Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика экологического мониторинга





В настоящее время состояние окружающей среды в Российской Федерации можно охарактеризовать, как крупномасштабное загрязнение атмосферного воздуха, почв, поверхностных водоёмов и подземных вод. Фактически любая технологическая деятельность человечества нарушает природные процессы, тем самым дестабилизируя природное равновесие. Последние десятилетия – это период становления индустриализации, в котором мы наблюдаем большое количество экологических катастроф, происходящих на глобальном уровне, кризисные явления, природные катаклизмы, что очень негативно сказывается на состоянии здоровья населения.

На данный момент времени уже существует накопленный опыт, касающийся изучения некоторого воздействия отдельных источников загрязнения на окружающую среду, однако, задача по исследованию и управлению экологической ситуацией не теряет своей актуальности, как в целом, так и на территории определенного региона.

В практической и научной деятельности человека часто применяется метод наблюдения – один из важнейших способов окружающей действительности, представляющий собой способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. [Брянцев А.Н. Социологический словарь. СПб.: Лань, 2010. С. 218].

Термин «мониторинг» был введён в научный оборот в ХХ веке для определения системы регулярных длительных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени [Трофимова, В.Л. Природопользование. Толковый словарь. – М.: - Финансы и статистика, 2002. – 184 с.]

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что реализация данного права невозможна без его участия.

Термин «экологический мониторинг», в современном его понимании, впервые появился в государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РФ» в 1995 г. [Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113 – ФЗ «О гидрометеорологической службе» (в ред. ФЗ от 23 июля 2008 г. № 160 – ФЗ))].

Экологический мониторинг – согласно Федеральному закону (2002 г.) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов [Вронский, В.А. Экология и окружающая среда. Словарь – справочник: (Серия «Учебный курс»). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008. – 432 с.]

Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию:

- о состоянии окружающей среды;

- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.е. об источниках и факторах воздействия);

- о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

- о существующих резервах биосферы [ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ)].

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием качества атмосферного воздуха, воды, почвы и других компонентов ландшафта и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Мониторинг включает три основных направления деятельности:

1) наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, которые оказывают воздействие на неё;

2) оценку фактического состояния окружающей среды;

3) прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.[Снакин, В.В. Природные ресурсы и окружающая среда: словарь – справочник. – М.: НИА - Природа, РЭФИА, 2001. – с. 568.].

Необходимо особо отметить, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Основные положения экологического мониторинга или мониторинга окружающей среды представлены в Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе от 19 июля 1998 года № 113 – ФЗ «О гидрометеорологической службе».

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека [Трофимова, В.Л. Природопользование. Толковый словарь. – М.: - Финансы и статистика, 2002. – 184 с.].

Исходя из выше представленных определений, можно сделать вывод о том, что данные понятия соотносятся между собой как часть и целое, следовательно, государственный экологический мониторинг является одной из составляющих экологического мониторинга.

Одной из существенных особенностей государственного экологического контроля является то, что порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда.

В свою очередь, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральным агентством водных ресурсов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга [ Постановление от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) Ресурс интернета: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150638;fld=134;dst=100011;rnd=0.4043969812337309 ]

Экологический контроль – деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил [Трофимова, В.Л. Природопользование. Толковый словарь. – М.: - Финансы и статистика, 2002. – 184 с.].

Определяют основныезадачи экологического контроля:

· наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

· проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Важно отметить и то, что в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.

Как отмечает В.В. Снакин, мониторинг окружающей природной среды, в зависимости от территории, на которой проводятся те или иные наблюдения, подразделяется на три уровня:

1) глобальный;

2) региональный;

3) локальный [Снакин, В.В. Природные ресурсы и окружающая среда: словарь – справочник. – М.: НИА - Природа, РЭФИА, 2001. – с. 568.].

Глобальная система мониторинга окружающей среды была создана совместными усилиями мирового сообщества в 1974 г. на первом межправительственном совещании по мониторингу. Главными задачами такого мониторинга является контроль и слежение за общемировыми явлениями и процессами, включая антропогенное воздействие на биосферу.

Региональный мониторинг включает слежение за процессами и явлениями в пределах какого – либо региона. Примерами такого уровня мониторинга может служить проблемы миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона.

Локальный мониторинг – слежение за явлениями и антропогенными нагрузками на небольших территориях. В основном источником такого мониторинга являются сильные воздействия на окружающую среду [2].

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствует специально разработанные программы:

· импактном;

· фоновом (базовом).

Программа импактного мониторинга может иметь различные направления например, изучение сбросов или выбросов загрязняющих веществ с какого – либо предприятия. В этом случае предметом регионального мониторинга является состояние окружающей среды в пределах региона. Если рассмотреть случай с локальным мониторингом, то предметом будет служить источник воздействия на окружающую среду в локальном уровне.

Таким образом, можно сказать, что импактный мониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и территориях.

Целью фонового мониторинга является зафиксировать фоновое состояние окружающей среды. Поэтому источниками фонового мониторинга могут быть биосферные заповедники, т.к. на них запрещена всякая хозяйственная деятельность, что идеально подходит для сравнения с территориями, где она осуществляется [2].

Программы мониторинга формируются по принципу выбора приоритетных (первоочередных) загрязняющих веществ и интегральных характеристик (отражающих группу явлений или процессов). Приоритеты выбираются в зависимости от цели и задачи конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом их токсических свойств, объемов их поступления в окружающую среду, особенностей их трансформации, частоты и величины воздействия на человека и биоту [25].

 

 

Date: 2015-09-24; view: 1781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию