Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Объект и предмет социологии и психологии управления





СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 1. Объект и предмет социологии и психологии управления  
Тема 2. Классические принципы управления  
Тема 3. Принципы управления поведенческой школы  
Тема 4. Современные принципы управления  
Тема 5. Современные тенденции управления  
Тема 6. Структура, потенциал и организационная культура социальной организации  
Тема 7. Личность в организации  
Тема 8. Поведение личности в организации  
Тема 9. Личность и малые группы в организации  
Тема 10. Социально-управленческая ситуация  
Тема 11. Социальные роли руководителя организации и индивидуальные особенности личности  
Тема 12. Мотивация поведения личности в организации  
Тема 13. Трудовая мотивация личности в организации  
Тема 14. Принятие управленческих решений  
Тема 15. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей  
Тема 16. Социальная ответственность менеджера  
   

Тема 1. Объект и предмет социологии и психологии управления

Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого понятия, его функционального значения.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

1. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет.

2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

3. Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это – критерии сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей.

4. Социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

5. Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления. Следовательно власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения.

7. Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

Знания накапливались как опыт знаний отдельных лиц. Образовались психологии: труда, инженерная, социальная. Благодаря знаниям этих психологий возникла психология управления. В самом общем виде предмет психологии управления — это деятельность должностных лиц, возглавляющих человеческие коллективы. Фундамент психологии управления: марксистско-ленинская психология, социология — наука, изучающая явления общественной жизни. Она предлагает разные модели социальной организации, общая теория управления, общая психология (фундаментальные положения – деятельность человека и общение). Управление есть совокупность определенных действий, совершаемых человеком (субъектом) по отношению к объекту с тем, чтобы преобразовать его и обеспечить движение к заданной цели. В социальных системах выделяют следующие компоненты:

•объект управления,

•субъект управления,

•способ взаимосвязи между ними.

Объект управления в психологическом понимании — это общность людей, объединенных в ту или иную социальную организацию. Объект управления — это макроколлектив (большая группа).

В роли субъектов управления выступает совокупность должностных лиц, иерархически объединенных в разных группах. Субъект и объект связаны делительностью, и она выступает как элемент управления деятельности на основе требований, вытекающих из объективных закономерностей функционирования общества и организации. Субъект действует каждый раз по-разному. Одна и та же социальная роль реализуется разными людьми по-разному.

К элементам управления относятся: субъект управления — это иерархически взаимосвязанная группа должностных лиц, реализующих в системе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений функцию организации работ предприятий, учреждений и ведомств по выполнению поставленных перед ними задач.

Объект управления. В широком смысле слова, он включает в себя все направления деятельности организации по реализации поставленных перед ней целей (планирование, управление и т.д.). В более узком смысле, это деятельность подчиненных по выполнению принятых организацией решений.

Процесс управления — это иерархическая система деятельности должностных лиц, систематически или эпизодически выполняющих функцию управления организацией.

Объект психологии управления — система деятельности должностных лиц и подразделений по реализации поставленных целей, рассматриваемая в контексте отношения управления – согласования – подчинения.

Предмет психологии управления — психологические факты, закономерности и механизмы индивидуальной и групповой деятельности взаимодействия и взаимоотношения должностных лиц и подразделений по реализации поставленных целей, рассматриваемой в контексте отношения – согласования – подчинения.

Социология управления изучает определенную, весьма общую область человеческой деятельности. В ее задачи входит в соответствии с типологией и спецификой условий общественного состояния и развития (экономического, политического, культурно-духовного, социального), т.е. типом общества, соответствующих видов субъектов и объектов управления, предметной сферы взаимодействия, выявить возможные принципы и механизмы, формы и методы управленческой деятельности, наполнить их социальными технологиями.

Социология управления – это наука об отношениях, которые возникают в системе управления. Следовательно, она призвана изучать систему и процессы управления, субъекты управленческих отношений, их типологизацию и специфику; объекты управления различных предметных сфер и уровней жизнедеятельности; формы, методы и средства управленческих взаимодействий субъектов; отношения руководства-подчинения; стили руководства; проблемы дисциплины, ответственности, исполнительности как проявлений социальных отношений в процессе управления.

Исходя из этого, объектом социологии управления являются системы управленческих взаимодействий, а предметом – складывающиеся в них управленческие отношения.

Четкое выделение объекта и предмета науки позволяет увидеть различия между такими науками как общая теория управления – наука об оптимальной организации управленческого труда; социальное управление – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной; государственное управление – управление (целеполагание, организация и регулирование) общественными процессами.

Подводя итоги, можно выделить объект и предмет социологии и психологии управления.

Объект социологии и психологии управления – социально-психологические отношения в организации.

Предмет социологии и психологии управления – управленческое воздействие на отношения в группе (организации).

Управление – специфическая функция личных организованных систем природы и общества, производственно-технической сферы, обеспечивающая их жизнедеятельность, целенаправленную динамику их развития, реализацию конкретных программ и практических задач. В социальной сфере управление предполагает сознательную деятельность общественных институтов и отдельных индивидов, направленную на регулирование стихийных и осознанных объективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений.

К факторам, регулирующим общественную жизнь, следует отнести:

1. систему реалий, заложенных в природе человека, присущих его сознанию, обусловленных окружающей человека средой, которые принято называть законами общественного развития;

2. совокупность включенных в общественный процесс или связанных с ним случайных событий, которые усиливают или ослабляют, а подчас и блокируют действия объективных законов, т.е. препятствуют естественному развитию общества и человека;

3. систему управленческих действий, более или менее полно отвечающих текущим перспективным и глобальным задачам развития человеческого общества;

4. систему самоуправленческих действий коллективных и индивидуальных членов общества, выступающих в качестве субъектов управляемого общественного процесса.

Различают стихийное управление, выступающее как результат воздействия на общество различных разрозненных сил, массы случайных, единичных актов (например, рынок), сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (например, государство). Границы, содержащие цели и принципы социального управления, служат предметом дискуссий приверженцев различных школ, зависят от социально-политического строя того или иного общества.

Традиционно теоретические проблемы управления у нас в стране разрабатывались применительно к отдельным сферам: экономической, социальной, государственно-политической и т.п. Анализ значительного числа работ, посвященных этой теме, показывает, что часть из них написаны с акцентом на определенный тип субъекта управления (государственно-территориальные структуры власти); другие – с акцентом на специфику объекта управления (организация, трудовой коллектив); третьи – на предметную сферу жизнедеятельности общества (как правило, социальное управление, связанное с реализацией социальной политики); четвертые – в большей степени связаны с теми или иными принципиальными формами и методами управления, как правило, отражающими особенности типа общества, в котором живет автор. Это заставляет сделать вывод, что социология и психология управления, как самостоятельная теория, требует существенного обновления, развития, объективного подхода в разработке ее направлений.


Date: 2015-10-21; view: 1122; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию