Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античный периодТема 1.2 Этапы и тенденции развития социологической мысли. Зарождение социологии как науки. История развития социологии. 1. Предпосылки возникновения социологии. 2. Античный период. 3. Новое время. 4. Современный этап. Классический период в развитии социологии. (2-а половина XIX в. - нач.XX в.). 5. Современные социологические школы.
Предпосылки возникновения социологии. С давних времен человека интересовали проблемы, связанные с ее собственным существованием среди других людей. Почему люди стремятся жить среди других людей, а не отдельно? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним разрешено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем? Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором она существует. Примером таких размышлений служат книги философов даосской школы Моцзи, с которых начинались первые попытки на основе наблюдений и соображений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты "Махабхараты", например, определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей.
Античный период. Античный период развития протосоциологических знаний охватывает I тыс. до н.э. – IV в. н. э. Наиболее характерные его особенности в политико-социальных учениях древних Египта, Двуречья, Индии, Китая, Рима, Греции. Главными были вопросы политического управления, функционирования власти и правосудия. Первых социологов античности называют социальными философами. Одним из самых известных античных обществоведов является Платон, настоящее имя – Аристокл (427 - 347 до н.э.). Размышляя над тем, каким должно быть идеальное государство, утверждал, что большинство людей лишь благодаря собственным усилиям не могут приблизиться к совершенству, что влечет необходимость в государстве и законах. Идеальное государство, по мнению Платона, создается не в интересах индивида или отдельного слоя, а ради целого, то есть самого государства, вне которого индивид существовать не может. В античности "общество" и "государство" не различались, оба понятия употреблялись как синонимы. Платон в труде "Государство" подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на 3 класса: - высший, состоит из мудрецов, которые управляют государством; - средний включает воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядков. - низший, там числились ремесленники и крестьяне. Чтобы высший класс не злоупотреблял властью, его нужно лишить частной собственности, которая развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, которые ведут суровый образ жизни. Государство Платона - это идеократия. Ради социальной справедливости он предлагал отменить семью как социальный институт и подчинял семейные отношения людей государству. Он считал, что индивидуального счастья его государство не предусматривает – члены идеального государства счастливы вместе. Аристотель (387-322 до н. э.) считал, что первым элементом любой исторической единицы является родовая община. Государство является объединением родовых общин. Второй основной элемент любого исторического государства – рабство. Ни одно государство, по Аристотелю, немыслимо без господ и рабов. Аристотель считал, что опора порядка – средний класс. Кроме него существуют: - богатая плутократия; - лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1. Масса бедняков не была отстранена от участия в управлении; 2. Эгоистические интересы богатых ограничены; 3. Средний класс более многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что: - Несовершенство общества исправляется не сравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию шансов. - Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не жалуются друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Греческая мысль античного периода воспринимала и изображала человека как существо, созданное для жизни в государстве. Человек идентифицировался с гражданином - взаимозависимым, неразрывным элементом в обществе.
|