Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение и мозг





Мы все знаем или представляем себе, что такое алгоритм. Это объединение неких действий или ряда конкретных операций, точно указываемых в жесткой последовательности от начала до конца. Алгоритм чте- ния определяет последовательность действий нашего мозга в процессе чтения.

Интегральным мы называем его изза того, что действие алгоритма распространяется на весь текст целиком.

Из предыдущего урока вы узнали, что разумная дея- тельность является важнейшей функцией человеческо- го поведения. Самый изучаемый орган человеческого тела – мозг. Но наши знания о нем все еще малы. Чем больше мы о нем узнаем, тем больше непознанных глу- бин и бездн он перед нами открывает. Головной мозг человека совершенен, он компактен, имеет малую массу и характеризуется незначительным расходом энергии. В нем содержится более 14 млрд. нервных клеток, его средняя масса равна 1,2 кг, объем составляет 1,5 дм3, энергетическая мощность в электрическом эквиваленте равна примерно 2,5 Вт (что соответствует всего лишь


 

трем лампочкам карманного фонарика). Сравнивая мозг человека с компьютером, можно сопоставить ко- личество активных нейронов в мозге с общим числом логических элементов в компьютере (примерно 10 тыс.), и разница между ними составит 1 млн. раз! Более 10 млн. активных нейронов находится всего в 1 см3 мозга. Из этого следует, что мозг человека – это реальный обра- зец существования эффективнейших и компактнейших методов микроминиатюризации в виде тонкопленочных структур. Но достоинство мозга заключается не только в столь тонкой архитектуре сверхплотной многослой- ной укладки нейронов. Интереснейшая особенность мозга – функциональные программы, по которым он работает. Мозг человека реализует такие методы алгоритмизации вычислений и параллельной ассоциа тивной обработки информации, которые невозможно вообразить.

Самая интересная для нас функция деятельности мозга – это система программ выделения нужной нам информации из окружающего мира. В этой системе мы обнаруживаем основную отличительную черту живого организма – селективную адаптацию, иначе говоря, – приспособляемость. Так как компьютеры не обладают приспособляемостью, мы видим несомненное преимущество человеческого мозга перед машиной. Ведь человек, прежде чем заложить в компьютер инфор- мацию, должен ее определенным образом обработать и заложить в компьютер в готовом виде. Человеческий же мозг существует совсем в других условиях, нежели машина, и вынужден самостоятельно получать нужную информацию из окружающего мира, например, из тек- ста, который, в свою очередь, является системой, орга- низация которой не всегда была известна человеку.

Нашим верным помощником и критерием эффектив- ности действий организма является мера автоматизма


 

наших действий и движений, или, как их называют уче- ные, стереотипные акты поведения. Во время прочтения текста они проявляются как целенаправленные дейс- твия.

Каким же образом мозг человека извлекает инфор- мацию из окружающего мира? Это науке пока точно не известно. Что же мы всетаки об этом знаем?

Современная нейропсихология выделяет три ос- новных аппарата, или блока мозга, всегда участвующих в любом виде психической деятельности человека и, конечно же, в чтении (рис. 4).

 


Центр письма


Блок приема, переработки и хранения информации


 

 


 

 

Блок программирования


 

 

Блок тонуса


 

Центр чтения


 

Рис. 4. Три функциональных блока мозга

 

Биоэнергетический блок тонуса обеспечивает бодр- ствование коры и активное внимание, без которого не может быть осуществлена нормальная мозговая дея- тельность. Находится он в глубинных отделах мозга. По наблюдениям нейропсихологов, травма или нару-


 

шение работы этого отдела мозга обычно не влияет на восприятие, мышление и речь человека, однако уровень его внимания и бодрствования обязательно снизятся, изменится также и эмоции человека в сторону обеднения. Известный хирург, академик Н.Н. Бурден- ко, прекрасно зная особенности этого блока мозга, во время проведения операций использовал специальное воздействие на эту зону и усыплял пациентов, вызывая искусственный сон. Этот блок работает в тесной связи с высшими отделами коры мозга и не только тонизирует их, но и сам подвергается влиянию коры полушарий головного мозга.

Второй блок – это блок принимающий, перераба- тывающий и хранящий информацию, состоящий из зрительного, речевого, слухового и тактильного аппа- рата. Аппараты перечисленных областей расположены, соответственно, в затылочной части мозга, лобной извилине, височной и теменной областях. Процессы, связанные с чтением, выполняет в основном именно второй функциональный блок мозга.

Третий блок мозга – блок программирования. Его мож- но назвать штабом или стратегическим командным пунктом, который управляет всеми высшими видами психической деятельности человека. Находится он в лобных долях коры головного мозга, и если по причине травмы работа лобных долей коры нарушается, чело- век лишается возможности планировать дальнейшие действия. Проще говоря, у такого человека остается только прошлое и настоящее, а предвидеть будущее и планировать он не способен. Поскольку процесс чтения – это определенный алгоритм восприятия и понимания, в котором, кроме умения устанавливать звукобуквенные соответствия по тексту, присутствует


 

еще и умение прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе. Чело- век с травмой этого блока не сможет подчинить процесс чтения определенной программе.

Что же за типы программ создаются этим функцио- нальным блоком мозга? Исследования профессора Н.И. Жинкина показали, что мозг представляет собой семантическое (смысловое) устройство и допускает существование различных видов биологического про- граммирования.

Чтение является действием, использующим опреде- ленные программы умственной деятельности, различ- ные способы кодирования поступающей информации при ее обработке мозгом.

Методика быстрого чтения ставит перед собой зада- чу увеличить эффективность процесса того действия, которое мы для простоты называем чтением. Зная, что процесс чтения запрограммирован, алгоритмизирован, мы приходим к выводу, что в наших силах создать новую, более эффективную программу умственной деятельно сти, обучить читателя новым, более рациональным способам кодирования поступающей информации. Мож- но выделить два этапа программы – количественный и качественный.

Потоки информации постоянно возрастают, спра- виться с ними становится все сложнее. Как выбрать из них самое значимое в данный момент? Как отделить зерна от плевел? Именно с помощью интегрального алгоритма чтения. Это количественный фильтр, ко- торый отсеивает избыточную информацию, частично обеспечивая и качественную обработку полученной информации.


 

Содержание интегрального алгоритма чтения

Патент России № 2113730

Алгоритмы находятся вокруг нас. К примеру, входя в метро, мы знаем, что надо сначала подойти к кассе, купить билет, а затем пройти через турникет. Это зна- ние и есть знание трехблочного алгоритма (подойди к кассе + купи билет + быстро пройди через турникет) поведения человека, проезжающего в метро. Насколь- ко разумен и функционален этот алгоритм? Во всяком случае, он проверен опытом многих людей и дает воз- можность избегать давки и задержки перед входом. Вспомните метро у вокзалов, когда приходит поезд, а люди устремляются в метро. Среди них есть пассажиры, которые не следуют этому алгоритму без особой на то причины, в результате возникает давка. Но некоторые пассажиры не подчиняются этому алгоритму, так как у них есть свой алгоритм поведения. Например, пенси- онеры проходят контроль у вахтера. На этом простом примере можно увидеть, насколько алгоритмизирована наша жизнь.

Что же дает применение алгоритмов в чтении? Повы- шается эффективность чтения и организованность, появляется цель. К тому же алгоритмы – это не отказ от творчества, возможны некоторые их изменения или адаптация в зависимости от определенных текстов и цели чтения. Знания об интегральном алгоритме подсказали нам некоторые особенности работы мозга во время чтения, которые мы разбирали выше. Текст можно назвать языковой формой выражения автор- ского замысла. Тексты созданы людьми и для людей. Следовательно, существуют основные языковые законы, одинаковые и для авторов, и для читателей. Это диалог на одном языке.


 

Можно также добавить, что мы предварительно программируем все основные умственные действия, и чтение – лишь одно из них. Но насколько эффективны наши программы чтения? Некоторые люди читают книгу с середины или с конца, сами не зная, зачем они так поступают. Про пользу и эффективность подобного чтения в данном случае говорить вообще не приходится, так как налицо пример неэффективной программы или неудачного алгоритма. Реально ли научиться более организованной работе? Да, реально! И это не голословное утверждение. Оно подтверждено одной из самых известных теорий в современной психологии – теорией установки. Автор теории – известный советский психолог Д. Узнадзе. «Психологическая установка – это

 

Рис. 5. Психологический тест: девушка или старушка?


 

готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию». Она включает в себя образ ситуации, цели и план действий, которые появляются на фундаменте прошлого опыта. Если стимул повторяется многократно, реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной. Она может работать бессознательно и регулировать поведение человека автоматически. Простой пример: выходя утром на работу, мы всегда идем одной и той же дорогой, изученной за многие годы досконально, мы уже не смотрим по сторонам и под ноги, шагаем механически, и если, например, по дороге рабочие вырыли в определенном месте яму или открыли люк колодца, у нас есть все шансы неудачно оступиться и долго лечиться в больнице. Так фиксированная установка может повлиять на наше самочувствие.

Существует эксперимент, ярко раскрывающий фено- мен установки. Испытуемому многократно показывают два неравных по объему шара, он видит, что шары не- одинаковы. Затем испытуемому предъявляют два оди- наковых шара. Парадокс заключается в том, что, даже взяв одинаковые шары в руки, испытуемый продолжает утверждать, что они не равны по объему. Подобная иллюзия испытуемого называется «иллюзия начальной установки». У человека возникает так называемая «вре- менная привычка», которая подменяет реальные факты и ощущения, подтверждая способность человека видеть не то, что есть в реальности, а то, что кажется.

Подтвердитьэтуособенностьчеловеческоговосприя тия могут специальные тесты – картины с несколькими образами. Давайте проведем маленький эксперимент, вспомним произведение А.С. Пушкина «Евгений Оне- гин». Татьяна, возвращающаяся с бала, и ее няня. Решите


 

для себя, кого вы сейчас будете представлять: девушку или старуху. Если вы сделали выбор, закройте глаза и представьте. После этого посмотрите на рисунок 5. Кого вы увидели? Этот маленький эксперимент нами был про- веден неоднократно и в разных условиях. Он подтвержда- ет, что чаще всего желание увидеть определенный объект предопределяет выбор образа. Дело в том, что на таких рисунках изображены, как правило, два образа, увидеть их одновременно невозможно. Второй образ можно уви- деть только после длительного рассматривания.

Ученые утверждают, что устойчивые стереотипы активной автоматизированной деятельности появля- ются у нас после многократных повторений. Человек имеет целый комплекс навыков и привычек, которыми легко пользуется без особого напряжения ума, что, кстати, широко используется в спорте и других видах деятельности.

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется такой навык чтения, который предусматривает заданную последовательность действий в соответствии с блоками алгоритма – от первого до последнего (с точки зрения рационализма). Образец интегрального алгоритма чтения приведен на рисунке 6.

Первые четыре блока алгоритма в пояснении не нуж- даются. Но что же это за пятый блок, так называемые

«фактографические данные»? Это фамилии, географи- ческие данные (названия стран, городов, рек, гор и т.д.), различные количественные данные (вес, длина, ширина, высота и т.д.), названия книг, статей, журналов, кино- фильмов, спектаклей, симпозиумов и т.д. Итак, пятый блок – это извлечение и смысловое усвоение фактов. Шестой и седьмой блоки – это наши с вами индивиду-


 

альные особенности – знания, опыт, цель чтения. Эти блоки предполагают наше непосредственное активное участие в выполнении сложных аналитикосинтетиче ских мыслительных действий в процессе чтения.

Для того чтобы легче было запомнить алгоритм, мы рекомендуем нарисовать его на листе бумаги и повесить над столом, чтобы он всегда был перед глазами. В про- цессе запоминания необходимо представлять все его блоки и содержание каждого.

Узнав этот алгоритм, мы теперь понимаем, насколько наше чтение несовершенно. Мы читаем как придется, как научили в школе, никогда не задумываясь о том, что учили нас люди, целью которых было просто научить нас читать, а не читать быстро и осознанно. Чтение же

 

 

  Название (книги, статьи)
   
     

 

  Автор
   
     

 

  Источник и его данные
   
     

 

  Проблема
   
     

 

  Фактографические данные
   
     

 

  Особенности излагаемых в тексте процессов, конструкций, явлений; критика
   
     

 
Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе

 

Рис. 6. Семь блоков интегрального алгоритма чтения


 

по интегральному алгоритму – организованный и целе- устремленный процесс, в котором информация, полу- чаемая во время чтения, раскладывается и сортируется по жестким блокам (ячейкам). Как только информация начинает полностью соответствовать параметрам ячей- ки, она тут же целиком укладывается в нее, как в детской игре паззл. Мы похожи на покупателей в супермаркете, которые ходят со списком, который написали дома, и в соответствии с ним укладывают в тележки продукты. Если же мы список потеряли, то впадаем в полный хаос, мечемся по магазину, забегая в одни и те же отделы по несколько раз и бросая в тележку продукты по мере вспоминания, что именно нам требуется. Большинство читателей читает в таком же режиме.

Интегральный алгоритм чтения – это смысловой фундамент техники быстрого чтения. Как было сказано ранее, основная идея техники быстрого чтения – это эффективность и осмысленность умственных действий при чтении. На рисунке 7 представлено условное сопо- ставление размышлений двух читателей: слева – читаю- щего медленно, справа – читающего быстро. Из рисунка видно, что размышления обычного читателя, не владе-

 

Рис. 7. Две программы чтения: слева – медленное, справа – быстрое


 

ющеготехникойчтения– этохаотичныйпроцесс, непод- властный разуму. Быстрое же чтение вызывает четкие и последовательные умственные действия, подчиненные единой программе, – интегральному алгоритму чтения, следование которому определяет последовательность изучения текста. Кроме того, подобное следование ал- горитму повышает активность восприятия, понимание и запоминание прочитанного текста.

Такое чтение помогает осознанно смотреть на структуру текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Еще один плюс – вы четко видите избыточность текста, т. е. так называемую «воду». Современная наука о языке – лингвистика – утверждает, что практически все тексты обладают избыточностью, равной 75%, и только 25% текста несут новую и полезную информацию. В наш век, век информационных технологий, мы погружаемся с головой в океан информации, большая часть которой избыточна.

Анализ, сделанный специальным корреспондентом

«Известий» В. Сухачевским, – яркий пример того, как пишутся многие тексты. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и подругому. Ну, хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потреб- ности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Этот текст по своей избыточности приближается к

100%. Быстрое чтение демонстрирует пустоту подобных


 

текстов. А интегральный алгоритм заставляет читателя дисциплинировать свой ум, излагать мысли кратко, емко и понятно.

Вопрос избыточности текстов в наше время глобаль- ных информационных потоков чрезвычайно актуален и в последние годы активно обсуждается в средствах массо- вой информации. Но надо помнить, что так называемая

«вода» в тексте может быть и очень полезной. Вероятно, то, что мы называем в данный момент «водой» – это тоже информация, только сейчас не слишком для нас значимая.

Итак, у вас есть возможность стать обладателем радикального средства для извлечения из текста дей- ствительно значимой для вас информации. Теперь вы можете спокойно приступать к чтению текстов любого объема и сложности. Интегральный алгоритм чтения дает вам рациональный и эффективный инструмент для извлечения нужной информации из любых текстов.

С его помощью у вас появляется возможность на- учиться приему созерцанияобозрения всего текста сразу. Когда вы едете на экскурсию или отправляетесь в путешествие, возвращаясь, вы помните лишь малую толику того, что увидели. Так и в чтении. Возвращаясь из путешествия по книге, вы обычно помните лишь незначительный «кусок информации». Теперь же, бла- годаря интегральному алгоритму чтения, вы сможете применять прием созерцанияобозрения и извлекать только значимую информацию. Вместе с тем, вы сможе- те и свободно ориентироваться в содержательной части текста, видеть различие между полезным смыслом и бесполезным объемом. Для отработки данного качества давайте выполним следующее задание.


 

Date: 2015-09-24; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию