Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С хе м а 3 5





Высший и центральный государственный аппарат Российской Империи

в XIX - начале XX в.

ИМПЕРАТОР

Генерал- Обер-

прокурор прокурор Председатель Председатель Председатель Председатель Управляющий


Правительству-щий сенат 1709-1917


Святейший

синод 1721-1918


Комитет министров 1802-1917


Совет

министров 1857-1917


Государственный

совет

1810-1917


Государственная

дума

1906-1917


Собственная

Его Имп. Вел.

канцелярия

1826-1917


 

Министр Министр Министр Министр Министр Министр Министр Начальник
Министерство внутренних дел 1802-1917 Министерство иностранных дел 1802-1917 Министерство юстиции 1802-1917 Министерство финансов 1802-1917 Министерство путей сообщения 1832-1917 Министерство государствен­ных имуществ 1837-1905 Министерство торговли и про­мышленности 1905-1917 Генеральный штаб 1905-1910

Министр


Министр


Министр


Министр


Государственный

контролер Главноуправляющий Главноуправляющий


 


Военное

министерство

1802-1917


Морское

министерство

1802-1917


Министерство народного 1802-1917


Министерство императорс­кого двора 1826-1917


Государственный контроль 1811-1917


Главное управление

государственного

коннозаводства

1856-1917


Главное управление

землеустройства

и земледелия

1905-1915


-----------


Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными тер­риториями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в опре­деленной степени, на русификацию национальных окраин. Характери­зуя деятельность карательных органов царизма, важно отметить усиле­ние их влияния, особенно во второй четверти XIX в.: армии, полиции и судебной системы.

3. Общая характеристика российского права в первой половине XIX в.

Консерватизм политической надстройки России первой полови­ны XIX в. предопределил также особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся в основном для того, чтобы укрепить устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.

Стремление удержать и укрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Пет­ром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «За­кон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю на­рушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?». Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее сис­тематизации законодательства (см. схему 36).

Если содержание права в данный период изменилось несущест­венно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена гранди­озная работа по систематизации российского законодательства, со­ставившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным сборником, ох­ватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложе­ние 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринима­лись попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комис­сию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии для составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.


Р


С хе м а 3 6

Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.)

1767 г. - Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.

1796 г. - Создана "Комиссия для составления законов".

1801 г. - Член комиссии А.Н.Радищев представил на обсуждение "Проект для разделения Уложения Российского" и "Проект Гражданского уложения", проникнутые антикрепостническим духом.

1803 г. - Комиссия реорганизована и передана в ведение Министер­ства юстиции.

1808 г. - Во главе комиссии поставлен М.М.Сперанский.

1810 г. - М.М.Сперанский подготовил проект Гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков-крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.

1826 г. - Учреждено второе (кодификационное) отделение Собствен­ной Е.И.В. канцелярии. М.М.Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного Совета по Департа­менту законов фактически возглавил работу отделения.

1830 г. - Вышло в свет первое издание "Полного собрания законов

Российской Империи" (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и вклю­чавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 г.

1832 г. - Началась публикация "Свода законов Российской Империи" (в 15 томах).

1835 г. - С 1 января Свод законов введен в действие.

1845 г. - Утверждено подготовленное М.М.Сперанским "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздира­лись серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г.А.Розенкампф пред­ложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I. Не следует думать, что Ни­колай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепо­стного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой дирек­тивы Император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном Совете, который должен был заниматься подго­товкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто пре­образована во II отделение Собственной Его Императорского Величе-


ства канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, Император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облег­чалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соот­ветствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М.Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Со­борного уложения, затем привести их в определенную систему и, на­конец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Собор­ного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хро­нологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., соста­вивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской Империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодифи­каторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случа­ях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о до­кументах внешнеполитического характера, сохранявших еще опера­тивную секретность. Не вносились также законы, изданные по об­стоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в пер­вое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.

В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в тео­рии не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты и т.п.

Параллельно с систематизацией общеприбалтийского импер­ского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематиза­ции остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II


отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права. По решению Государственного Совета были собраны и доставлены в Се­нат древние документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы на немецком, латинском, польском, швед­ском, русском (немного) языках были из Сената направлены в ука­занную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая — Уч­реждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть — Законы гражданские.

Date: 2015-09-24; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию