Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции философии





Из специфики философии, ее предмета и структуры, логично следуют ее функции. Как известно, философия — это искусственная, преднамеренно сконструированная (отнюдь не в негативном смысле этого слова) система, и как таковая, создается для выполнения определенных функций. Функция же в данном контексте — есть способ действия системы, ее объективация вовне, в метасистему (общество). Таким образом, представляется, что система первична по отношению к функциям (одна из возможных, но я полагаю, наиболее обоснованных версий). Однако, будучи производными от системы, функции совсем не безразличны к ней, оказывая активное влияние на ее сущность, поведение и даже определяя сам статус системы. Иначе говоря, система будет таковой, если — и только если — она функционирует необходимым образом. Рука, писал Аристотель, отделенная от человека, не есть человеческая рука. Мозг, который не мыслит,
не есть человеческий мозг, но фрагмент материи.

Какие же именно функции выполняет философия? Вопрос интересный и, как следствие, дискуссионный: в этом легко убедиться, сравнив несколько учебников по философии, где их авторы могут называть и десять, и двадцать функций. Вот только почему их столько — это, как правило,
не объясняется.

Для определения своей позиции мы применим уже известный методологический прием, используя для отбора функций принцип минимизации (известная «бритва Оккама»), принцип необходимости и достаточности, принцип инвариантности.

Итак, первая функция философии — познавательная. Иногда ее называют гносеологической, но это неверно: познание и наука о нем — гносеология — вещи совершенно разные. Хотя, конечно же, философия выполняет и гносеологическую функцию, но совсем в другом смысле. В студенческой, а равно и в аспирантской среде прочно укоренился предрассудок, который невозможно развеять никакими способами (говорю это на основе собственного опыта): философия пользуется данными других наук, обобщает, систематизирует эти данные, т. е. паразитирует на познании, сама
им не являясь. Но ведь из определения предмета и объекта философии следует совсем другое: философия есть именно познание всеобщих определений реальности, и никакая другая наука не может это делать. Основная функция любой науки, показывающая ее необходимость, — познание собственной предметной области. Философия — наука, следовательно …

Конечно, философия пользуется данными других наук для создания собственной картины мира. Из этого следует только, что и все другие науки делают то же самое: например, социология активно использует информацию социальной психологии, история — данные археологии и т. д. Поэтому, повторяем, философия — это не наука о науках, а наука о реальности. У науки о науках совсем другое название: науковедение.

Вторая функция философии — мировоззренческая. Обычно мировоззрение определяется чрезвычайно многословно, и в этом случае нередко теряется главное в нем. Я исхожу из того принципа, что дефиниция (научное определение) должна выявлять главный, специфический признак определяемого. Конечно, мировоззрение — это и знание о мире, и отношение к нему, и способы подхода к миру, и идеалы, ценности, нормы. Однако если попытаться определить мировоззрение через основной, конституирующий признак, то оно таково: мировоззрение — это ценностное видение субъектом реальности. Иначе говоря, мировоззрение дает дифференциацию положительно и отрицательно значимого для субъекта, его деятельности, его ориентаций и предпочтений. Мировоззренческая функция настолько органична для философии, что в принципе любая мировоззренческая проблема (что такое человек, каковы его предназначение и смысл существования, сущность добра и зла) есть по своей сути проблема философская. В этом смысле всякий человек философ (другое дело — на каком уровне: житейском или профессиональном). Вот почему абсолютно неправ М. Гайгер, когда говорит о современной аннигиляции философии: мировоззренческая (а значит, и философская) проблематика исчезнет только тогда, когда не будет самого человека.

Третья функция философии — методологическая. Обычно методологию определяют в качестве учения о методах и правилах их применения. Получается, что методологическую функцию выполняют лишь специально выработанные наукой методы. Это, как мы полагаем, слишком узкое
и специализированное понимание методологии. Как представляется, методологическую функцию может выполнять любой фрагмент знания, зафиксированный в понятии или категории. Методология основывается на познании, она есть особое продолжение познавательного процесса. Если
в познании выражается движение от объекта к субъекту, субъект воспроизводит свойства и качества объекта в категориально-понятийной форме, то методология — экстраполяция полученного знания на объекты познания; она ориентирует познавательный процесс в строго определенном направлении. Методология — это знание о том, как нужно познавать объект; познание же есть информация о том, что собою представляет этот объект. Философия задает способы подхода к познанию всеобщих определений мира, и в этом смысле она — всеобщая методология. Например, концепция детерминизма предполагает выяснения всеобщей обусловленности предметов, их свойств и отношений; объясняя мир как причинно обусловленный, мы узнаем, что же он есть.

Наконец, четвертая функция философии — функция духовного освоения реальности. Ключ к пониманию этой функции дает этимология данного слова: освоение — это о-свое-ние, превращение чего-то чуждого, внешнего, противостоящего в свое собственное человеческое достояние, трансформация непонятного в понятное. Духовное освоение действительности реализуется духовной культурой в целом, элементом которой является
и философия, которая разрабатывает генеральную линию такого освоения. Когда, например, М. Ю. Лермонтов произносит поэтически-философскую (а поэзия насквозь философична) фразу «и звезда с звездою говорит»,
то звездный мир предстает человеку как согретый человеческими чувствованиями, как мир, понимающий человека, со-чувствующий ему, это — второе Я человека, неотличимое от первого.

Своеобразным, художественным способом освоения, а значит, и понимания, мира является юмор. Чуждая, грозная стихия перестает выглядеть страшной, загадочной силой, если она предстает в ироническом свете. Впрочем, каждый человек переживал аналогичные ситуации. Когда, например, поздней ночью подходишь к собственному подъезду и видишь около него силуэты группы людей, тобой овладевает понятное чувство.
И вдруг оказывается, что это знакомые (скажем, соседи по подъезду). Смех (возможно и нервный), как правило, сопровождает идентификацию ситуации. Юмор, говорил литературовед и критик В. В. Ермилов, есть показатель духовной освоенности, раскрытости предмета, овладения им.

Все сказанное можно распространить и на философское знание. Являясь отраслью гуманитарного, понимающего знания, философия не только познает мироздание в его объективных определениях, но именно понимает его, устанавливает родство с ним, помогает вписаться в этот бесконечно разнообразный, одновременно простой и сложный мир.

Подведем итоги. При рассмотрении философии мы руководствовались принципом минимизации, выделив всего четыре функции (хотя можно было назвать и больше, например, описательную, объяснительную, систематизирующую, прогностическую и т. д.). Сделано это на основе принципа необходимости и достаточности: вне и помимо названных функций не будет понятна роль философии в обществе; вместе с тем, они вполне достаточны, чтобы эту роль уяснить. Набор предложенных функций, как нам представляется, есть инвариант, в котором выражена сущность философии как науки.

Возможно, читатель этой главы ожидал от нее значительно более обстоятельного и подробного изложения проблем. Не скрою, что моя задача была другой: инициировать самостоятельное изучение поставленных здесь вопросов. И если это удалось хоть в какой-то мере — задача выполнена.

Литература

1. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М., 2001.

2. Коплстон Ф. История философии. ХХ век. М., 2002.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 20.

Date: 2015-09-22; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию