Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысловыявляющий текст

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО ВГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Доклад

Смысловыявляющий текст

 

Подготовила студентка 5 курса

Тенькова Екатерина

 

Воронеж 2013

Смысловыявляющий текст является порождением гуманитарной парадигмы мышления, нашедшей широкое применение в организации массовых коммуникаций, журналистике, связях с общественностью и рекламе. Она связана с сопротивлением унификации человека, индивидуальным духовным самоопределением, субъективного характера истины.

Смысловыявляющий текст призван помочь человеку осмыслить ответственность за свои действия и ценности, продвинуться к смыслу собственного существования. Для этого данный тип текста должен прояснять бытийный смысл актуальных событий, то есть, структурировать и подать поток оперативной информации так, чтобы она была представлена в свете бытийных ценностей и высоких представлений.

Так, неудачи Андре Виллаша-Боаша на посту главного тренера «Тоттенхема» были использованы журналистом Романом Муном как повод к тексту, в котором была затронута тема необходимости понимания людей, как отдельных личностей со стороны того, кто этими людьми управляет.

«Когда Виллаш-Боаш возглавил «Челси», Daily Telegraph напечатал его интервью с приложением в виде небольшого словаря терминов. Боаш подробно объяснял, чем чем вертикальный футбол отличается от горизонтального, а классические английские 4-4-2 – от 4-4-2 «Ливерпуля» Бенитеса. Что изменил Моуринью, а что – «Барселона». Как эволюционируют методы анализа технической составляющей, как Дрогба и Лэмпард мешали друг другу на поле, почему «Ювентус» Конте не использует высокий прессинг <…>

Маниакальное внимание к деталям также свойственно, к примеру, Гвардиоле. Но Гвардиола отлично понимает, что управляет людьми, а не роботами. Виллаш-Боаш же временами похож на человека, который не понимает, чем настоящий футбол отличается от Football Manager, а его удивление часто сродни тому, что испытали бы вы, если б иконки сошли с экрана монитора и оказались прямо в вашей квартире» [1].

В гуманистической парадигме мышления личность предстает как нечто самодостаточное, но способное испытать негативное влияние информационного давления или манипуляции. В связи с этим коммуникация должна выстраиваться без внушения, убеждения, соблазна, нажима извне. Ограничиваться пролистыванием ракурсов объекта, варьированием точек зрения для выявления смысла событий, который каждый реципиент поймет по своему.

Конечная цель такого текста – вызвать импульс самотрансценденции, который возникает спонтанно, но как реакция на такой текст, в котором реальные события подведены к грани окончательного выбора, когда остается только возможность сделать переход «за пределы» или отказаться от перехода. В связи с этим можно выделить такое понятие, как трансцензус (от лат, transcensus: 1. подъем, восхождение... 2. переход, изменение), являющийся интегральной единицей гуманистического общения.

Это психотехническая категория, которая представляет собой технологически фиксируемый в тексте реальный знак (стимул), значение которого провоцирует активность (реакции) базальных психических механизмов личности, ее сознания и поведения. Это квинтэссенция смысловыявляющего текста — момент, в котором в одну фокусирующую точку сходится все, что необходимо для восприятия факта или мнения в плане ценностей бытия и принятия свободного, но уже бесповоротного решения. Психологическая основа понятия «трансцензус» определяется способностью человеческого сознания в пограничной ситуации стремительно, в сущности одномоментно, переосмыслять внешние события и внутренние приоритеты, соответственно, как бы в аварийном режиме, меняя формы поведения.

Зачастую позиция трансцензуса в тексте совпадает с позицией важных структурных элементов текста, например, заголовков.

Примером может послужить текст русскоязычный версии журнала Esquire «Каково это — оказаться в списке террористов и экстремистов» (о том, как активист движения за права поморов Иван Мосеев попал в список экстремистов, к каким изменениям в его жизни это привело, и почему в этом списке может оказаться любой) [2].

Смысловыявляющий текст раскрывает анализируемую ситуацию как пограничную, чтобы, высвобождая аварийный потенциал психики, разблокировать глубинные механизмы самотрансценденции личности. Или, в ином порядке, разблокируя глубинные механизмы самотрансценденции личности, высвободить аварийный потенциал психики.

Пример подобной пограничной ситуации содержится в опубликованном в русскоязычной версии журнала Esquire тексте «Ирак с метастазами», являющемся предсмертным письмом сержанта Дэниэла Сомерса, служившего в Багдаде и Мосуле, страдавшего от «иракского синдрома» и покончившего с собой этим летом: «Сколько себя помню, я каждое утро заставлял себя встать с кровати по одной причине — чтобы вам не пришлось меня хоронить. Дела шли все хуже, и мне стало ясно: одного этого недостаточно для того, чтобы жить дальше. Я не выздоравливаю, не смогу выздороветь, и, скорее всего, мое состояние со временем будет только ухудшаться» [3].

В том случае, если автор намеренно решил написать смысловыявляющий текст, то трансцензус подготавливается всем строем текста, поддерживается всеми его выразительными средствами, соотнесен с высшими ценностями цивилизации. Однако трансцензус может возникнуть в тексте любого вида спонтанно, как аспект отражения реальной ситуации или побочный эффект вдохновения автора. Возникнув, трансцензус любой текст превращает в смысловыявляющий.

Смысловыявляющий потенциал текста не определяется по формально-содержательным параметрам, а по коммуникативным принципам структурирования произведения и духовным интенциям, запечатленным в его словесно-образной ткани. Можно выделить следующие условия для создания трансцензуса в журналистском тексте:

1)Отказываться от всякого информационного давления, от любых манипулятивных приемов, от авторитетных оценок, морализаторства и «менторского тона».

2)Нужно искренне принимать свою аудиторию, понимать и уважать ее интересы, потребности и стремления людей, не навязывая им ни своих целей, ни своих комплексов.

3)Требуется освещать ситуацию в разных ракурсах с перебором всех имеющихся точек зрения, считая основной задачей уточнение перспектив и расширение поля собственного выбора личности.

Примером подобного подхода к созданию смысловыявляющего текста является репортаж канала «Дождь» «Бирюлево коварное. Прогулки по району с таджиком Дустмуродом и местным парнем Женей». В его рамках местный житель и мигрант рассказали о своей жизни в Бирюлево, о событиях вокруг погрома овощной базы. Им было уделено равное количество экранного времени, повествование велось параллельно [4].

4)Важно проникнуться верой в жизнестойкость людей, в их способность самостоятельно решать свои проблемы.

5)Необходимо добавлять новую информацию к объективно складывающейся картине, чтобы выявить еще не познанные или скрываемые кем-то пружины ситуации, проводя, если нужно, авторские исследования, в том числе психологические.

6)Строго сохранять аутентичность собственной личности, не признавая чуждых ценностей и не заискивая как перед «властью», так и перед «народом».

7)Сообщение нужно выстраивать в стиле публичной, но вместе с тем глубоко личной проработки всех обстоятельств журналистом, который выбирает путь как бы для себя, но на глазах у читателя.

8)Все, что будет сказано, изображено и описано, должно звучать, выглядеть и объясняться с предельной естественностью. В случае, если это условие не будет выполнено, текст превратится в слащавую патетику.


[1] Мун Роман Андроид. Почему у Виллаша-Боаша все не так [Электронный ресурс] / http://www.sports.ru/ tribuna/ blogs/ innuendo/538820.html

[2] Ирина Калитеевская Каково это — оказаться в списке террористов и экстремистов [Электронный ресурс] / http://esquire.ru/what-it-feels-like-92

[3] Ирак с метастазами [Электронный ресурс] / http://esquire.ru/premortal

[4] Бирюлево коварное. Прогулки по району с таджиком Дустмуродом и местным парнем Женей [Электронный ресурс] / http://tvrain.ru/articles/birjulevo_kovarnoe_progulki_po_rajonu_s_tadzhikom_ dustmurodom_i_mestnym_parnem_zhenej-354735/


<== предыдущая | следующая ==>
Выражение признательности 5 page | Введение. Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6147121

Date: 2015-09-24; view: 2755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию