Запоминание наизусть. Дети испытывают напряжение не только на игровой площадке
Дети испытывают напряжение не только на игровой площадке. Многие дети считают, что учеба может быть ещё худшим "медве- дем в лесу". Концентрация на уроке и сохранение полученной ин- формации стали настоящей проблемой современной образователь- ной системы.
Исследования показали, что дети сохраняют в памяти:
-10% того, что они читают,
- 20% того, что они слышат,
- 30% того, что они видят,
- 50% того, что они слышат и видят,
- 70% того, что они проговаривают,
- 90% того, что они проговаривают или делают.
Большая часть преподавания в американских школах сводится к простому вербальному общению, поэтому у детей нет возможно- сти запоминать столько, сколько от них ждут. В странах, где все ещё сильны традиции, обучение происходило на примере и наделе. Дети могли, посмотрев на плотницкую работу своего отца, захо- теть повторить ее. Они могли подобрать несколько инструментов, как это всегда делают мои дети, и "поиграть" с ними. Делая что-то в атмосфере игры, дети обучаются. Дело заключается в том, что не все дети воспринимают информацию одинаково. Разные типы детей, по Аюрведической классификации, так же имеют свои осо- бенности восприятия.
Ребенок зимнего типа - слуховая память.
Ребенок летнего типа - визуальная память.
Ребенок весеннего типа - моторная память.
У всех детей развита слуховая, визуальная и моторная память,
316
^Аюрведа для детей
но зная тип своего ребенка, вы сможете понять то, каким способом он легче всего воспринимает информацию. Далее в этой главе вы найдете эти и другие различия и некоторые способы лечения на- рушений восприятия, но помните, что лучше всего ребенок запо- минает и учится в атмосфере игры, имитируя ваши действия.
"Зимний" слух.
Ребенок зимнего типа или Вата бывает беспокойным и легко перевозбуждается, поэтому иногда его нелегко успокоить, заста- вить сконцентрироваться и выучить что-то. По своей природе их ум очень чувствительный и легче всего воспринимает информа- цию на слух, потому что это самая быстрая система передачи зна- ний. Когда у таких детей нет нарушений, они легко и быстро запо- минают новое, но с трудом удерживают его. У них очень развита краткосрочная память.
"Летнее" зрение.
У ребенка летнего типа или Питта чаще всего не бывает труд- ностей с учебой. Они горячи, энергичны и стремятся к лидерству. Они прекрасно ощущают себя в нашем вечно спешащем и ярост- ном обществе. Лучше всего они воспринимают информацию визу- ально, поэтому им достаточно прочитать книгу или посмотреть на школьную доску, чтобы извлечь пользу из своей способности. Так как их натура стремится к умеренности во многих вещах, и распо- ложены они между зимой и весной, эти дети хорошо владеют как краткосрочной, так и долгосрочной памятью.
"Весеннее" движение.
Обычно дети весеннего типа отличаются склонностью к лени, медлительностью и методичностью, что отражается на их манере восприятия. Часто они не справляются с быстрым темпом обуче- ния в классе, основанном на звуках. Если они что-то запомнили, они хранят эту информацию всю жизнь, но запоминание нового дается им с трудом. Это особенно сильно проявляется в то время, когда они находятся в весеннем цикле жизни (до 12 лет). Лучше всего они учатся, когда в процесс обучения включено движение, модели или предметы, которые они могут передвигать, так как ис- пользование всех чувств позволяет им полностью запомнить полу- ченный опыт. Они обладают тем, что можно назвать безлимитной
J"лава 12. Ъезупречное психическое здоровье
317
долгосрочной памятью, но часто страдают от проблем с краткос- рочной, отчего окружающие часто считают их забывчивыми.
Помните, дети, представляющие собой один тип, встречаются редко. Обычно они сочетают в себе характеристики двух типов, которые смягчают и сглаживают острые углы характера каждого из них.
|