Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные компоненты системы работы по внедрению курса «Психологии» в ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 образовательное пространство МОУ «СОШ №76»
Сегодня целью обучения и воспитания не может быть простая адаптация ребенка к условиям жизни, к существующим отношениям и т.п. Необходимо научить ребенка понимать самого себя и окружающих людей (не бояться или опасаться их, а именно понимать), научить принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию их духовного мира, содержания их личности. Р. Фраерман, автор замечательной повести для детей «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», замечал: «Не так уж трудно, в конечном счете, добиться победы в мире материальных достижений. Гораздо труднее достигнуть гармонии между миром духовным и материальным. Чтобы земной и практичный Санчо Панса не затмил возвышенного духа несравненного Дон Кихота, самоотверженного, беззаветно верующего в долг, правду и добро, всегда готового к борьбе за истину, которая нелегко дается, требует служения и жертв». В соответствии с этим программа изучения психологии в образовательном пространстве МОУ «СОШ №76» предусматривает изучение двух курсов: в пятом классе с рабочим названием «Как научиться учиться и сохранить свое здоровье», в седьмом классе «Уроки общения». По итогам прохождения программ, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся: 1. Общекультурная компетентность — уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации. 2. Методологическая компетентность — предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности. Работу психолога по предлагаемой программе можно разделить на три блока: · Предварительная (входная) диагностика (схема обследования представлена в приложении 4); · Проведение учебного курса; · Заключительная (выходная) диагностика. Все уроки имеют общую структуру (план конспекта одного из уроков содержится в приложении 5): Определены основные методы и приёмы: 1. Использование раздаточных материалов. (В этом возрасте еще сильна роль наглядно-образного мышления, поэтому использование печатных информационных материалов резко повышает эффективность работы.) 2. Работа в тетради. (Запись важной информации, составление схем, вклеивание памяток, выполнение заданий. Тетрадь должна стать своеобразным опорным конспектом, который останется у учащихся и поможет в дальнейшем обучении. К оформлению тетради нет жестких требований. Разрешается оформление пастой любого цвета, а также допускается использование фломастеров и цветных карандашей.) 3. Индивидуальная работа с памятками. (Выделение индивидуально значимых фрагментов, подчёркивание, раскрашивание.) 4. Фронтальный опрос. (Направлен на достижение двух целей: закрепление изученного материала и развитие рефлексивных процессов.) 5. Игры и упражнения. (Ннеобходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.) 6. Диспуты. (Развитие умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы.) 7. Мини лекции. (Фформирования умений концентрировать внимание, воспринимать на слух достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.) В процессе обучения по программам учащиеся усваивают следующие понятия и категории: – психология – предмет психологии – структура психологии (общая, возрастная и т.д.) – психодиагностика – методы психологии – психика – инстинкт – навык – интеллектуальная сфера поведения – сознание – биологические основы личности - ощущение – восприятие, типы восприятий – право/левополушарное развитие – темперамент, типы темпераментов – экстравертированность) интровертированность – основные нервные процессы (возбуждение и торможение) – познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление как познавательные процессы – память — типы памяти – виды памяти – мышление – сравнение, обобщение, классификация – анализ/синтез – воображение – внимание – наблюдательность – эмоции, виды эмоций — чувства, виды чувств — личность – возрастная периодизация развития человека – направленность личности – потребности – интересы – склонности – идеал – мировоззрение – способности, виды способностей – наследственность – задатки – характер – акцентуации характера – воля, волевые свойства личности – психическая саморегуляция – релаксация – общение — группы, уровни развития групп (коллектив, ассоциация и т.д.) – социометрический статус – механизмы взаимопонимания – речь – неречевые средства коммуникации – жестикуляция – мимика, пантомимика. Учащиеся должны овладеть: · способами сбора фактического материала (сравнительным, комплексным); · методом наблюдения; · методом эксперимента; · методами опроса (беседою, анкетированием, интервью); · методом теста; · методом экспертных оценок; · методами изучения продуктов деятельности; · методами самонаблюдения; · методами статистической обработки результатов; · прожективными методиками; · умениями анализировать музыкальные и художественные произведения, находить ответы на сложные (проблемные) психологические вопросы, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций; · умением создавать психологический портрет личности и многими другими психологическими навыками и умениями.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, требующие особого внимания школьного психолога. Изменившиеся условия учения при переходе из начальной школы в неполную среднюю предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, к уровню развития произвольности, способности к соморегуляции и т. п. Учащиеся десяти – одиннадцати лет вступают в возраст полового созревания, следовательно, проблемы могут возникнуть не только в плане психического здоровья, но и физического. Одним из важнейшим факторов риска здоровья учащихся остаётся образовательная среда, поэтому дети должны обладать знаниями и навыками рациональной организации своей учебной деятельности.
Цель программы: помочь детям адаптироваться в среднем школьном звене; сформировать ориентацию на здоровый образ жизни.
Задачи программы: · формирование умений учиться в средней школе; · развитие учебной мотивации, формирование познавательного интереса; · развитие навыков сотрудничества со сверстниками; · способствовать освоению навыков здорового поведения.
Программа составлена на основе работ: Костина О.А Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет.- М.: Педагогическое общество России, 2001, 160с.; Матвеева Л. Игровая терапия с тревожными детьми.- Сб.: Речь, 2001, 150с.
Вывод.
По мнению многих ученых, двадцать первый век станет веком психологии. Эта молодая наука развивается бурными темпами и смело вторгается во все области жизни человека. Интерес людей к психологии, вызванный их практическими нуждами, часто сочетается с низким уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного общения, способов самопознания, приемов саморазвития. Думаю, вы согласитесь, что воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать свою личность, необходимо еще в школе. Введение в школах уроков психологии может помочь юношам и девушкам найти себя в этом мире, дадут возможность для саморазвития и самопознания, помогут преодолеть трудности и опасности настоящей и будущей жизни, сознательно подойти к определению своего дальнейшего пути. Оказать поддержку взрослеющему человеку — главная задача и основной смысл деятельности учителя и психолога. Школьный психолог, педагоги, администрация школы должны иметь представление о потенциальных возможностях учеников, психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать психологические знания и методический инструментарий. Учет в учебном процессе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятной атмосферы в школе как для детей и их родителей, так и для педагогического состава школы, разрешение любой конфликтной ситуации, требуют, чтобы в своей работе школа опиралась на весь комплекс имеющихся психологических знаний. В решении этих задач ученикам и преподавателям поможет внедрение в образовательный процесс учебного курса психологии. В курсе использованы современные психологические теории и методики. Активно используется продукция МШ «ИМАТОН». Использованы методики Торндайка, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов. Отдельные методики являются авторскими и ранее нигде не использовались. Преподавание психологии в школе направлено на решение важнейших психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка: · формирование у школьников общих представлений о психологии как науке; · оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека. Психология по праву может встать в один ряд с изучением родного языка, математики, природоведения. Опыт преподавания психологии показывает, что детям интересен и понятен учебный материал по психологии, изложенный в доступной форме. Данная работа не ограничивается только реализацией рассмотренной выше программы, проводится работа с родителями посредством проведения родительских собраний, а также осуществляется активное сотрудничество с классными руководителями пятиклассников, учителями-предметниками и с учителями начальной школы. В дальнейшем планируется: · анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об результативности курса психологии; · проведение семинаров среди учителей – предметников с целью углублённого знакомства с содержанием данной программы; · создание экспериментального класса на параллели девятых классов с целью расширения границ программы.
И в заключение хочется привести слова Сократа: «Знания же нельзя унести в сосуде, а поневоле придётся, приняв их в собственную душу и научившись чему-либо, уйти или с ущербом для себя, или с пользой».
Библиография.
1. Автократов С.П. Учебник психологии. – СПб., 1866.
2. Адамов Ф.В. Учебник элементарной психологии. – СПб., 1906.
3. Корнилов К.Н. Психология: Учебник для средней школы. – М., 1946.
4. Нечаев А.П. Учебник психологии для средних учебных заведений. – СПб., 1911.
5. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно- методическое пособие.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2000.-288с.- (Воспитание и дополнительное образование детей).
6. Психологическая мысль в России: Век просвещения. – СПб., 2001.
7. Психологический словарь. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова М.Н. под общей редакцией Неймера Ю.Л. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 640 с.
8. Реан А.А., Коломенский В.П. Социальная и педагогическая психология. – С-Петербург: «Питер», 1991. – 416 с.
9. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М: «Вако», 2005. – 240 с.
10. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.; Воронеж, 1999.
11. Челпанов Г.И. Учебник психологии (для гимназий и самообразования). – Киев, 1905.
Ускорцева Н.В. Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную. В статье рассмотрены основные проблемы периода адаптации пятиклассников. Особенность этой статьи является не теоретические аспекты, а именно практическая направленность работы педагога психолога в образовательном учреждении с которой автор подробно знакомит в статье. Автор предполагает, что работа по сопровождению учащихся в период адаптации должна быть систематической и охватывать весь класс. И делает вывод, что за счет организации специальной программы процесс адаптации в среднем звене может протекать не так болезненно для ребенка.
|