Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные классы: понятие и пути их образования





Прежде чем говорить о социальных классах, необходимо сказать не­сколько слов о социальной структуре. Общество есть сложная сеть взаи­модействий и взаимосвязей индивидов, групп, каст, слоев, прослоек, классов и т. д. Всю эту сеть принято называть социальной структурой об­щества, в которой центральное место занимают социальные классы.

Термин «классы» употребляется для обозначения больших социаль­ных групп. Существуют разные определения классов, но наиболее широ­ко известно ленинское определение. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (боль­шей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам про­изводства, по их роли в общественной организации труда, а следователь­но, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают»1.

Ленин выделяет четыре классообразующих признака: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства, 2) от­ношение класса к средствам производства, 3) роль класса в обществен­ной организации труда, 4) способ получения доли общественного богат­ства. Главным классообразующим признаком выступает отношение к средствам производства.

Возникновение классов — процесс длительный, сложный и мучитель­ный. Энгельс выделял два пути происхождения классов. Первый путь свя-

Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 15. 44


зан с внутренней эволюцией родового строя, когда в результате развития производительных сил происходит рост общественного богатства, часть которого начинает присваивать органы, до этого защищавшие интересы всех членов рода или общины. «Постепенно производительные силы рас­тут; увеличение плотности населения создает в одних случаях общность, в других - столкновение интересов между отдельными общинами; груп­пировка общин в более крупное целое вызывает опять-таки новое разде­ление труда и учреждение органов для охраны общих интересов и для от­пора противодействующим интересам. Эти органы, которые в качестве представителей общих интересов целой группы общин занимают уже по отношению к каждой отдельной общине особое, при известных обстоя­тельствах даже антагонистическое, положение, становятся вскоре еще бо­лее самостоятельными, отчасти благодаря наследственности обществен­ных должностей, которая в мире, где все происходит стихийно, устанав­ливается почти сама собой, отчасти же благодаря растущей необходимо­сти в такого рода органах, связанной с учащением конфликтов с другими группами»1.

Другой путь образования классов связан с войнами. Развитие произво­дительных сил приводит к тому, что продуктов производится больше, чем потребляется. Появились средства для того, чтобы содержать больше людей, могущих работать. Но в самой общине в силу ее немногочислен­ности нет таких рабочих рук. Зато их доставляла война. Если до этого пленных просто убивали, то теперь их превращают в рабов.

Один класс (меньшинство) эксплуатирует другой (большинство). Эксплуатация предполагает присвоение чужого труда. Тот, кто эксплуати­рует, считается эксплуататорским классом, а тот, кто эксплуатируется, — эксплуатируемым. В античном мире в качестве основных классов высту­пали рабы и рабовладельцы. Рабы приравнивались к животным. Они бы­ли исключены из жизни общества. Аристотель писал, что «невозможна дружба и с конем или быком или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ни­чего общего быть не может, потому что раб - одушевленное орудие...»2. В эпоху феодализма основными классами были феодалы и крестьяне, а в эпоху капитализма — буржуазия и пролетариат.

Многие исследователи (Сорокин, Арон и др.) в качестве главного классообразующего признака выделяют не отношение к средствам про­изводства, а доходы. Утверждается, что по мере развития капитализма увеличиваются доходы населения, люди удовлетворяют свои потребно­сти, рабочий класс растворяется среди других слоев общества, появляется «средний класс», который включает в себя большинство людей данного общества. Сторонники таких утверждений видят только явление и не хо­тят анализировать сущность тех изменений и процессов, которые проис-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 183.

Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 236.


ходят в современном мире. Слов нет, в западных странах, население кото­рых составляет около одного миллиарда человек, жизненный уровень достаточно высок, особенно для тех, кто имеет постоянную работу и обеспечен жильем. Верно и то, что большинство западных жителей в состоянии иметь машину, телевизор, жилье, отдыхать за границей и т. д. Бесспорно и то, что у многих есть определенные доходы, акции и т. п. Но следует ли отсюда, что на Западе нет теперь рабочих, а есть только «средний класс»? Нет, конечно. Рабочий не потому является рабо­чим, что он получает мало или много, а потому что он лишен средств производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Он может полу­чать много, но тем не менее подвергается эксплуатации со стороны рабо­тодателей, поскольку они присваивают его труд за вычетом заработной платы. Такая эксплуатация — имманентная черта капитализма: без этого он не сможет существовать и развиваться. Раз есть капиталистическая экономика, значит, есть и рабочие, которые могут иметь определенные акции предприятия, но тем не менее остаются рабочими. Следует под­черкнуть, что акции — это камуфляж сущности буржуазного способа про­изводства. Действительным владельцем предприятий являются не все ак­ционеры, а те, кто владеет пакетом акций, поскольку им принадлежит ре­шающий голос при принятии тех или иных решений. Нельзя забывать и тот факт, что не все представители «среднего класса» удовлетворяют свои общественно необходимые потребности, под которыми подразумева­ются потребности, порожденные уровнем развития данного общества. Скажем, в позапрошлом веке ни у кого не было потребности в телевизо­ре или в компьютерной технике, потому что производство не выпускало эту продукцию. В настоящее время телевизор и компьютер — не предмет роскоши, а составная часть жизненных стандартов конца XX — начала XXI в. Так вот многие представители так называемого среднего класса не могут себе позволить удовлетворить общественно необходимые потребно­сти, потому что, во-первых, финансы не позволяют и, во-вторых, вынуж­дены откладывать на черный день, ибо неизвестно, будут иметь завтра работу или нет. Поэтому понятие среднего класса не отражает реалии со­временных обществ. Пока существуют общественное разделение труда (промышленность, сельское хозяйство) и частная собственность на сред­ства производства, будут существовать классы.

Date: 2015-09-24; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию