Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»





 

 

Педагоги и психологи, педиатры и эндокринологи, социологи и неврологи уделяют особое внимание детям 11-13 лет. И это не случайно, т.к. этот период возрастного развития практически все специалисты считают критическим, т.е. периодом когда очень серьезные и интенсивные изменения в функционировании организма (биологические изменения, связанные с половым созреванием) и изменения в психологическом развитии сочетаются с существенными изменениями в учебной деятельности.

Начало учебы в пятом классе – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны с организацией жизни в школе в целом.

Социально- психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в тёмную, вначале мы ничего не видим, но вскоре начинаем различать людей, вещи, чувствительность нашего глаза изменяется, повышается, глаз адаптировался к новым условиям, при этом, заметим, без целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Так, например, когда человек входит в море, вода вначале кажется холодной, а потом он уже приспосабливается к ней – и ему уже не холодно. Температура же воды, новой среды, существенно не меняется. Другое дело – адаптация в новом коллективе. Здесь не только среда воздействует на тебя, но ты и сам создаёшь свою личностную микросреду. Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только пятикласснику к школе, к классному руководителю, учителям-предметникам, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребёнку, который стал младшим подростком.

 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Современные социально-экономические условия предъявляют строгие требования к образованию молодого поколения как интеллектуального, профес­сионального и духовного потенциала страны.

В условиях современного быстро меняющегося мира школа должна воо­ружить своего выпускника способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе и вне школы). При этом они должны развиваться и ус­ложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных процессов. Эти способы овладения знаниями — уневерсальные учебные действия.

Проблема, над которой работает школа – это создание образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творческой личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям жизни.

Данная проблема напрямую связана с инновационными процессами в педагогике. Она нашла отражение в трудах многих ученых-педагогов: Е.С.Полат, М.М.Поташника, В.М.Лизинского, Т.И.Шамовой и др.

В условиях современного быстро меняющегося мира школа должна вооружить своего выпускника способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе и вне школы). Эти способы овладения знаниями – универсальные учебные действия. При этом они должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов.

Что же и кто будет целенаправленно, систематически способст­вовать формированию данных навыков и прохождению успешной адаптации в среднем звене? Ответ напрашивается сразу, а как же психологическая служба школы? Сегодня, однако, не каждое учебное заведе­ние имеет в своем штате психолога.

Большая роль в работе по формированию универсальных учебных действий принадлежит педагогам, но и психологи не стоят в стороне. Школьные психологи проводят с учащимися отдельные занятия, приоткрывающие тайны психологической науки. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении науки психологии, а не избранных ее тем. Отдельные советы психолога, даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, не составляющим, однако, целостного представления о психическом развитии человека, вряд ли могут оказать детям реальную помощь в понимании сущностных характеристик человеческих способностей, отношений, чувств, творчества, смыслов жизни и др.

В настоящее время психология – как научная, так и практическая – начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны, гуманизации современного общества и образования. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но сама система обучения и воспитания накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи. Система обучения не предусматривает предоставления ребенку знаний о самом себе, как представителе рода человеческого, обладающего всеми данными для развития, несущего в себе потенциал творчества и отвечающего за реализацию или не реализацию этого потенциала наряду с теми взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества.

Необходимость практической помощи во всех этих ситуации заставили меня проанализировать большое количество литературы по психологии.

По мнению многих психологов (Е.С.Полат, М.М.Поташника, В.М.Лизинского, Т.И.Шамовой и др,) из этой ситуации на самом деле есть несколько выходов:

· «прогнозируемый на будущее» (вести работу по развитию универсальных общеучебных действий во время обучения ребёнка в начальной школе);

· «педагогический» (предложить учителю – предметнику основной школы создать на своих уроках условия для целенаправленного формирования этих навыков и умений);

· «психологический» (ввести в учебный план факультатив «Психология»);

· «гармоничный» (наиболее успешным представляется проведение работы сразу в нескольких направлениях).

В нашем образовательном учреждении мы пришли к решению проблемы по средствам «гармоничного» выхода. В список учебных предметов введён предмет психология. На уроках психологии учащиеся овладевают определёнными навыками, упражняются в их использовании, а на основных уроках эти приёмы оказываются «вплетёнными в ткань обучения», закрепляются и автоматизируются, повышая тем самым эффективность усвоения знаний.

Данные уроки психологии имеют свою программу (Программы представлены в Приложении 1,2)

 

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Изменения, происходящие в российском образовании, повлекло за собой развитие роли учителя. Развитие осуществляется через инновационные процессы, то есть через процессы разработки и освоения новшеств, а последнее предполагает поисково-исследовательскую, экспериментальную деятельность педагогов. Творить, искать, экспериментировать, постоянно обновлять содержание и методы работы по созиданию личности школьника является не только, правом, но и обязанностью учителей, что официально закреплено в Законе РФ «Об образовании». Любой современный учитель прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, участвует в экспериментальной деятельности.

Новое целеполагание образовательного процесса влечет за собой и изменение структуры, содержания, методов методической работы школы.

Важной особенностью данного курса является то, что он предназначен для работы с целым классом. Известно, что развивающие занятия рассчитаны на ограниченную группу детей (10 – 12 человек). В условиях школы найти возможность для проведения групповых занятий со всеми учащимися затруднительно, так как обычно группа из 10 – 12 человек формируется из «проблемных» учащихся класс по результатам диагностики. Наш вариант «один урок психологии в неделю со всем классом» более отвечает возможностям учебного плана, а так же даёт возможность охватить всех учеников класса. Ещё Конфуций сказал: «В деле воспитания нет различий между людьми».

Перед тем, как начать ведение уроков в своей школе, я поставила для себя вопросы: Чего хотят получить учащиеся на моих уроках? Что больше им пригодится в жизни для успешной социализации?

Прежде всего, я постаралась сделать так, чтобы уроки психологии не были скучными и не превратились бы в обычную общеобразовательную дисциплину. И кроме этого, я должна постараться дать учащимся представление о некоторых психологических понятиях и закономерностях, которые помогли бы учащимся в дальнейшем лучше ориентироваться в жизни, в отношениях между людьми.

Теоретическое обоснование своей работы я строю на научных идеях основоположников психологии А.Р.Лурии, Выготского, Д.Б. Эльконина и т.д.

Цель данных уроков: помочь учащимся адаптироваться в современной социальной среде.

Основными задачами развития являются:

· Овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

· Формирование умения учиться в средней школе;

· Развитие учебной мотивации, формирование интересов;

· Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других.

· Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

· Формирование представление о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Я работаю в школе психологом, и потребность в создании учебного курса «Психология» возникла как отражение реальных проблем школы и школьников.

Данный курс не ставит перед собой задачи профессиональной ориентации школьников на выбор психологических специальностей. Знания психологии нужны каждому, какую бы профессию он ни выбрал – врача, продавца, банкира и пр. А если кто-то из учеников более глубоко заинтересуется психологией, он выберет ее как профессию, но уже осмысленно.

Цель преподавания психологии в школе совпадает с основной целью всей системы образования – культурным и социальным развитием ребенка, обеспечивающим ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь. Еще Н.Г. Чернышевский замечал, что три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Я работаю также учителем географии и, как человек, стоящий у доски, прекрасно знаю все особенности современной системы образования. Ведь школа - это прежде всего урок.

 

 

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в XVIII в. русские

просветители подчеркивали важность таких знаний для молодого человека, которые дают ему возможность познать самого себя. Так, историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686–1750) в статье «Разговор о пользе наук и училищ» среди главных называет науку, способствующую тому, «чтобы человек мог себя познать» [6, с. 193]. Эту же мысль высказывал и М.И. Панкевич (1757–1812), профессор математики Московского университета, подчеркивая, что исследование человеком «самого себя и подобных себе физически и нравственно» выступает важной задачей познания [6, с. 45]. Еще в 1789 г. в Москве в университетской типографии была издана «Краткая психология, или Учение о душе для детей», сочинения Г. Кампе (перевод с немецкого). В 1899 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» была опубликована статья профессора Боборыкина о включении психологии в школьное обучение. В 1906 г. психология была введена в общеобразовательный школьный курс. Правда, уже в 1909 г. ее исключили из числа школьных учебных предметов в связи с не проработанностью методического сопровождения и отсутствием специально подготовленных преподавателей.

В начале XX в. в обсуждении проблемы преподавания психологии в школе участвовали известнейшие московские и петербургские профессора. Так, П.П. Блонский публикует «Результат анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе» (М., 1910), А.П. Нечаев – статью «Как преподавать психологию в школе» (Спб., 1911), Г.И. Челпанов – «Задачи современной психологии» (М., 1909) и др. Были подготовлены и выпущены учебные пособия[1–4, 10]. Г.И. Челпанов подчеркивал, что «психология нужна всем: психология есть предмет общеобразовательный. Она нужна и юристам, и медикам, и естественникам». Он задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений?»[9, с. 373].

 

Date: 2015-09-25; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию