрных регионов Украины (Крым, Западная Украина, северные регионы страны).

Кроме перечисленных статей импорта, наиболее важную часть его составляют энергоносители - природный газ (Россия, Туркмения), нефть (Россия). Ограниченность собственных запасов нефти и газа привел к формированию совместных предприятий с Россией, Туркменией, а также к участию Украины в крупнейших международных проектах (например, транспорт Каспийской нефти в Западную Европу). В настоящее время отмечается существенная зависимость украинского рынка нефтепродуктов от политики крупных Российских нефтяных компаний, практически полностью владеющих мощностями нефтеперерабатывающих предприятий на территории Украины.

Что касается импорта промышленного, то он в большинстве своем представлен импортом Германии, США, Японии. В основном из Германии импортируется промышленное оборудование и техника. Немаловажную часть импорта в регион составляет продукция точного машиностроения, вычислительная техника, средства автоматизации производственных про­цессов, контрольно-измерительная аппаратура.

Таблица 7.

Основные показатели внешнеэкономической деятельности Донецкой области

(млн. дол. США)

Показатели
Экспорт товаров 2454,6 2957,0 2996,0 3544,4 4956,7
в страны СНГ 645,7 673,6 773,0 710,8 1040,7
в другие страны 1808,9 2283,4 2223,0 2833,6 3916,0
Импорт товаров 984,1 1247,5 1126,4 960,5 1415,0
из стран СНГ 568,0 765,5 592,4 466,9 770,3
из других стран 416,1 482,0 534,0 493,6 644,7
Экспорт услуг 105,3 56,0 49,9 51,0 66,2
Импорт услуг 60,0 38,9 18,2 30,4 25,5
Прямые иностранные инвестиции в область на конец года 52,2 305,3 334,8 389,4 434,2
Прямые инвестиции из области в другие страны на конец года 0,1 4,2 4,2 4,0 4,2

Мощнейший хозяйственный комплекс государства, пограничное расположение и выход к морю оказывали содействие развитию в Донецкой области разнообразнейший форм внешнеэкономической деятельности. Регион вышел на первое место в Украине по объему экспорта товаров.

Товарная структура, как экспорта, так и импорта имеет выраженную сырьевую ориентацию. Наибольшими экспортерами области остаются Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, Металлургический комбинат “Азовсталь”, Енакиевский металлургический завод, концерн “Стирол”, корпорация “Индустриальный Союз Донбасса” и его дочернее предприятие “Донецкий индустриальный союз”, Макеевский металлургический комбинат, Харцызский трубный завод. Эти предприятия обеспечивают свыше 70% экспорта области.

 
 

Рисунок 2.Экспорт и импорт товаров Донецкой областью, млн. дол. США.

Одним из главных направлений осуществления экономических реформ в Донецкой области является привлечение иностранных инвестиций в приоритетные сферы промышленного производства: угольную, металлургическую, машиностроительную промышленность и агропромышленный комплекс. В первую очередь изменения должны быть связаны с курсом государства на реструктуризацию и модернизацию областей народного хозяйства, обеспечение программы занятости трудоспособного населения.

Рис. 3.Динамика прямых иностранных инвестиций в Донецкую область, млн. дол. США.

Среди основных проблем, сдерживающих развитие внешнеэкономической деятельности Донецкой области, следует отметить антидемпинговые расследования, которые проводятся против предприятий черной металлургии области компаниями – конкурентами из США и Европы, протекционистские мероприятия, которые применяет к продукции черной металлургии и трубного производства Российская Федерация.

 








Date: 2015-10-21; view: 822; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию