Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иоанн Дамаскин, святой
Ок. 675–753 гг.
Писатель, богослов, философ. Один из Отцов Церкви.
Алчная душа всем злым делам начало. Бессильными врагов своих всегда называют глупые. Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в терне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя. Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями. Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем. Во время испытания стекаются все беды. Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи ученых, скверные нескверных, а испорченные хороших. Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.
Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить. Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце. Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами. Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе. Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям. Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого. Затевающие войну сами попадают в свои сети. Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине. Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением. Кормить врагов весьма похвально. Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью. Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами. Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло. Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками. Многие сильные побеждены бывают немощными. Мудрость и многомощных побеждает. Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился. Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян. Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы. Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства. Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя. Не следует пренебрегать четырьмя вещами: огнем, болезнью, врагом, долгом. Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа. Нет ничего сильнее хорошего совета и ничего вреднее скверного дела. Нужно, чтобы владыки не презирали малых, которые под ними: ведь малые уже не малые, когда полезны великим. Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный – всегда опускаться. Ведь очень трудно снизу забраться наверх, но сверху спускаться легко, не то что восходить. Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость. Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпение и смирение нужно иметь и для мира, и для войны. Среди мудрых нет чужаков. Тот, кто смешивает драгоценные камни и жемчуг с оловом, больше бесчестит себя, чем жемчуг. Удаляйся от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним. Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом. Хоть и много в царском дому мышей, но нет в них нужды, пусть и близко они; птица же по имени сокол хоть и дика, но за свойства свои призывается, принимается и на царской руке сидит. Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость. Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья – в беде.
|