Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка первого года жизниРезультаты наблюдения психологов, педагогов и родителей, а так же их педагогическая оценка проявлений ребенка заносятся в "Дневник психолого-педагогического наблюдения и обследования психофизического развития детей раннего возраста". 1. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за физическим развитием ребенка первого года жизни 1.1. Общее моторное развитие Методика № 1 Цель: выяснить развитие движений рук ребенка (параметры изучения 1, 2, 8, 19) Инструкция для выполнения: ребенка укладывают в кроватке на спину, обращают внимание на произвольные движения малыша. Можно активизировать движения рук ребенка собственными движениями. После чего продолжить наблюдения. Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в таблице. Выполнил ребенок упражнение самостоятельно - 1 балл. Выполнил ребенок упражнение самостоятельно после стимуляции - 0,5 балла. Выполнил ребенок упражнение самостоятельно в неполном объеме - 0,25 балла. Не выполнил ребенок упражнение самостоятельно - 0. Методика № 2 Цель: выяснить способность ребенка держать голову (параметры изучения 3, 4, 5, 6, 7, 11) Инструкция для выполнения: 1.Ребенка укладывают на живот на твердую плоскую поверхность, ее руки согнуты в локтях и находятся под грудью (параметры 4, 5). 2. Ребенка поднимают на руки и поддерживают под спинку (параметры 3, 6, 7, 11) Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в таблице. Ребенок, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого: Держит голову больше 10 сек. - 1 балл. Поднимает головку после стимуляции на 5-10 сек. - 0,5 балла. Выполнил ребенок упражнение самостоятельно не в полном объеме - 0,25 балла. Ребенок не пытается самостоятельно поднять голову - 0. Методика № 3 Цель: выяснить умение ребенка подниматься на локтях (параметры 9, 13) Инструкция для выполнения: ребенка выкладывают на живот на твердую плоскую поверхность, ее ручки согнуты в локтях и находятся под грудью. Перед глазами ребенка снизу вверх перемещают звенящую игрушку (колокольчик), провоцируя подъем ребенка на локтях. Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в таблице. Поднимается и держится более 30 сек. - 1 балл. Поднимается после стимуляции - 0,5 Держится кратковременно - 0,25 Неудачные кратковременные попытки - 0 Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка двигать ногами, лежа на спине (параметр 10) Инструкция для выполнения: ребенка укладывают на спину на твердую поверхность. Перед глазами ребенка снизу вверх перемещают звенящую игрушку (погремушка), провоцируя его к активным движениям. Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в таблице. Реагирует движениями ног, поднимая их вверх - 1 балл Двигает ногами после стимуляции - 0,5 балла. Кратковременны, единичные движения ногами - 0, 25 балла. Не реагирует и не двигает ногами - 0балив. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка переворачиваться со спины на бок (параметры 12, 16) Инструкция для выполнения: ребенка выкладывают на спину на твердую поверхность. Сбоку от ребенка перемещают звенящую игрушку (погремушку). Если ребенок не может перевернуться, взрослый берет ее за левую ручку и левую ножку и переворачивает в правую сторону и наоборот. Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в таблице. Ребенок медленно переворачивается на звон игрушки - 1 балл. Переворачивается после стимуляции - 0,5 балла. Делает попытки перевернуться - 0,25 балла. Не переворачивается - 0. Методика № 6 Цель: выяснить умение ребенка сидеть (параметры 14, 15, 17, 18, 21, 22) Инструкция для исполнения: лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, пытаясь посадить. Методический комментарий: выполнение упражнения ребенком фиксируется в таблице. Удаеться добиться сидячей позы с поддержкой в течение 10 сек. - 1 балл. Ребенок напрягает мышцы, удерживает голову, пытается опереться на руки взрослого, однако не может сохранить положенния сидя и заваливается в сторону - 0,5 балла. Сохраняет сидячее положение при поддержке взрослого - 0,25 балла. Мышцы тела остаются расслабленными, головка откинута назад - 0. Методика № 7 Цель: выяснить умения ребенка ползать (параметры 20, 23) Инструкция для выполнения: наблюдая за поведением ребенка в манеже или на полу, оценивают умение ребенка ползать, обращая ее внимание на яркую игрушку. При затруднении взрослый подставляет под ступни свои ладони. Методический комментарий: умение ребенка ползать фиксируется в таблице. Может проползти, опираясь на колени и руки, не менее 50см. - 1 балл. Начинает ползти после подталкивания - 0,5 балла. Ползет с помощью взрослого - 0,25 балла. Не ползет, а только поднимает голову и пытается встать на четвереньки - 0. Методика № 8 Цель: выяснить умение ребенка ходить с поддержкой и самостоятельно (параметры 24, 25, 26) Инструкция для выполнения: ребенка ставят на ровную твердую поверхность, придерживая за пальцы рук так, чтобы помочь ей сохранять равновесие. Следует слегка потянуть ребенка за руки вперед. Методический комментарий: умение ребенка ходить фиксируется в таблице. Уверенно шагает, с придерживаннием взрослого - 1 балл. Движения неуверенные - 0,5 балла. Легко теряет равновесие - 0,25 балла. Не оказывает шаговых движений - 0. Методика № 9 Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно приседать (параметр 27). Инструкция для выполнения: ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности. Слегка потянув ребенка за руки, следует слегка поднять ее туловище над поверхностью, зафиксировать руки в таком положении и не пытаться больше помочь ребенку. Методический комментарий: умение ребенка приседать фиксируется в таблице. Подтягиваясь за руки взрослого, ребенок самостоятельно приседает -1 балл. В результате усилий туловище ребенка подается вперед, однако она еще не может принять устойчивое сидячее положение - 0,5 балла. Мышцы туловища напрягаются, ребенок совершает очевидные попытки сесть, но корпус ее остается неподвижным - 0,25 балла. Ребенок зависает в таком положении, откинувшись назад - 0. 1.2. Развитие мелкой моторики Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка держать ручки в кулачках на уровне груди (параметры 1, 4) Инструкция для выполнения: внимание лежащего на спине ребенка привлекается яркой звенящей игрушкой (погремушка). Провоцирующими действиями, взрослый касается игрушкой в руки ребенка, пытаясь вызвать реакцию. Методический комментарий: умение ребенка фиксируется в таблице. Протягивает руку к игрушке - 1 балл. Возникают целеустремленные движения руками - 0,5 балла. Удается добиться увеличения активности - 0,25 балла. Руки ребенка остаются неподвижными - 0. Методика № 2 Цель: выяснить умение ребенка прикасаться к объекту. Реакция вызывается аналогично предыдущей (параметры 2, 3) Методический комментарий: умение ребенка фиксируется в таблице "Установление контакта с ребенком" Методика № 3 Цель: выяснить умение ребенка захватить игрушку. Реакция вызывается аналогично 1.3. (параметры 5, 6, 7, 8, 12) Методический комментарий: умение ребенка держать игрушки фиксируется в таблице. Захватывает игрушку точным движением руки, берет ее ладонью - 1 балл. Захватывает игрушку после нескольких движений рукой - 0,5 балла. Протягивает ручку к игрушке - 0,25 балла. У ребенка не возникает реакции ручек в направлении к игрушке - 0. Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка владеть ведущей рукой (параметр 10) Инструкция к выполнению: 1.Ребенок лежит на спинке на твердой ровной поверхности. Внимание ребенка привлекают новой яркой погремушкой, которая прикасается к обеих рукам ребенка. 2. Перед ребенком кладут разные яркие игрушки и фиксируют, какой рукой ребенок будет к ним тянуться. Если ребенок не проявляет интереса к работе, нужно вложить ему игрушку сначала в одну руку, затем в другую и зафиксировать, какой рукой действия ребенка медленнее. Методический комментарий: умение ребенка держать игрушки фиксируется в таблице. Малыш обладает правой или левой рукой и удерживает игрушку более 15сек. - Активизируется только одна рука ребенка - 1 балл. В начале возникает движение в обеих руках, но потом к игрушке направляется лишь одна из них - 0,5 балла. Хватает игрушки двумя руками - 0,25 балла. Пытается взять игрушку двумя руками, но она выпадает - 0. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка обладать умением брать в руку мелкие предметы (параметры 11, 13) Инструкция к выполнению: перед ребенком на столе кладут яркое мелкое ожерелье или в мисочке крупную фасоль. Ребенок вытягивает руку, чтобы взять себе такие яркие предметы. Методический комментарий: умение ребенка захватывать мелкие предметы фиксируется в таблице. Берет пальчиками - 1 балл. Берет пальчиками после стимуляции - 0,5 балла. Загребает ладонью - 0,25 балла. Не тянет руку - 0. Методика № 6 Цель: выяснить наличие манипуляционных умений с игрушками (параметры 9, 14, 15) Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут погремушку, машинку, банку с крышкой. Взрослый показывает, что можно с ними делать. Методический комментарий: умение ребенка манипулировать с игрушками фиксируется в таблице. Ребенок самостоятельно манипулирует с игрушками: трясет, стучит, колышет - 1 балл. Ребенок манипулирует после стимуляции - 0,5 балла. С интересом касается игрушек - 0,25 балла. Не проявляет интереса к игре - 0. Методика № 7 Цель: выяснить умение ребенка работать с книгой (параметр 16) Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут книгу с яркими страницами. Взрослый показывает, как можно листать страницы. Методический комментарий: умение ребенка перелистывать страницы книжки фиксируется в таблице. С интересом листает страницы сразу по 2-3, если страницы тонкие, и по одной, если страницы толстые - 1 балл. Перелистывает страницы после стимуляции - 0,5% балла. Трясет книгой и стучит по ней - 0,25 балла. Не реагирует на задание - 0. Методика № 8 Цель: выяснить умение ребенка держать в руке карандаш (параметр 17) Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут карандаш и чистый лист. Если ребенок не поняла задачу, цвета дают в руки ребенку. Фиксируется, сможет ли ребенок рисовать карандашом. Методический комментарий: умение ребенка удерживать карандаш и рисовать фиксируется в таблице. Ребенок держит карандаш и пытается рисовать - 1 балл. Ребенок рисует после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок берет карандаш, но он все время выпадает из рук - 0,25 балла. Ребенок внимательно смотрит, как взрослый рисует карандашом - 0. 1.3. Развитие артикуляционной моторики Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка смыкать губы (вариант 1) Инструкция к выполнению: Во время кормления следить, чтобы ребенок плотно захватывал сосок матери или соску губами и молоко не выливалось. Методический комментарий: Умение ребенка сжимать губы во время сосания фиксируется в таблице. Плотно захватывает губами сосок - 1 балл. Плотно захватывает после стимуляции - 0,5 балла. Молоко подтекает с одной стороны, ребенок может похлебнуться - 0,25 балла. Ребенок не может сосать - 0. Методика № 2 Цель: выяснить положение языка ребенка (параметры 2, 4) Инструкция к выполнению: ребенок лежит на твердой ровной поверхности. Взрослый следит за положением языка во рту во время сосания, во время крика, во время разговора с ребенком. Методический комментарий: форма и положение языка фиксируется в таблице. Кончик языка имеет четкие контуры и лежит посередине рта - 1 балл. Язык лежит посередине рта, но кончик не дрожит только после того, как по нему похлопали ложечкой - 0,5 балла. Кончик языка напряженный и отклоняется вправо или влево, нужна длительная стимуляция - 0,25 балла. Язык вялый, кончик языка не выражен, дрожит, все рефлексы быстро истощаются - 0. Методика № 3 Цель: выяснить активность мимических мышц ребенка (параметры 3, 5, 6, 11) Инструкция к выполнению: взрослый наклоняется над ребенком и начинает с ним разговаривать, поглаживать кусочками мягкой ткани лица, дотрагивается к нему. Методический комментарий: мимические реакции малыша фиксируется в таблице. Ребенок проявляет резкое оживление мимики - 1 балл. Ребенок проявляет мимическую активность после стимуляции - 0,5 балла. Слабая мимическая активность, изо рта течет слюна - 0,25 балла. Ребенок не реагирует даже на тактильные стимулы - 0. Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно есть (параметры 7, 8, 10, 14) Инструкция к выполнению: 1.Взрослый касается губ малыша маленькой ложечкой с пищей. Можно немного постучать ложечкой по верхней и нижней губе, если ребенок не поймет, что делать (параметры 7,8) 2. Взрослый дает ребенку корку хлеба (параметры 10, 14) Методический комментарий: умение самостоятельно кушать и работа жевательных мышц фиксируется в таблице. Ребенок активно делает жевательные движения - 1 балл. Ребенок жует после стимуляции - 0,5 балла. Жует, но пища выпадает изо рта - 0,25 балла. Не жует - 0. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка самостоятельно пить из чашки (параметры 9, 12) Инструкция к выполнению: ребеноку подносят чашечку с водой и, поддерживая руками, прижимают ее к нижней губы. Если глотание не получается, можно прижать чашечку до языка, или капнуть из пипетки капельку водички на язык. Методический комментарий: умение самостоятельно пить и делать глотательные движения фиксируется в таблице. Самостоятельно пьет из чашки с поддержкой и без поддержки взрослого - 1 балл. Пьет из чашки после стимуляции - 0,5 балла. Пытается пить, но водичка выливается изо рта - 0,25 балла. Не может сделать глотательные движения из чашки - 0. II. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за эмоционально-социальным развитием ребенка первого года жизни Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка вступать в контакт со взрослым (параметр 1) Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок лежит в своей постели. Мать наклоняется над ней и тихонько что-то рассказывает. Ребенок останавливает на ней свой взгляд, появляется реакция сосредоточения и первая улыбка. Методический комментарий: умение ребенка вступать в контакт со взрослым фиксируется в таблице. В ответ на ласковый голос появляется сосредоточения и первая улыбка - 1 балл. Первая улыбка появляется после стимуляции - 0,5 балла. Появляется только попытка улыбнуться - 0,25 балла. При общении со взрослым не появляется соответствующая улыбка - 0. Методика № 2 Цель: выяснить присутствие положительного эмоционального фона у ребенка (параметр 2) Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок, находящийся в состоянии биологического комфорта, имеет положительный эмоциональный фон настроения. Методический комментарий: наличие положительного эмоционального фона ребенка фиксируется в таблице. Ребенок имеет интонационную выразительность голосовых реакций, радостно оживляется на ласковый голос матери, сопровождающейся улыбкой, широким открытием и блеском глаз - 1 балл. Появление улыбки после длительной стимуляции - 0,5 балла. Кратковременные позитивные проявления - 0,25 балла. Устойчивое преобладание отрицательных эмоций над положительными - 0 балла. Методика № 3 Цель: выяснить умение ребенка активизироваться во время купания (параметры 3, 10, 13) Инструкция к выполнению: ребенка кладут в ванночку с теплой водой, бросают туда яркую игрушку и начинают купать. Методический комментарий: умение ребенка активизироваться во время купания фиксируется в таблице. Ребенок бьет ножками по воде, отталкивается в ванне, хлопает рукой по воде, толкает игрушку - 1 балл. Ребенок делает активные движения в воде после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок спокойно лежит в воде - 0,25 балла. Ребенок боится воды и плачет - 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка успокаиваться под воздействием взгляда и голоса матери (параметр 4) Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок находится в своей кровати и плачет, мать склоняется над ней и начинает спокойно разговаривать или петь нежную песенку, может показать игрушку, и ребенок успокаивается. Методический комментарий: умение ребенка успокаиваться под воздействием взгляда и голоса матери фиксируется в таблице. Ребенок сразу успокаивается под влиянием голоса и взгляда - 1 балл. Ребенок не сразу успокаивается - 0,5 балла. Ребенок становится более спокойной, но продолжает плакать - 0.25 балла. Сытый и сухой ребенок продолжает кричать - 0 балла. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка играть погремушкой (параметры 5, 12) Инструкция к выполнению: ребенок находится в своей постели или на руках у матери. Перед ней лежит погремушка, которую ребенок пытается схватить и потрясти. Методический комментарий: умение ребенка играть погремушкой фиксируется в таблице. Ребенок активно трясет погремушкой - 1 балл. Ребенок трясет погремушкой после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок трясет погремушкой, но оно выпадает из рук - 0,25 балла. Ребенок не пытается играть погремушкой - 0 баллов. Методика № 6 Цель: выяснить умение ребенка разглядывать свою руку при игре (параметр 6) Инструкция к выполнению: ребенок лежит на ровной поверхности или сидит в манеже и играется игрушкой. Взрослый берет руки ребенка и соединяет их ладонями. Можно надеть на ручку носочки или привязать на пальчик яркую ленту. Методический комментарий: умение ребенка разглядывать свою руку при игре фиксируется в таблице. Ребенок с интересом рассматривает свою руку - 1 балл. Ребенок рассматривает свою руку после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно рассматривает свою руку - 0,25 балла. Ребенок не интересуется своей рукой, а смотрит в другую сторону - 0 баллов. Методика № 7 Цель: выяснить умение ребенка напрягать свое тельце, когда ее пытаются поднять (параметр 11) Инструкция к выполнению: ребенок лежит на своем месте, а взрослый подходит и поднимает ее на руки. Методический комментарий: умение ребенка напрягать свое тельце фиксируется в таблице. Ребенок напрягает свое тельце, когда видит, что его пытаются поднять - 1 балл. Ребенка напрягает свое тельце, когда видит, что ее пытаются поднять после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок не сразу понимает, что с ней пытаются сделать - 0,25 балла. Тело ребенка мягкое и голова не держится - 0 баллов. Методика № 8 Цель: выяснить реакцию ребенка на новое лицо и умение дифференцировать людей на своих и чужих (параметры 14, 17, 26, 29) Инструкция к исполнению: в комнату заходят знакомые (близкие родственники) и незнакомые люди (гости). Ребенок внимательно их рассматривает и реагирует на своих оживлением, а при появлении чужих возникает реакция страха. Методический комментарий: реакция ребенка на новое лицо и умение дифференцировать людей на своих и чужих фиксируется в таблице. Ребенок реагирует на своих оживлением и отличает своих от чужих - 1 балл. Ребенок реагирует на своих оживлением и отличает своих от чужих после стимуляции - 0,5 балла. Слабо выражена ориентировочная реакция на новое лицо - 0,25 балла. Не интересуется окружающими - 0 баллов. Методика № 9 Цель: выяснить способность ребенка к совместной игровой деятельности (параметры 15, 16, 24, 30, 32) Инструкция к выполнению: взрослый эмоционально играет с ребенком игрушками, сопровождаемый яркими эмоциями ребенка, разными голосовыми реакциями, смехом. Ребенок стучит ножкой и бьет ладонью по столу во время игры, радостно отвергает игрушки, многократно по просьбе взрослых повторяет игру "Ку-ку", "Пока - пока", повторяет все за действиями взрослого т.д. Методический комментарий: способность ребенка к совместной игровой деятельности фиксируется в таблице. Ребенок стремится к совместной игровой деятельности и повторяет все за взрослым - 1 балл. Ребенок общается со взрослым после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно играет со взрослым в активные эмоциональные игры и не всегда повторяет действия взрослого - 0,25 балла. Ребенка не привлекают активные игры - 0 баллов. Методика № 10 Цель: выяснить способность ребенка использовать во время игры листок бумаги или шнурок, чашку или кубик для комбинированной игры (параметры 18, 25, 22). Инструкция к выполнению: ребенку дают листок бумаги, который она радостно мнет и пытается порвать или взять в рот; дают банка, в которой через дырочку в крышечке надо вытащить шнурок; наматывают шнурок на пальчик, чтобы ребенок его размотала, дают мисочку, в которую надо сложить кубики и т.п. Ребенок с радостью выполняет эти упражнения. Методический комментарий: способность ребенка использовать во время игры листок бумаги или шнурок и другие предметы фиксируется в таблице. Ребенок сосредоточенно выполняет все упражнения - 1 балл. Ребенок выполняет упражнения после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок начинает выполнять упражнения, но быстро отвлекается - 0,25 балла. Ребенок отталкивает все предметы или не реагирует на них - 0 баллов. Методика № 11 Цель: выяснить интерес ребенка к своему изображению в зеркале (параметры 19, 27) Инструкция к выполнению: ребенка подносят к зеркалу или ставят на тумбочку перед зеркалом. Ребенок начинает разглядывать в отражение, тянуть к нему ручки и играть с ним. Методический комментарий: интерес ребенка к своему изображению в зеркале фиксируется в таблице. Ребенок внимательно рассматривает себя в зеркале, тянет к нему ручки и пытается играть - 1 балл. Ребенок рассматривает себя в зеркале, тянет к нему ручки и пытается играть после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок рассматривает себя в зеркале, но отворачивается и отвлекается другими раздражителями - 0,25 балла. Не интересуется окружающим - 0 баллов. Методика № 12 Цель: выяснить старания ребенка привлечь к себе внимание взрослого (параметры 20, 23) Инструкция к выполнению: взрослый играет с ребенком, но вдруг отходит от нее. Ребенок начинает тянуть к нему руки, пытается привлечь его внимание криками. Методический комментарий: старания ребенка привлечь к себе внимание взрослого фиксируется в таблице. Ребенок проявляет активное старания привлечь внимание взрослого - 1 балл. Ребенок проявляет старания привлечь внимание взрослого после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок проявляет старания привлечь внимание взрослого не эмоционально и не долговременно - 0,25 балла. Ребенок не проявляет интереса к общению со взрослым - 0 баллов. Методика № 13 Цель: выяснить способность ребенка понимать запрет (параметр 21) Инструкция к выполнению: когда ребенок собирается бросить книгу или чашку, взрослый говорит: "Не делай этого!". Ребенок слушается. Методический комментарий: способность ребенка понимать запрет фиксируется в таблице. Ребенок слушается взрослых - 1 балл. Ребенок начинает понимать запрет после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок не всегда слушается взрослых - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на взрослых - 0 баллов. Методика № 14 Цель: выяснить умение ребенка держать чашку при поении (параметр 31) Инструкция к выполнению: ребенку дают чашку - непроливайкау с соком или водичкой. Методический комментарий: умение ребенка держать чашку при поении фиксируется в таблице. Ребенок самостоятельно держит чашку - 1 балл. Ребенок держит чашку после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок держит чашку с помощью взрослого - 0,25 балла. Ребенок не держит чашку и выпускает ее из рук - 0 баллов. III. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за познавательным развитием ребенка первого года жизни 3.1. Соотношение сна и бодрствования Методика № 1 Цель: выяснить отношение сна к активной деятельности ребенка (параметры 1,2) Инструкция к выполнению: зафиксировать, сколько ребенок спит, когда он сухой и накормлен, и какое время ребенок может играть. Методический комментарий: соотношение сна и активной деятельности фиксируется в таблице. Сытый и сухой ребенок засыпает не сразу, а что-то рассматривает, прислушивается - 1 балл. Активная бодрость кратковременная (редко в состоянии бодрости ищет предметы для рассматривания), или спокойная бодрость вместо активной - 0,5 балла. Нечеткий ритм сна и бодрствования или неполноценная бодрость - 0,25 балла. Ритм сна и бодрствования не устанавливается: очень трудно разбудить для кормления, или не спит, или постоянно кричит - 0 балл. Методика № 2 Цель: выяснить умение ребенка разглядывать предметы во время бодрствования (параметр 3) Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии яркую игрушку, чтобы она была в поле зрения ребенка. Фиксирует или рассматривает ребенок игрушку, смотрит в другую сторону. Место игрушки надо постоянно менять. Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в таблице. Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1 балл. Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения, после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки - 0,25 балла. Внимание ребенка не привлекают игрушки, находящиеся перед ней. - 0 баллов. Методика № 3 Цель: выяснить умение ребенка находить игрушки и тянуть их в рот, как проявление активной познавательной деятельности (параметры 4,5) Инструкция к выполнению: держать ребенка на коленях. Перед ним положить яркие, звенящие игрушки (погремушка). Если ребенок не смотрит на них, нужно привлечь ее внимание, постучав игрушкой о стол и др. Методический комментарий: умение находить игрушку и тащить ее в рот фиксируется в таблице. Ребенок берет первую яркую игрушку, рассматривает ее, ощупывает и тянет ее в рот - 1 балл. Ребенок берет игрушку после стимуляции - 0,5 балла. Берет игрушку, но отвлекается на другой раздражитель - 0,25 балла. Не имеет интереса к игрушке, не тянет к ней руки, пассивно лежит - 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка двигать ногой и стучать рукой во время активной бодрости (параметры 6, 7, 8) Инструкция к выполнению: ребенок лежит на твердой поверхности, мать наклоняется над ней, разговаривает, проявляя при этом выразительные эмоции. Ребенок внимательно прислушивается и начинает стучать рукой по поверхности и покачивать ногой, стучать предметом о предмет и прислушиваться к новым звукам. Методический комментарий: умение ребенка двигать ногой и стучать рукой во время активной бодрости фиксируется в таблице. Ребенок прислушивается к матери и предпринимает активные двигательные действия и прислушивается к новым звукам - 1 балл. Ребенок прислушивается к матери, предпринимает активные двигательные действия после обновленной стимуляции - 0,5 балла. Проявляет двигательную активность, но действия могут прерываться посторонними раздражителями - 0,25 балла. На лице ребенка не проявляются никакие эмоции, не сосредоточивает свой взгляд на поданном объекте, тянет руку к матери, но сразу ее опускает, имеет невнятную реакцию на новый предмет - 0 баллов. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка брать в руку мелкие предметы (параметр 9) Инструкция к выполнению: перед ребенком на столе кладут яркие мелкие вещи, или в мисочке крупную фасоль. Ребенок протягивает руку, чтобы взять себе такие яркие предметы. Методический комментарий: умение ребенка захватывать мелкие предметы пальчиками фиксируется в таблице. Берет пальчиками - 1 балл. Берет пальчиками после стимуляции - 0,5 балла. Загребает ладонью - 0,25 балла. Не тянет руку - 0 баллов. Методика № 6 Цель: выяснить умение ребенка делать последовательные действия (параметр 10) Инструкция к выполнению: ребенку предоставляют различные игрушки, баночки, шарики. Ребенок должен открыть баночку и закрыть, бросить в баночку шарик и вытащить его. Перечисленные действия малыш может повторять многократно. Деятельность малыша начинает носить характер целенаправленных действий. Методический комментарий: умение ребенка делать последовательные действия фиксируется в таблице. Выполнив задание, малыш активно добивается его повторения - 1 балл. Целенаправленные действия только начинают развиваться - 0,5 балла. Активная манипуляционно - исследовательская деятельность отсутствует - 0,25 балла. Манипуляционная деятельность выражена слабо - 0 баллов. Методика № 7 Цель: выяснить умение ребенка выбрасывать игрушки из кровати (параметр 11) Инструкция к выполнению: Ребенок находится в кровати или манеже, где лежит несколько игрушек. Ребенок манипулирует ими, а потом выбрасывает. Методический комментарий: умение ребенка выбрасывать игрушки из кровати фиксируется в таблице. Выбрасывает игрушки из кровати - 1 балл. Выбрасывает игрушки после стимуляции - 0,5 балла. Редко выбрасывает игрушки из кровати - 0,25 балла. Слабо выражена манипуляционная деятельность 0 баллов. Методика № 8 Цель: выяснить умение вкладывать один предмет в другой (параметр 12) Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут формочки разного размера и показывают, как вложить один предмет в другой. Методический комментарий: умение ребенка вкладывать один предмет в другой фиксируется в таблице. Вкладывает маленький предмет в большой - 1 балл. Редко вкладывает предмет в предмет - 0,5 балла. Делает манипуляционные движения с предметами - 0,25 балла. Разглядывает предметы - 0 баллов. 3.2. Тактильно-зрительные реакции Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка фиксировать взгляд на неподвижном предмете (параметры 1, 3) Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии яркую игрушку, но в поле зрения ребенка. Фиксировать рассматривает ли ребенок игрушку, или смотрит в другую сторону. Место игрушки нужно постоянно менять. Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в таблице. Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1 балл. Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения, после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки - 0,25 балла. Внимание ребенка не привлекают игрушки, находящиеся перед ней, - 0 баллов. Методика № 2 Цель: выяснить умение ребенка фиксировать движущийся предмет (параметры 2, 4) Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии от ребенка яркую игрушку, чтобы она была в поле ее зрения, и передвигать ее перед глазами ребенка. Фиксировать рассматривает ли ребенок игрушку, или смотрит в другую сторону. Направление движения игрушки надо постоянно менять. Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в таблице. Ребенок рассматривает предметы, которые двигаются - 1 балл. Ребенок рассматривает предметы, движется после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно разглядывает яркие игрушки, которые двигаются - 0,25 балла. Ребенок не фиксирует взгляд на игрушке, что движется, - 0 баллов. Методика № 3 Цель: выяснить умение ребенка касаться и ощупывать свое тело (параметры 5, 8) Инструкция к выполнению: ребенка кладут на ровную поверхность и соединяют ладони обеих рук, чтобы они могли касаться друг друга. Методический комментарий: умение ребенка касаться и ощупывать свое тело фиксируется в таблице. Ребенок касается своего тела и ощупывает его - 1 балл. Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок частично и случайно прикасается к своему телу - 0,25 балла. Ребенок случайно прикасается к своему телу - 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить реакцию ребенка на прекасновенние (параметры 6, 10) Инструкция к исполнению: в темной комнате мама гладит раздетого ребенка, касаясь тела различными мягкими клочками, руками и губами Методический комментарий: реакцию ребенка на прекасновение фиксируют в таблице. Ребенок закрывает глаза и показывает удовольствие - 1 балл. Показывает удовлетворение после многократной стимуляции - 0,5 балла. Показывает кратковременное удовольствие - 0,25 балла. Не реагирует или плачет - 0 баллов. Методика № 5 Цель: выяснить реакцию ребенка на появление мамы или других близких людей (параметры 7, 14) Инструкция к выполнению: мама заходит в комнату: - "А я здесь! Ку-ку! " Ребенок должен радостно реагировать. При появлении других, незнакомых людей ребенок внимательно их рассматривает. Методический комментарий: реакция ребенка на появление мамы или других близких людей фиксируется в таблице. Ребенок радуется матери и внимательно рассматривает незнакомых людей - 1 балл. Ребенок показывает удовлетворение после многократной стимуляции - 0,5 балла. Ребенок плачет при появлении чужих людей - 0,25 балла. Ребенок реагирует на появление матери и других людей одинаково - 0 баллов. Методика № 6 Цель: выяснить умение ребенка хватать предмет и тащить его в рот (параметр 9) Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут разные яркие игрушки и фиксируют, как она их хватает или тянет в рот. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, взрослый сам вкладывает ее в руку ребенка. Методический комментарий: функция хватание предмета фиксируется в таблице. Тянется к игрушке, хватает ее двумя руками и тянет в рот - 1 балл. Тянется к игрушке и берет ее в рот после проведенной стимуляции - 0,5 балла. Тянется к игрушке, но хватает ее неуверенно - 0,25 балла. Не тянется к игрушке, не тянет ее в рот - 0 баллов. Методика № 7 Цель: выяснить реакцию ребенка на щекотку (параметр 11, 16) Инструкция к выполнению: ребенка выкладывают на ровную поверхность и начинают щекотать. Методический комментарий: умение ребенка реагировать на щекотку фиксируется в таблице. Ребенок реагирует на щекотку - 1 балл. Ребенок реагирует на щекотку после стимуляции - 0,5 балла. Ребенку не нравится такая игра - 0,25 балла Ребенок не реагирует на щекотку - 0 баллов. Методика № 8 Цель: выяснить умение ребенка выбирать и брать игрушку (параметр 12) Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают много ярких игрушек и предлагают взять любую из них. Методический комментарий: умение ребенка выбирать игрушку фиксируется в таблице. Взглядом выбирает игрушку и берет ее в руки - 1 балл. Берет себе игрушку после стимуляции - 0,5 балла. Хватает все предметы, но удерживает только один - 0,25 балла. Не хватает игрушку, не рассматривает, где они лежат - 0 баллов. Методика № 9 Цель: выяснить умение ребенка переводить взгляд с одной игрушки на другую (параметр 13) Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают 2 игрушки и активизируют к игре. Методический комментарий: умение ребенка переводить взгляд с одной игрушки на другую фиксируется в таблице. Рассматривает две игрушки, переводя взгляд с одной на другую - 1 балл. Выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла. При зрительном контроле за предметами не может принять сразу две игрушки, отмечается легкое косоглазие - 0,25 балла. Не следит за игрушками и не переводит их из рук в руки - 0 баллов. Методика № 10 Цель: выяснить умение ребенка скрываться и находить (параметр 15) Инструкция к выполнению: прикрыть платком игрушку, или накрыть платком отца: - "Найди предмет". Если ребенок не может найти, взрослый открывает платок: - "Вот где он!" Методический комментарий: умение ребенка скрываться и находить фиксируется в таблице. Ребенок сразу находит предмет и эмоционально на это реагирует - 1 балл. Ребенок находит предмет после стимуляции и эмоционально на это реагирует - 0,5 балла. Не ищет скрытый предмет - 0, 25 балла. Не проявляет интереса к игрушке - 0 баллов. Методика № 11 Цель: выяснить умение ребенка находить предметы, которые были спрятаны у нее на глазах (параметр 17) Инструкция к выполнению: взрослый прячет предмет на глазах ребенка (может вложить его в карман). Методический комментарий: умение ребенка находить предмет фиксируется в таблице. Ребенок находит предметы, если видит, куда они попали - 1 балл. Ребенок находит предмет после стимуляции - 0,5 балла. Не всегда находит предмет - 0,25 балла. Не проявляет интереса к игре - 0 баллов. Методика № 12 Цель: выяснить умение ребенка показывать части тела на себе и других (параметры 18, 19) Инструкция к выполнению: ребенка подносят к зеркалу и просят показать разные части тела в зеркале и на себе, а потом на маме. Методический комментарий: умение ребенка показывать части тела на себе и других фиксируется в таблице: Показывает все части тела - 1 балл. Показывает части тела после стимуляции - 0,5 балла. Показывает не все части тела - 0,25 балла. Смотрит в зеркало и смеется - 0 баллов. Методика № 13 Цель: выяснить умение ребенка рассматривать книгу и манипулировать с ней (параметр 20) Инструкция к выполнению: перед ребенком кладут книгу и фиксируют интерес к ней. Методический комментарий: умение ребенка рассматривать книгу и манипулировать с ней фиксируется в таблице. Ребенок внимательно разглядывает книгу, царапает ее, стучит по ней - 1 балл. Ребенок работает с книгой после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок бросает книгу - 0,25 балла. Ребенок не проявляет интереса к книге - 0 баллов. IV. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля За речевым развитием ребенка первого года жизни 4.1. Слуховые ориентировочные реакции Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка прислушиваться к звукам и рассматривать предметы (параметры 1, 2, 3, 4, 7, 8) Инструкция к выполнению: ребенок лежит в своей кроватке, в это время нужно поднести к ней звенящую игрушку (колокольчик). Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к звукам и рассматривать предметы фиксируется в таблице. Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на игрушке - 1 балл. Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на игрушке после стимуляции - 0,5 балла. Слуховое сосредоточение в единичных случаях - 0,25 балла. Отсутствие слухового сосредоточения - 0 баллов. Методика № 2 Цель: выяснить умение ребенка реагировать на звуки разной силы (параметр 5) Инструкция к выполнению: над головой ребенка размещают звенящую игрушку или звонок. Ребенок в это время находится или в постели, или на руках матери. Методический комментарий: умение ребенка реагировать на звуки разной силы фиксируется в таблице. Поворачивает голову на звук, который раздается над ухом. При громком звучании звука вздрагивает - 1 балл. Поворачивает голову на звук, слышный на ухо, после стимуляции - 0,5 балла. Не поворачивает голову и глаза к источнику звука - 0,25 балла. Не реагирует на звук - 0 баллов. Методика № 3 Цель: выяснить способность ребенка реагировать на голос матери (параметры 6, 8) Инструкция к выполнению: мама склоняется над ребенком и разговаривает с ним с разной интонацией (ласковой, сердитой, требовательной). Ребенок поворачивает к матери голову и реагирует на ее голос радостно или неспокойно. Методический комментарий: способность ребенка реагировать на голос матери фиксируется в таблице. Ребенок реагирует на голос матери - 1 балл. Ребенок реагирует на голос матери после проведенной стимуляции - 0,5 балла. Ребенок прислушивается к голосу матери, но быстро устает - 0,25 балла. Ребенок не прислушивается и не реагирует на голос матери - 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка откликаться на свое имя (параметр 9) Инструкция к выполнению: мать находится на расстоянии от ребенка и зовет ее по имени. Если ребенок не реагирует, мать заглядывает в глаза ребенку и снова называет ее имя. Методический комментарий: умение ребенка откликаться на свое имя фиксируется в таблице. У ребенка развита функция активного внимания и ребенок отзывается на свое имя - 1 балл. Ребенок отзывается на свое имя после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок иногда отзывается на свое имя - 0,25 балла. Нет реакции на обращение взрослого - 0 баллов. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка воспринимать отдельные инструкции в знакомых звукосочетаниях, которые соответствуют действиям: просьба "дай ручку", "прощай", "ладушки", "принеси", "найди", "залежи", "отдай" (параметры 10, 11, 13, 16). Инструкция к выполнению: взрослый обращается к ребенку с просьбой выполнить какое-то действие. Если ребенок не реагирует, нужно усилить свою просьбу нужным жестом. Методический комментарий: умение ребенка воспринимать отдельные инструкции в знакомых звукосочетаних фиксируются в таблице. Ребенок отвечает действиями на инструкции взрослого - 1 балл. Ребенок отвечает действиями на инструкции после стимуляции - 0,5 балла. Реагирует и не предоставляет действиями на инструкцию в знакомой ситуации - 0,25 балла. Не реагирует на Речевое обращение взрослого - 0 баллов. Методика № 6 Цель: выяснить умение ребенка понимать односложные инструкции (параметр 14) Инструкция к выполнению: играя с ребенком, взрослый предлагает ему покачать куклу или покормить собаку. Методический комментарий: умение ребенка понимать односложные инструкции фиксируется в таблице. Ребенок выполняет 5-10 односложных инструкций - 1 балл. Отвечает действиями на речевые инструкции, но не всегда - 0,5 балла. Не отвечает на речевые инструкции - 0,25 балла. Не реагирует на обращение взрослого - 0 баллов. Методика № 7 Цель: выяснить способность ребенка понимать названия отдельных предметов или игрушек более обобщенно (параметры 12, 15) Инструкция к выполнению: мать носит по комнате ребенка и просит представить различные предметы или игрушки. Если ребенок не угадывает предмет или игрушку, мама показывает их и говорит, например: "Это стул". Методический комментарий: способность ребенка понимать названия отдельных предметов или игрушек более обобщенно фиксируется в таблице. Ребенок понимает названия отдельных предметов или игрушек - 1 балл. Ребенок понимает названия отдельных предметов, игрушек после стимуляции - 0,5 балла. Не понимает названия игрушек и предметов обобщенно; в знакомой ситуации отдельные предметы не всегда узнает - 0,25 балла. Понимание отдельных инструкций - 0 баллов. 4.2. Развитие активной речи Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка прислушиваться к разным звукам и голосам людей (параметры 1, 3) Инструкция к выполнению: ребенок лежит в своей постели, поднести к ней яркую звенящую игрушку или, наклонившись над ребенком, поговорить с ней. Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к звукам и голоса людей фиксируется в таблице. Ребенок поворачивает голову и прислушивается. Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на звуках - 1 балл. Появляется кратковременное, а позже длительное сосредоточение на звуках после стимуляции - 0,5 балла. Слуховое сосредоточение в единичных случаях, но быстро устает - 0,25 балла. Отсутствие слухового сосредоточения - 0 баллов. Методика № 2 Цель: выяснить умение ребенка по-разному кричать при различных ситуациях (при голоде, при неудобствах, если болит живот, когда хочет общения и привлечь к себе внимание) (параметры 2, 6, 11) Инструкция к выполнению: обращать внимание на характер крика в отдельных жизненных ситуациях. Методический комментарий: умение ребенка по-разному кричать при различных ситуациях фиксируется в таблице. Крик набирает инструментального характера, характеризует тип интонации (плачущие, просительные вокализации), что указывает на качественные изменения психики - 1 балл. Иногда появляется интонационный крик - 0,5 балла. Однотипный тихий крик - 0,25 балла. Отсутствие крика, вместо крика выражение недовольства на лице - 0 баллов. Методика № 3 Цель: выяснить способность ребенка к гулению (параметры 4, 9) Инструкция к выполнению: сытый и сухой ребенок способен к общению. Протяженные голосовые реакции в сочетании с согласными представляют собой начальное гуление (гуканье), которое позже превращается в певуче гуление. Методический комментарий: способность ребенка к гулению фиксируется в таблице. Голосовые реакции представляют начальное гуление (гуканья), затем появляется гуление с цепочками звуков - 1 балл. Маловыразительный крик или начальное гуление, не всегда проявляется в процессе контакта - 0,5 балла. Слабо выраженное гуление или плач - 0,25 балла. Отсутствует гуление или начальные краткие гласные звуки 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить умение ребенка реагировать на общение улыбкой или громким смехом (параметры 5, 7) Инструкция к выполнению: мама общается с ребенком и смешит его. В состоянии комфорта ребенок смеется. Методический комментарий: умение ребенка реагировать на общение улыбкой или громким смехом фиксируется в таблице. Ребенок с удовольствием улыбается или радостно смеется - 1 балл. Ребенок с удовольствием улыбается или радостно смеется после стимуляции - 0,5 балла. Недостаточность интонационных проявлений - 0,25 балла. Ребенок не смеется и не улыбается - 0 баллов. Методика № 5 Цель: выяснить желание ребенка подавать голос при появлении взрослого (параметры 8, 10) Инструкция к выполнению: ребенок спокойно находится в своей постели. Появляется взрослый и радостно говорит, обращаясь к ребенку: - "А вот и я!" Методический комментарий: желание ребенка подавать голос при появлении взрослого фиксируется в таблице. Ребенок с радостью начинает общаться со взрослым - 1 балл. Ребенок с радостью начинает общаться со взрослым после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок не активно реагирует на появление взрослого и неохотно начинает общаться - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на появление взрослого - 0 баллов. Методика № 6 Цель: выяснить умение ребенка говорить цепочки складов (лепет) (параметры 12, 13, 14, 16) Инструкция к исполнению: в процессе общения со взрослым у ребенка появляются цепочки складов, взрослый стремится повторять за ребенком. Методический комментарий: умение ребенка говорить цепочки складов фиксируется в таблице. Лепет появляется постоянно в ответ на общение с взрослым - 1 балл. Малоактивный лепет или лепет без четкой интонационной выразительности - 0,5 балла. Редко ехолалично(многоразовое повторение одного итого же услышанного звука или слова) ребенок повторяет цепочки звуков - 0,25 балла. Отсутствие лепет - 0 баллов. Методика № 7 Цель: выяснить умение ребенка выражать удовольствие при завладении необходимым предметом (параметр 15) Инструкция к исполнению: любимая игрушка лежит на расстоянии и ребенок старается ее достать. После достижения цели ребенок громко восклицает различные звукосочетания и возгласы ("ах!", "Ух!", "Ой!", "Ай!") Методический комментарий: умение ребенка выражать удовольствие при достижении необходимого предмета фиксируется в таблице. Малыш подражает звуки, склады, возгласы - 1 балл. Бедность проявлений - 0,5 балла. Отсутствие лепечущих звукосочетаний в значении слова при проявлении удовлетворенности - 0,25 балла. Отсутствие реагирования на действие - 0 баллов. Методика № 8 Цель: выяснить умение ребенка произносить слова (параметры 17, 18, 20) Инструкция к выполнению: мама рассматривает с малышом картинки, или поднимает его к знакомым людям и повторяет за ребенком простые слова "мама, дядя, бабушка, папа". Методический комментарий: умение ребенка произносить слова фиксируется в таблице. Ребенок говорит 5-6 лепечущих слов, соотносит их с лицами и предметами - 1 балл. Ребенок говорит 1-2 лепечущих слов - 0,5 балла. Фрагментарный лепет, своеобразие звукового состава - 0,25 балла. Отсутствие или неполноценность составляющих цепочек - 0 баллов. Методика № 9 Цель: выяснить умение ребенка прислушаться к произношению новых и знакомых слов, употребление слов, понятных только маме (параметры 19, 21) Инструкция к выполнению: мама, общаясь с ребенком, повторяет его слова в радостной, утвердительные и вопросительной интонации, чем побуждает его на активный разговор. Методический комментарий: умение ребенка прислушиваться к произношению новых и знакомых слов, употребление слов, понятных только маме, фиксируется в таблице. Ребенок внимательно вглядывается в лицо матери и повторяет новые или знакомые слова - 1 балл. Ребенок внимательно вглядывается в лицо матери и повторяет новые или знакомые слова после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок иногда повторяет слова - 0,25 балла. Ребенок не повторяет слова - 0 баллов. V. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за экологическим развитием ребенка первого года жизни Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка координировать движения и пытаться дотянуться до объекта (параметры 1, 2, 3, 7) Инструкция к выполнению: мать держит ребенка на руках, а он медленно поворачивается в разные стороны, хорошо ориентируется в окружающем пространстве, выбирает себе объект и пытается дотянуться до него. Методический комментарий: умение ребенка координировать движения и пытаться дотянуться до объекта фиксируется в таблице. Ребенок рассматривает все вокруг и спокойно тянется к листьям или цветочкам, которые хочет сорвать - 1 балл. Ребенок рассматривает все вокруг и спокойно тянется к объекту после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок не может выполнить упражнение, но старается проявить двигательную активность - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на окружающее - 0 баллов. Методика № 2 Цель: выяснить умение ребенка наблюдать за действиями взрослых (параметр 4) Инструкция к выполнению: ребенок наблюдает, как взрослые кормят домашних животных и ухаживают за комнатными и садовыми растениями. Методический комментарий: умение ребенка наблюдать за действиями взрослых фиксируется в таблице: Ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослых - 1 балл. Ребенок наблюдает за действиями взрослых после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно наблюдает за действиями взрослых - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на то, что делают взрослые - 0 баллов. Методика № 3 Цель: выяснить умение ребенка находить источник природных звуков (параметр 5). Инструкция к выполнению: ребенок прислушивается, как жужжит муха, как льется вода, как гремит гром, лает собака и т.д. Методический комментарий: умение ребенка находить источник природных звуков фиксируется в таблице. Ребенок внимательно прислушивается к разным звукам и пытается увидеть их источник - 1 балл. Ребенок прислушивается к разным звукам после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно прислушивается к разным звукам - 0,25 балла. Ребенок не проявляет внимания к тому, что происходит вокруг - 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить интерес ребенка к знакомству с различными овощами и фруктами (параметры 6, 10, 11) Инструкция к выполнению: ребенок держит яблоко и пытается его понюхать, постучать, пощупать, откусить. Те же действия можно предложить с другими овощами и фруктами. Методический комментарий: интерес ребенка к знакомству с различными овощами и фруктами фиксируется в таблице. Ребенок с интересом изучает яблоко - 1 балл. Ребенок с интересом изучает яблоко после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок некоторое время удерживает яблоко, а потом его отбрасывает - 0,25 балла. Ребенок не проявляет интереса к исследовательской деятельности - 0 баллов. Методика № 5 Цель: выяснить умение ребенка реагировать на вопрос взрослого (параметры 8, 9) Инструкция к выполнению: мама держит ребенка на руках на улице или рассматривает с ним картинки или игрушки дома и спрашивает его: - "Где собака? Как собака разговаривает? ", " Где цветочек? Как цветочек пахнет? " Малыш показывает на картинки или предметы и воспроизводит различные звуки. Методический комментарий: умение ребенка реагировать на вопрос взрослого фиксируется в таблице. Ребенок с интересом выполняет просьбу взрослого - 1 балл. Ребенок выполняет просьбу взрослого после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок не все может показать и сказать, кто как разговаривает - 0,25 балла. Ребенок без эмоций рассматривает картинки, но на них не реагирует - 0 баллов. Методика № 6 Цель: выяснить стремление ребенка к самостоятельным действиям с игрушечными животными (параметр 13) Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают игрушечных животных и побуждают к игре, рассказывая, что можно делать с животными. Ребенок должен их накормить, напоить, причесать, погладить. Методический комментарий: стремление ребенка к самостоятельным действиям с игрушечными животными фиксируется в таблице. Ребенок включается в самостоятельную игру - 1 балл. Ребенок включается в самостоятельную игру после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок играется с помощью взрослого - 0,25 балла. Ребенок прижимается к взрослому и не желает играть - 0 баллов. Методика № 7 Цель: выяснить желание ребенка помочь взрослому (параметр 13) Инструкция к выполнению: взрослый просит ребенка выполнить бытовые действия ("найди", "залежи", "подними", "возьми"). Если ребенок не понимает просьбы, взрослый выполняет это действие сам и повторяет свою просьбу. Методический комментарий: желание ребенка помочь взрослому фиксируется в таблице. Ребенок с радостью выполняет бытовые просьбы взрослого - 1 балл. Ребенок выполняет бытовые просьбы взрослого после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок выполняет действия совместно со взрослым - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на просьбу взрослого - 0 баллов. Методика № 8 Цель: выяснить умение ребенка раскрывать руку в соответствии с размером плода (параметр 16) Инструкция к выполнению: ребенку дают разного размера овощи и фрукты. Фиксируется умение ребенка раскрывать руку и брать плоды ладонью. Методический комментарий: выяснен умение ребенка открывать руку в соответствии с размером плода фиксируется в таблице. Ребенок раскрывает руку, чтобы взять плод - 1 балл. Ребенок раскрывает руку, чтобы взять плод после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок не раскрывает руку достаточно, чтобы взять плод - 0,25 балла. Ребенок не пытается взять плод - 0 баллов. Методика № 9 Цель: выяснить умение ребенка ухаживать за животными и растениями (параметр 17) Инструкция к выполнению: ребенку дают поливалку, чтобы поливать цветы, крошки хлеба, чтобы кормить птиц, пшеничную муку, чтобы кормить собаку, и т.п. Методический комментарий: умение ребенка ухаживать за животными и растениями фиксируется в таблице. Ребенок с радостью выполняет работу - 1 балл. Ребенок с радостью выполняет работу после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок выполняет работу совместно с взрослым - 0,25 балла. Ребенок отказывается кормить животных и поливать растения - 0 баллов. VI. Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля за художественно-эстетическим развитием ребенка первого года жизни Методика № 1 Цель: выяснить умение ребенка следить за предметом, что движется (вариант 1) Инструкция к выполнению: повесить на расстоянии от ребенка яркую игрушку, чтобы она была в поле ее зрения, и передвигать ее перед глазами ребенка Фиксировать или рассматривает ли ребенок игрушку или смотрит в другую сторону. Направление движения игрушки надо постоянно менять. Методический комментарий: умение рассматривать игрушку фиксируется в таблице. Ребенок рассматривает предметы, находящиеся в поле ее зрения - 1 балл. Ребенок рассматривает предметы после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно рассматривает игрушку, что движется - 0,25 балла. Ребенок не фиксирует взгляд на игрушке, которая перед ней движется - 0 баллов. Методика № 2 Цель: выяснить реакцию ребенка на яркую игрушку (параметр 2) Инструкция к выполнению: ребенку показывают яркую игрушку, звенит, и касаются ею ребенка. Ребенок пытается дотянуться до игрушки руками. Методический комментарий: реакция ребенка на игрушку фиксируется в таблице. Ребенок рассматривает игрушку и пытается взять ее себе - 1 балл. Ребенок рассматривает игрушку и пытается взять после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок проявляет к игрушке кратковременный интерес - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на игрушку - 0 баллов. Методика № 3 Цель: выяснить реакцию ребенка на цвет (параметр 3) Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают игрушки разного цвета (красные, синие, желтые). Ребенок с увлечением рассматривает их. Методический комментарий: реакция ребенка на цвет фиксируется в таблице. Ребенок с интересом рассматривает яркие игрушки - 1 балл. Ребенок рассматривает яркие игрушки после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно обращает внимание на игрушки разного цвета - 0,25 балла. Ребенок не обращает внимания на разноцветные игрушки - 0 баллов. Методика № 4 Цель: выяснить реакцию ребенка на музыку различных жанров (колыбельную, народную, танцевальную) (параметр 4) Инструкция к выполнению: включить или играть ребенку музыку различных жанров и петь песни. Методический комментарий: реакция ребенка на музыку различных жанров фиксируется в таблице. Ребенок радостно реагирует на звуки музыки - 1 балл. Ребенок реагирует на звуки музыки после стимуляции - 0,5 балла. Ребенок кратковременно прислушивается к звукам музыки - 0,25 балла. Ребенок не реагирует на звуки музыки - 0 баллов. Методика № 5 Цель: выяснить реагирование ребенка на тепло и холод (параметр 5) Инструкция к выполнению: давать в руки ребенку кусочки замороженных продуктов из холодильника, теплое вареное яйцо, чашку - непроливайку с теплой водой. Ребенок должен прикоснуться к предмету и оторвать от него руку. Методический комментарий: реагирование ребенка на тепло и холод фиксируется в таблице. Ребенок с интересом касается предмета и отводит от него руку - 1 балл. Ребенок касается предмета и отводит руку после стимуляции - 0,5 балла. Ребенку не понравилась игра и он отводит руку
|