Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запинки судорожного характераявляются обычно ти­пичным и обязательным симптомом заикания. Они разли­чаются по форме, месту образованияи частоте





По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п'...пила) и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические су­дороги: п',..пет-ту-тух.

В зависимости от места возникновения речевые судо­роги различаются: артикуляционное, голосовые, дыха­тельные и смешанные. В первом случае судорога пора­жает мышцы языка, губ или мягкого нёба, и тогда как бы запирается свободный речевой выход. Обычно это происходит на смычных согласных. Например: б'...бабуш­ка, бу-бу-бумага (судороги губ); д'дом, дя-дя-дя-денька (судороги кончика языка); г'...гуси,, й'...йяблоко, й-ю-юла (судороги корня языка или мягкого нёба).

Во втором случае судороги охватывают мышцы гор­тани. И тогда голосовые складки или плотно, или преры­висто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а'...арбуз, о-о-огурец); или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится ше­потом.

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воз­дух задерживается, и человек как бы замирает с откры­тым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталки­вается наружу, и фраза произносится на явно недостаточ­ном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судороги бы­вают смешанными: артикуляционно-дыхательные, арти-куляционно-голосовые и пр.

Очень своеобразным и характерным для заикания является тот факт, что частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Так, они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях: б, д, тр и др. Они зависят также и от формы речи говорящего. Например, независимо от тяжести заикания заикающиеся почти всегда свободно говорят фразы вместе с кем-ни­будь (сопряженно) или повторяют их (отраженно). Зави­сят они от степени громкости речи, ритмичности, подго­товленности.

Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окру­жающей обстановки, где им приходится общаться. Заи­кающимся обычно легче говорить в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности (см. раздел «Механизмы заикания»). Причины нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, приводящие к образованию запинок судорожного характера, многообразны.

Так, нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими забо­леваниями, ослабляющими его организм в целом. Ребенок может и родиться с ослабленной нервной системой. Это может произойти в результате неблагоприятного протека­ния беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.

В практике часто приходится встречаться со случая­ми, когда заикание возникает у детей на почве нервной ослабленности, когда достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

Частой причиной срыва нормальной нервной деятель­ности у детей является педагогическая запущенность ре­бенка, неправильные приемы его воспитания. Сюда отно­сится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное от­ношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не мень­ший вред может принести ребенку потакание его прихо­тям, несогласованное воспитание, когда один родитель за­прещает что-либо, а другой разрешает, один наказывает, другой жалеет и т. п.— все это также может вызывать у него резкие вспышки капризов, недисциплинированно­сти, гнева, вплоть до детских истерик, когда ребенок бро­сается с кулаками на родителей, валяется по полу, стучит ногами, плюется и т. п.

Неправильное воспитание ребенка приводит к психическим травмам и вызывает у него нарушение высшей нервной деятельности и уже как результат этого заикание.

Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребен­ка наступает вследствие сильной одномоментной психиче­ской (испуг) или физической травмы. Неправомерно рас­пространено мнение, будто нервные потрясения, вы­званные испугом,— единственная причина заикания. В действительности таких причин много, и нет повода в случае возникновения заикания искать (а часто и приду­мывать), почему ребенок мог испугаться.

Против мнения, что заикание появляется только в ре­зультате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: будь то паровозный гудок, собака, пе­тух, карнавальная маска и т. п., но, однако, заикаются, как мы видим, далеко не все.

Запинки судорожного характера могут быть также результатом закрепившегося неправильного речевого сте­реотипа. Другими словами, запинки несудорожного ха­рактера, возникшие в результате разных причин, путем зафиксировавшегося патологического рефлекса могут перерастать в запинки судорожного характера.

Рассматривая причины судорожных речевых запинок, можно условно разделить их на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся все те, что ослабляют нервную систему ребенка, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследствен­ность, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, дет­ские болезни, педагогическая запущенность). Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд неблагоприятности или случаи (страшный сон, паровозный гудок, легкие нервные потрясения, бо­лезнь и т. д.) могут оказаться «сверхсильным» раздражи­телем и вызвать «срыв» высшей нервной деятельности ребенка.

К вызывающим причинам относятся резкие одномо­ментные психические травмы (являющиеся по сути сильными нервными потрясениями), неправильные приемы воспитания, неблагоприятное речевое окружение, задерж­ки речевого развития ребенка.

Можно ли отличить у ребенка запинки несудорожного и судорожного характера? Для этого попытаемся срав­нить их характерные особенности (см. таблицу 1).

Date: 2015-09-22; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию