Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистические царства





Культурная атмосфера первого века определялась не только политической организацией Рима, но и эллинистическим духом, распространившимся как на востоке, так и на западе империи. Расширяясь в ходе постоянных завоеваний, Рим поглотил многочисленные греческие колонии, расположенные на побережье Галлии и Испании, а также на Сицилии и на юге Италии. Завоевав Ахаию и разграбив в 146 г. до н.э. Коринф, римляне вывезли оттуда многочисленные произведения искусства — подлинные сокровища, украсившие затем виллы римских богачей. В римских домах появились греческие рабы, которые чаще всего были намного образованнее своих хозяев. Они становились учителями, врачами, управляющими. Более того, аристократическая молодежь Рима начала учиться в греческих университетах в Афинах, Родосе, Тарсе и других греческих городах. Молодые римляне изучали греческий язык, ставший для них языком культуры и дипломатии (подобно тому, как в девятнадцатом веке дворяне изучали французский язык в России). Будучи побеждены римлянами на поле битвы, греки завоевали их в сфере культуры. Даже в самом Риме греческий язык вытеснил латинский. Ювенал, знаменитый римский сатирик того времени, жаловался: «Я не могу, сограждане римляне, переносить города, целиком греческого».

Завоевания Александра

События, описываемые в книгах Нового Завета, происходили большей частью в восточных провинциях Римской империи. Эти территории еще до прихода римлян подверглись сильной эллинизации. Греческая цивилизация распространялась здесь с VII века до н.э., когда купцы с Пелопоннеса начали привозить сюда греческие товары. В 600 г. до н.э. греческое оружие и греческие музыкальные инструменты были известны в Вавилоне. Позже греческие наемники служили в армиях персидских царей — об этом свидетельствует Ксенофонт в своей знаменитой книге «Анабасис. Марш 10 000». Но решающую роль в эллинизации Востока сыграли войны Александра Македонского. Его отец — Филипп, царь Македонии, создал сильное единое военное государство и армию. Физически крепкие и выносливые жители этой горной страны, расположенной к северу от Греции, стали мужественными воинами необычайно подвижной и выносливой армии. В течение двадцати лет Филипп подчинил себе почти все греческие полисы. Ко времени своей смерти в 337 г. до н.э. он успел заключить союз с греками, рассчитывая на их помощь в завоевании Азии.

Александр, унаследовавший от отца агрессивность и талант гениального полководца, находился под сильным влиянием греческой культуры. Он был воспитан на «Илиаде» Гомера. Его учителем был Аристотель — величайший ученый и философ Греции. Эллинские традиции и идеалы были необычайно близки новому царю Македонии.

В 334 г. до н.э. войска Александра пересекли Геллеспонт, вторглись в Малую Азию и разгромили персидскую армию в битве на реке Граник. Александр освободил от персов греческие города, располагавшиеся на побережье Малой Азии, а затем двинулся вглубь страны. Вновь разгромив персов при Иссе, что дало ему власть над всей Малой Азией, он повернул на юг и, проведя армию по побережью Сирии, вошел в Египет, где основал город Александрию.

Подчинив Египет и Сирию, он двинулся на восток. В решающей битве при Арбеле он окончательно разбил армию персидского царя, а затем захватил Вавилон и две столицы персов — города Сузы и Персеполь.

Следующие три года Александр посвятил созданию новой империи, стараясь дополнить военные успехи мирным завоеванием громадной территории персидского царства. Он поощрял своих солдат к бракам с местными женщинами. Он организовал обучение тридцати тысяч персов греческому языку и основал множество греческих колоний на востоке. Его дальнейшие завоевания позволили ему установить границу своих владений по реке Инд. Благодаря столь глубокому проникновению на восток, грекам удалось узнать земли, которые ранее были им совершенно неизвестны.

Обосновавшись после индийского похода в Вавилоне, Александр начал готовить вторжение в Аравию. Но этим планам не суждено было осуществиться. Александр смог сильно изменить Восток, но и Восток немало изменил его. Он все больше становился похож на азиатского деспота, делался своевольным и подозрительным, окружал себя роскошью и привыкал к лести. Чередование военных походов с кутежами ослабило его организм. В Вавилоне он заболел лихорадкой и умер в 324 г. до н.э. в возрасте 32 лет.

Империя Александра после его смерти распалась. Он не оставил преемника, способного управлять этими гигантскими территориями. Его наследство было разделено между его военачальниками. В результате Египет и юг Сирии достались Птолемею, северную Сирию и Вавилон захватил Антигон, Фракию и запад Малой Азии — Лисимах, Македонию и Грецию — Кассандр. В 301 г. до н.э. территории, захваченные Антигоном, перешли к Селевку I, разгромившему войска Антигона при Ипсе. Селевк I также присоединил к своему царству земли, принадлежавшие Лисимаху.

Птолемеи и Селевкиды1 вели нескончаемые войны друг с другом. Палестина оказалась между этими царствами, словно между молотом и наковальней. Прибрежная равнина Сарон (Шарон) была удобным коридором для перемещения армий обоих государств, и, в зависимости от военных успехов той или иной стороны, Палестина неоднократно переходила из рук в руки.

Селевкиды в Сирии

Местное население Малой Азии сумело постепенно вытеснить Селевкидов со своих территорий и создать там собственные независимые государства. Однако в Сирии положение этой династии оказалось достаточно прочным. Благодаря этому они могли оказывать мощное влияние на положение дел в Палестине. В 200-201 гг. до н.э. Антиох III — сирийский царь из династии Селевкидов, называемый Великим, — разгромил египетскую армию под командованием Скопаса в Паниасском сражении у истоков Иордана и установил контроль над всей Палестиной. Превратив иудеев в своих подданных, он попытался эллинизировать их, чем спровоцировал восстание Маккавеев. Результатом этого восстания стало восстановление независимого еврейского государства. Правление Маккавеев продолжалось до 63 г. до н.э., когда Помпей превратил Сирию в провинцию Рима.

Владычество Селевкидов в Сирии очень сильно повлияло на состояние всего региона. Антиохия — столица селевкидского царства — была третьим по величине городом Римской империи. В ней словно встретились Восток и Запад. Греческий язык и литература широко распространились на Ближнем Востоке и стали важнейшим средством общения и культурного обмена между народами. Жители многих городов Палестины, особенно Галилеи, говорили на двух языках и поклонялись как западным, так и восточным божествам.

Птолемеи в Египте

Правление Птолемеев в Египте было во многом схоже с правлением Селевкидов в Сирии. Между обоими царствами существовала постоянная острая вражда. Войны между ними велись с переменным успехом. Правление Птолемеев завершилось в 30 г. до н.э. со смертью Клеопатры — последней царицы династии. После этого Египет был аннексирован Римом. Контроль над этой территорией был жизненно важен для империи, поскольку из Египта осуществлялось снабжение Рима хлебом. Александрия стала одним из крупнейших торговых и культурных центров. В царствование Птолемеев здесь была собрана гигантская библиотека, содержавшая подлинные сокровища античной литературы. Библиотекарями в ней были известные ученые. Деятельность александрийской библиотеки способствовала развитию образования и научным исследованиям.

С самого момента основания Александрии в этом городе было очень сильно иудейское влияние. Сам Александр выделил здесь место для еврейских поселенцев и дал им полноправное гражданство. В царствование Птолемея Филадельфа (285-246 гг. до н.э.) были переведены на греческий язык еврейские Писания. Этот перевод, называемый Септуагинта, стал особенно популярен среди иудеев рассеяния. Им чаще всего пользовались авторы книг Нового Завета.

Постоянные войны между Селевкидами и Птолемеями привели к резкому росту налогов в обоих государствах. Казна была совершенно истощена, а земледельцы, на которых налоги ложились особенно тяжелым бременем, были доведены до крайней нищеты. Войны между Римом и Карфагеном (так называемые Пунические войны) разрушили торговлю Египта. Недовольство правительством нередко выливалось в серьезные волнения и бунты. В I в. до н.э., перед пришествием Христа, оба государства находились в состоянии кризиса, чем, вероятно, объясняется та легкость, с которой Рим покорил их.

Последствия греческого завоевания. Культурное влияние

Ни Селевкидам, ни Птолемеям не удалось создать на Востоке устойчивых политических институтов. Местное население воспринимало царей из этих династий как чужеземных завоевателей. Хотя местная знать и оказывала им определенную поддержку, они не смогли установить на подвластных им территориях такую форму правления, которую можно было бы назвать греческой. Скорее наоборот, цари обеих династий все больше становились похожими на восточных деспотов. Дух товарищества, присущий греческой демократии и частично поддерживавшийся при дворе македонских царей, уступил место своеволию монархов, претендовавших на божественность. Когда Иисус упоминает языческих царей, называющих себя «благодетелями» (Лк 22:25), Он имеет в виду именно Селевкидов и Птолемеев, одним из официальных титулов которых был euergetes (т.е. «благодетель»).

Однако культурное влияние греков на народы Востока было очень велико. Селевкидам и Птолемеям удалось привить на своих землях многие греческие привычки и традиции. В городах преобладала греческая архитектура. Греческий язык, будучи принят при царских дворах, широко распространился и в народе — об этом свидетельствуют найденные папирусы. По-гречески писали любовные письма, стихи, биографии, счета, деловые документы, медицинские рецепты и приговоры судов. Звания правительственных чиновников в Египте были греческими даже во времена римской оккупации. Правители всячески стремились внедрить эллинскую культуру в жизнь народа. Местные божества получали греческие имена. В городах строились гимнасии и амфитеатры. Внешний лоск западной цивилизации распространился по всему Ближнему Востоку. Греческая культура стала той средой, в которой распространялось Евангелие Иисуса Христа. Благодаря греческой Библии, понятной всем народам, и греческому языку, как универсальному средству общения, оно проникло в самые отдаленные уголки Римской империи.

 

Date: 2015-09-24; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию