Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 16ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ План 1. Понятие и функции философии истории. 2. Философия и об источниках и движущих силах развития общества. 3. Проблемы смысла и цели истории. 4. Философия о направленности и траектории социальной эволюции Эссе и сообщения: 1. Философско-исторический проект А.Августина и его значение. 2. К.Маркс о движущих силах истории. 3. Социальная история в цивилизационной модели А.Тойнби. 4. Историософия Н.А.Бердяева. 5. Ф Фукуяма о конце истории в кн. «Конец истории и последний человек». Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1. Что общего и чем отличаются наука история и философия истории? 2. Какие вы знаете философские модели истории? 3. Что (кто) является движущей силой исторического процесса? 4. Имеет ли история цель? Что такое телеологизм? 5. В чем смысл понятий «вызов» и «ответ» в цивилизационной концепции А.Тойнби? 6. Имеет ли история вектор и траекторию? Какие существуют ответы на эти вопросы? 7. Имеет ли современное человечество общий путь в будущее? Основные понятия: Герменевтика -способ философствования, центром которого является процесс понимания мотивов, целей субъектов, сущности событий. Демиург (греч) – «архитектор», зодчий мира. Историософия - философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса в свете раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла. Историцизм -.нгаучный метод, утверждающий наличие некоего закономерного «хода истории», основываясь при этом на идее линейного прогресса мировой истории, который нельзя изменить. Телеология –учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли Творца.
Список рекомендуемой литературы: 1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 2. Краткая философская энциклопедия. – М.1994 3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.,2003. 4. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени.-.М.: Ннаука,- 1997. 5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/Ф.Фукуяма.-М.: 2004. 6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Изучение общества во времени предстает как его история. В переводе с греческого слово «история» означает «узнавание», «изучение». Основные проблемы философии истории: о смысле, цели, движущих силах, направленности, траектории исторического процесса. По отдельности эти проблемы решали еще философы и историки древности (Ксенофонт, Полибий). Первое комплексное философское исследование истории в европейской философии осуществил профессор Неапольского университета Дж. Вико (1688-1744). В работе «Основания новой науки об общей природе наций…» на основе филологии, учения о праве, он обосновал идеи: 1) тождества реальной (объективной) и «рассказанной» (субъективной) истории; 2) исторического круговорота (все общества проходят путь - рождение-расцвет-упадок-гибель); 3) источник исторического движения определяется активностью элиты, а в решающие периоды истории − простонародной мудростью. В отличие от науки истории, философия истории, как «мысль второго порядка» (Р.Дж.Коллингвуд), интровертна: ее смысл не рассказать о прошлом, а оценивать «судить» прошлое по меркам (идеалам и ценностям) желаемого будущего. «Даже не зная, кем мы собираемся стать, благодаря урокам истории мы знаем, кем быть не собираемся»(Хосе Ортега-и-Гассет). Это означает, что нужно не только не повторять ошибок прошлого, но и изменить общественное сознание. Т.о. в отличие от «уроков истории», «метауроки» философии истории более глубоки и универсальны. Из истории философия черпает научные факты, а затем возвращает их науке истории в форме мировоззренческих ориентиров выбора тем и всеобщей методологии исследования. Так, многие современные историки руководствуется герменевтическим методом познания, акцентирующего внимание на понимании мотивов и целей деятелей прошлого с помощью вчувствования, воображения, перевоплощения и интуиции. Здесь действует закономерность: чем больше исторических интерпретаций, − тем точнее знание. Поэтому сегодня о древних греках мы знаем больше, чем сами они знали о себе. В решении проблемы цели истории выделяются два крайних аргументированныхподхода – финализм (телеологизм) и инфинализм.Согласно первому − у человечества есть общая, от его воли не зависящая цель. Второй подход отрицает наличие таковой. В современной философской мысли позитивный ответ представлен, например, амер. Ф.Фукуямой (кн. «Конец истории и последний человек»), а отрицательный – постмодернизстами. Однако, мы уже знаем, что между крайностями возможна и середина, которую можно назвать неоклассикой. В отличие от финализма, ее сторонники (К.Ясперс, Ю.Хабермас, А.Негри) полагают, что финальные цели формируют и реализуют сами социальные субъекты в бесконечном процессе коммуникации при добровольномсоблюдении каждой соц. группой, личностью универсальных моральных правил и творческих возможностей, которые существуют и реально и влияют на ход истории. Решения других философско-исторических проблем уместно рассмотреть, сравнивая ответы на них, предложенные формационной и цивилизационной концепциями. Завершить же изучение темы следует констатацией двух «сквозных» тенденций истории −интеграционной (признающей наличие общечеловеческой истории) и дезинтеграционной (отрицающей это). Обе подкрепляются научными фактами: глобализацией жизни и «цивилизационными разломами» и войнами. При этом человечество все более явственно ощущает, что продолжение всемирно-исторического проекта будет зависеть от способности людей активизировать антиэнтропийную тенденцию, выработать умение обществ «слышать друг друга». И здесь вновь главной сферой деятельности должна стать этика, а именно: бесконечный творческий процесс конструирования истории (а не инженерное соучастие в нем), возможен при лишь при ограничении свободы личностных мотивов и целей минимумом социальных (в первую очередь моральных, а с ними и правовых, политических…) норм и ценностей.
ТЕМА 14. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛООГИЯ
|