Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земельное право

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел I. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Тема 1. Предмет и система земельного права

Предмет земельного права — общественные земельные отношения. Понятие общественных земельных отношений. Особенности общественных земельных отношений. Земля как объект общественных земельных отношений: а) земля как природный объект; б) земля как природный ресурс — объект хозяйствования; в) земля как недвижимость, объект собственности и объект гражданского оборота; г) земля как политическое и правовое пространство.

Система земельного права. Земельное право как отрасль права. Соотношение земельного права с экологическим, гражданским, административным и другими отраслями права. Земельное право как отрасль науки. Земельное право как учебная дисциплина.

Тема 2. Земельные правовые нормы (нормы земельного права)

Понятие земельных правовых норм.

Виды земельных правовых норм. Нормы-правила. Нормы-принципы. Принцип использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации. Принцип целевого использования земель. Принцип признания многообразия форм (субъектов) собственности на землю и их равной защиты. Принцип обеспечения рационального использования земель. Принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения. Принцип доступности информации о состоянии земель. Принцип государственной поддержки мероприятий по использованию иохране земель. Принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их земельные права. Принцип предотвращения ущерба земле. Принцип платности использования земель. Принцип ответственности за земельные правонарушения. Иные принципы земельного права. Нормы-приоритеты. Межотраслевые (охраны здоровья человека, охраны окружающей природной среды) и отраслевые приоритеты (приоритет земель сельскохозяйственного назначения, лес-дух земель и др.).

Тема 3. Земельные правовые отношения

Понятие земельных правовых отношений (далее — земельные правоотношения).

Виды земельных правоотношений.

Основания возникновения земельных правоотношений. Возникновение земельных правоотношений из правомерных действий. Сложный фактический состав как основание возникновения земельных правоотношений. Возникновение земельных правоотношений из неправомерных действий.

Объекты земельных правоотношений. Земли в пределах территории Российской Федерации как объект земельных правоотношений. Деление земель на категории по основному целевому назначению. Порядок изменения целевого назначения земель. Земельный участок (часть земельного участка) как объект земельных правоотношений. Разрешенное использование земельного участка. Земельная доля как объект земельных правоотношений. Права на землю как объекты земельных правоотношений.

Субъекты земельных правоотношений. Граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане как субъекты земельных правоотношений. Юридические лица как субъекты земельных правоотношений. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых земельным законодательством.

Содержание земельных правоотношений.

Основания изменения и прекращения земельных правоотношений.

Тема 4. Механизм реализации норм земельного права и земельных правоотношений

Понятие механизма реализации норм земельного права и земельных правоотношений (далее — МПРЗ).

Структура МПРЗ. Нормы права (специальные — земельные правовые нормы-нормы, регулирующие хозяйственную и иную деятельность; нормы, гарантии) как элемент МПРЗ. Земельные правоотношения как элемент МПРЗ. Акты применения права как элемент МПРЗ. Реальное поведение субъектов земельных правоотношений в соответствии с требованиями земельных правовых норм как элемент МПРЗ.

Факторы эффективности МПРЗ. Правовые факторы: качество специальных земельных правовых норм; согласованность специальных норм с нормами, регулирующими гражданские, административные, экологические и иные отношения; эффективность норм об ответственности и др. Экономические факторы. Организационные факторы. Идеологические факторы (воспитание, образование, научные исследования в сфере использования и охраны земель).

Тема 5. История земельного права

Истоки правового регулирования общественных земельных отношений.

Правовое регулирование общественных земельных отношений по русскому земельному праву. Земельная реформа 1861 г. Столыпинская реформа.

Правовое регулирование общественных земельных отношений по советскому земельному праву. Три периода в национализации земли 1917—1930-х гг. Декрет "О земле" 1917 г. Декрет ВЦИК "О социализации земли" 1918 г. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Коллективизация сельского хозяйства и земельные отношения крестьянства. Регулирование земельных отношений в период 1940— 1980-х гг. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Земельный кодекс РСФСР 1970 г.

Регулирование общественных земельных отношений в СССР в период "перестройки" (1985—1990 гг.). Развитие противоречий национализации земли. Демонополизация собственности на землю.

Регулирование земельных общественных отношений в период проведения земельной реформы (1991— н/вр.). Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе". Правовое обеспечение первого этапа земельной реформы (1991—1996 гг.). Правовое обеспечение второго этапа земельной реформы (1997—2002 гг.).

Правовое обеспечение земельных преобразований в странах СНГ (1991 г. — н/вр.).

Раздел II. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА. СОВРЕМЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Тема 6. Источники земельного права

Понятие и система источников земельного права.

Конституционные основы земельного права.

Законодательные и иные нормативные правовые акты как источники земельного права. Закон как источник земельного права; соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации как источники земельного права. Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права. Нормативные правовые акты министерств и ведомств как

источники земельного права. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Корпоративные (локальные) нормативные правовые акты как источники земельного права.

Нормативный договор как источник земельного права. Международные договоры как источники земельного права. Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как источники земельного права. Иные виды нормативных договоров как источники земельного права.

Государственные стандарты, природоохранные, строительные, санитарные, противопожарные, иные специальные нормы и правила, другие нормативно-технические акты (документы). Их соотношение с источниками земельного права.

Тема 7. Земельное законодательство: современное состояние, тенденции развития

Понятие и предмет земельного законодательства как самодеятельной отрасли законодательства, составной части системы Российского законодательства.

Цели и задачи земельного законодательства. Система целей земельного законодательства: общие и специальные цели. Задачи земельного законодательства.

Современная система земельного законодательства. Система земельного законодательства по кругу актов: земельное законодательство как система не только законодательных, но и иных нормативных правовых актов. Система земельного законодательства по иерархии: соотношение Конституции Российской Федерации, законодательных актов, Указов Президента Российской Федерации, подзаконных актов. Роль Указов Президента Российской Федерации в регулировании земельных отношений в период проведения земельной реформы. Система земельного законодательства по территории: соотношение федерального, субъектов Российской Федерации и "местного" законодательства. Соотношение земельного законодательства с экологическим (как в узком, так и в широком смыслах слова) и природноресурсовым законодательством, а также с гражданским, административным и другими отраслями законодательства. Соотношение национального земельного законодательства и международных правовых актов.

Основные тенденции развития (формирования нового) земельного законодательства. Кодификация земельного законодательства. Формы кодификации земельного законодательства: отраслевая — в форме Земельного кодекса РФ и внутриотраслевая — по институтам земельного права. Границы (критерии возможности) кодификации земельного законодательства. Систематизации земельного законодательства в форме инкорпорации.

Раздел III ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВА)

Тема 8. Земельные права и обязанности граждан

Понятие земельных прав и обязанностей граждан. Земельные права и обязанности граждан как правовой институт: а) институт земельного права, б) межотраслевой институт. Земельные права и обязанности граждан как элемент содержания земельных правоотношений. Земельные права и обязанности граждан как элемент правового статуса личности.

Система земельных прав и обязанности граждан и их объединений. Земельно-экологические права граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду (элементами которой являются земля, почва) (ст. 42 Конституции). Земельно-экономические права граждан. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36 Конституции) — владеть, пользоваться и распоряжаться ею, как единолично, так и совместно с другими гражданами (ч. 1 ст. 35 Конституции); право на неприкосновенность земли как недвижимого имущества (никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда — ч. 2 ст. 35 Конституции); право граждан — собственников земли и других природных ресурсов свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ими, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч- 2 ст. 36 Конституции). Право граждан на информацию о состоянии использования и охраны земель, включая право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (элементом которой является земля — ч. 4 ст. 29 и ст. 42 Конституции), право на информацию о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы населения (ст. 28 ЗК РСФСР). Право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 31 Конституции), в том числе в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих их интересы и права в сфере использования и охраны земель (ст. 28 ЗК РСФСР). Право общего природопользования граждан. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим (в т.ч. земельным) правонарушением (ст. 42 Конституции), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции). Земельные обязанности граждан. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции). Земельные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Принципы правового регулирования земельных прав и обязанностей граждан. Принцип юридического равенства граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле). Принцип свободного выбора гражданами вида прав на землю. Принцип дополнительных (по сравнению с другими субъектами) гарантий земельных прав граждан и др.

Обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и их объединений. Признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции). Обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права граждан (включая земельные) (ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"). Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права (включая земельные), если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции).

Тема 9. Право собственности на землю

Понятие собственности и права собственности на землю и другие природные ресурсы. Собственность на землю как экономическое отношение. Блага и бремя собственности на землю. Право собственности на землю в общеправовом, объективном и субъективном смыслах слова. Право собственности на землю и право территориального верховенства.

Соотношения понятий "право собственности на землю" и "земля как достояние народов, проживающих на соответствующей территории".

Формы (субъекты) собственности на землю. Частная собственность на землю: юридических лиц, граждан. Общая собственность на землю: общая совместная собственность на землю, общая долевая собственность на землю. Государственная собственность на землю: федеральная, субъектов Российской Федерации. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность на землю: городов, районов и других муниципальных образований.

Объекты права собственности на землю.

Особенности права собственности граждан и юридических лиц на недра, воды, леса, животный мир.

Содержание права собственности на землю.

Тема 10. Права на землю, лиц не являющихся собственниками земли (иные права на землю)

Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли.

Виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли. Право пожизненного наследуемого владения землей. Права пользования землей: а) право постоянного (бессрочного) пользования землей; б) право временного (срочного) пользования землей; в) аренда и субаренда земли. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли. Права и обязанности субъектов права пожизненного наследуемого владения землей (землевладельцев). Права и обязанности землепользователей, включая арендаторов и субарендаторов земель.

Тема 11. Возникновение, ограничение, изменение и прекращение прав на землю

Возникновение прав на землю. Возникновение прав на землю из актов государственных органов: а) предоставление земли; б) переоформление (перерегистрация прав) ранее предоставленных земельных участков. Возникновение прав на землю из договоров и иных сделок с землей. Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Возникновение прав на землю из решений суда. Возникновение прав на землю из иных юридических фактов.

Приватизация земель. Понятие приватизации земель в узком (собственном) смысле слова — как отчуждения (передачи) земель в частную собственность. Понятие приватизации земель в широком смысле слова — как процесс разгосударствления, демонополизации земельной собственности.

Ограничения прав на землю: объективные, субъективные.

Изменение и прекращение прав на землю. Классификация оснований изменения и прекращения прав на землю. События как основания изменения и прекращения земельных правоотношений (истечение срока, смерть собственника, землевладельца, землепользователя и т.п.). Правомерные действия субъектов прав на землю как основания изменения и прекращения земельных правоотношений (добровольный отказ от прав на землю и т.п.). Правомерные принудительные действия государства, муниципальных образований как основания изменения и прекращения земельных правоотношений: а) изъятие (выкуп) земель для государственных или муниципальных нужд и т.п.; б) конфискация земли; в) реквизиция земли. Неправомерные действия как основания изменения и превращения земельных правоотношений.

Тема 12. Государственная регистрация, юридическое удостоверение (оформление) прав на землю

Государственная регистрация прав на землю и сделок с землей. Понятие и значение государственной регистрации прав на землю и сделок с нею по ГК РФ и Федеральному закону "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация документов о правах на землю до вступления в силу Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация документов о правах на землю в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей. Присвоение земельному участку кадастрового регистрационного номера. Их правовое значение. Признание юридически действительными прав на землю, сделок с нею и их регистрации, возникших (осуществленных) до вступления в силу Федерального закона "о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Нотариальное удостоверение прав на землю.

Документы, удостоверяющие (юридически оформляющие) права на землю. Виды документов: а) государственные акты; б) свидетельства о правах на землю. Типовые (примерные) формы документов. Принцип признания действительными документов о правах на землю, выданных в соответствии с законом, действовавшим в момент, в месте их выдачи (Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767, с изм. и доп. от 25 января 1999 г. П. 3; Указ Президента Российской Федерации от 25 января 1999 г. № 112. П. 3).

Раздел IV. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ, РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ (ПОЧВЕННЫХ) РЕСУРСОВ

Тема 13. Правовая охрана земель (почв)

Правовые основы охраны земель (почв).

Основные направления-охраны земель (почв) по действующему законодательству. Правовое регулирование разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ по охране земель. Правовое регулирование рациональной организации территории. Правовое регулирование защиты земель от эрозии и заражения. Правовое регулирование по рекультивации земель, снятию и сохранению плодородного слоя почвы. Понятие рекультивации нарушенных земель как системы мер по восстановлению земель дляиспользования их в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях. Этапы рекультивации для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно, в два этапа (технический и биологический). Правовое регулирование консервации деградированных и иных земель и др. Правовое регулирование установления нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ в почве.

Экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, влияющих на состояние земель, по действующему законодательству.

Тема 14. Правовое обеспечение мелиорации земель

Правовые основы мелиорации земель. Федеральный закон "О мелиорации земель".

Понятие мелиорации земель — как системы мер по коренному улучшению земель путем проведения гидротехнических, культуротехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Типы и виды мелиорации земель по действующему законодательству.

Специальное разрешение (лицензия) как основание деятельности граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.

Порядок проведения мелиорации земель по действующему законодательству.

Раздел V ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Тема 15. Понятие и общая характеристика организационного механизма (управления) в сфере использования и охраны земель

Понятие организационного механизма (управления) в сфере использования и охраны земель.

Цели управления в сфере использования и охраны земель.

Обеспечение использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, как цель управления в сфере использования и охране земель (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Подцели управления в сфере использования и охраны земель, определяемые исходя из: а) названной цели; б) международных принципов охраны окружающей среды и устойчивого использования земельных (почвенных) и других природных ресурсов; в) существующих экономических, политических и правовых реалий.

Принципы управления в сфере использования и охраны земель. Понятие принципа управления в сфере использования и охраны земель. Виды принципов управления в сфере использования и охраны земель. Общие принципы управления в сфере использования н охраны земель. Общие социальные принципы управления: а) непосредственного участия граждан в разработке, принятии и контроле за реализацией решений, затрагивающих их земельные и связанные с ними интересы; б) учета общественного мнения; в) законности и др. Общие организационно-технические принципы управления: а) принцип конкретности прав, обязанностей и ответственности за их нарушение; б) принцип сочетания территориального и отраслевого подходов; в) принцип сочетания коллегиальности с единоначалием и др. Специальные принципы: а) принцип приоритета здоровья населения при постановке и решении целей и задач управления в сфере использования и охраны земель; б) принцип обеспечения целевого характера использования земель; в) принцип сочетания административно-территориального подхода с природно-географическим районированием: территориальный (земли, леса, животный мир), бассейновый (применительно к водам), региональный (атмосферный воздух), окружной (недра), принципы построения органов, управления и др.

Виды управления в сфере использования и охраны земель. Государственное управление. Организация разработки и обеспечение выполнения программ, планов и мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель всеми государственными органами, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также гражданами для реализации поставленных целей, как задача государственного управления в сфере использования и охраны земель. Общественное управление. Обеспечение реализации и защиты земельных прав граждан и общественных объединений как задача общественного управления в сфере использования и охраны земель. Местное самоуправление. Обеспечение самостоятельного решения населением земельных вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальными землями как задача общественного управления в сфере использования и охраны земель. Ведомственное управление. Организация разработки и обеспечение выполнения программ, планов и мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель всеми подведомственными органами, организациями, должностными лицами и (или) лицами, выполняющими руководящие функции, а также работниками как задача ведомственного управления в сфере использования и охраны земель. Производственное управление. Обеспечение самостоятельно выполнения организациями-субъектами прав на землю программ, планов и мероприятий по использованию и охране земель в процессе конкретной производственной и иной хозяйственной деятельности как задача производственного управления в сфере использования и охраны земель.

Методы управления в сфере использования и охраны земель. Административные методы, осуществляемые путем прямого воздействия на поведение управляемых объектов и обеспеченные возможностью применения мер государственного принуждения в случае их невыполнения. Экономические методы, воздействующие на деятельность управляемых объектов через их экономические интересы (финансы, кредит, налоги, прибыль, платежи и т.д.). Идеологические методы, влияющие на поведение участников процесса управления через их сознание (воспитание, образование и пр.).

Тема 16. Функции государственного управления в сфере использования и охраны земель

Информационное обеспечение в сфере использования земель. Понятие информационного обеспечения в сфере использования и охраны земель как деятельности по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической информации об использовании и охране земель. Состав информации об использовании и охране земель как данные: а) о состоянии земли (почвы); б) об угрозе или риске для здоровья людей; в) о деятельности (мероприятиях), отрицательно влияющих или могущих повлиять на земли (почвы); г) о деятельности и мероприятиях, предназначенных для защиты земель (почв), в том числе административных мерах и программах управления в сфере использования и охраны земель; д) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Требования к информации об использовании и охране земель: а) полнота; б) достоверность; в) своевременность; г) доступность, включая бесплатность (платность) предоставления; д) формализованность информации. Случаи бесплатного предоставления информации. Порядок, формы и объем предоставления информации. Случаи отказа в предоставлении информации об использовании и охране земель. Сведения об охране и использовании земель, подлежащие засекречиванию,

Планирование и территориальное зонирование. Планирование мероприятий по использованию и охране земель. Планирование в сфере использования и охраны земель, как деятельность по разработке и реализации системы соответствующих программ. Виды программ: а) межгосударственные; б) государственные: федеральные, субъектов Российской Федерации региональные (двух и более административных территорий); в) местные (городские, районные); г) отраслевые; д) общие и специальные программы; е) комплексные и целевые; ж) краткосрочные и долгосрочные.. Градостроительное планирование развития территорий. Градостроительное планирование развития территорий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации Консолидированные схемы градостроительного планирования. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации. Градостроительное планирование развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Генеральные планы городских и сельских поселений. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований. Зонирование. Зонирование как функция управления в сфере использования и охраны земель, выражающаяся в делении территорий на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Зоны, где установлены ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности: а) зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; б) зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны; в) водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; г) зоны санитарной охраны источников водоснабжения; д) зоны залегания полезных ископаемых; е) территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ж) зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; з) зоны с экстремальными природно-климатическими условиями; и) иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое Зонирование как деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Установление и изменение целевого назначения земель. Понятие целевого назначения земель. Перевод земель из одной категории в другую: а) при предоставлении и изъятии земель; б) при продаже земель по конкурсу; в) по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации; г) в других случаях, предусмотренных законодательством. Перевод лесных земель в нелесные. Разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве как использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитуты.

Мониторинг земель. Понятие мониторинга земель как системы наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель Российской Федерации для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов; составной части мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель как объект мониторинга. Основные задачи мониторинга земель; а) своевременное выявление изменений состояния земельного фонда; б) их оценка; в) прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; г) информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель. Виды (подсистемы) мониторинга земель в зависимости от:

а) категории земель; б) территориального охвата (федеральный, региональный и локальный). Национальный и глобальный земельный мониторинг.

Содержание мониторинга земель.

Государственный учет земель. Ведение государственного Хмельного кадастра. Понятие государственного учета земель. Понятие государственного земельного кадастра как системы необходимых сведений и документов о правовом, природном и хозяйственном положении земель. Состав сведений, подлежащих включению в государственный земельный кадастр. Земельно-кадастровая документация. Базовая и ежегодно составляемая земельно-кадастровая документация. Состав и формы документации по уровням учета. Порядок ведения. Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра. Правовое значение кадастровых данных: а) применение результатов кадастровых съемок (аэрофотосъемок) территории для выдачи документов и инвентаризации земель; б) значение данных кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий при изъятии сельскохозяйственных земель с целью их последующего предоставления для несельскохозяйственных нужд; в) целевая инвентаризация земель, в том числе для определения возможности их предоставления гражданам и др.

Нормирование в сфере использования и охраны земель. Понятие нормирования в сфере использования и охраны земель. Виды нормирования в сфере использования и охраны земель: а) нормы предоставления (передачи) земель; б) нормы охраны земель; в) нормативная цена земли.

Землеустройство и землеустроительный процесс. Землеустройство: понятие, виды. Землеустроительный процесс. Понятие землеустроительного процесса. Основные стадии землеустроительного процесса: а) ходатайство о предварительном согласовании места размещения объекта; б) предварительное согласование места размещения объекта; в) утверждение материалов предварительного согласования места размещения объекта; г) проектно-изыскательские работы; д) утверждение проекта строительства, включение в план строительства; е) ходатайство об изъятии предварительно согласованного участка и его предоставлении для строительства объекта; ж) решение об изъятии и предоставлении земельного участка; з) установление границ земельного участка на местности; и) акт об установлении границ на местности или чертеж (план) земельного участка; дополнительные согласования (при уточнении границ, при увеличении размера участка).

Контроль за использованием и охраной земель (земельный контроль).

Понятие земельного контроля как: а) функции управления в сфере использования и охраны земель; б) правового института (межотраслевого и института земельного права); в) гарантии исполнения земельных законов, соблюдения требований рационального использования и охраны земель; г) правовой формы деятельности в этой сфере. Соотношение контроля с мониторингом земель, учетом земель и другими функциями управления в сфере использования я охраны земель. Обеспечение достижения и поддержания качества (состояния) земли, которое позволяет использовать ее в качества основы жизни и деятельности живущего и будущих поколений как цель земельного контроля. Принципы земельного контроля: а) принцип комплексности (сочетания) публично- и частно-правовых отношений земельного контроля; б) принцип независимости органов земельного контроля при осуществлении ими контрольной деятельности в рамках разделения властей; в) принцип минимизации (преодоления множественности) контрольных органов; г) принцип разграничения функций земельного контроля и хозяйственных функций и др. Объекты и субъекты правоотношений земельного контроля. Особенности государства как субъекта этих правоотношений — государство как суверен, как гарант общественных интересов, как собственник земли. Виды земельного контроля: а) государственный; б) обще-ценный; в) органов местного самоуправления; г) ведомственный; д) производственный. Задачи земельного контроля применительно к его видам. Собственные функции земельного контроля: а) информационная; б) предупредительная; в) пресечения земельных правонарушений.

Лицензирование в сфере использования и охраны земель. Понятие лицензирования в сфере использования и охраны земель. Виды лицензирования в сфере использования и охраны земель: а) лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию; б) лицензирование проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель; в) лицензирование в области мелиорации земель; г) лицензирование в области семеноводства сельскохозяйственных растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и др.

Тема 17. Органы исполнительной власти в сфере использования и охраны земель

Специально уполномоченные органы федеральной исполнительной власти в сфере использования и охраны земель. Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая государственный учет и оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной и использованием земель. Территориальные органы Госкомзема России Министерство природных ресурсов Российской Федерации wip России) как федеральный орган исполнительной власти, проходящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов волнительной власти в случаях, установленных федеральными ионами, указами Президента Российской Федерации и постановками Правительства Российской Федерации.

Органы федеральной исполнительной власти, осуществляю-[е смежные функции в сфере использования земель, иных при родных ресурсов. Полномочия в сфере использования и охраны земель органов Министерства здравоохранения Российской Федерации (Государственный санитарно-эпидемиологический надзором Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации и охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

Иные органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие отдельные функции в сфере использования и охраны земель, иных природных ресурсов.

Разграничение полномочий государственных органов.Разграничение полномочий федеральных государственных органов в сфере использования и охраны земель. Разграничение полномочий в сфере использования и охраны земель между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий в сфере использования и охраны земель между государственными органами и органами местного самоуправления.

Функции в сфере использования и охраны земель органов прокуратуры, внутренних дел, иных правоохранительных органов.

Раздел VI ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Тема 18. Понятие и структура экономического механизма в сфере использования и охраны земель

Понятие экономического механизма в сфере использования и охраны земель.

Правовые основы экономического механизма в сфере использования и охраны земель.

Структура экономического механизма в сфере использования и охраны земель. Финансовая база, обеспечивающая использование и охрану земель. Источники финансирования: а) бюджетное финансирование охраны и использования земель; б) внебюджетные источники финансирования и кредитования: собственные средства организаций, кредиты и др. Кредитно-финансовые учреждения, осуществляющие финансирование и кредитование охраны и использований земель Земельные банки. Фонды как источники финансирования: специальные, страховые, общественные. Экономическое стимулирование субъектов прав на землю его виды: государственные дотации и субвенции, льготы по кредитам, компенсации, поощрительные цены и надбавки на сельскохозяйственную продукцию.

Тема 19. Плата за землю

Понятие платы за землю как основного элемента экономического механизма в сфере использования и охраны земель. Плата за землю как инструмент стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Формы платы за землю. Земельный налог: а) как форма платы за землю по Закону Российской Федерации "О плате за землю"; б) как вид местных налогов и сборов по Налоговому кодексу Российской Федерации. Элементы обложения земельным налогом, определяемые представительными органами местного самоуправления, определяют в нормативных правовых актах при его установлении: налоговые льготы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу. Элементы обложения земельным налогом, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации. Арендная плата как форма платы за землю. Нормативная цена земли как форма платы за землю, используемая для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита.

Порядок установления платы за землю.

Оценка земли как недвижимого имущества. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Использование средств, поступивших от платы за землю.

Раздел VII ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Тема 20. Гарантии и защита прав на землю

Понятие и соотношение гарантий и защиты прав на землю.

Система гарантий прав на землю. Оповещение субъектов прав на землю, общественности иных заинтересованных лиц, учет высказанных ими замечаний при принятии решений (включая общественные слушания в процессе оценки воздействия на окружающую среду и др.). Оповещение субъектов прав на землю, общественности иных заинтересованных лиц, учет высказанных ими замечаний процессе предоставления земель в пользование: а) информирование населения о возможном (о предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы; выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии; б) право граждан, общественных организаций, объединений и органов территориального общественного самоуправления участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения; в) проведение референдумов о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, в местах их проживания и хозяйственной деятельности и др. Оповещение субъектов прав на землю, общественности и иных заинтересованных лиц, учет высказанных ими замечаний в процессе общественного контроля, общественных экспертиз и иных функций общественного управления в сфере использования и охраны земель. Гарантии прав на землю при изъятии (выкупе) земель для государственных или муниципальных нужд. Особенности гарантий прав на землю отдельных видов субъектов прав на землю: а) дополнительные гарантии прав собственников земли; б) дополнительные (по сравнению с другими субъектами) гарантии прав граждан на землю; в) гарантии прав арендодателей, арендаторов и субарендаторов.

Защита прав на землю. Способы защиты прав на землю. Признание права на землю. Пресечение действий, нарушающих право на землю или создающих угрозу его нарушения. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на землю. Неприменение судом, арбитражным судом или третейским судим актов государственных или иных органов, противоречащих закону. Самозащита прав на землю. Установление запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны государства и третьих лицаза исключением случаев нарушения земельного законодательства, а также установления в законе случаев прекращения или ограничения земельных прав государством. Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением (включая компенсацию морального вреда). Возмещение убытков, причиненных изъятием, временным занятием земель, ограничением прав собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земель. Возмещение потерь, вызванных изъятием, ухудшением качества земельных угодий и ограничением прав использования земель.

Тема 21. Разрешение земельных споров

Судебный порядок разрешения земельных споров. Разрешение земельных споров в судах, арбитражных судах, третейских судах.

Судебная практика применения земельного законодательства. Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации: а) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г. № 8-П по делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова; б) определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 97-0 по жалобе гражданина Терзияна Петроса Мкртиевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях; в) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 1998 г. № 10-П по делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска; г) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации; д) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 13-П по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году". Постановления Пленума, определения Судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации: а) постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой гражданского кодекса Российской Федерации" (об ипотеке здания или сооружения и правах залогодателя, а при обращении взыскания на здание или сооружение — и правах покупателя на земельный участок, на котором находится это здание или сооружение; о грядке рассмотрения дел о признании права собственности на движимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом и иными правок" ми актами порядке); б) решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 1998 г. о признании недействительным п. 4 п становления Коллегии Госкомзема России и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. "Об организации ведения государственного земельного кадастра Московской области"; в) решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1998 г о признании недействительным п. 4 приказа Минсельхозпрода России от 24 декабря 1993 г. № 315 "О предоставлении права на охоту"; г) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 1997 г. (федеральным законодательством не предусмотрено оказание платных услуг за осуществление комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и кадастровым бюро государственных функций); д) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 1995 г. (изъятие для государственных или общественных нужд земельного участка, на котором находится дом, являющийся собственностью гражданина, влечет правовые последствия); е) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 1994 г. (требования сельских жителей о выделении земельного пая как не связанные с созданием крестьянских хозяйств признаны судом незаконными); ж) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 1992 г. (спор между гражданином (изъявившим желание вести крестьянское хозяйство, но не являющимся фермером) и местным Советом народных депутатов, отказавшим ему в предоставлении земельного участка, подведомствен суду. Планирование использования земель, находящихся в ведении районных Советов народных депутатов, относится к компетенции этих Советов); з) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 1992 г, (отказ местного Совета народных депутатов в предоставлении гражданину-предпринимателю (фермеру) земельного участка для ведения крестьянского хозяйства подлежит обжалованию и рассмотрению в арбитражном суде.) и др. Постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Административный порядок разрешения земельных споров-

Тема 22. Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения.

Основания ответственности: юридические и фактические. Понятие и состав земельного правонарушения. Земельное правонарушение как разновидность экологического правонарушения. Виды земельных правонарушений.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

Причины земельных правонарушений и пути их устранения.

Особенная часть

Раздел VIII ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ

Тема 23. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Понятие правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Принципы правового регулирования отношений по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения. Принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения. Принцип неуменьшаемости земель сельскохозяйственного назначения. Принцип особой охраны земель сельскохозяйственного назначения и др.

Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения. Их права и обязанности. Особенности правового режима их земель. Граждане. Объединения граждан. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческой, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство). Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и Дачных некоммерческих объединениях граждан". Крестьянские (фермерские) хозяйства. Сельскохозяйственные кооперативы и их союзы. Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Государственные сельскохозяйственные организации.

Правовое обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного значения".

Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на земли сельскохозяйственного назначения.

Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения. Функции управления. Разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами. Учет показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения. Разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; финансирование научно-исследовательских работ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и за безопасным обращением с ними. Сертификация почв. Лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию.

Особенности юридических санкций за нарушение правок режима земель сельскохозяйственного назначения.

Тема 24. Правовой режим земель городов и иных поселений

Понятие правового режима земель городов и иных поселений.

Понятие и виды поселений: города, рабочие, курортные, дачные поселки, сельские населенные пункты.

Понятие и состав земель городов и иных поселений. Особенности правового режима отдельных видов городских земель. Земли городской застройки. Земли общего пользования. Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения. Земли, занятые лесами. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики обороны и иного назначения.

Особенности правового режима земель поселков и сельских населенных пунктов.

Субъекты прав на земли городов и иных поселений.

Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей юридических лиц и граждан на землях городов и иных поселений.

Особенности управления землями городов и иных поселений.

Органы управления. Функции управления. Планирование и территориальное зонирование. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. Учет и кадастровая оценка земель городов и иных поселений. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городов и иных поселений, к почвам, содержанию территорий городов и иных поселений по Федеральному закону от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Нормирование предоставления земель в городах и иных поселениях. Контроль за использованием земель городов и иных поселений.

Особенности юридических санкций за нарушение правового режима земель городов и иных поселений. Ответственность за самовольное занятие земель и самовольное строительство, загрязнение земель производственными отходами и сточными водами, другие нарушения правового режима земель городов и иных поселений.

Тема 25. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения

Понятие правового режима земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (далее — земли промышленности и иного назначения).

Понятие и состав земель промышленности и иного назначения.

Субъекты прав на земли промышленности и иного назначения.

Особенности управления землями промышленности и иного Значения. Органы управления. Функции управления.

Особенности правового режима отдельных видов данной категории земель.

Земли промышленности. Понятие и особенности использования земель промышленности. Земли для разработки недр. Понятие земель для пользования недрами. Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей геологоразведочных, горнодобывающих и иных предприятий, предпринимателей и иных субъектов на землях для пользования недрами. Особенности управления землями для пользования недрами. Органы управления. Функции управления. Предоставление и изъятие земель для использования недр. Особенности правового режима отдельных подвидов земель данного вида — земель для проведения изыскательских работ (геодезических, геологических, кадастровых и т.п.), добычи полезных ископаемых (общераспространенных и необщераспространенных), размещения, захоронения вредных отходов. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий промышленных площадок по Федеральному закону от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Земли транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики. Понятие и состав. Особенности пользования ими. Земли космического обеспечения (земли для обеспечения космической деятельности). Понятие космической деятельности, наземных и иных объектов космической инфраструктуры и прилегающих к ним зон отчуждения по Закону Российской Федерации космической деятельности". Порядок предоставления использования земельных участков под наземные и иные объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения. Земли для нужд обороны. Понятие обороны по Закону Российской Федерации "Об обороне". Понятие земель обороны. Порядок пользования землями обороны для размещения военных организаций учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, ведения учений и иных мероприятий по строительству, подготовке и поддержанию в необходимой готовности вооруженных сил; размещения военных предприятий, испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов и других мероприятий по работке, производству и совершенствованию оружия и военной техники; создания хранилищ, складов и иных объектов для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах; иных целей, предусмотренных федеральными за) нами. Порядок временного (эпизодического) использования земли (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Земли иного назначения. Земли для нужд безопасности. Понятие безопасности по чакону Российской Федерации "О безопасности". Понятие и состав земель для нужд безопасности. Порядок пользования ими для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создания и поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управления силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществления системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участия в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией, иных целей, предусмотренных федеральными законами. Земли для обеспечения охраны Государственной границы. Понятие Государственной границы, охраны Государственной границы, пограничной полосы, специальных режимов (режим Государственной границы, пограничного режима, режим в пунктах пропуска через Государственную границу) по Закону Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Понятие и состав земель для обеспечения охраны Государственной границы. Порядок использования этих земель для недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы; обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; защиты на Государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, иных целей, предусмотренных федеральными законами. Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Понятие ЗАТО по Закону Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании". Понятие и состав земель ЗАТО. Порядок пользования ими. Зоны с особыми условиями использования земель. Цели и порядок установления зон с особыми условиями использования земель. Ограничение или запрещение видов деятельности, которые совместимы с целями установления зон.

Правовой режим служебных земельных наделов.

Особенности юридических санкций за нарушение правового режима земель промышленности и иного назначения. Ответственность за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Тема 26. Правовой режим земель водного фонда

Понятие правового режима земель водного фонда.

Понятие и состав земель водного фонда.

Субъекты прав на земли водного фонда.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на землях водного фонда

Особенности управления землями водного фонда. Органы управления. Функции управления. Предоставление и изъятие земель водного фонда. Контроль за размещением и строительством объектов, влияющих на состояние вод, производством работ на водных объектах и в прибрежных полосах.

Тема 27. Правовой режим земель лесного фонда

Понятие правового режима земель лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда. Правовое значение подразделения лесов на группы и категории защитности для правового режима земель лесного фонда.

Субъекты прав на земли лесного фонда.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на землях лесного фонда.,

Особенности управления землями лесного фонда. Органы управления. Функции управления. Планирование использования земель лесного фонда. Предоставление и изъятие земель лесного фонда. Перевод лесных земель в нелесные.

Тема 28. Правовой режим земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

Понятие правового режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Понятие и состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Субъекты прав на земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей субъектов на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Особенности управления землями природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Органы управления. Функции управления. Зонирование. Предоставление и изъятие. Контроль за использованием и охраной земель.

Особенности правового режима отдельных видов земель данной категории земель — земель природоохранного, оздоровительного рекреационного и историко-культурного назначения.

Тема 29. Правовой режим земель запаса

Понятие правового режима земель запаса.

Понятие и состав земель запаса.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты прав на земли запаса.

Основания и порядок зачисления в земли запаса земельных участков, изъятых за земельные правонарушения. Порядок выявления и передачи в состав земель запаса неиспользуемых земель.

Особенности управления землями запаса. Органы управления. Функции управления. Инвентаризация земель запаса. Предоставление земель запаса.

Раздел IX. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ИНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Тема 30. Правовое регулирование использования и охраны недр

Законодательство о недрах. Закон Российской Федерации "О недрах".

Недра как объект использования и охраны. Понятие.

Право пользования недрами. Понятие. Объекты. Государственный фонд недр. Горный отвод. Геологический отвод. Участки недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции". Виды пользования недрами. Сроки пользования недрами.

Основания возникновения права пользования недрами. Лицензионный порядок предоставления недр в пользование. Государственная система лицензирования. Лицензия на пользование недрами. Порядок предоставления лицензий. Переход права пользования недрами и переоформление действующей лицензии. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Содержание права пользования недрами (основные права и обязанности пользователей недрами).

Основные требования по рациональному использованию и охране недр.

Платность пользования недрами. Система (виды) платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы; налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством сборы. Формы внесения платы. Освобождение от платежей. Скидка за истощение недр. Распределение платежей.

Основания прекращения права пользования ведрами. Порядок досрочного прекращения пользования недрами.

Управление в области использования и охраны недр. Органы управления. Функции управления. Информационное обеспечение (обеспечение геологической информацией). Государственный учет и государственная регистрация. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых. Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашения о разделе продукции.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах. Уголовная ответственность. Административная ответственность. Возмещение вреда.

Тема 31. Правовое регулирование использования и охраны вод

Водное законодательство. Водный кодекс Российской Федерации.

Воды как природный объект, природный ресурс, объект правоотношений. Водный фонд. Водные объекты: поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ, подземные водные объекты. Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федераций. Водные объекты общего и особого пользования.

<
<== предыдущая | следующая ==>
кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | Методы изучения литературы системный подход

Date: 2015-09-22; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию