Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика оценки конкурентоспособности предприятия





Вопросы для самоконтроля

1. Раскрыть содержание конкурентного статуса фирмы

2. Раскрыть конкурентный статус фирмы с помощью матрицы "Мак-Кинзи"

3. Какими методами оценивают конкурентоспособность предприятия

Рекомендуемая литература

1.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы*. – Учебное пособие. СПб.:

Специальная литература, 2003

2. Томпсон А.А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. *Учебник.Москва, ИНФРА-М, 2000

Тема 5. Экономическая стратегия предприятия Цель лекции: изучить экономическую стратегию предприятия Основные вопросы: 5.1 Процесс формирования экономической стратегии предприятия и его составляющие Экономическая стратегия должна формировать правила и приемы нахождения предпочтительной (оптимальной) широты производственного профиля применительно к потенциальному уровню нестабильности внешней среды. Другой важнейшей агрегированной локальной целью экономической стратегии является формирование конкурентного статуса фирмы. Здесь лишь отметим, что две названные агрегированные цели (формирование миссии и конкурентного статуса фирмы) взаимосвязаны и непротиворечивы. Они поддерживают и дополняют друг друга. Если миссия отвечает на вопросы что и для кого производить, то конкурентный статус фирмы – как производить, какими средствами, чтобы сохранить конкурентное преимущество. И миссия, и конкурентный статус зависят от внешних факторов. Миссия формируется в предвидении будущих возможностей сформировать требуемый для выживания стратегический потенциал и (после его формирования) может изменяться под воздействием стратегического потенциала. Конкурентный статус зависит от стратегического потенциала. Поскольку достижение каждой из агрегированных локальных целей представляет собой сложный, многоступенчатый процесс реализации взаимоувязанной по времени и ресурсам разнообразной деятельности, необходимо выделить детализированные локальные цели экономической стратегии. Эти локальные цели могут иметь имплицитный (т.е. подразумеваемый, невыраженный) и эксплицитный (имеющий открытое выражение) характер. Что в данном случае имеется в виду? Рассмотрим пример подхода к формированию миссии фирмы. Для того чтобы определить, что, сколько и для кого производить, необходимо решить три взаимоувязанные задачи. Во-первых, необходимо выяснить, в каких отраслях потребления (стратегических зонах хозяйствования) сложились наиболее благоприятные условия для функционирования фирмы. Во-вторых, необходимо определить, где, у кого, на каких условиях можно будет приобретать требуемые для производства ресурсы. В-третьих, нужно четко представлять себе потенциальные угрозы и благоприятное отношение со стороны многочисленных групп стратегического влияния (начиная от властных структур и кончая обществами защиты животных, любителей пива и другими контактными аудиториями), ожидающие фирму в случае выбора той или иной миссии. Эти цели трудно, а порой и невозможно квантифицировать. Можно лишь подразумевать. Что мы учли все за и против, выбрав ту или иную стратегическую зону хозяйствования. Зону стратегических ресурсов, оценив степень «благоприятствования», влияния той или иной группы, контактной аудитории и т.д. Поэтому такие детализированные локальные цели будут иметь имплицитный характер. Однако как только взаимоотношения фирмы с потенциальными потребителями продукции, поставщиками ресурсов и группами влияния приобретут характер конкретных соглашений, т.е. когда они будут выражены категорией рыночных трансакций, эти локальные цели становятся измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми и взаимно поддерживающими (если, конечно, вся работа по формированию портфеля трансакций базируется на системном подходе и выполняется высококвалифицированным персоналом). Следовательно, детализированные имплицитные цели должны быть преобразованы в конкретизированные эксплицитные цели. Это, в свою очередь, позволит вырабатывать конкретные правила и приемы достижения локальных целей экономической стратегии, а также определить весь необходимый спектр видов деятельности, обеспечивающих реализацию этих правил и приемов. Исходя из изложенного, можно представить следующую иерархию локальных целей: 1. Агрегированные локальные цели (формирование миссии и ее конкурентного статуса). 2. Детализированные (имплицитные) локальные цели (формирование элементов, необходимых для реализации миссии фирмы ее конкурентного статуса). 3. Конкретизированные (эксплицитные) локальные цели (набор рыночных трансакций, необходимый для реализации детализированных локальных целей третьего уровня).   СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ   Целью структуризации процесса формирования и реализации экономической стратегии является определение состава и последовательности осуществления функций персонала, участвующего в этом процессе. Поскольку процесс формирования и реализации экономической стратегии фирмы, по существу, является процессом достижения глобальной и локальных стратегических целей, необходимо увязать функции и последовательность действий персонала с этими целями. Иначе говоря, необходимо решить следующие задачи: · определить состав конечных продуктов (составляющих) стратегии; · определить этапы жизненного цикла создания составляющих стратегии; · конкретизировать обеспечивающие виды деятельности, которые необходимы для получения составляющих стратегии; · уточнить фазы цикла управления процессом формирования и реализации экономической стратегии как совокупности ее составляющих. Рассмотрим возможные подходы к решению этих задач. Определение состава конечных продуктов (составляющих) стратегии Конечными продуктами процесса формирования и реализации стратегии фирмы должны стать составляющие (элементы) системы, именуемой стратегией фирмы. В рамках школы СПбГПУ экономическая стратегия подразделяется на следующие основные составляющие (рис.1).все элементы стратегии ориентированы на внешнюю и внутреннюю сферы деятельности фирмы. Это означает, что результаты реализации руководством фирмы стратегических решений в той или иной мере обусловлены, с одной стороны, влиянием этих сфер на характер вырабатываемых решений, с другой стороны - влиянием самих стратегических решений на процессы, протекающие во внутренней сферах. Общим для всех составляющих экономической стратегии является формирование побудительных мотивов принятия тех или иных стратегических решений. Товарная стратегия фирмы. Вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков и услуг, отвечающих миссии фирмы. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирм стратегических зон хозяйствования (СЗХ), методы образования и управления наборами СЗХ, обеспечивающими внешнюю гибкость фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются: увязка перспективных задач (миссии) фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество фирмы и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе. Товарная стратегия фирмы является базой для планирования перспективных НИОКР, кадровой, инвестиционной политики. На основе товарной стратегии вырабатываются решения, принимаемые в рамках других составляющих экономической стратегии, с которыми товарная стратегия находится в диалектической взаимосвязи. Стратегия ценообразования. Основой стратегии ценообразования является выработка правил ценовой политики; определения правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка; выработка приемов ценовой конкуренции; приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зависимости от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения спроса и предложения; методов оценки ценовой эластичности спроса; принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования. Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос, как должна вести себя фирма в тех или иных сегментах рынка, чтобы с помощью ценовой политики привлечь покупателей к товарам фирмы, сформировать устойчивые потребительские предпочтения и приверженность потенциальных покупателей марке фирмы. Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов. Представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая экономической стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны фирмы. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек. Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг. Заключается в выборке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг. Эта составляющая экономической стратегии отражается в портфеле ценных бумаг фирмы. Стратегия снижения трансакционных издержек. Заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных рыночных трансакций (соглашений, контрактов, договоров и др.), который, обеспечивая достижение стратегических целей, позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать прием выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила приемы поведения фирмы на внешнем рынке как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирмы учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др. Стратегия снижения производственных издержек. Ее основой направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения издержек. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.  
Составляющие экономической стратегии фирмы
Реализуемые во внешней среде фирмы
Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы
Стратегия стимулирования персонала фирмы (формирование «мотивационного поля»
Стратегия инновационной деятельности фирмы (реинжиниринг бизнес-процессов)
Стратегия инвестиционной деятельности фирмы
Стратегия снижения производственных издержек
Реализуемые во внутренней среде фирмы
Товарная стратегия фирмы
Стратегия ценообразования
Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов
Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг
Стратегия снижения трансакционных издержек
Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) и оздоровления финансового состояния фирмы

 

 

Рисунок 1- Составляющие экономической стратегии фирмы

 

Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. В общепринятом понимании инвестиционная стратегия – это стратегия формирования инвестиционного портфеля, т.е. совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска, а также бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, т.е. лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товароматериальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией, или стратегией инвестиционной деятельности, фирмы мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально – технической базы и товароматериальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов. Инвестиционная деятельность тесно связана с инновациями сферах НИОКР, технологии, организации производства.

Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирм. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выборке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационные поля», под воздействием которых возбуждается заинтересованность различных категорий персонала фирмы в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности фирмы по выполнению ее миссии в стратегической перспективе.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Является, по существу, обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выборка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства является прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования фирмы – с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.

Таким образом, экономическая стратегия – это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью – создание и поддерживание высокого уровня конкурентных преимуществ фирмы. Иначе говоря, экономическая стратегия – это система обеспечения конкурентных преимуществ фирмы.

 

Date: 2015-10-21; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию