Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для преподавателя. Семейное право является одной из основных дисциплин частноправового цикла, относящихся к общепрофессиональным дисциплинам





Семейное право является одной из основных дисциплин частноправового цикла, относящихся к общепрофессиональным дисциплинам. Оно преподается студентам третьего курса, которые еще не имеют достаточного навыка в освоении специальных отраслевых учебных дисциплин, поэтому одной из основных задач преподавателя является формирование у студентов знаний определенных отраслевых категорий, позволяющих раскрыть сущность и содержание семейных отношений. Семейное право относится к учебным дисциплинам, имеющим большое практическое, прикладное значение.

Семья, материнство, отцовство и детство являются базовыми категориями, составляющими внутриотраслевую направленность правового регулирования. Всесторонняя реализация семейных прав и обязанностей гарантирована Конституцией Российской Федерации и вытекает из общего понимания базовых ценностей общества, признаваемых международными конвенциями.

Основным методом изучения курса является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, научных статей и учебных пособий по семейному праву, а также нормативных актов и научно-практических комментариев к ним. Занятия со студентами проводятся в форме лекций и практических занятий.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность полноценного конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

Лекция служит базисом, фундаментом, организующим началом работы студентов. На лекциях развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего самостоятельного освоения предмета в полном объеме. В лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению теории семейного права и практики его применения.

Практические занятия проводятся по наиболее сложным теоретико-правовым проблемам и также по вопросам, имеющим большую социальную и практическую значимость. Практическое занятие имеют целью углубить и закрепить знания студентов, научить их самостоятельно размышлять и делать правильные, соответствующие выводы.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности и ошибки, дать рекомендации по подготовке к следующим выступлениям. Доклады, предполагающие анализ публикаций и (или) нормативно-правовых актов по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Практические занятия проводятся в форме разрешения конкретных правовых ситуаций (задач), написания проектов документов, в том числе процессуальных, составления расчетов, а также в виде деловых игр.

Основная задача данной формы обучения – сформировать у студентов практические навыки, умение применять накопленные теоретические знания.

Практическое занятие может включать в себя элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять контроль работы каждого из студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению дисциплины.

Практическое занятие рекомендуется условно разбить на пять частей: вводная часть, закрепление материала, контроль материала, практическая часть, заключительная часть. Вводная часть служит для контроля текущей посещаемости практического занятия с обязательной отметкой в журнале учебной группы и сообщений организационно-методического характера. Часть «закрепление материала» предназначена для ответов преподавателя на вопросы студентов, возникшие в ходе самостоятельного изучения темы практического занятия. Для лучшего понимания возможно также графическое отображение материала в виде опорных схем на доске. Здесь же преподаватель заслушивает подготовленные студентами доклады и сообщения. Часть «контроль материала» служит для проверки знаний студентов путем ответов на вопросы практического занятия, а также совместного размышления по дискуссионным вопросам. Студентам очной формы рекомендуется также задавать вопросы на повторение пройденных тем.

Практическая часть предназначена для решения тестов, задач, а также разбора существующей судебной практики по конкретным делам, просмотра и написания проектов документов. В заключительной части преподаватель подводит итоги практического занятия, определяет тему будущего занятия. Для лучшего усвоения материала возможна раздача как групповых, так и индивидуальных домашних заданий.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы. На очной форме обучения рекомендуется провести не менее двух контрольных работ по II и III разделам данной дисциплины.

В ходе изучения курса студентам может быть предложено написание реферата по наиболее актуальным проблемам семейного права. Также в рамках общего учебного процесса студент может написать по согласованию с преподавателем курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу по выбранной теме. При этом студент осваивает навыки самостоятельной работы с материалом.

В преподавании дисциплины используются активные формы и методы обучения, деловые игры с использованием материалов конкретных судебных дел, применяются технические и программированные средства обучения.

При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на следующее:

- положения действующего семейного законодательства содержат пробелы, не успевая адекватно откликаться на изменяющиеся общественные отношения;

- судебная практика по реализации конкретных семейных отношений нередко отменяет действие отдельной некорректной нормы, поэтому ее изучение является необходимым элементом образовательного процесса;

- учебная литература содержит большое количество научных взглядов и воззрений по одному и тому же вопросу или проблеме, опираясь на которые студентам предстоит сформировать свою собственную точку зрения.

 

Планы практических занятий

Практическое занятие по теме 1.1. Понятие, предмет, метод семейного права. Принципы семейного права. Источники семейного права (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, предмет и метод семейного права.

2. Принципы семейного права и их правовое значение.

3. Состав семейного законодательства.

Практические задания

Дайте определение следующим понятиям: система права, отрасль права, правовой институт, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, способы правового регулирования, тип правового регулирования, принципы права, источники права.

1. Проанализируйте положения статьи 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) и определите специфику предмета семейного права. Составьте конспект.

2. Составьте таблицу: Принципы семейного права.

3. Составьте схему: Источники семейного права. Дайте характеристику СК РФ, приведите примеры других нормативных правовых актов, отразите место семейного законодательства субъектов Российской Федерации.

4. Подготовьте выступление на тему: Место семейного права в системе отраслей российского права.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Внимательно изучите соответствующие главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы).

Начиная характеризовать семейное право, необходимо помнить, что это понятие емкое и неоднозначное. Его можно рассматривать как науку, как отрасль права и как отрасль законодательства. Каждая из указанных характеристик имеет свою специфику, особенности. И вместе с тем, они находятся в тесной взаимосвязи, т.к. служат достижению единых целей (защита прав членов семьи, правовое регулирование семейных отношений, охрана прав ребенка, установление разумного баланса между интересами личности, семьи и общества в целом).

При подготовке по данной теме следует ответить на вопросы: является ли семейное право самостоятельной отраслью права или это подотрасль гражданского права; каково его место в системе отраслей российского права. В юридической литературе даются неоднозначные ответы на эти вопросы. Так, на отраслевую самостоятельность семейного права указывают большинство авторов современных учебников и научных публикаций (например, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, С.А. Муратова, И.М. Кузнецова). Диаметрально противоположную точку зрения высказывают другие правоведы. В частности, М.В. Антокольская утверждает, что семейное право может рассматриваться как подотрасль гражданского права, имеющее значительную внутриотраслевую специфику.

Постарайтесь сформулировать и аргументировать свою точку зрения на вышеобозначенные вопросы. Для этого необходимо использовать знания, полученные при изучении темы «Система права» по дисциплине «Теория государства и права», в рамках которой вы изучали вопросы, касающиеся понятия, структуры системы права, понятия и видов отраслей права, критериев деления системы права на отрасли и институты, публичного и частного права.

Выполнение 3-его задания целесообразно сопровождать составлением таблицы, в которой следует указать название принципов семейного права, их содержание и нормативно-правовой акт, в котором они закреплены. Рассматривая принципы семейного права, необходимо опираться на общетеоретическую трактовку принципов права, как основополагающих, руководящих начал, положений, которые определяют его сущностные стороны и социальное назначение.

Определяя перечень принципов семейного права, следует исходить из того, что они связаны с конституционными положениями, закрепляющими основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, и определяются целями правового регулирования семейных отношений, которые отражены в п. 1 ст. 1 СК РФ (укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности защиты этих прав).

Подготовку вопроса – источники семейного права – следует осуществлять исходя из понимания состава семейного законодательства, как совокупности всех источников права, регулирующих семейные отношения, круг которых определен в ст. 2 СК РФ.

Учитывая то, что согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении России и ее субъектов, семейное законодательство состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ.

Важная роль в регулировании семейных отношений принадлежит подзаконным нормативным актам, которые развивают и конкретизируют положения Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, других законов. При этом согласно п. 3 ст. 3 СК РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими законами, указами Президента РФ.

Другим источником семейного права являются международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права. В развитие конституционных положений о приоритете международного права над правом внутригосударственным СК РФ закрепляет норму, согласно которой, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст. 6 СК РФ).

Несмотря на то, что судебная практика не является источником семейного права, отметьте, что по вопросам применения норм СК РФ при рассмотрении судами дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, даны руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Приведите примеры таких постановлений.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные функции семьи.

2. Является ли семья предметом регулирования со стороны семейного права?

3. Что такое семейное право?

4. Какие общественные отношения регулируются нормами семейного законодательства?

5. Какой метод правового регулирования характерен для семейного права?

6. Назовите виды способов правового регулирования семейных правовых отношений.

7. Назовите принципы семейного права. Что они означают?

8. Какие источники семейного права вам известны?

9. Приведите примеры нормативных правовых актов семейного законодательства Ростовской области.

Практическое занятие по теме 1.2. История семейного права (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Семейное право России до Петра I.

2. Семейное право России периода Империи.

3. Семейное право России с 1917 по 1926 год.

4. Семейное право России с 1926 по 1969 год.

5. Семейное право России с 1969 по 1995 год.

Практические задания

1. Дайте общую характеристику семейному законодательству Российской Империи. Выполните задание письменно.

2. Какие изменения произошли в сфере регулирования семейных отношений в связи с принятием Кодекса законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве? Составьте конспект.

3. Проведите сравнительный анализ Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 года и Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года, результаты которого отразите в таблице.

4. Составьте перечень нормативных правовых актов, внесших изменения в Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года, до принятия нового Семейного кодекса РФ. Какие это были изменения?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы необходимо начинать с внимательного прочтения соответствующей главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы).

Для наиболее успешного усвоения материала следует обратиться к положениям истории отечественного государства и права, где отражаются основные институты семейного права России до Петра I, Российской Империи, периодов с 1917 по 1926 год, с 1926 по 1969 год, с 1969 по 1995 год.

Важная роль при выполнении предложенных заданий отводится работе с первоисточниками, перечень которых указан в списке нормативных правовых актов. При этом, составляя конспект и характеризуя каждый последующий нормативный правовой акт, регламентирующий семейные отношения, следует указывать только изменения и нововведения, которые нашли в нем отражение. Поэтому результаты сравнительного анализа правильнее отражать в таблице. Первоисточники можно найти, обратившись к СПС «Консультант Плюс».

Вопросы для самоконтроля

1. Какие законы регулировали семейные отношения конца XIX – начала XX в.в.?

2. Назовите условия вступления в брак по законодательству Российской Империи.

3. Какие запреты к браку предусматривало семейное законодательство Российской Империи?

4. В каких случаях брак мог быть расторгнут «формальным духовным судом» по просьбе одного из супругов?

5. Назовите личные права и обязанности, возникавшие из супружества, по законодательству Российской Империи.

6. Назовите супружеские обязанности, связанные с доставлением содержания, по законодательству Российской Империи.

7. Назовите имущественные права и обязанности, возникавшие из супружества, по законодательству Российской Империи.

8. Каковы правила установления происхождения детей по законодательству Российской Империи?

9. Назовите условия усыновления по законодательству Российской Империи.

10. Какие права и обязанности родителей нашли отражение в главе «О власти родительской» кн.1 т. X Свода законов Российской Империи?

11. Над какими лицами могла быть установлена опека согласно Своду Законов Гражданских?

12. Каковы условия и порядок установления опеки согласно Своду Законов Гражданских?

13. Каким Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была отменена церковная форма брака?

14. Какой брачный возраст был определен Декретом ВЦИК и СНК 1917 года?

15. Какие вопросы, касающиеся развода, нашли отражение в Декрете ВЦИК и СНК «О расторжении брака»?

16. Какие условия вступления в брак предусматривал Кодекс 1918 года?

17. Каков порядок установления отцовства согласно Кодекса 1918 года?

18. Какие изменения в части прав и обязанностей родителей и детей произошли в связи с принятием Кодекса 1918 года?

19. Назовите брачный возраст по Кодексу 1927 года.

20. Каковы основания и порядок отобрания ребенка у родителей (по суду и органами опеки и попечительства)?

21. Каков порядок усыновления по Кодексу 1927 года?

22. Назовите лиц, которые не могли быть опекунами (попечителями) согласно Кодекса 1927 года.

23. Назовите имущественные права и обязанности опекуна (попечителя) согласно Кодекса 1927 года.

24. Какие нововведения нашли отражение в Кодексе о браке и семье 1969 года?

25. Какие виды алиментных обязательств предусматривал Кодекс 1969 года?

26. Кто относился к так называемым другим членам семьи, на которых при определенных условиях могли быть возложены алиментные обязанности?

27. Какие изменения в действующее семейное законодательство были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей», Законом СССР от 22 мая 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», Постановлением Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств», ФЗ от 07 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»?

Практическое занятие по теме 1.3. Семейное правоотношение (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды семейных правоотношений. Состав семейных правоотношений.

2. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений.

3. Сроки в семейном праве. Исковая давность.

4. Осуществление и защита семейных прав. Ответственность по семейному праву.

Практические задания

1. Дайте определение понятиям: правоотношение, состав правоотношения, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, юридические факты, родство, степень родства, исполнение права, соблюдение права, использования права.

2. Дайте определение понятия «семейные правоотношения», раскройте содержание признаков семейных правоотношений. Выполните задание письменно.

3. Составьте схему: Виды семейных правоотношений. Приведите примеры каждого из них.

4. Дайте характеристику элементам состава семейных правоотношений и отразите их особенности в конспекте.

5. Составьте схему: Основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений.

6. Подготовьте ответ на вопрос: Каково отличие мер ответственности от мер защиты семейных прав?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Внимательно изучите соответствующие главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы).

Начинать характеристику семейных правоотношений необходимо с обозначения и раскрытия содержания их признаков. В юридической литературе называют следующие основные признаки семейных правоотношений: лично-доверительный характер; устойчивый, длящийся характер; безвозмездный характер; особый субъектный состав; неотчуждаемость семейных прав и обязанностей; особые обстоятельства возникновения семейных прав и обязанностей.

Семейные правоотношения в юридической литературе традиционно рассматриваются как общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Классификацию семейных правоотношений следует проводить по различным основания, таким как субъектный состав, содержание, характер защиты. Необходимо приводить примеры каждого из видов семейных правоотношений.

Рассматривая семейные правоотношения, особое внимание необходимо уделить характеристике их структурных элементов: содержанию, субъектам и объектам.

Говоря о субъектах семейных правоотношений, следует иметь в виду, что ими могут быть только физические лица, и что они должны обладать семейное правоспособностью и семейной дееспособностью. В семейном законодательстве эти понятия отсутствуют, в связи с чем возникает необходимость обратиться к гражданскому законодательству, а именно к положениям ст.ст. 17 и 21 Гражданского кодекса РФ. При этом не ограничивайтесь только определением соответствующих понятий, дайте им характеристику. Обратите внимание на то, что наличие дееспособности не всегда необходимо для участия в семейных правоотношениях. При этом в последнем случае восполнение дееспособности либо не требуется, либо является необходимым.

Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, возникает в 18 лет. До этого возраста полная дееспособность возникает при снижении брачного возраста органом местного самоуправления (п. 2 ст. 13 СК РФ, п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Следует обратить внимание на то, что правовые последствия расторжения брака, предусмотренные ГК РФ и СК РФ, различны. Согласно п. 2 ст. 21 ГК РФ полная дееспособность, приобретенная в результате заключения брака, сохраняется в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Что касается семейной дееспособности, то нельзя сделать вывод о ее сохранении в полном объеме, поскольку разрешение о снижении брачного возраста распространяется на один конкретный случай регистрации брака.

Нужно также обратить внимание на взаимосвязь гражданской и семейной дееспособности в случае ее ограничения или утраты. Так, ограничение гражданской дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ, влечет и ограничение семейной дееспособности. Например, ограниченно дееспособные лица не могут быть усыновителями (ст. 127 СК РФ). Признание лица недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ, приводит к утрате и семейной дееспособности. Например, не допускается регистрация брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 14 СК РФ). Что же касается последующей утраты дееспособности, то она сама по себе не прекращает возникшие семейные права и обязанности.

Объектами семейных правоотношений являются действия и имущество. Наиболее распространенным объектом является действие как результат сознательной деятельности людей. Действия могут быть объектами как личных, так и имущественных, как абсолютных, так и относительных семейных правоотношений.

Содержание семейных правоотношений – это субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений.

Семейные правоотношения возникают на основе юридических фактов, особое место среди которых занимают факты-состояния, такие как родство, супружество. Родство может быть прямым и боковым, нисходящим и восходящим, полнородным и неполнородным. Родство различают также по степени (близкие и дальние родственники). Для правового регулирования семейных отношений, как правило, имеет значение близкая степень родства. От родства необходимо отличать свойство. Семейным правом отношения свойства как таковые не регулируются.

Необходимо иметь в виду, что на практике возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений связано нередко не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью.

При подготовке по 3-ему вопросу плана практического занятия следует исходить из того, что несмотря на длящийся характер и отсутствие четких временных границ большинства семейных правоотношений, семейное законодательство ставит возникновение, изменение и прекращение отдельных прав и обязанностей в зависимость от различных сроков. Эти сроки неодинаковы по своей определенности, обозначению и целям. Поэтому в науке семейного права их принято делить на несколько групп. Так, А.М. Нечаева подразделяет все сроки на две группы: 1) сроки существования прав и обязанностей; 2) разрешительные, запретительные и обязывающие сроки (См.: Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1999. – С. 21-22). Классификацию сроков в семейном праве можно проводить и по другим основания, например, в зависимости от того, кем они установлены.

Среди сроков особое место принадлежит исковой давности. Это срок, который устанавливается для защиты законных прав участников семейных правоотношений. В СК РФ исковой давности посвящена ст. 9.

При подготовке по 4-ому вопросу практического занятия следует обратить внимание на соотношение понятий «ответственность», «защита», «санкция», а также отличия мер ответственности от мер защиты.

Вопросы для самоконтроля

1. Все ли отношения, возникающие внутри семьи, могут регулироваться нормами права? Какие отношения между членами семьи находятся вне сферы правового регулирования?

2. Что такое семейные правовые отношения?

3. Кто может выступать субъектами семейных правоотношений?

4. Имеет ли значение в регулировании семейных правоотношений дееспособность их участников?

5. Что может быть объектом семейных отношений?

6. Что такое родство и свойство? Каково их юридическое значение?

7. Каково место квази-фактов в сфере регулирования семейных отношений?

8. Назовите особенности осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей.

9. Каковы пределы свободы участников семейных отношений?

10. Назовите формы защиты семейных прав. Какими органами осуществляется защита семейных прав?

11. Назовите способы защиты семейных прав.

12. В каких случаях на требования, вытекающие из семейных отношений, распространяется исковая давность?

Практическое занятие по теме 2.1. Брак по семейному праву (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и правовая природа брака.

2. Условия и порядок заключения брака.

3. Основания и порядок признания брака недействительным.

4. Понятие, основания и порядок прекращения брака.

Применяемые методы обучения:

Творческое задание является содержанием интерактивной формы проведения занятия.

Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

- подборка примеров из практики (опыта);

- подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

Практические задания

1. Дайте определение следующим понятиям: брак, условия вступления в брак, брачный возраст, препятствия к заключению брака, признание брака недействительным, фиктивный брак, «санация» (санирование) брака, добросовестный супруг.

2. Подготовьте сообщение на тему: Правовая природа брака.

3. Назовите отличительные условия вступления брак несовершеннолетних, предусмотренные семейным законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Составьте сравнительную таблицу: правовые последствия признания брака недействительным и прекращения брака.

5. Подберите материалы судебной практики по изучаемой теме.

6. Решите задачи:

Задача 1. Лосев и Апина обратились в орган загса с заявлением о регистрации между ними брака. Через неделю после подачи заявления в этот орган загса пришла мать Апиной, которая потребовала, чтобы в регистрации брака было отказано. Свое требование она объяснила тем, что, по имеющимся у нее сведениям, год назад Лосев болел венерической болезнью и поэтому не имеет права заключать брак. В случае отказа удовлетворить ее требование мать Апиной собиралась обратиться в органы прокуратуры.

3. Должно ли быть удовлетворено требование матери Апиной?

4. Изменилось бы решение, если бы Лосев был болен ВИЧ-инфекцией?

Задача 2. Орлова предъявила иск о расторжении брака с Орловым. В исковом заявлении она указала, что у нее с Орловым сложились конфликтные отношения. Одной семьей они не проживают в течение двух лет, поскольку ответчик оставил жену с двумя малолетними детьми, уехал в другой город и семье не помогает.

Однако в судебном заседании ответчик пояснил суду, что не собирается оставлять семью, любит детей и категорически возражаетпротив развода. Уехал же он с согласия жены и родственников, поскольку поступил в очную аспирантуру.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 3. Носов в судебном порядке расторг брак с Носовой. По халатности работников суда выписка из решения суда о расторжении брака не была направлена в орган записи актов гражданского состояния. Сам Носов также не стал обращаться в орган загса с просьбой зарегистрировать расторжение брака. Спустя год он вступил в новый брак. Прокурором был предъявлен иск о признании брака недействительным.

Решите дело.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Институт брака является центральным институтом семейного права. С государственной регистрацией заключения брака законодатель связывает возникновение брачных отношений. Однако легальное определение понятия брака в семейном законодательстве отсутствует. Это обусловлено невозможностью охватить все существенные признаки брака, т.к. некоторые его стороны лежат за пределами правового регулирования. Что касается науки, то имеющиеся в ней определения брака можно подразделить на социологические и юридические. При этом ученые-юристы исходят из различного понимания его сущности и признаков. В юридической литературе выделяют три теории (учения) о правовой природе брака: 1) брак – таинство; 2) брак – институт особого рода; 3) брак – договор.

Результатом подготовки по второму заданию должны стать не только умение характеризовать названные теории, но и умение аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Обратите также внимание на то, как изменялись представления о браке в зависимости от особенностей исторической эпохи.

Брак, являясь основой семьи, в укреплении которой заинтересовано общество, не может не представлять заинтересованности со стороны государства. Поэтому наиболее важные вопросы заключения, прекращения брака и признания его недействительным регулируются законодательством.

Семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку (п. 2 ст. 1, ст. 10 СК РФ). Незарегистрированный брак не порождает никаких правовых последствий. Кроме того, не имеют правового значения браки, заключенные по религиозному обряду или в соответствии с обычаями той или народности. В виде исключения СК РФ предусматривает возможность признания правовой силы за церковной формой брака только в том случае, если брак был совершен в такой форме на оккупированных территориях, входящих в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса (п. 7 ст. 169). Отметьте, с принятием какого нормативного документа заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви.

СК РФ называет обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован в органах загса и будет иметь правовую силу. К числу таковых относятся: 1) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак; 2) достижение ими брачного возраста (п. 1 ст. 12). Характеризуя названные условия, обратите внимание на основания снижения установленного ст. 13 СК РФ брачного возраста. Проанализируйте положения Областного закона Ростовской области от 12.05.1996 № 18-ЗС «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области».

Кроме условий заключения брака, законодатель называет обстоятельства, при наличии которых брак не может быть заключен. Исчерпывающий перечень последних содержится в ст. 14 СК РФ.

Впервые в семейном законодательстве России закреплен институт медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Правовая регламентация данного вопроса отражена в ст. 15 СК РФ.

Готовясь к вопросу о порядке заключения брака, обратите внимание на то, что брак заключается с соблюдением правил, установленных не только СК РФ (ст. 11), но и ФЗ «Об актах гражданского состояния» (глава 3).

2. При подготовке по вопросу – прекращение брака – необходимо руководствоваться нормативными установлениями главы 4 СК РФ и главы 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния, а также соответствующими нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Под прекращением брака понимается прекращение правоотношений, возникших между супругами из факта юридического оформления брака. В ст. 16 СК РФ названы такие основания прекращения брака, как смерть или объявление одного из супругов умершим и расторжение брака (развод).

При изучении порядка расторжения брака следует иметь в виду, что брак может быть расторгнут в органах загса и суде. При этом решение вопроса, где расторгать брак, не зависит от воли супругов, а определено в законе.

Основной критерий – это наличие или отсутствие у супругов общих несовершеннолетних детей. По общему правилу, при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах загса. Однако если один из супругов признан безвестно отсутствующим, признан недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, то независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей брак может быть расторгнут в органах загса по заявлению одного из супругов (п.п. 1, 2 ст. 19 СК РФ). Что касается споров имущественного характера и споров о детях, возникающих между супругами, один из которых находится в одном из состояний, названных в п. 2 ст. 19 СК РФ, то они рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в загсе.

Характеризуя порядок расторжения брака в суде, обратите внимание на различия в процедурах рассмотрения дел о расторжении брака, применение которых зависит от наличия или отсутствия согласия супругов на развод. Порядок расторжения брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака определен ст. 22 СК РФ. Согласно п. 1 данной статьи брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд, исследуя причины распада семьи, может принять меры к примирению супругов. В случае, когда оба супруга, имеющие общих несовершеннолетних детей, согласны на расторжение брака, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода (п. 1 ст. 23 СК РФ).

Важное значение для обеспечения прав и законных интересов бывших супругов имеет определение момента прекращения брака. Этот момент определен в ст. 25 СК РФ. Обратите также внимание на положения, закрепленные п. 3 ст. 169 СК РФ.

3. От расторжения брака следует отличать признание его недействительным. Под признанием брака недействительным понимается аннулирование брака и всех его правовых последствий с момента государственной регистрации заключения брака в органах загса.

Изучая вопрос о недействительности брака, нужно помнить, что брак считается законно совершенным до вынесения соответствующего решения суда, т.е. действует презумпция действительности брака, которая может быть опровергнута только по основаниям, предусмотренным законом, и только по решению суда. Основания признания брака недействительным обозначены в п. 1 ст. 27 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.

Характеризуя основания признания брака недействительным, обратите внимание на отличие фиктивного брака от брака, заключенного по корыстным мотивам.

Признание брака недействительным осуществляется в общеисковом порядке, предусмотренным ГПК РФ. СК РФ определяет только круг лиц, имеющих право требовать признания брака недействительным (п. 1 ст. 28), а также указывает, в каких случаях при рассмотрении дела о признании недействительным брака к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 28).

В семейном праве применяется понятие «санация брака», т.е. его оздоровление. Это означает, что суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению. Обратите внимание на случаи, когда санирование брака невозможно, а также на особенности санирования брака, заключенного с несовершеннолетним.

Правовая сущность признания брака недействительным выражается в его правовых последствиях, суть которых сводится, что такой брак не порождает прав и обязанностей супругов. Однако признание брака недействительным не влияет на права детей, рожденных в таком браке. Последствия признания брака недействительным определены в ст. 30 СК РФ. Сравните последние с правовыми последствиями прекращения брака.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое условия заключения брака?

2. Назовите условия заключения брака, предусмотренные действующим семейным законодательством.

3. Назовите основания и юридические последствия снижения брачного возраста.

4. Какой орган уполномочен решать вопрос о снижении брачного возраста?

5. Что такое препятствия к заключению брака?

6. Какие препятствия к заключению брака предусмотрены действующим семейным законодательством?

7. Какой срок для государственной регистрации заключения брака установлен действующим законодательством? Может ли он быть сокращен или увеличен?

8. С какого момента брак считается заключенным?

9. Назовите основания для прекращения брака.

10.Кто может быть инициатором расторжения брака? В каких случаях брак может быть прекращен по заявлению опекуна одного из супругов?

11.В каких случаях может быть ограничено право мужа требовать расторжения брака?

12.Какие органы согласно действующему законодательству вправе выносить решения о расторжении брака?

13.В каких случаях возможно расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей?

14.С какого момента брак считается прекращенным при его расторжении?

15.Какие вопросы разрешает суд при вынесении решения о расторжении брака?

16.Какие требования супругов суд вправе выделить в отдельное производство?

17.Назовите основания признания брака недействительным.

18.Что такое фиктивный брак?

19.В каких случаях суд обязан к участию в деле о признании брака недействительным привлечь орган опеки и попечительства?

20.С какого момента брак считается недействительным?

21.Что такое санация брака?

22.Перечислите обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

23.В каких случаях санирование брака невозможно?

24.Кто признается добросовестным супругом в браке, признанном недействительном?

25.Какие права предоставляются добросовестному супругу при вынесении судом решения о признании брака недействительным?

Практическое занятие по теме 2.2. Права и обязанности супругов (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Личные неимущественные права и обязанности супругов.

2. Законный режим имущества супругов.

3. Договорный режим имущества супругов.

4. Ответственность супругов по обязательствам.

Практические задания

1. Дайте определение: законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, брачный договор.

2. Проанализировав положения главы 6 СК РФ, составьте таблицу: Личные прав и обязанности супругов.

3. Решите задачи:

Задача 1. Филатов состоял в фактическом сожительстве с Неверовой 15 лет. В период совместной жизни дом на земельном участке, выделенном местной администрацией Неверовой. Филатов просил разделить этот дом, признав за ним право собственности на ½ часть, т.к. дом фактически построен его руками и на его деньги. По специальности он каменщик-штукатур. Неверова же в период их совместной жизни работала не более года, а все остальное время находилась на его иждивении. В настоящее время сын Неверовой от первого брака демобилизовался из армии, и они вместе с Неверовой выгоняют его из дома.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 2. Художник Леонтий Лазарев свое эпическое полотно на тему «Освобождение Москвы Мининым и Пожарским от польских захватчиков» начал писать за девять месяцев до женитьбы на Клавдии Красновой. Это полотно Леонтий Лазарев закончил и сдал заказчику накануне регистрации заключения брака с Клавдией Красновой. За полученное им авторское вознаграждение супруги купили автомобиль. Леонтий Лазарев целиком отдавался своему любимому делу, а Клавдия Краснова вечерами, придя с работы, и в выходные дни скучала, т.к. Леонтий не хотел отрываться от работы и развлекать ее. Так супруги прожили 6 лет. За это время Леонтий создал несколько картин, часть из которых он продал, а деньги были израсходованы на повседневные нужды семьи. Жизнь с мужем казалась Клавдии однообразной и скучной, и поэтому она потребовала развода от Леонтия. Последний не возражал.

Через год после расторжения брака в органе загса Клавдия потребовала в судебном порядке раздела общего имущества, нажитого ею и мужем в период их брака, в том числе и картин, написанных бывшим мужем, а также гонорара, полученного им после расторжения брака за картину в период брака.

1. Являются ли картины, написанные Леонтием Лазаревым в период брака, общим имуществом супругов?

2. Входит ли вознаграждение, полученное Леонтием Лазаревым в период брака за картину, созданную до вступления в брак с Клавдией Красновой, в общее имущество супругов? Будет ли автомобиль считаться общим имуществом супругов?

3. Относится ли вознаграждение за картину, написанную в период брака, полученное Леонтием Лазаревым после расторжения брака, к совместной собственности супругов Леонтия Лазарева и Клавдии Красновой?

4. Какое решение должен принять суд?

Задача 3. Николай Норманн занимался торговлей мужской и женской обувью на вещевом рынке. Когда его товар подошел к концу, он решил, что ему пора съездить в Турцию за новой партией товара. Денег у него в достаточном количестве не было. Поэтому он обратился к предпринимателю Виктору Волгину с просьбой дать ему денег взаймы. Волгин согласился, но спросил есть ли у Николая Норманна брачный договор с его женой Нелей Норманн. А когда узнал, что такой договор имеется, попросил дать ему возможность ознакомиться с ним. Николай Норманн не возражал, но удивился, зачем тому нужно это, ведь долг-то будет все равно его личным. Свое желание познакомиться с брачным договором супругов Виктор Волгин объяснил тем, что он должен знать, какая часть имущества супругов принадлежит лично Николаю Норманну.

5. Вправе ли займодавец Виктор Волгин интересоваться наличием брачного договора Николая и Нели Норманн перед тем, как выдать заем?

6. Предусмотрена ли законом обязанность заемщика знакомить займодавца с содержанием брачного договора?

7. Правомерно ли замечание Николая Норманна в отношении долга, что этот долг – лично его, а не общий?

8. С какой целью займодавец Виктор Волгин хотел узнать, какая часть имущества супругов принадлежит лично Николаю Норманну?

4. В юридическую консультацию обратились Кислицина и Овсиенко, которые при вступлении в брак решили заключить брачный договор. Их интересовали следующие вопросы:

а) можно ли предусмотреть в брачном договоре размер и порядок выплаты алиментов на детей?

б) возможно ли включить в брачный договор условие, по которому один из супругов в случае расторжения брака по собственной инициативе содержал другого, выплачивая ему определенные суммы?

в) возможно ли, чтобы брачный договор не содержал условий, устанавливающий правовой режим в отношении приобретаемого в браке имущества, а определял лишь порядок раздела этого имущества? Если да, то как в этом случае будут решаться споры, связанные с владением, пользованием и распоряжением этим имуществом?

г) можно ли предусмотреть в брачном договоре условие о том, что в случае смерти одного из супругов его имущество переходит в собственность пережившего супруга?

д) можно ли включить в брачный договор условие о взаимном содержании супругов во время брака и (или) после его расторжения и увязать его с освобождением от уплаты алиментов на содержание детей или на уплату алиментов в пониженном размере?

е) можно ли в брачном договоре предусмотреть обязанности супруга поступить на заочное отделение юридического факультета Ростовского филиала РТА и по его окончании найти престижную работу, а также обязанности жены не курить, не пить вино, отказаться от работы в казино, где она работала до заключения брака, поступать на работу только с согласия мужа и только в ту организацию, которую сочтут возможной для ее работы муж и его родители?

Ответьте на поставленные вопросы.

5. Составьте проект брачного договора, в котором будут содержаться следующие условия. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до брака, и прибыль от этого имущества считаются собственность того супруга, на чье имя оно оформлено, при расторжении брака оно не подлежит разделу. Имущество, приобретенное во время брака, является общей долевой собственностью супругов, но их доли в этом имуществе должны быть не равны, а пропорциональны вкладу каждого. Сформулируйте пункт договора, исключающий споры относительно изменения размера долей.

Придумайте любые дополнительные условия.

6. Подберите материалы судебной практики по изучаемой теме.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Внимательно изучите соответствующие главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы).

С момента государственной регистрации заключения брака, лица, заключившие брак, приобретают статус супругов. С этого момента каждый из них приобретает права и обязанности, которые делятся на две группы: личные и имущественные. Личным правам и обязанностям супругов посвящена глава 6 СК РФ. Нормы ст. 31 СК РФ основаны на конституционных положениях о равенстве прав и свобод мужчины и женщины и равенстве возможностей их реализации (ст. 19), о свободе выбора каждым гражданином места пребывания и жительства (ст. 27), рода деятельности и профессии (ст. 37), о заботе и воспитании детей как равных правах и обязанностях обоих родителей (ст. 38), о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод (ст. 55). В числе личных обязанностей супругов СК РФ называет обязанность строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Однако семейное законодательство не содержит прямых юридических санкций за нарушение названных обязанностей, поэтому положения п. 3 ст. 31 СК РФ следует рассматривать как имеющие декларативный характер и определяющие нравственную основу построения отношений между супругами.

Семейно-правовой характер имеет другое личное право супругов, а именно право выбора фамилии, которому посвящена ст. 32 СК РФ.

В отличие от личных прав и обязанностей супругов имущественные отношения между ними подвергаются более детальному правовому регулированию. Это объясняется тем, что они могут быть осуществлены принудительно и за их неисполнение или ненадлежащее исполнение возможно применение государственного принуждения. Кроме того, в имущественных правоотношениях должна присутствовать определенность, что важно, как для самих супругов, так и третьих лиц.

К имущественным правоотношениям супругов принято относить отношения собственности на имущество, нажитое в период брака, и алиментные правоотношения. Об алиментных правоотношениях супругов речь будет идти в рамках темы «Алиментные обязательства членов семьи».

При подготовке по вопросу, касающемуся отношений собственности супругов, следует помнить, что современное семейное законодательство внесло существенные изменения в регулирование этих отношений, предусмотрев наравне с законным режимом договорный режим имущества супругов. При этом право выбора между ними остается за супругами.

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности (ч. 1 п. 1 ст. 33 СК РФ). Он действует, если брачным договором не установлено иное (ч. 2 п. 1 ст. 33 СК РФ).

Характеризуя законный режим имущества супругов, следует руководствоваться не только нормами главы 7 СК РФ, но и нормами ГК РФ (в частности, ст. 256). В СК РФ дается примерный перечень имущества, которое может находиться в совместной собственности супругов и довольно подробно регламентируются вопросы реализации супругами своих имущественных прав, связанных с владением, пользованием и распоряжением общим имуществом. Кроме того, в ст. 36 СК РФ определено имущество, составляющее собственность каждого из супругов. Изучая названную статью, обратите внимание на п. 3, который дополнительно включен ФЗ от 18.12.2006 № 231-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2008 года. При определенных обстоятельствах, названных в ст. 37 СК РФ, имущество одного из супругов может быть признано общей совместной собственностью супругов.

Важным аспектом вопроса – законный режим имущества супругов – является раздел общего имущества супругов, которому посвящены ст.ст. 38, 39 СК РФ. Кроме этого, при подготовке по этому вопросу необходимо использовать положения Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Режим имущества супругов, установленный брачным договором, называется договорным режимом имущества супругов. Его правовая регламентация осуществляется нормами главы 8 СК РФ.

Согласно ст. 40 СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. По правовой природе брачный договор является гражданско-правовой сделкой, обладающей определенной спецификой. Поэтому к брачному договору помимо норм СК РФ применяются нормы гражданского законодательства о договорах. Прежде всего, как гражданско-правовая сделка брачный договор должен соответствовать условиям действительности сделок (соответствие требованиям закона; соответствие воли волеизъявлению; соответствие установленной законом форме; стороны договора должны обладать дееспособностью). Кроме того, изменение, расторжение и признание брачного договора недействительным происходит в порядке и по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

При изучении данного вопроса важно определить специфику субъектного состава, содержания брачного договора. Говоря о свободе брачного договора, следует помнить об ее ограничениях, установленных СК РФ.

Характеризуя форму брачного договора, следует иметь в виду, что соглашения супругов, изменяющие режим собственности, допускались до вступления нового СК РФ в действие (до 1 марта 1996 года). Ст. 256 ГК РФ не требовала нотариального удостоверения договоров о режиме имущества супругов. Поэтому согласно ст. 422 ГК РФ предписание п. 2 ст. 41 СК РФ о нотариальном удостоверении брачного договора не колеблет юридической силы соглашений, заключенных до 1 марта 1996 года. Расторжение таких договоров также не требует квалифицированной письменной формы. Что касается его изменения, то исключение каких-либо положений допускается в простой письменной форме, внесение же новых положений требует нотариального удостоверения. Эти положения в полной мере согласуются с п.п. 1, 5 ст. 169 СК РФ.

При выполнении 5-ого задания для самостоятельной работы обратите внимание на образцы брачных договоров, предложенные в приложении № 1 (с. 75). Кроме этого, с типовыми брачными договорами можно познакомиться и в других источниках, в т.ч. используя Интернет ресурсы.

Особое место в СК РФ занимают правила, посвященные ответственности супругов по обязательствам (глава 9). Изучая данный вопрос, обратите внимание на особенности ответственности супругов по личным и общим долгам. Кроме того, согласно п. 3 ст. 45 СК РФ супруги (родители) несут ответственность за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, которая определяется гражданским законодательством. Эти обязательства предусмотрены ст.ст. 1073-1075 ГК РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов регулируются нормами СК РФ?

2. Объясните, почему нормы, закрепляющие личные неимущественные права и обязанности супругов, являются нормами-декларациями?

3. Какие имущественные отношения супругов регулируются нормами СК РФ?

4. В каких случаях действует законный режим имущества супругов?

5. Какое имущество супругов является их совместной собственностью?

6. Как осуществляется владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов?

7. Какое имущество относится к имуществу каждого из супругов?

8. В каком случае имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью?

9. В какой форме заключаются соглашения о разделе общего имущества супругов?

10.Каков порядок раздела общего имущества супругов в случае спора между ними?

11.Как поступают с вещами при разделе общего имущества супругов, приобретенными исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей?

12.Кому принадлежат денежные вклады, внесенные супругами на имя их несовершеннолетних детей? Учитываются ли эти вклады при разделе общего имущества супругов?

13.Как распределяются общие долги супругов при разделе общего имущества?

14.Каков срок исковой давности по требованиям супругов о разделе общего имущества?

15.Что такое брачный договор?

16.Какие требования предъявляет законодатель к форме брачного договора?

17.Кто может быть субъектом брачного договора?

18.С какого момента начинает действовать брачный договор?

19.Какие требования к содержанию брачного договора содержаться в СК РФ?

20.Как и в каком порядке можно изменить и расторгнуть брачный договор?

21.Назовите основания признания брачного договора недействительным.

22.С какого момента прекращается действие брачного договора?

23.Что понимается под личными и общими долгами супругов?

24.В каких случаях взыскание может быть обращено на общее имущество супругов?

25.В каких случаях супруги несут ответственность имуществом каждого из них?

26.Каковы основания и условия возмещения супругами вреда, причиненного их несовершеннолетними детьми?

27.В каких случаях ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, может быть возложена на его родителей (супругов), лишенных родительских прав?

28.Какие сведения о брачном договоре обязан сообщать супруг-должник своему кредитору?

29.Имеет ли значение для кредиторов при обращении взыскания на общее имущество супругов то, что их брачный договор изменен, а определенная категория долгов, бывших ранее общими, стала считаться личным долгом одного из них?

30.Вправе ли кредитор обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора с супругом-должником в случае, если изменение или расторжение брачного договора супругами чрезвычайно неблагоприятно для кредитора?

Практическое занятие по теме 3.1. Установление происхождения детей (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Основание возникновения прав и обязанностей родителей и детей.

2. Добровольное установление отцовства.

3. Установление отцовства в судебном порядке.

4. Запись родителей ребенка в книге записей рождений.

5. Оспаривание отцовства (материнства).

Практические задания

1. Дайте определение понятиям: презумпция отцовства, суррогатная мать.

2. Составьте таблицу: Порядок установления отцовства.

3. Проанализируйте положения ст. 51 СК РФ и главы 2 ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и результаты отразите в конспекте по вопросу: Основания и порядок записи родителей ребенка в книге записей рождений.

4. Дайте письменные разъяснения гражданам, обратившимся в юридическую консультацию со следующими вопросами:

· Соколов сообщил, что его несовершеннолетняя дочь в настоящее время беременна. Отцом ребенка, по мнению Соколова, является несовершеннолетний одноклассник дочери, который, однако, этого не хочет признавать. Соколов хочет узнать, можно ли в данном случае установить отцовство в судебном порядке и если да, то, что для этого нужно.

· Пирогов интересуется, может ли он оспорить отцовство. В 2006 году он вступил в брак с Борисовой, однако вскоре был призван в армию. Когда он вернулся домой после окончания службы, то узнал, что Борисова родила ребенка, отцом которого является другой мужчина. При регистрации ребенка отцом был записан Пирогов.

· Соловьева сообщила, что она предъявила иск к Гришину об установлении отцовства, однако последний отказывается проходить экспертизу. Она хотела бы узнать, можно ли провести такую экспертизу принудительно.

5. Решите задачи:

Задача 1. Данилова предъявила иск Шустову об установлении отцовства в отношении дочери Оксаны, родившейся 28 января 2007 года и о взыскании алиментов на ребенка.

Свои требования она мотивировала тем, что с февраля 2005 по май 2006 года она проживала с Шустовым одной семьей без регистрации брака. Он отец ее ребенка, но отцовства своего не признает и материальной помощи не оказывает.

По заключению экспертизы крови отцовство ответчика не исключалось. Однако по ходатайству Шустова была проведена другая экспертиза, из которой следовало, что на день проведения экспертизы (15 января 2008 года) Шустов был не способен к оплодотворению Вместе с тем эксперт не мог дать определенный ответ на вопрос о том, был ли Шустов неспособен к оплодотворении. На день зачатия ребенка.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 2. Тимохина, состоявшая в зарегистрированном браке с Сычевым, при регистрации рождения ребенка в загсе заявила, что отцом ребенка является не ее муж, а Миронов, который подал совместно с ней заявление о добровольном признании отцовства. Однако работники загса потребовали, чтобы муж Семеновой письменно подтвердил, что он не является отцом ребенка. В противном случае они должны записать его отцом ребенка, так как супруги состоят в зарегистрированном браке.

3. Правильны ли действия работников загса?

4. Как в данном случае должно быть установлено отцовство?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Внимательно изучите соответствующие главы учебников из списка основной литературы. В качестве дополнительных источников подготовки используйте материалы периодической печати (смотрите список дополнительной литературы). Кроме того, более глубокому усвоению материала будет способствовать анализ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 (ред. от 06.02.2007).

Основанием возникновения родительского правоотношения является происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ).

Происхождение ребенка от матери (материнство), как правило, не вызывает затруднений. Доказательствами, подтверждающими рождение ребенка данной женщиной, обычно являются документы, выдаваемые медицинским учреждением, в котором происходили роды. Если же ребенок родился вне медицинского учреждения, то материнство устанавливается на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Установление происхождения ребенка от отца (отцовство) значительно сложнее. При изучении этого вопроса следует исходить из того, родился ли ребенок в зарегистрированном браке или вне зарегистрированного брака. В последнем случае отцовство может быть установлено добровольно и в судебном порядке.

Если ребенок родился в зарегистрированном браке, действует презумпция того, что отцом ребенка является супруг матери. Обратите внимание на то, что презумпция отцовства действует и в случаях рождения ребенка в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным, смерти супруга матери ребенка. Регистрация отцовства осуществляется на основании свидетельства о браке или иного документа, подтверждающего факт и время прекращения брака.

Наличие презумпции означает, что она может быть опровергнута. Это означает, что отцовство во всех вышеназванных случаях может быть оспорено в установленном законом порядке (ст. 52 СК РФ).

Добровольное установление отцовства осуществляется путем подачи матерью и отцом ребенка, не состоящими в браке, совместного заявления в органы загса. В одностороннем порядке отец ребенка может подать заявление только в случаях, названных в п. 3 ст. 48 СК РФ (смерть матери, признание недееспособной, невозможность установления места ее нахождения, лишение ее родительских прав) и только с согласия органа опеки и попечительства. Если же такого согласие будет отсутствовать, то отцовство устанавливается по решению суда.

Нередки случаи, когда отец ребенка, рожденного вне брака, отказывается подать заявления в орган загса об установлении отцовства. Тогда в целях защиты прав и законных интересов ребенка возможно установление отцовства в судебном порядке, который определен ст. 49 СК РФ и п.п. 1-7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 (ред. от 06.02.2007).

При изучении вопроса об установлении отцовства необходимо иметь в виду, что обстоятельства для установления отцовства в судебном порядке, предусмотренные ст. 49 СК РФ, существенно отличаются от тех, которые предусматривались ст. 48 КоБС РСФСР.

Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие Семейного кодекса РФ (т.е. 1 марта 1996 г. и после этой даты), суд, исходя из ст. 49 СК РФ, принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. К таким доказательствам относятся любые фактические данные, установленные с использованием средств доказывания, перечисленных в ст. 55 ГПК РФ.

В отношении детей, родившихся до введения в действие Семейного кодекса РФ, суд, решая вопрос об отцовстве, руководствуется ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР, принимая во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.

Поскольку законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории,

Date: 2015-09-24; view: 772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию