Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решите казус, используя источники римского права





Нумерий, отправляясь в дальнюю торговую экспедицию, передал Авлу на хранение деньги в глиняном горшке. Ал испросил разрешения использовать деньги в случае финансовых затруднений. Возвратившись из поездки Нумерий обнаружил, что Авл пустил в деньги в оборот и потребовал проценты. Авл отказал, аргументируя тем, что пользоваться деньгами он разрешил, а потому условия поклажи не нарушены и денег он не должен. Кто прав в этом споре?

 

Тема 4.2 Отдельные виды обязательств

 

Практическое занятие – 4 часа.

 

Форма проведения – деловая игра; разбор конкретных ситуаций (кейс – метод).

 

Цель: Закрепление теоретических знаний по основам римского гражданского права и формирование профессиональных навыков участия в решении спора о нарушение договорных прав.

 

1. Деловая игра

Участники: Магистрат (претор), судья, истец, свидетель, юрист, дающий официальные консультации по судебным делам (см. «Инструкции для участников игры»).

Подготовительный этап

1) Изучите источники римского гражданского права: Инструкции Гая; Дигесты, входящие в кодификацию Юстиниана.

2) Изучите и проанализируйте конкретную ситуацию (см. «Ситуация для обсуждения»).

3) Составьте договор купли-продажи, заключенный между Аппием Агерием и Луцием Флавием.

4) Определите, какое право нарушено (право на собственность, право на чужую вещь и т.п.) и каким иском или преторским эдиктом оно может быть защищено.

5) Изучив претензии сторон, составьте преторскую формулу, поскольку данное дело подлежит рассмотрению в рамках формулярного процесса.

6) Продумайте линию поведения при рассмотрении иска перед магистратом и в суде (в зависимости от выполняемой роли).

Порядок проведения

Группа разбивается на 6 подгрупп, соответствующих игровым ролям. По назначению преподавателя выбираются несколько курсантов, выполняющих обязанности юристов.

Рассмотрение дела. Рассмотрение дела совершается в два этапа, поскольку процесс состоял из двух частей: in hire (решение по праву) и in iudicio (решение по существу).

Рассмотрение дела in iure. На первой стадии стороны (истец и ответчик) в свободной форме излагают свои претензии перед претором. На основании этих претензий претор составляет формулу, определяющую юридическую сущность дела, и назначает судью для рассмотрения дела по существу. Составленная формула объявляется присутствующим.

Рассмотрение дела in iudicio. Назначенный судья разбирает дело по существу. Рассмотрение дела начинается с устного изложения истцом и ответчиком своих объяснений по делу, затем выслушиваются показания свидетелей, изучаются другие доказательства по делу. Судья выслушивает всех участников процесса, подготавливает мотивированное заключение, на основании которого принимает решение по делу. Судья оглашает принятое судебное решение.

Преподаватель подводит итоги.

Ситуация для обсуждения

Престарелый Аппий Агерий в день V нон мая (по нашему календарю 3 мая) 326 г. в присутствии 5 свидетелей заключил с Луцием Флавием договор купли-продажи дома, рас­положенного в западной части г. Рима, с условием пожизненного содержания. В соответст­вии с договором к Луцию Флавию переходил по праву собственности этот жилой дом. Луций Флавий обязался предоставить Аппию Агерию в пожизненное пользование комнату в доме, осуществлять за ним уход и обеспечивать питание наравне с членами его семьи. Спустя год Луций Флавий решил продать дом своему другу Титу Сею, о чем сообщил Аппию Агерию, потребовал расторжения договора и выселил последнего из дома.

Аппий Агерий не дал согласия на рассторжения договора и заявил, что намеревается передать право на комнату своему внуку Марку Юнию.

Стороны к согласию не пришли и Аппий Агерий решил начать дело против Луция Флавия.

Как должен быть решен по существу данный спор?

Инструкция для участников игры

Данные инструкции регламентируют права и обязанности участников игры.

1. Инструкция для претора. Претор предоставляет истцу и ответчику слово для высказывания своих претензий по делу.

В обязанности претора не входит опрос свидетелей и проверка доказательств. Его задачей является решение вопроса: заслуживает данное дело «решения по праву» или нет.

Если претор признает дело заслуживающим судебного рассмотрения, он составляет преторскую формулу и направляет дело назначенному им судье для рассмотрения по существу.

Преторская формула составляет цель производства in hire и основание для производства in iudicio. Она имеет определенную структуру. Начинается эта формула с указания имени судьи. Затем следуют: изложение сущности спора и поручение судье оправдать или обвинить ответчика, смотря по тому, какое предложение окажется правильным в результате рассмотрения обстоятельств дела судьей. В формуле могут быть и дополнительные части. В частности, в нее могут быть включены возражения ответчика.

2. Инструкция для судьи. Судья руководит организацией и порядком рассмотрения спора. Его руководство заключается в управлении всем ходом судебного разбирательства: заслушиванием претензий сторон, опросом свидетелей, исследованием других доказательств, устранением из него всего того, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

По окончании судебного разбирательства суд выносит решение по делу. Требования к судебному решению:

в нем должны быть указаны мотивы, его обосновывающие;

оно должно быть подкреплено ссылками на статьи источников римского права.

В отличие от письменных документов - договора и преторской формулы, составляемых курсантами в качестве домашних заданий, судебное решение вырабатывается в процессе судебного разбирательства.

3. Инструкция для истца. Истец имеет право:

- требовать защиты;

- представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в процессе судебного разбирательства;

- обращаться к юристу (но не во время заседаний) за юридической помощью.

Обязанности истца: представить суду доказательства, подтверждающие его притязания.

4. Инструкция для ответчика. Ответчик имеет право:

защищаться против требований истца путем включения в преторскую формулу возражения (exceptio) против требований истца;

 

Тема 5.1Наследственное право

Практическое занятие – 2 часа.

Форма проведения – разбор конкретных ситуаций (кейс – метод).

Цель: Закрепление теоретического материала о видах наследования, особенностях открытия и принятия наследства, вопросов ответственности наследников по долгам наследодателя.

 

Разбор конкретных ситуаций.

Данная разновидность интерактивного занятия предполагает обсуждение предлагаемой ситуации (ситуаций), ответы на вопросы, которые ставит преподаватель, а также студенты друг другу. В целом рекомендуется минимально ограничивать активность студентов, то есть дать им возможность быстро и без ограничений высказывать свои суждения.

 

1. Марк составил завещание, в котором лишил наследства своего сына

Кассия. Спустя год Марк попал в плен к неприятелю, вследствие чего, по законам Рима, он утратил римское гражданство, и вскоре умер. Кассий обратился в суд, оспаривая действительность завещания. Какое решение было вынесено судьей?

2. Луций, пребывая в состоянии душевного и физического здоровья, правильным образом составил завещание, а затем, заболев, в помутнении рассудка, разрезал таблички завещания и вскоре умер. Имеют ли наследники,

назначенные в этом завещании, право на получение наследства Луция?

3. Ариций и Валерий после смерти своего отца являются необходимыми

наследниками. Валерий, зная, что имущество отца обременено долгами, отказался от принятия наследства. Ариций после отказа Валерия начал действовать как наследник, однако кредиторам заявил, что не может принять на себя все обязательства по наследству, а согласен исполнить только половину обязательств отца. Правомерно ли такое поведение Ариция в отношении кредиторов?

4. Завещание Марцелла содержало следующий завещательный отказ:

«Пусть Луций и Гай будут обязаны дать 10 сестерциев Публию». Гай наследником не стал. Обязан ли Гай исполнить завещательный отказ? Сколько

сестерциев должен дать Публию Луций, ставший наследником?

5. Фабий, будучи внебрачным сыном Ливии от неизвестного отца, умер,

не оставив завещания. К кому перейдет его наследство по праву когнатского

родства?

6. Лициний оставил городской общине легат, чтобы из его наследства

ради сохранения памяти о нем ежегодно устраивались гладиаторские бои.

Однако в этой общине гладиаторские бои были запрещены. Как в этом случае

поступить с легатом? Будет ли указанная сумма, которую завещатель назначил на зрелища, обращена к выгоде наследников?


Date: 2015-09-24; view: 1853; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию