Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский язык и культура речи





Учебное пособие

 

Под редакцией профессора Б.Г.Бобылева

 

Рекомендовано Ученым Советом ОрелГТУ

в качестве учебно-методического пособия

 

Орел – 2006

УДК 811.161.1’271 + 811.161.1’38] (07)

ББК 81.411.2 – 7я7

Р 89

 

 

Рецензенты:

зав. кафедрой русского языка как иностранного ОГУ, доктор филологических наук, профессор М.С.Зайченкова,

профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку ОГУ Л.Д.Беднарская

 

Р 89 Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.Г.Бобылева Орел, 2006. – 81с.

Авторский коллектив:

Б.Г.Бобылев, О.Н.Коломыцева, С.В.Кошелева, В.В.Мишечкина, Г.Н. Федина, З.Ф. Чернышева.

 

Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта “Русский язык и культура речи” для нефилологических специальностей с учетом региональной специфики и особенностей организации учебного процесса в ОрелГТУ.

Содержит краткие справочные сведения по культуре речи, стилистике и риторике, изложенные в доступной форме, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, образцы деловой документации.

Предназначено для студентов Орловского государственного технического университета всех отделений и специальностей. Может быть использовано студентами других вузов, а также абитуриентами и старшеклассниками.

 

 

УДК 811.161.1271+811.161.138 (07)

ББК 81.411.2 – 7я7

.

ОрелГТУ, 2006

Русский язык и культура речи.

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………….

Занятие 1. Понятие культуры речи………………………………………………...

Занятие 2. Орфоэпические и акцентологические нормы…………………………

Занятие 3. Лексические и фразеологические нормы……………………………….

Занятие 4. Грамматические нормы…………………………………………………

Занятие 5. Система функциональных стилей. Разговорный и публицистический функциональные стили……………………………………………………………

Занятие 6. Научный функциональный стиль………………………………………

Занятие 7. Официально-деловой стиль…………………………………………….

Занятие 8. Основы риторики………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………….

Приложение 1. Грамматические нормы современного русского языка…..

Приложение 2. Строевые слова реферативного текста…………………….

Приложение 3. Образцы служебной документации………………………..

Приложение 4. Тропы и фигуры красноречия………………………………

Приложение 5. Материал для самостоятельной работы студентов……….

Приложение 6. Грампрактикум………………………………………………

Приложение 7. Тематика рефератов…………………………………………

 

 


Введение

 

Способность говорить и понимать речь является изначальной способностью человека, отличающей его от других живых существ. Разум и язык тесно связаны и взаимообусловлены. «Человек разумный» (Homo sapiens) предстает перед нами прежде всего как «человек говорящий» (Homo eloquens). Развитие языковой способности человека обусловливает его общее развитие и, в то же время, является важной предпосылкой общественного прогресса. Согласно Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Во всем мире сегодня речевые действия рассматриваются как важный резерв социально-экономического развития. Наша страна в этом плане также не является исключением. Изучение культуры речи и стилистики на всех факультетах и отделениях университетов России сегодня обусловлено необходимостью соединения научных знаний с языковыми, формирования способности студентов свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Умение грамотно и эффективно строить свою речь – необходимая предпосылка подготовки специалистов высшей квалификации любого профиля. По определению современных лингвистов, речевое поведение представляет собой «визитную карточку человека в обществе». Овладение культурой речи позволяет избежать помех в общении, когда внимание обращается на неграмотную, косноязычную форму высказывания, а не на его содержание. Знание правил стилистики помогает общаться не только грамотно, но и целесообразно, учитывать задачи речи и особенности сферы ее использования. Наконец, знакомство с основами риторики способствует выработке умения быстро воспринимать речь во всех видах слова, а также умения создавать монолог, вести диалог и управлять им.

Настоящее пособие призвано способствовать организации семинарских и практических занятий по курсу "Культура речи и стилистика" на всех отделениях и факультетах Орел ГТУ. Содержание и построение пособия определяется структурой рабочей программы курса, разработанной на кафедре русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета.

В данной программе, рассчитанной на 34 часа, 16 часов предусмотрено для практических занятий. Таким образом, материал курса распределяется по восьми разделам.

В начале каждого раздела дается краткое изложение теоретических сведений по теме (данные материалы носят ориентировочный характер и должны быть дополнены студентами за счет сведений, полученных из лекционного курса и рекомендованной учебной литературы). После этого следуют вопросы, обеспечивающие контроль усвоения теоретического материала. Основную часть разделов пособия составляют задания, нацеленные на выработку конкретных речевых навыков и умений студентов. Среди них – навыки правильного произношения и ударения, стилистически грамотного письма, умения сжато излагать текст, составлять аннотации, рефераты, деловые бумаги, навыки эффективного общения с аудиторией и др..

Задания отличаются различным уровнем сложности и составлены таким расчетом, чтобы обеспечить возможность выбора с учетом профиля и уровня подготовки студентов.

В конце пособия помещен список использованной литературы и Приложения, где дается необходимый справочный материал по разделам пособия.

Авторы разделов:

Б.Г. Бобылев – Введение, Занятия 1 и 6, Занятие 2 (в соавторстве с В.В.Мишечкиной), Занятие 8 (в соавторстве с С.В.Кошелевой), Приложения 1,3,6.

З.Ф.Чернышева Занятие 7, Приложение 2.

Г.Н. Федина – Занятие 4, Приложения 4 и 5.

С.В. Кошелева – Занятие 3, Занятие 8 (в соавторстве с Б.Г.Бобылевым).

В.В. Мишечкина Занятие 2 (в соавторстве с Б.Г.Бобылевым), Литература.

О.Н. Коломыцева –Занятие 5.

 


Date: 2015-09-24; view: 1094; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию