Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические характеристики религиозности населения Беларуси





 

Если попытаться обобщить данные об уровне религиозности населения Беларуси, то можно сказать, что верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разняться): 1994 год — 32,8 %, , 2001 год — 44,3 %, 2006 год — 58,9 %.

Количество неверующих за период с 1994 года до настоящего времени колеблется в пределах 9—13 %. Такая стабильность в среде неверующих свидетельствует о том, что ряды верующих приходят из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные деперсонифицированные сущности). Кстати, эта ситуация косвенно подтверждает предположение о наличии неизменного числа (10—15 %) людей с генетической предрасположенностью к ве­ре или атеизму.

Существует несколько причин роста уровня религиозности в Беларуси и на всем постсоветском пространстве:

1. Ценностная переориентация населения, глубочайшие социокультурные трансформации, что связано с разрушением идеологической монополии марксизма и появлением мировоззренческого многообразия в духовной жизни республик постсоветского пространства.

2. «Реабилитация» религии как неотъемлемой части куль­турного прошлого и настоящего. Религиозная вера перестала быть признаком «классовой несознательности» и отсталости человека. Религия стала оцениваться как неотъемлемая и важная часть духовной культуры личности и народа.

3. Легализация деятельности религиозных организаций, ко­торые занимаются благотворительностью, религиозной пропаган­дой, издательской деятельностью, проводят культурные и просве­тительские акции и т. п.

4. Свободный доступ к литературе религиозного содержания.

5. Возможность посредством религии оправдать собственные политические взгляды (здесь речь идет о религиозно-политических образованиях, которые в своих программах сочетают политические и религиозные мотивы).

6. Поиск психологической защиты от негативных последствий социально-экономических катаклизмов (различного рода депривации).



Степень религиозности позволяет определить «глубину» религиозного чувства, формы его материализации в поведении, мотивах и оценках людей. Данные социологических опросов подтверждают тенденции, которые были отмечены западными уче­ными в 60-х годах XX века: рост секуляризма не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, мутации традиционно-воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси но­вого типа религиозного человека — секулярного (партикулярного) верующего. Считая себя верующим (почти половина опрошен­ных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40 % опрошенных), такие респонденты не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в бого­служениях) только 19,5 % православных, не посещают вовсе — 14,8 %; участвуют в обрядах и таинствах — 18,1 %, не принимают участия — 24,1 %. Для католиков эти показатели следующие: регу­лярно посещают богослужения 44,7 %, не посещают — 1,3 %; участвуют в обрядах — 37,3 %, не участвуют — 9,3 % . Более ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93,6 %, не совершают — 10,0 %; участвуют в обрядах и таинствах — 87,3 %, не участвуют — 3,5 %.

К глубоко верующим отнесли себя 4,2 % православных, 10,2 % католиков, 75 % баптистов. Регулярно молятся 13 % православных, около 18% католиков и 85,7 % протестантов.

Из общего числа опрошенных более 12 % не допускают ситуа­ции, что можно считать себя верующим и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах. Наибольший процент верую­щих с противоположной точкой зрения фиксируется в возрастной группе до 30 лет (79 %).

Относительно информированности о вероучительных основах своей религии необходимо отметить, что большой процент верую­щих либо слабо ориентируется в них, либо вообще не придает им особого значения (что граничит в некоторых случаях с ситуацией ереси). Так, верят во второе пришествие Христа менее 25 % пра­вославных и 38 % католиков, но более 90 % протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ.

Характер религиозности населения Беларуси описывается целым рядом показателей, которые прежде всего дают представление о конфессиональной пестроте отечественного религиозного поля. К этой группе показателей относятся и особенности прояв­ления религиозной жизни населения в зависимости от национальных, региональных, исторических факторов.

На начало 2008 года в Беларуси официально зарегистрировано 25 конфессий. Абсолютное большинство верующих относит себя к какой-либо конфессии, т. е. предпочитает исповедовать веру в оформленных (институциональных) схемах.

Если обобщить данные многих социологических исследований, то картина конфессиональной мозаики Беларуси будет следую­щей: к православию себя относят около 80 % верующих (включая старообрядчество), к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) — 10—15 %, к протестантизму (включая «христиан в целом») — 2 %, к другим конфессиям — около 4 % (включая 0,2 % иудеев и 0,2 % мусульман).



Указанное количество конфессий остается более-менее стабильным в Бе­ларуси уже более 10 лет, что говорит о ситуации перехода из стадии «произ­водства» новых вероучений в стадию их освоения верующими. Это сопровож­дается и разработкой со стороны государства стратегий социализации этих вероучений, оформления их присутствия в культурном пространстве Беларуси.

Определяя характер религиозности, необходимо указать на некоторые существенные показатели (особенности). Территориально религиозность в Беларуси имеет четкую границу (она совпадает с границей между СССР и Польшей 1939 года). Население западной части более религиозно, чем восточной (верующих око­ло 75 % опрошенных). Число религиозных общин в западных об­ластях Беларуси гораздо больше, чем в восточных. Отмечено, что «...в приграничных с Польшей регионах Беларуси религия играет в повседневной жизни населения вчетверо более значительную роль, чем в восточных ее областях. А в определении жизненной судьбы человека из западных районов Беларуси — религия в 2,3 ра­за играет более значительную роль, чем для среднестатистического жителя ее восточных районов».

По национальному составу среди основных конфессий (право­славие, католицизм, протестантизм) преобладают белорусы (83,3 %, 56,4 %, 73,8 % соответственно). Из числа католиков выделяется этноконфессиональная группа поляков (более 40 %).

Социально-демографические характеристики верующих можно свести к такому описанию: «...Православные и католики — это преимущественно женщины, лица среднего и старшего возрастов (старше 45 лет); обе группы плохо обеспечены материально, одна­ко католики в качестве источника дополнительных доходов чаще работают по найму, а православные — получают помощь род­твенников. Наоборот, протестанты — это чаще подростки и лица экономически активного возраста, с высоким уровнем образова­ния, лучше материально обеспеченные». К религиозным себя от­носят чуть более 30 % респондентов в возрасте до 30 лет, 28,5 % — в возрасте 30—49 лет, около 40 % — в возрасте 50—60 лет, 65,3 % — в возрасте свыше 65 лет. Среди верующих количество женщин почти в два раза превышает количество мужчин (данные за август — сентябрь 1998 года). Отмечен рост религиозности мо­лодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х годов верую­щими себя называли 44,6 % студентов и столько же отнесли себя к колеблющимся (в Гродненском государственном университете считают себя верующими 63,3 % студентов).

Культурно идентифицируют себя с православием (независимо от личной веры) чуть более 60 % жителей Беларуси. Каждый пя­тый житель Беларуси не отождествляет себя с какой-либо религиозной конфессией (13 % таких респондентов обозначили себя как убежденные атеисты).

Динамика религиозности — еще один важный показатель религиозной ситуации. Все без исключения исследователи конста­тируют резкую активизацию религиозной жизни в Беларуси (со второй половины 1980-х до конца 1990-х годов), чему способство­вали ослабление, а затем и крушение формальных и неформаль­ных норм атеистической идеологии в Советском Союзе.

Важнейшими характеристиками динамики религиозности, естественно, выступают количественно-временные изменения уровня религиозности населения и в целом религиозного поля. Приведем эти изменения:

1. Значительно увеличилось количество верующих и сократилось число неверующих и атеистов.

2. Более чем в три раза увеличилось число официально зарегистрированных конфессий — с 8 в 1986 году до 26 в 2008 году. Отметим, что сегодня зафиксирована стабилизация религиозного разно­образия в Беларуси (своеобразный источник новых религиозных предложений практически иссяк во второй половине 1990-х годов).

3. В несколько раз возросло количество религиозных изданий — практически каждая конфессия занимается издательской деятельностью; многие конфессии выпускают несколько наименований своих периодических изданий (газеты, журналы). На частных и государственных теле- и радиоканалах появились ре­лигиозные программы.

4. Увеличилась интенсивность взаимодействия религиозных институтов с государственными органами и светскими организациями в сфере образования, здравоохранения, с силовыми структурами и т. д.

5. Постоянно увеличивается число религиозных организаций.

По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 года) увеличат долю своих сторонников в соста­ве населения планеты христианство (в том числе за счет актив­ной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего за счет высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счет дальнейшей ли­берализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит свое влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдает свои позиции . На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть измене­ния по вполне прогнозируемым направлениям, заметным и сей­час, но некоторыми воспринимаются как специфика только Бела­руси (чаще всего речь идет о специфике постсоветского существо­вания) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к рас­пространению неокультов с абсолютно нетрадиционной для на­шей культуры идеологией.

Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень — доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень — широкий спектр иных конфессий (с малым числом сто­ронников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь отличает лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.

Общий уровень религиозности населения, его воцерковленности также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, пре­жде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых «партику­лярных верующих». У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т. е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т. п.).

Своеобразие религиозной ситуации в Республике Беларусь «определяется прежде всего ее геополитическим положением — на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочередным доминированием католицизма (римо-католичества), униатства (греко-римской формы христианского исповедания) и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характери­зовались поликонфессиональностью».

Религиозная пестрота — историческая, естественно сложившаяся особенность нашей культуры, которая лежит в основе на­циональной черты характера белорусов — веротерпимости.

 

 








Date: 2015-09-24; view: 2346; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.083 sec.) - Пожаловаться на публикацию