Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, содействующие и препятствующие успешному осуществлению инноваций





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Экономический факультет

Кафедра «Менеджмент;

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

Проректор, д.с.н., профессор

Ананьева Т.Н.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплина ДС.Р.06. Инновации в СКСиТ

для специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм

 

Разработчик(и): доцент, к.э.н., доцент ___________________ Авдяков А. И.

подпись

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент»

 

протокол №___ от «__»_______. 2012 г.

зав. кафедрой, к.э.н., доцент ___________________ Ларионова А.А.

подпись

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Экономического факультета

протокол №___ от «__»_______. 2012 г.

зав. кафедрой, к.э.н., доцент ___________________ Каурова О.В.

подпись

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета

протокол №___ от «__»_______. 2012 г.

Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса:

к.с.н. Маковская И.В.

 

Т Е М А 1

Инновации в рыночной экономике.

Сущность и содержание инноваций.

Классификация инноваций.

Факторы, содействующие и препятствующие успешному осуществлению инноваций.

1.В последние годы мы все чаще слышим и употребляем понятия «ин­новация», «инновационный менеджмент», «инновационная экономи­ка», «инновационное развитие», что неудивительно — ведь XX в. можно охарактеризовать как век прогресса и высоких технологий. В XXI в., в котором мы живем, все больше изменяются привычные процессы, ло­маются устоявшиеся стереотипы, ускоряется развитие, старые техноло­гии уступают место инновационным.



В центре всех происходящих в мире изменений лежит понятие «раз­витие»,под которым обычно понимают:

■ увеличение сложности какой-либо системы;

■ улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

■ увеличение масштабов явления (например, развитие вредной при­вычки, стихийного бедствия);

■ количественный рост экономики и качественное улучшение ее структуры;

■ социальный прогресс.

Понятие «развитие» в менеджменте применяется, как правило, для характеристики социально-экономических систем, которыми являются все организации, работающие на рынке. Развитие любой социально-экономической системы представляет собой ее существенное, необхо­димое движение, ее изменение во времени. Выделяют следующие фор­мы развития:

■ эволюционное (постепенное) и революционное (скачкообразное);

■ экзогенное (за счет внешних источников (факторов);

Внешние факторы-эффекты, не зависящие от хозяйствующего субъекта условия, причины, на которые он практически не может повлиять, оказывающие значительное воздействие на деятельность субъекта и ее результаты

· эндогенное (на осно­ве внутренних ресурсов);

Внутренние ресурсы-факторы, оказывающие влияние на экономические объекты, процессы, отношения изнутри; на такие факторы органы управления объектом способны оказывать регулирующее воздействие

■ экстенсивное (в количественном отношении)

■ интенсивное (ка­чественное развитие).

Развитие, безусловно, является фундаментальным свойством приро­ды и общества. Но с развитием общества меняется и само представле­ние о развитии как таковом. Еще недавно развитие понималось как ли­нейное, без альтернатив: если и есть альтернативы, то они, всего лишь, случайные отклонения от основного течения. Считалось, что развитие ретросказуемо и предсказуемо, настоящее определяется прошлым, а бу­дущее — настоящим и прошлым.

Сейчас становится очевидным, что сложноорганизованным систе­мам (коими являются общество, экономика, отдельно взятая организа­ция) нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выво­дить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.

Одним из показателей успешного экономического развития являются высокие темпы экономического роста. На практике под экономическим ростомпонимается долговременное увеличение объема реального ВВП на душу населения. Факторы, определяющие темпы экономического роста, находятся в центре внимания экономистов-теоретиков и деяте­лей, осуществляющих экономическую политику.

Важнейшая роль инновацийкак основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного (постинду­стриального) этапа развития экономики.



Основателем теории постиндустриального общества счи­тается американский социолог Дэниэл Белл. Пытаясь про­анализировать изменения в экономике и общественных отношениях США в книге «Наступление постиндустриаль­ного общества. Опыт социального прогноза», он сделал за­ключение, что существенной характеристикой постиндуст­риального общества станут новые управленческие реше­ния. Он предположил, что интеллектуальные технологии станут в ближайшее время так же важны, как были важны машинные технологии в предыдущие полтора столетия.

И действительно, как утверждает журналист Дэвид Лидски, раньше содержанием журнальных списков и каталогов были в основном товары и услуги, но теперь, в связи с переходом к инновационной экономике, каталогизировать стали явления совсем другого рода — революционные идеи и знания1.

Под категорией «знание»понимается упорядоченная информация, признаваемая в качестве знания определенными социальными субъек­тами и обществом в целом.

Инновационная экономика(или «экономика знаний») — это эконо­мика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелатель­ном восприятии новых идей, на готовности их практической реализа­ции в различных сферах человеческой деятельности.

На становление современной экономики повлияло три основных фактора:

■ миграция людей, которая все усиливается в мировом масштабе;

■ прорыв в компьютеризации, благодаря которому стал возможен быст­рый обмен информацией на дальнем расстоянии (компьютерные мощности сейчас удваиваются каждые 18 месяцев, начиная с изо­бретения микрочипа);

■ сближение наук, что подтверждается в том числе постулатами си­нергетики (см. выше).

Самые крупные научные достижения находятся на стыке нескольких дисциплин. Все реже рождаются научные труды, автором которых является один человек. Часто их создает группа людей, зани­мающихся разными дисциплинами.

Как же различные страны формируют инновационную экономику?

Считается, что в экономику знаний можно прийти двумя путями. Один, более характерный для США, — невмешательство государства, дающее компаниям необходимую свободу для инноваций, привлечения и развития талантов, применения высоких технологий. Другой, более свойственный Европе, — выработка межгосударственных стратегий, на­правляющих национальные экономики в нужное русло.

Опыт перехода к постиндустриальной экономике у каждой страны свой.

Потребность в развитии организаций обусловлена объективными причинами. Одна из наиболее важных — необходимость постоянной ориентации на изменяющиеся потребности клиентов и разнообразные действия конкурентов. Эта причина приобретает особую значимость в связи с процессами глобализации, объединяющими экономики стран и повышающими уровень конкуренции в мире.

Развитие организацииследует определить как переход из одного со­стояния в другое, которое считается более эффективным для ее деятель­ности.

Эффективная реализация такого перехода требует внесения ряда из­менений в организационные процессы, что влечет за собой проблемы, связанные с совместимостью старых и новых процедур и структур. Ре­шение данных проблем является прерогативой менеджеров, которые мо­гут действовать, основываясь на рациональных или творческих (новатор­ских) соображениях.

Джонатан Гослинг и Генри Минцберг в статье «Менеджер о пяти го­ловах» справедливо отмечают: «Руководителям предъявляют противоре­чивые требования:

■ будьте глобальными и в то же время локальными;

■ сотрудничайте и вместе с тем соревнуйтесь;

■ непрерывно изменяйтесь, но сохраняйте порядок;

■ обеспечивайте хорошие бизнес-результаты и при этом не забы­вайте учить и воспитывать сотрудников.

Чтобы быть эффективным, менеджер должен постоянно учитывать противоречивые факторы и добиваться единства противоположностей. А для этого ему нужно уделять самое пристальное внимание не только стоящим перед ним задачам, но и собственному способу мышления».

В основе инноватики лежит волновая теория рус­ского экономиста — директора Московского институ­та конъюнктуры в 20-х гг. XX в. Н.Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в эко­номическом развитии общества и тем самым опреде­лил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный. В соответствии с волновой теорией лю­бая экономическая система характеризуется чередо­ванием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных Кондратье­вым, длится около 50 лет, это так называемые «длин­ные» волны). Большие циклы конъюнктуры (длинные конъюнктурные волны) включают:

· сезонные циклы (продолжительность менее года);

· короткие циклы (продолжительность три-четыре года);

· средние циклы (продолжительность семь-одиннадцать лет).

На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов. Во-первых, перед началом повыша­тельной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономи­ческих процессах, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобрете­ний, изменений в сфере производства и обмена. Во-вторых, периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными соци­альными потрясениями (такими, как революции, вой­ны). В-третьих, понижательные волны данных циклов включающих поиск и отбор инновационных идей, раз­работку на их основе новшеств, внедрение и тиражи­рование инноваций. Жизненный цикл инновации — совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания. Жизненный цикл товара — совокупность стадий от ввода новше­ства на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Жизненный цикл технологии — со­вокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в ста­бильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Про­дуктовые нововведения — инновационные измене­ния, которые могут быть представлены в материали­зованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения — инновационные изменения в по­следовательности или структуре выполнения опреде­ленных действий или операций.

Инноватика как область научных знаний тесно свя­зана с инновационным менеджментом. Понятие «ин­новационный менеджмент» характеризуют три ас­пекта: 1) область экономической науки по управле­нию инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; 3) ап­парат управления инновациями.

Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества»).

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

Термин и понятие «инновации», как новой экономической категории, ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И.Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» И.Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно И.Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «…прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «…без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Создание «новых комбинаций» Й. Шумпетер относил к деятельнос­ти изобретателя, а использование их — к функции бизнеса, предпри­нимателя. Можно сказать, что инновации — это прояв­ление двух миров: мира техники и мира бизнеса, т. е. новшество только при реализации на рынке, — а значит, использовании в практике — ста­новится инновацией. Новшество, не реализованное на рынке — не ис­пользуемое в практике, — остается новшеством.

В экономической литературе имеются два исходных пункта в пони­мании инновации: как результат научного исследования, внедренный в практику, и как процесс его реализации.

Инновация выполняет следующие три функции:
• воспроизводственную;
• инвестиционную;
• стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Специфика инновационной сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как: особенности воспитания; возраст; культурные традиции населения, представителем которого является гость; понятие о комфорте; привычки; самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги; физиологические особенности организма и др. Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста. Можно выделить два основных критерия системы определения качества турпродукта: она должна обеспечивать высокий уровень качества, его соответствие стандартам и потребностям туриста, а также служить инструментом создания специальных технологий по рациональному управлению предприятием.
Не все одинаково понимают само значение слова \"инновация\". Многие, например, склонны сводить инновацию к простому техническому перевооружению производства. На самом деле самое упрощенное понятие инновации - это внедрение некоего оригинального ноу-хау в производство.

 

2.Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.3 предложен классификатор инноваций, использование кото­рого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднород­ность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекват­ные особенностям каждого инновационного процесса.

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

технологические возникают при применении улучшенных, более совер­шенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оп­тимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

информационные решают задачи организации рациональных информа­ционных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятель­ности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъяв­ляют специфические требования к инновационному механизму. Так, техни­ческие и технологические инновации, влияя на содержание производствен­ных процессов, одновременно создают условия для управленческих иннова­ций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы но­вовведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отли­чаться многообразием. Используя известные подходы к классификации ин­новаций, можно построить классификатор, имеющий практическое значе­ние для создания системы управления инновациями.

Данный классификатор позволяет различным образом группировать ин­новации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей поль­зователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адрес­ность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций оп­ределяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерчес­кой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида нов­шества.

Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В целом система инноваций может быть представлена основными группами, показанными на рис. 1.1.

Выделено 12 основных признаков классификации, большинство из кото­рых рассмотрены различными авторами. По данным призна­кам определено 39 типов инноваций. Поскольку некоторые признаки час­тично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.

Реактивные инновации (РИ) — это обеспечивающие выживание фирмы инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состо­янии вести борьбу на рынке.

Стратегические инновации (СИ) — это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преиму­ществ в перспективе. На рис. 1.2 и 1.3 показано поведение кривой взаимо­связи затрат и эффективности инноваций.

В первом случае конкурент вводит инновацию, в результате чего точка стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью (точки эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и пере­меститься в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурен­та). В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с меньшими затратами.

Классификационный признак по предмету и сфере приложения иннова­ций предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продук­ты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых откры­тиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Техническое обновление 80-х годов в области электроники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно зарождалось не в русле последовательного освоения новых изобретений, а в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По месту и роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — рас­ширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические — составляют базис крупных технологических систем, дополняющие техноло­гические — развивают имеющиеся базисные технологии. Нетрудно видеть, что классифика­ция по данному признаку перекликается с классификацией по рыночному признаку.

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народ­ного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промыш­ленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.

 


Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основ­ных) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базис­ных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения ба­зисных.

По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникно­вение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (на­пример, компьютеризация — от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализи­рующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназна­чены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новы­ми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газо­вых светильников на электрические.

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений затрагива­ет многие из рассмотренных признаков, но тем не менее ее наличие позволя­ет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уров­ня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классифи­кацию по другим признакам.

3.

Факторы, способствующие и препятствующие инновационной деятельности, представлены в таблице 1.
Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности в организационно - управленческой и социально - психологической сферах. Таблица 1.

п/п Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Организационно-управленческая сфера - Устоявшиеся оргструктуры; - Излишняя централизация; - Жестко иерархический принцип построения организации; - Преобладание вертикальных потоков информации; - Ведомственная замкнутость; - Трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; - Жесткость в планировании; - Ориентация на сложившиеся рынки; - Сложность согласования интересов участников - Гибкость оргструктуры; - Децентрализация; - Матричная структура построения организаций; - Преобладание горизонтальных потоков информации; - Некоторая автономность во взаимодействии с другими структурами; - Индикативность в планировании, допущение корректировок.
Социально-психологическая сфера - Сопротивление у субъектов, функции и статус которых могут быть изменены; - Сопротивление субъектов, которые вынуждены будут перестраивать устоявшиеся способы деятельности; - Сопротивление нарушениям стереотипов поведения, сложившихся традиций, норм; - Боязнь неопределенности, опасения наказания за неудачу; - Сопротивление всему, что поступает извне (синдром чужого изобретения). - Ориентация на проблемные направления и формирование групп под них; - Высокая степень согласованности всех субъектов инновации - Моральное поощрение, общественное признание; -Обеспечение возможностей для творческой реализации субъекта.

ТЕМА 2

«Методологические основы инновационного менеджмента»

  1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.
  2. Понятие и содержание инновационного менеджмента.
  3. Цели, задачи и методы инновационного менеджмента.
  4. Система функций инновационного менеджмента.
  5. Содержание процесса управления инновациями.
  6. Общие правила эффективного инновационного менеджмента.

1.Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональ­ная концепция, системный и ситуационный подходы.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Постоянными и существенными факторами развития производст­венного потенциала промышленных ИП были НИОКР. Кадры науки, мате­риально-техническая база, научное оборудование и информационные фонды оценивались как составляющие факторы научно-технического по­тенциала ИП. Факторный подход предполагал разработку оценочных кри­териев для каждой составляющей и использование преимущественно экс­тенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы. Для этого этапа характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования развития. В области моделиро­вания для управления инновационными процессами преобладали статисти­ческие факторные модели, построенные на основе корреляционных и рег­рессионных зависимостей. В практике управления ИП получили распро­странение нормативные методы планирования и организации, основанные на нормативах трудоемкости, материало- и фондоемкости НИОКР, числен­ности и соотношений различных категорий работников.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управ­ленческих решений. Существуют различные классификации функций уп­равления инновациями, основанные на разнообразных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направ­ления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять опреде­ленные управляющие воздействия на инновационный процесс, планирование, организация и контроль инноваций, а также прогнозирова­ние. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленчес­ких звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого реше­ния. В рамках этапа функциональной концепции наибольшее развитие получило экономико-математическое мо­делирование процессов принятия решений в каждой из функций управле­ния. В практике управления НИОКР широко использовались оптимизаци­онные модели формирования тематических планов ИП, календарного пла­нирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели опти­мизации организационной структуры ИП. Чаще всего эти модели не носили системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рас­смотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из сово­купности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достиже­ние определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Современная ситуация в инновационной сфере требует существенной трансформации традиционных взглядов на инновационный менеджмент, так как значительные изменения претерпевает сам объект управления. Ин­новационные процессы приобретают прерывный характер, повышается ком­плексность решаемых проблем и их зависимость от быстро изменяющихся внешних факторов. Трансформация представлений о проблемах инноваций в современных условиях обеспечила развитие ситуационного подхода к инновационному менеджменту. Такой подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуа­цией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функцио­нирование ИП или развитие определенного инновационного проекта в кон­кретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность анализа внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематиза­ции вероятных вариантов поведения и синтеза оптимальных для сложив­шейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой уп­равленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является то, что она содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях. Для менеджера ситуацион­ный подход открывает значительные возможности творческого использова­ния разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом большую ответственность за выбор адекватных ситуации приемов управления.

2.

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную об­ласть экономической науки и профессиональной деятельности, направлен­ную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновиднос­тей функционального, непосредственным объектом которого выступают ин­новационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.. Иннова­ционные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштаб­ный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управ­ления до средних и малых предприятий, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономическо­го развития страны, выживания и коммерческого успеха любого предпри­ятия. Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассмат­ривать по крайней мере в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих реше­ний в инновациях и аппарат управления инновациями (см. рис.).

Рис. 1. Аспекты инновационного менеджмента

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базиру­ется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно по­дробно изложенных в специальной литературе. Несмотря на то, что в отечественной практике понятие «инновационный менеджмент» стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные тео­ретические достижения и практический опыт в этой области. В отечествен­ной экономической литературе и официальных документах они нашли наи­большее отражение в работах, посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инно­вационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, состав­ляющих общую технологическую схему управления инновациями на ИП. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой дея­тельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последова­тельности. Состав функций и задач управления может быть регламентиро­ван в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каж­дой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих реше­ний. Этот наиболее ответственный и часто повторяющийся элемент менедж­мента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями — руководителями разного уровня.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инноваци­онные процессы возникают и осуществляются определенными сообщества­ми людей, сознательно координирующими свою деятельность для достиже­ния определенных целей. Каждое Такое сообщество индивидуумов в ме­неджменте принято называть организацией. ИП — это разновидность орга­низаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким ИП имеет институциональное значение и включает: во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления; во-вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, высту­пающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочия­ми в принятии и реализации управленческих решений и обладающих опре­деленной ответственностью за результаты функционирования ИП. Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая, це­лостную систему инновационного менеджмента.

Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются толь­ко через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер — это специалист, профессионально за­нимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функци­онирования ИП. Это означает, что специалист занимает постоянную долж­ность и наделен полномочиями принимать управленческие решения на ИП. Менеджерами можно назвать:

• руководителей творческих групп исполнителей;

• начальников лабораторий, отделов и функциональных служб ИП;

• руководителей производственных подразделений;

• администраторов различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;

• руководителей ИП, фирмы в целом.

Специфика инновационных процессов как объектов управления предоп­ределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к ана­литической деятельности и умение концентрироваться в определенные мо­менты времени на конкретных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информа­ция, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера ИП:

• знания в области теории и навыки в сфере практики управления;

• коммуникабельность и умение работать с людьми;

• компетентность в области специализации ИП.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специ­альной подготовки в области теории управления, знаний основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих реше­ний, умения применять экономико-математические методы для оптимиза­ции решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах. Необходимые теоретические знания в области менеджмента при­обретаются в системе специального профессионального образования. Учи­тывая динамичный характер развития современной теории и практики ме­неджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной ква­лификации.

Требования коммуникабельности и умения работать с людьми вытекают из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на ИП. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как выше­стоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или ИП, рабо­чий коллектив (группы, подразделения или ИП) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер дол­жен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в большой мере зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на ИП.

Требования, связанные с компетентностью менеджеров в области специ­ализации ИП, предусматривают наличие специальных знаний в вопросах технологии инновационных процессов, теоретических и практических ас­пектов осуществляемых инноваций, особенностей их физических процес­сов. Пополнение профессиональных знаний осуществляется в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Характер деятельности конкретного менеджера на ИП определяется со­ставом делегированных ему полномочий в принятии управленческих реше­ний. Состав этих полномочий устанавливается в соответствии с принятой на ИП системой разделения труда и специализации управленческих кадров. В структуре любого ИП можно обнаружить два вида разделения труда ме­неджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализа­цией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. с закреплением за ним одной или несколько предметных функций менедж­мента. Такое разделение труда обусловливает создание на ИП специальных планово-диспетчерских служб и стратегического управления.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осу­ществляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности, ее от­раслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре ИП, составе уровней менеджмента. На ИП можно выделить три иерархичес­ких уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего менеджмента к высшему. Выс­ший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в значительной степени зависит от организационно-правовой формы ИП. К высшему менеджменту относятся руководитель ИП, его первые замес­тители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производ­ству, сбыту и т.п.). Средний менеджмент состоит из руководителей под­разделений и административных органов ИП и включает до 60% всей численности менеджмента на ИП. К низшему уровню относятся руково­дители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

Характер решений менеджера зависит от разновидности инновацион­ной сферы его деятельности, а также от предметной области функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных функций менеджера в инновационной сфере существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации в соответствии со схемой, изображенной на рис.. Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функ­ции целеполагания, стратегического планирования и системной организа­ции инноваций.

 

 

Рис. 2. Распределение видов деятельности по уровням менеджмента

3.

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении дол­говременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновацион­ной продукции. Критериями эффективности организации инновационных процессов в фирме в современных условиях выступают экономические пара­метры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность, доход­ность ИП выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и результат осуществления инновационной деятельности. Менеджмент при­зван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП. Такое состояние инновационной сис­темы называется гармонией. Гармонизация в развитии ИП составляет ос­новную целевую задачу инновационного менеджмента.

Задача гармонизации по отношению к ИП имеет эндогенный и экзоген­ный аспекты. Эндогенная гармонизация означает согласование всех внут­ренних структурных элементов ИП, его субсистем. Для ее обеспечения не­обходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:

• выработка стратегической инновационной концепции;

• определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

• построение организационной структуры и структуры управления инно­вациями;

• планирование производственных процессов и реализации инновацион­ной продукции;

• подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала ИП;

• календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

• создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуаль­ного труда.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование ИП с суперсисте­мами внешней среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений этой среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

• формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятель­ности;

• организация и проведение маркетинговых исследований;

• учет экологической ситуации и планирование природоохранных меро­приятий;

• оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);

• организация кооперации в инновационных программах;

• учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.

По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратеги­ческую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способ­ствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инноваци­онных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами опе­ративного менеджмента на ИП.

Принятие решений является заключительной процедурой в инно­вационном менеджменте. Несмотря на важное значение многих фун­кций менеджмента, именно решения приводят к возможным поло­жительным и отрицательным результатам.

Процедура принятия решения требует от менеджмента полноты информации, макси­мальной компетентности менеджера и характеризуется принятием риска и ответственности. Инноваци­онный менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспе­чивающих обоснование и принятие рациональных управленческих реше­ний. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методический аппарат ин­новационного менеджмента. Методы инновационного менеджмента — это система правил и процедур выполнения различных задач управления инно­вациями с целъю выработки рациональных управленческих решений. Они, как правило; появляются в результате теоретических исследований и стано­вятся достоянием широкой практики после масштабных эксперименталь­ных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на ИП. Инновационный менеджмент использует как общие ме­тоды менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности (производст­ве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику инновационной сферы. Фундаментальной основой инновацион­ного менеджмента является использование научного подхода.

Наиболее полное и последовательное выражение научный подход полу­чает в системной ориентации. Системная ориентация менеджмента предус­матривает рассмотрение ИП как сложной открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочивать методы их решения на ИП в рамках целостной системы инновационного менеджмента. Именно системная ориентация по­зволила в рамках научной школы менеджмента успешно развивать концеп­цию практического моделирования инновационных процессов.

Моделирование в последние десятилетия стало основной концепцией по­строения эффективных систем инновационного менеджмента. Любая част­ная или комплексная задача управления инновациями имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные инновационные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуа­ций и осуществлять прогнозные расчеты в условиях высокой неопределен­ности и большой глубины упреждения. В инновационном менеджменте ис­пользуются три базовых типа моделей: физические, аналоговые и математи­ческие.

Примером широко применяемых в практике физических моделей могут служить пространственные планировки ИП, их цехов и служб, используе­мые для расстановки оборудования, размещения материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моделируемого объекта, например, в виде графика, гистограм­мы или структурной схемы. Наибольшие возможности для оптимизации управленческих решений связаны с применением математических моде­лей. В литературе чаще всего описываются модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитаци­онные и экономического анализа. Любая попытка перечисления и система­тизации методов и моделей инновационного менеджмента ограничена и весьма условна ввиду их многочисленности и разнообразия. Общая систе­матизация методов инновационного менеджмента по областям их примене­ния приведена в табл..








Date: 2015-09-24; view: 1452; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию