Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Развития службы клинической лабораторной диагностики РФ на 2003 – 2010 гг. Часть 4





Нормальное функционирование службы клинической лабораторной диагностики предполагает создание адекватной организационно-методической модели. С учетом особенностей Российской Федерации, уровня развития здравоохранения и сложности поставленных задач предлагается следующая организационная модель. 6.1. Федеральный уровень 6.1.1. Главный специалист по клинической лабораторной диагностике (главный лаборант) Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляет общее методическое руководство службой в соответствии с Положением. Назначается главный специалист приказом Министра здравоохранения Российской Федерации 6.1.2. Научно-методический центр по лабораторной диагностике Минздрава России проводит анализ работы лабораторной службы, разрабатывает документы, определяющие правовые основы службы, функционирует согласно Положению 6.1.3. Координационный Совет по клинической лабораторной диагностике при Министерстве здравоохранения. Основной задачей такого совета является независимый анализ и квалифицированная экспертиза основных стратегических направлений деятельности службы. К ним относятся: организационная структура и ее изменение, долговременное планирование материально-технического обеспечения, разработка и экспертная оценка целевых программ внедрения новых технологий на федеральном уровне. Основными направлениями деятельности Совета должно являться: Перспективное планирование оснащения КДЛ новым высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием. Внедрение новых форм организации лабораторного обслуживания ЛПУ, новых технологий лабораторной диагностики, разработка и экспертная оценка программ модернизации клинико-диагностических лабораторий. Анализ работы службы клинической лабораторной диагностики регионов с целью повышения качества обследования, рационального использования штатов и аппаратуры. Анализ использования вновь приобретаемой техники и технического обслуживания имеющегося оборудования с целью повышения эффективности его использования. Проведение рабочих совещаний, конференций по актуальным проблемам клинической лабораторной диагностики Планирование подготовки и усовершенствования врачебного и среднего медицинского персонала в области использования современных технологий клинической лабораторной диагностики. 6.1.4. Федеральная система внешней оценки качества (ФСВОК) лабораторных исследований при Министерстве здравоохранения. Основными задачами ФСВОК являются: проведение работ по внелабораторному контролю качества по максимально возможному количеству программ для охвата всех разделов деятельности КДЛ, помощь клиническим лабораториям в объективной оценке качества выполняемых исследований выработка рекомендаций по повышению качества, информирование лабораторий, главных специалистов по клинической лабораторной диагностике и органов управления здравоохранением о сравнительном качестве наборов реактивов, калибраторов и оборудования, применяемых в отечественной практике, а также о новых средствах и методах исследования. 6.1.5. Подкомиссии по лабораторной технике и реактивам Комитета Минздрава по новой медицинской технике. Задачами этих подкомиссий является оценка результатов клинических и технических испытаний нового лабораторного оборудования и реактивов и составление профессиональных заключений о возможности использования их в практической медицине, в частности в клинико-диагностических лабораториях. Неотложными задачами по совершенствованию организационных мероприятий на Федеральном уровне являются 1. укрепление научно-методического центра по клинической лабораторной диагностике, оснащение его современной лабораторной техникой для проведения испытаний вновь предлагаемого и экспертизе используемого в службе лабораторного оборудования, 2. создание постоянно действующего координационного совета 3. финансирование ФСВОК в части исследований, касающихся анализа состояния лабораторной службы территорий России 6.2. Федеральный округ Создание структур клинической лабораторной диагностики на уровне федерального округа представляется нецелесообразным. 6.3. Субъекты Российской Федерации (республики, края, области) 6.3.1. Главный (внештатный) специалист по клинической лабораторной диагностике органа управления здравоохранением субъекта РФ. Главным специалистом по клинической лабораторной диагностике назначается заведующий КДЛ республиканской, краевой, областной больницы или заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики, имеющий опыт организаторской работы, высокую квалификацию в области основных направлений клинической лабораторной диагностики. В своей работе он руководствуется Положением о главном специалисте по клинической лабораторной диагностике территориального органа управления здравоохранением (Приказ МЗ РФ № 380 от 25.12.97, Приложение 10), приказами и указаниями соответствующего органа управления Главный специалист по клинической лабораторной диагностике региона входит в непосредственное подчинение руководителя территориального органа управления здравоохранения, он отвечает за состояние службы лабораторной диагностики на подведомственной территории. 6.3.2. Организационно-методический отдел по клинической лабораторной диагностике органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Административное руководство центром осуществляет руководитель учреждения, на базе которого он располагается, методическое - главный специалист по клинической лабораторной диагностике Комитета по здравоохранению. Оптимальным является расположение центра на базе областной (краевой, республиканской) больницы. В случае, если главный специалист региона возглавляет соответствующее отделение (лабораторию) клинической лабораторной диагностики, центр может быть составной его частью. Положение о территориальном организационно-методическом и контрольном центре по клинической лабораторной диагностике изложено в Приказе МЗ РФ № 380 от 25.12.97, Приложение 11) Основными задачами таких региональных центров являются: - разработка мероприятий по развитию и совершенствованию лабораторной службы соответствующей территории; внедрение и контроль за реализацией целевых программ модернизации службы клинической лабораторной диагностики - организационно-методическое руководство лабораторной службой и оказание ей практической помощи; - контроль за деятельностью КДЛ лечебно-профилактических учреждений, проведение работ по аттестации клинико-диагностических лабораторий - своевременное и широкое внедрение в практику новых методов лабораторной диагностики и контроля качества лабораторных исследований, проведение работ по стандартизации лабораторных исследований; - анализ медико-статистической информации о состоянии и деятельности подразделений службы клинической лабораторной диагностики учреждений здравоохранения. - регулярный контроль и анализ технического состояние лабораторного оборудования, качества, объема и своевременности технического обслуживания аппаратуры. - информационное обеспечение учреждений здравоохранения и сотрудников этих учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Центра; распространение передового опыта, предоставление справок по трудоустройству, обучению, разрешение трудовых споров и др. Для обеспечения выполнения перечисленных функций должны быть внесены необходимые изменения в организационную и штатную структуру существующих сегодня организационно-методических отделов 6.3.3. Главные районные (городские) специалисты по клинической лабораторной диагностике осуществляют организационно-методическую работу на уровне районных (городских)ЛПУ. Главным специалистом должен быть высококвалифицированный врач, обладающий необходимым опытом организаторской работы. Он назначается приказом органа управления здравоохранением города (административного района) по согласованию с Комитетом по здравоохранению территории. Главный специалист работает по плану, утвержденному территориальным органом управления здравоохранением, выполняет в полном объеме должностные обязанности по основной работе. Основными задачами работы главного районного специалиста являются: 1. Анализ медико-статистической информации о состоянии и деятельности подразделений клинической лабораторной диагностики районных учреждений здравоохранения. 2. Проведение организационно-методической работы в учреждениях здравоохранения по вопросам проведения лабораторных исследований. Информационное обеспечение учреждений здравоохранения района и сотрудников этих учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Службы. 6.3.4.. Заведующий лабораторией (отделом) клинической лабораторной диагностики возглавляет основную структурную единицу службы – клинико-диагностическую лабораторию. В зависимости от функционального предназначения ЛПУ в нем может быть лабораторный отдел, в который входит нескольких специализированных лабораторий или же КДЛ может быть подразделена на несколько отделений. Положение о клинико-диагностической лаборатории ЛПУ и о заведующем клинико-дагностической лабораторией изложено в Приказе МЗ РФ № 380 от 25.12.97, (Приложение 1и 2, соответственно). Таким образом, организационная структура службы клинической лабораторной диагностики может быть представлена следующим образом: 1. Главный (внештатный) специалист по клинической лабораторной диагностике (главный лаборант) Министерства здравоохранения Российской Федерации. 2. Научно-методический центр при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. 3. Координационный Совет по клинической лабораторной диагностике 4. Главный (внештатный) специалист по клинической лабораторной диагностике органа управления здравоохранением субъекта РФ. 5. Организационно-методический отдел органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 6. Главные районные (городские) специалисты по клинической лабораторной диагностике. 7. Заведующий лабораторией (отделом) клинической лабораторной диагностики. Отвечает за состояние лабораторной службы соответствующего уровня орган управления здравоохранением, непосредственной работой по курированию службы занимается главный специалист.   7. Взаимоотношения службы клинической лабораторной диагностики с органами ГСЭН и службами технического надзора В течение многих десятилетий деятельность службы клинической лабораторной диагностики проходила в тесном взаимодействии с санитарной службой и государственными предприятиями “Медтехники”. Безусловная необходимость такого взаимодействия очевидна, учитывая работу лабораторий с биологическим материалом, исключительно высокую насыщенность службы техническими средствами диагностики, необходимостью поддержания оборудования в рабочем состоянии и обеспечения условий безопасности проведения исследований для пациентов и персонала. В 90-х годах прошлого века эта система взаимодействия была разрушена. Многочисленные причины, среди которых немаловажное значение имело изменение законодательной базы, выделение ГСЭН в отдельное ведомство с последующим включением в состав Минздрава на правах независимой организации, экономических условий деятельности всех заинтересованных сторон и ряд других причин, привели к появлению серьезных проблем в совместной работе. 7.1 Взаимоотношения с органами ГСЭН Органы ГСЭН осуществляют многогранную деятельность по контролю за обеспечением безопасности проведения процедур с использованием потенциально инфицированных и инфицированных биопроб, санитарного состояния диагностических кабинетов, соблюдения правил безопасности при проведении лабораторных исследований, согласование проектов строительства и реконструкции клинико-диагностических лабораторий и ряд других важных контрольных функций. Основное внимание при этом по традиции уделяется работе с инфекционным материалом в бактериологических и молекулярно-биологических отделениях, при работе с микроорганизмами 1-2 и 3-4 групп патогенности, проведению работ по санитарной бактериологии, проверке на стерильность. Признавая большое значение контрольных функций органов ГСЭН в отношении проведения лабораторных исследований, нельзя не признать отчетливую тенденцию к постоянному и не всегда обоснованному ужесточению существующих требований. Проблемы, связанные с взаимодействием в органами ГСЭН, зачастую концентрируются вокруг требований по санэпидрежиму в КДЛ, причем требования трактуются зачастую неоднозначно. В системе ГСЭН имеются собственные чаще всего микробиологические лаборатории. В связи с этим проблемы сводятся к обеспечению платного обслуживания ЛПУ с использованием этих лабораторий, то есть это ни что иное, как борьба за дополнительные источники доходов. Следует четко оформить требования ГСЭН к КДЛ и проводить только в рамках нормативных актов и функциональных обязанностей контрольные проверки и выставлять претензии для наложения на КДЛ штрафных санкций. Рекомендуется ставить в известность организационная структура службы клинической лабораторной диагностики о планируемых проверках КДЛ. 7.2. Взаимоотношения со службами технического надзора Сложное положение складывается в области технического обслуживания оборудования для лабораторной диагностики. Из-за отсутствия производства отечественного высокотехнологичного лабораторного оборудования лечебные учреждения вынуждены приобретать лабораторные анализаторы, проточные цитометры, хроматографы и т.д. импортного производства. Большинство крупных фирм, производящих оборудование для лабораторной диагностики, стремится организовать свои сервисные центры или предоставляет право сервисного обслуживания и ремонта ограниченному числу инженеров. С одной стороны такой подход обеспечивает достаточно высокий уровень качества, с другой стороны, стоимость таких услуг, особенно у иностранных компаний, оказывается чрезмерно высокой для реальных условий нашей страны. В результате техническое обслуживание импортной техники носит спорадический, разовый характер. Значительная часть оборудования годами функционирует бесконтрольно, в отсутствии регулярного сервисного обслуживания. Мелкие неисправности устраняются силами собственной инженерной службы ЛПУ. Такое положение является совершенно неприемлемым. В основе его лежат ненормальные экономические взаимоотношения ЛПУ и организаций, осуществляющих техническое обслуживание оборудования. В бюджете ЛПУ не предусмотрены расходы на поддержание медицинской техники в рабочем состоянии. При этом известно, что эти расходы составляют 7-10% от стоимости имеющегося оборудования. Аналогичная сумма должна закладываться в стоимость нового оборудования с целью обеспечения его нормальной работы в первые годы эксплуатации. Это имеет значение для всей лабораторной техники, но в еще большей степени для самого дорогостоящего оборудования – биохимических, гематологических, иммунохимических, бактериологических анализаторов проточных цитометров и др. Еще большие затруднения, а зачастую отказ от эксплуатации возникает с лабораторным оборудованием, которое завезено в страну в единичных экземплярах, по линии гуманитарной и другой помощи. Это оборудование зачастую разукомплектовано, для него нет документации и технического обслуживания. В каждом регионе должна существовать структура при органе управления здравоохранением, которая может эффективно управлять процессом технического обслуживания медицинского оборудования ЛПУ и контролировать качество и сроки проводимых работ. 7. Кадры клинической лабораторной диагностики Наиболее сложными проблема клинической лабораторной диагностики являются: 1. подготовка и закрепление квалифицированных кадров в лабораторной службе 2. повышение образованности врачей клинических специальностей в области лабораторной диагностики. 7.1. Подготовка врачей клинической лабораторной диагностики. Подготовка врачебных кадров для клинической лабораторной диагностики проводится на последипломном этапе достаточно активно. За последнее время введены интернатура, ординатура и аспирантура по клинической лабораторной диагностике, ведется профессиональная переподготовка. Эти виды обучения дают право сдавать экзамен для получения сертификата специалиста по лабораторной диагностике. В стране действует широкая сеть специализированных кафедр клинической лабораторной диагностики, работающих в ГИДувах и ФУВах мединститутов. С введением обязательной сертификации специалистов и ухудшением финансовых возможностей учреждений здравоохранения для направления врачей на учебу резко увеличилась активность по открытию новых кафедр. Часто основная цель таких кафедр – выдача сертификатов, причем исключительно на хозрасчетной основе. Кафедры порою возглавляются заведующими, не имеющими опыта работы по специальности, часто лицами без медицинского образования, кафедры не имеют помещений, оборудования, занятия проводятся по доморощенным программам. В связи с этим представляется актуальным введение процедуры лицензирования органами Министерства здравоохранения учебных заведений, готовящих врачей и проводящих профессиональную переподготовку с выдачей сертификатов специалистов. Проблемы первичной специализации и усовершенствования врачей клинической лабораторной диагностики с каждым годом приобретают все более острый характер. Первичная специализация врачей по-прежнему частично осуществляется на краткосрочных курсах, продолжительностью 4-5 мес. Очевидно, что краткосрочные циклы первичной специализации не могут обеспечить достаточного уровня подготовки для самостоятельной работы врача, тем более в области “высоких технологий”. Вместе с тем, сохранение структуры цикла первичной специализации как составной части программы переподготовки кадров клинической лабораторной диагностики является исключительно важной задачей на ближайшие годы. Эта форма переподготовки показала свою эффективность при перепрофилировании научных сотрудников, врачей других специальностей, имеющих определенный опыт клинической работы. Кроме того, следует учитывать, что потребности лабораторной службы во врачах клинической лабораторной диагностики (незаполненные вакансии) составляют только по системе Минздрава порядка 15 тыс человек, не включая ведомственные, частные учреждения здравоохранения. Существующие в настоящее время условия подготовки интернов и ординаторов не смогут обеспечить требуемый поток подготовки врачей клинической лабораторной диагностики. Сложной является проблема практической подготовки клинических ординаторов. Число клинических баз, на которых удается достигнуть оптимального сочетания высокой квалификации врачебного и среднего медицинского персонала, современного оборудования и правильной организации работы ограничено даже в масштабах крупных городов. Создание новых и всестороннее развитие существующих клинических баз подготовки ординаторов, совместное использование их несколькими кафедрами для получения максимального педагогического эффекта является еще одной важной задачей на ближайший период времени. Сегодня должна быть поставлена цель - перейти к подготовке врачей клинической лабораторной диагностики исключительно в рамках клинической ординатуры. Минимальный ее срок составляет два года, максимальный - четыре года. Такой переход потребует решения ряда проблем, а именно: 1. Подготовка профессорско-преподавательского состава кафедр клинической лабораторной диагностики к новым формам обучения, 2. Материально-техническое оснащение кафедр, 3. Подготовка клинических баз для обучения ординаторов. 4. Разработка современных унифицированных программ последипломной подготовки в клинической ординатуре с учетом современных требований 5. Повышение мотивации обучения в ординатуре, вплоть до выдачи специального разрешения для работы на коммерческих условиях, повышение стипендии ординаторам и аспирантам. .Ввиду комплексного характера клинической лабораторной диагностики невозможно циклы общего усовершенствования проводить по всем направлениям специальности. Практически при проведении 1-2-месячных циклов усовершенствования ведется подготовка по разделами или субдисциплинами, перечисленным выше. В этой связи повышением квалификации занимаются узкопрофильные кафедры. В период введения процедуры сертификации специалистов эти кафедры имели право выдавать сертификаты по клинической лабораторной диагностике. Это положение следует закрепить законодательно, предоставив кафедрам, работающим по конкретным разделам специальности, иметь право после циклов тематического усовершенствования продолжительностью не менее 1 месяца подтверждать сертификат специалиста клинической лабораторной диагностики. Соответственно врачи клинической лабораторной диагностики должны иметь право проходить усовершенствование, после которого они могут сдавать сертификационный экзамен, по определенным строго оговоренным разделам клинической лабораторной диагностики, например клиническая биохимия, цитология, иммунология, молекулярно-биологические исследования и т.д. Перечень таких разделов (субдисциплин) клинической лабораторной диагностики должен быть узаконен, зачисляться на такие циклы усовершенствования должны только те врачи клинической лабораторной диагностик, которые прошли обучение в интернатуре, ординатуре, аспирантуре и имеют сертификат (диплом) врача клинической лабораторной диагностики. Серьезному пересмотру должна быть подвергнута система усовершенствования врачей клинической лабораторной диагностики. Полностью отсутствуют законодательные побудительные мотивы к самообразованию, повышению своих профессиональных знаний и умений в промежутке между циклами усовершенствования. Как следствие, для многих специалистов становятся лишней обузой участие в заседаниях научного общества, семинарах и конференциях, написании статей и выступлениях с научными докладами, подписка и изучение научных журналов по специальности. Месячные циклы один раз в пять лет не могут восполнить пробелов непрерывного самообразования. С каждым годом эта проблема становится все более актуальной в связи с быстрыми технологическими преобразованиями в клинической лабораторной диагностике, внедрением новых методов и методик, изменения экономических и правовых условий работы. (Прим.ред- сегодня оснащение медицинских лабораторий оборудуется качественным, современным оборудованием, таким как многофугк-Konelab(Конелаб)/ ThermoFisher(Термофишер)Назрела очевидная необходимость создания и внедрения в практику здравоохранения системы непрерывного медицинского образования в области клинической лабораторной диагностики, общепринятой в большинстве зарубежных стран. Это возможно при соблюдении двух условий. Во-первых, необходимо разработать систему учета образовательной активности врачей и механизм ее реализации в практическом здравоохранении. Непрерывное образование - это, прежде всего, самообразование в виде посещения лекций, семинаров и конгрессов, выступлений с докладами и сообщениями, опубликование статей и монографий, подписка на медицинские журналы, участие в работе научных обществ и многое другое. Регулярный и объективный учет этой деятельности, наряду с традиционным обучением на циклах тематического усовершенствования, позволит объективно оценивать возможности каждого врача клинической лабораторной диагностики в осуществлении своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это изменение структуры, продолжительности и частоты проведения циклов усовершенствования. Традиционные месячные циклы для группы из 20-40 слушателей, обязательные для врача каждые 5 лет, не выполняют свою образовательную функцию. Необходимы менее продолжительные, но ежегодные узко тематические циклы длительностью 6-12 дней по частным вопросам лабораторной диагностики. Кафедры клинической лабораторной диагностики МАПО могут взять на себя наиболее сложные разделы специальности, обучение новым технологиям и методикам исследования. Не вызывает сомнения ведущая роль этих кафедр в разработке методических стандартов специализации и усовершенствования в области клинической лабораторной диагностики. Важнейшей задачей МАПО может являться усовершенствование преподавательского состава других кафедр клинической лабораторной диагностики, особенно в области освоения новых технологий лабораторной диагностики, совершенствования организации труда, педагогического мастерства. Перспективным направлением подготовки врачей клинической лабораторной диагностики является профилизация по лабораторной диагностике выпускников медико-биологических факультетов медицинских ВУЗов. Выпускники медико-биологических факультетов (специальность по диплому врач-биохимик, врач-биофизик, врач-кибернетик) наиболее подготовлены среди выпускников медицинских ВУЗов для работы в КДЛ. Открытие кафедр и курсов клинической лабораторной диагностики на медико-биологических факультетах - Целенаправленная работа по привлечению этих специалистов для работы врачами клинической лабораторной диагностики – насущная задача лабораторной службы. Для повышения эффективности образовательного процесса ближайшими задачами являются: •Создание учебника по клинической лабораторной диагностике и разработка учебных пособий по наиболее актуальным разделам лабораторной службы. •Внедрение новых образовательных технологий (телемедицина, интернет-технологии и др.) 7.2. Подготовка специалистов с высшим немедицинским образованием для работы в КДЛ. В связи с введением должности биолога в КДЛ и увеличением доли и сложности аналитической работы необходимо законодательно утвердить систему подготовки таких специалистов. В настоящее время действует положение о допуске на должность биолога выпускников биологических факультетов университетов. Ранее в университетах целенаправленно не велась подготовка специалистов для КДЛ. При постановке унифицированных традиционных методов общей подготовки биологов по аналитическим дисциплинам было достаточным для освоения большинства методов, использованных в КДЛ. В настоящее время требования к аналитической компоненте при выполнении лабораторных исследований существенно увеличились, происходит переориентация этой компоненты на достижение требуемой точности. В некоторых университетах (Воронеж, Сургут) открыты специализированные курсы для подготовки специалистов для КДЛ. В этих университетах ведется 3-4-летнее обучение по утвержденным программам. Студенты проходят подготовку на базовых клинико-диагностических лабораториях, занятия с ними ведут специалисты, работающие в практических лабораториях учреждений здравоохранения. Тем не менее, как специалисты без медицинского образования они не имеют возможности обучаться в интернатуре или ординатуре. Необходимо законодательно приравнять диплом биолога к сертификату специалиста при приеме на должность биолога. Однако порядок прохождения повышения квалификации для биологов клинико-диагностических лабораторий необходимо не только сохранить, но желательно увеличить, включив в программу их подготовки медицинские аспекты в объемах, необходимых этим специалистам для выполнения профессиональных обязанностей. 7.3. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием. В медицинских училищах и колледжах для работы в КДЛ готовятся медицинские технологи, медицинские лабораторные техники (фельдшера-лаборанты) и лаборанты. Серьезную тревогу вызывает качество профессионального образования средних медицинских работников, что в первую очередь обусловлено крайне слабой материальной базой, дефицитом профессиональных педагогических кадров, недофинансированием училищ. В тоже время училища и в этих тяжелых условиях активно развивают новые формы подготовки, занимают активную позицию по подготовке специалистов, востребуемых лабораторной службой. Медицинские технологи – новая специальность, обучение по которой проводится в медицинских колледжах на протяжении 4 лет. Эти специалисты имеют право самостоятельно налаживать методы, вести работу по контролю качества, выполнять другие аналитические процедуры. В этом аспекте их обязанности близки к обязанностям биолога. Кроме того они получают медицинскую подготовку в рамках программ средних мед. работников. Медицинские колледжи ставят задачу решить вопрос о возможности перспективного роста этих специалистов либо путем дополнительной подготовки в медицинских вузах, либо путем создания независимой системы аттестации, защиты диссертаций, получения званий специалистов со средним медицинским образованием. В связи с увеличением доли автоматизированных исследований в КДЛ востребованность в медицинских технологах постоянно увеличивается, они последовательно должны заменить врачей на аналитической работе. Актуальной задачей является организация для медицинских технологов специальных циклов переподготовки, которые могут проводиться на кафедрах клинической лабораторной диагностики МАПО или хорошо укомплектованных оборудованием и квалифицированными кадрами училищах повышения квалификации средних медицинских работников. Медицинские лабораторные техники имеют должностные обязанности такие же как фельдшера-лаборанты, то есть могут выполнять методы, но не налаживать их. Наименование этой специальности должно быть унифицировано. Они, также как и медицинские технологи, должны иметь для работы в КДЛ сертификат специалиста. Серьезную тревогу вызывает резкий отток кадров средних медицинских работников из лечебных учреждений и особенно из клинико-диагностических лабораторий. Это в первую очередь объясняется высокой интенсивностью труда при низкой заработной плате, плохими условиями труда и высоким риском заражения, отсутствием перспектив профессионального роста. Многие выпускники фельшерско-лаборантских отделений медицинских училищ не работают по специальности. Вопросы материального стимулирования кадрового состава специальности “клиническая лабораторная диагностика”, не должны уйти из поля зрения при решении всех проблем направленных на дальнейшее развитие службы лабораторной диагностики Российской Федерации в период до 2010 г.г. Лаборанты – квалификация, которую получают медицинские сестры после переподготовки в училищах усовершенствования средних медицинских работников. Во многих регионах России нет преемственности в подготовке специалистов со средним образованием для работы в КДЛ. Отсутствуют либо отделения, готовящих фельдшеров-лаборантов, либо нет училищ, проводящих переподготовку медицинских сестер в лаборанты. Действующий в настоящее время образовательный стандарт требует 10-месячной переподготовки медсестер в лаборанты. Очевидно назрела необходимость переподготовку проводить комплексно с отрывом на 4-6 недель от производства для освоения курса лекций и семинарских занятий в училищах, занимающихся переподготовкой и стажировкой на рабочих местах с последующим экзаменом охватывающим оценку как теоретических знаний, так и практических навыков слушателей. 7.4. Старший лаборант клинической лабораторной диагностики. Актуальной задачей ближайшего времени является введение в штатное расписание КДЛ должности старший лаборант клинической лабораторной диагностики. Должность старшего лаборанта КДЛ необходима, так как его функции не входят в должностные обязанности среднего медицинского персонала КДЛ. На должность старшего лаборанта должен назначается медицинский технолог, медицинский лабораторный техник или фельдшер-лаборант, владеющий большинством методик, применяемых в КДЛ, имеющий специальное медицинское образование и стаж работы в лаборатории не мене 5 лет. Старший лаборант осуществляет руководство работой медицинских технологов, медицинских лабораторных техников, фельдшеров-лаборантов, лаборантов и младшего медицинского персонала КДЛ. Он отвечает за выполнение технологического процесса и санитарно-эпидемиологический режим, является материально ответственным лицом и несет ответственность за сохранность аппаратуры и рациональное использование дорогостоящих химических реактивов. Должностные обязанности и права старшего лаборанта клинической лабораторной диагностики сформулированы и переданы в Министерство здравоохранения для законодательного введения этой должности в штатное расписание КДЛ. 7.5 Повышение образованности врачей клинических специальностей в области лабораторной диагностики В медицинских институтах разделы клинической лабораторной диагностики включены в учебные планы около 20 кафедр в основном клинического профиля, некоторые элементы специальности представлены в учебных планах теоретических кафедр. Как таковых кафедр клинической лабораторной диагностики в медВУЗах практически нет. Это связано с отсутствием профессионально подготовленных преподавателей и баз для ведения практических занятий, комплексностью специальности, вопросами организационного характера. Основные проблемы, связанные с отсутствием кафедр лабораторной диагностики – врачи не знают этой медицинской специальности, никогда не видели работу КДЛ, не умеют трактовать и правильно назначать лабораторные анализы. Имеет место существенный разрыв в возможностях лабораторного исследования и использовании анализов со стороны клиницистов. Часто результаты лабораторных исследований остаются невостребованными, не анализируются, не используются для ведения больных. Нельзя считать приемлемым положение, при котором только менее 5 % исследований оказываются в диапазоне патологических результатов, что чаще всего связано с неоправданным назначением тестов. Необходимо существенно увеличить подготовку врачей по клинической лабораторной диагностике, пересмотрев стандарт подготовки студентов, открывая кафедры клинической лабораторной диагностики на всех медицинских факультетах или же вводя в ныне существующие учебные планы в качестве основных курсы по клинической биохимии, лабораторной гематологии, интерпретации лабораторных исследований и т.д. Актуальной задачей лабораторной службы является разработка учебных планов и программ подготовки по клинической лабораторной диагностике студентов всех медицинских специальностей.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 729; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию