Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание культуры межнационального общения





Обратим внимание на актуальность проблемы учета национального фактора при организации воспитательного процесса, ответив на вопрос: почему данная проблема в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране, в нашем регионе?

Проследим эволюцию взглядов на проблему учета национального фактора в процессе воспитания. В середине XIX – начале ХХ в. ее предполагалось решать на основе принципа народности, разработанного К. Д. Ушинским. Сущность принципа народности состоит в том, что школа и воспитание в каждой стране должны строиться, прежде всего, в соответствии с потребностями и специфическими особенностями данной страны; именно это в первую очередь определяет формы и содержание развития школьной системы, и потому механический перенос ее с одной национальной почвы на другую обречен на неудачу. При этом К. Д. Ушинский стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогического опыта. В советский период (1917–1991 годы) интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну. В 70–80-е годы ХХ века в социологических исследованиях рассматривалась проблема культуры межнациональных отношений, однако воспитательный аспект данной проблемы практически не затрагивался.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания.

Теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев). Основное понятие данной теории – толерантность. Именно формирование толерантности, терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы и т. д. является, согласно теории многокультурного образования, главным условием внутренней свободы человека и внешних возможностей для самореализации. В рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания, подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп, в которой реализуются демократические нормы и права человека.

Культурологический подход (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская). Основные понятия – культуросообразная среда, диалог культур. При этом культура понимается не как специфическая форма деятельности отдельных людей (например, в сфере искусства), и не как достигнутый отдельными людьми высокий уровень развития, а как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, воплощающая в себе интересы, цели, субъектные смыслы, ценностные ориентации, духовный потенциал и реальные возможности народа и отдельного человека. Национальная культура включает, таким образом, специфическое отношение к окружающему миру, широкий круг социально-бытовых и трудовых явлений, сферы искусства и религии, отношение к своей и чужим этническим общностям. В центре культуры и ее проблем находится человек как представитель определенной культурной общности. Культура, включающая общечеловеческий, общенациональный, региональный, личностный аспекты, рассматривается как важнейший фактор развития человека. Главным средством воспитания становится создание особой среды (совокупности внешних условий), наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Создание такой культуросообразной среды исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Освоение способов такого взаимодействия — важнейшая задача воспитания. При этом формы, методы, приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Аксиологический подход (А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов). Основное понятие – ценности. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира. Человек рассматривается в ней как высшая ценность. Аксиологическая концепция утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного человека, в том числе и как представителя определенной этнической группы. Традиционно ценности делят на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), включающие в свою очередь ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики можно предложить следующую иерархию ценностей:

общечеловеческие ценности;

общенациональные ценности;

местные ценности;

традиционные ценности определенного воспитательного учреждения;

личные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.

Эти концепции тесно связаны друг с другом. Так, общенациональные ценности соотносятся с понятием национальной культуры и включают отношения к миру и человеку, нравственные, религиозные, эстетические ценности.

Национальный фактор играет огромную роль в процессе формирования и проявления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных качеств человека. Под его воздействием развивается совершенно своеобразный индивид с присущим только его «этническому типу» умом, чувствами, волей, способностями, интересами, настроениями, привычками, формами поведения. Этнопсихологические и этнокультурные особенности определяют:

§ своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание;

§ продолжительность воспитательных воздействий;

§ соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы;

§ характер предъявления педагогических требований и т. д.

Особенно велика роль в организации воспитательного процесса национальных традиций. Следует раскрыть сущность этих понятий, привести примеры традиций в области воспитания у разных этнических общностей, показать, насколько велика их роль в воспитании детей, в какой степени люди придерживаются их. Многие нюансы воспитательной работы определяются исторически сложившимися традициями в отношении к педагогической деятельности у представителей различных этнических групп, установками и стереотипами, закрепленными всем ходом исторического и культурного развития. Необходимо обратить внимание на то, что в различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации массовых мероприятий, в том числе и воспитательного характера, широко применяются религиозная символика и культовые атрибуты, возрождаются формы религиозного реагирования на события и явления, происходящие вокруг, используются методы и приемы религиозного воспитания.

Проявления этнопсихологических и этнокультурных особенностей, в том числе национальных и региональных традиций, могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Поэтому целесообразно охарактеризовать систему воспитательной работы с учетом национальных и региональных традиций. Необходимо показать специфику педагогической диагностики, направленной на изучение представителей различных этнических общностей, перечислить диагностируемые параметры. «Культура межнационального и межэтнического общения» в содержательном плане она включает:

§ знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей;

§ соблюдение традиционных форм межнационального общения;

§ социально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения представителей других национальностей;

§ потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного сотрудничества и взаимопонимания в ходе межнационального взаимодействия;

§ способность противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, предвзятости и неприязни, недоверию и отчужденности, эгоизму и тщеславию;

§ умение занимать непредвзятую позицию при оценке других людей, их этнокультурных особенностей и форм их проявления;

§ умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей.

Формирование культуры межнационального общения осуществляется по следующим направлениям:

§ обучение взаимодействию, взаимопониманию, формирование критического мышления;

§ обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве.

Стандартная схема возникновения таких конфликтных ситуаций: неумение ребенка вести себя в инонациональной культурной среде, незнание его одноклассниками норм межнационального и межэтнического общения, неучет педагогом этнопсихологический и этнокультурных особенностей – замкнутость, устойчиво проявляющееся чувство недоумения и недовольства – скрытое противодействие или открытый конфликт. После характеристики специфики таких конфликтов и причин, приводящих к их возникновению, целесообразно проанализировать следующую ситуацию: Конфликт разрешается тогда, когда обе конфликтующие стороны выигрывают.

Представьте, что в классе, где Вы являетесь классным руководителем, один ученик обозвал другого кличкой, имеющей отношение к какой-нибудь черте его этнической группы. Каким образом можно разрешить данную конфликтную ситуацию, чтобы обе стороны выиграли?

Воспитание протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни. Индивид является не только объектом воздействия общественных отношений, но и субъектом, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Он обладает относительной свободой в выборе формы поведения. Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через его индивидуальную позицию, утверждает Г. В. Палаткина.

И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа, и на них опираться в общении и деятельности. Истоки национализма — в неуважении к культуре другого народа, в примитивном поиске врага. Например, русских сегодня обвиняют в геноциде, xoтя Сталин, как известно, не был русским, и в любом нашем руководстве были представители многих национальностей. В быту, как правило, люди вспоминают о национальных различиях, если говорят на разных языках, а негативное отношение к другой национальности связано в основном с качествами личности: человек с пороками и недостатками вызывает неприязнь к своей нации. Вот это и надо показать ученикам, убедить их в том, что нет «плохих» и «хороших» национальностей.

Люди с глубокой древности догадывались о том, что должен существовать определенный свод правил, кодекс взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности.

При встрече с представителем другой культуры у человека возникает, как правило, несколько типов реакций на нее — неприятие, защита идеи собственного культурного превосходства, признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения, наконец, адаптация к новой культуре (М. Беннет). Первая реакция сугубо негативная, а потом дело может закончиться интеграцией человека в иную культуру. Задача учителя — помочь детям принять непривычное для них, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Сложная педагогическая проблема — иерархия ценностей и характерных этнических черт. Тем не менее набор ценностей у всех народов, как утверждают этнопедагоги, этносоциологи и этнопсихологи, примерно одинаков.

Например, гостеприимство и почитание старших присущи не только кавказским народам, но и русскому, и многим другим. Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта — надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду. Что можно делать в среде другого народа, а чего нельзя, достаточно точно можно узнать из народных поговорок и пословиц: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (рус.), «Не стучись в чужие ворота, и в твои не будут стучаться» (тат.), «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (япон.), «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин» (англ.), «В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» (итал.), «В чей обоз сел, те песни и пой» (абхазская).

Характерно, что особенности современных учебных программ по гуманитарным дисциплинам способствуют закреплению и формированию этноцентрических стереотипов.

В учебниках истории для средних и высших учебных заведений десятки страниц посвящены войнам, военным конфликтам. Если и заходит речь о союзе народов, то чаще всего это союз против других народов. В результате у ребят формируется излишне милитаризованный взгляд на отношения между народами. Но чем занимались люди в мирное время в той или иной стране? Чем прославились ученые, политики? Какое искусство процветало? Эти вопросы остаются в тени. Очень часто при изложении курса истории подчеркивается нравственное превосходство «своего» народа в историческом процессе. «Свой» народ зачастую представляется жертвой соседних. Часто встречаются такие фразы, как «наших предков всегда отличало...» — и далее следует перечисление высоких моральных качеств. Но использование слова «отличало» укрепляет представления о том, что мой народ обладает этими нравственными качествами в отличие от других.

Милитаризованный подход к истории и патриотизму, несомненно, вносит свой недобрый вклад в закрепление негативных этноцентрических представлений и установок.

Особую остроту в наше время приобретает вопрос о языке обучения. В силу исторического, географического, экономического и других факторов сложилось так, что на территории современной России язык межнационального общения — русский, этому языку необходимо учиться для того, чтобы иметь возможность общаться с другими национальностями, но при этом нельзя забывать о языке своего народа, может, даже и соседнего, с кем проживаешь. Изучать родной язык необходимо не только для того, чтобы сохранить культуру, этнос, но и для того, чтобы прикоснуться к своим истокам, к мудрости своего народа.

Еще одна очень сложная проблема — проблема вынужденных переселенцев. Непонимание взрослыми друг друга, приведшее к вынужденному отрыву от родных мест, друзей, ведет к непониманию и в среде детей; участились случаи вражды среди детей разных национальностей.

Чаще всего непонимание между людьми различной этнической принадлежности возникает на бытовом уровне. И надо иметь большой такт и хотя бы элементарные знания о традициях, культуре того или иного этноса, чтобы уважительно относиться к национальным чувствам, особенностям стиля поведения представителей другого этноса. Более глубокое знакомство с этнокультурой обнаруживает функциональность сложившихся обычаев и традиций. Часто сложившиеся этнические традиции и обычаи существуют благодаря тому, что выполняют здравоохранительную или какую-либо другую жизнеохраняющую функцию.

Человека, впервые оказавшегося в области другой этнокультуры, этническое поведение, традиции, обычаи, бытующие в этом обществе, могут удивить, вызвать непонимание, а нередко и неприятие. Например, житель Севера России, не знающий обычаев Средней Азии, может сильно удивиться, узнав, что такой известный ему напиток, как чай, который он привык применять в качестве согревающего средства, употребляется в жаркое время года для преодоления нестерпимой жары. Жителей юга, напротив, удивляет обычай северных народов есть строганину — сырую мороженую рыбу — они не знают, что таким образом восполняется недостаток в организме витамина С и предотвращается цинга.

Специфика этнического поведения тесно связана с традициями, обычаями, религиозными нормами и находит свое отражение в обычном праве сообщества.

Изучение учащимися прав и способов поведения человека в обществе способствует восприятию культуры мира как нормальной жизни внутри дружественного сообщества. На протяжении последних двух столетий шли процессы национального самоопределения, когда необходимо было воспитание граждан национальных государств. Сейчас закладывается фундамент планетарного сообщества, которое будет жить в условиях единой глобальной культуры мира.

Воспитание человека в духе национального гражданства должно быть дополнено воспитанием чувства ответственности за судьбу планеты в целом и способности участвовать в деятельности планетарного сообщества.

Качества, определяющие понятие глобального гражданства, не очень отличаются от тех, которые требовались для национального гражданства. Однако теперь образование должно давать более широкую перспективу, учитывающую новые проблемы. Цель состоит в том, чтобы научить наших детей и молодежь жить в многообразном мире, извлекать из этого многообразия пользу и строить справедливое и мирное сообщество, т.е. развивать «культуру мира». Учить действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли — для этого дети должны научиться самостоятельно думать и принимать решения, основанные на универсальных правах человека.

Дети и взрослые учатся вместе, вместе становясь грамотными и сознательными. Для разработки задач и содержания воспитания в контексте поликультурной педагогической реальности можно обратиться к рекомендациям из издания «Чувство принадлежности: нормы для определения ценностей гуманистического и международного аспектов воспитания»:

1. Поддерживайте взаимодействие между культурами.

2. Опровергайте этноцентрические и основанные на социальных предрассудках критерии оценки, отказывайтесь от них.

3. Признавайте значимость различных культур, способствуя деликатному отношению к культуре мигрантов и не допуская доминирования, пусть и неявного, какой-либо одной культуры.

4. Вводите поликультурный подход на всех уровнях организации школы и во все сферы ее жизни.

5. Утверждайте взаимную солидарность и взаимное признание в школьном сообществе.

6. Признавайте значимость разных родных языков в школе и умейте ценить многообразие языков.

7. Поддерживайте развитие критического мышления и плюралистический подход в передаче знаний.

8. Учитывайте роль искусства в развитии способности понимать значимость других культур.

9. Поощряйте межкультурное взаимодействие между учениками и помните, что оно зависит от качества сотрудничества в команде учителей, особенно от качества сотрудничества между местными учителями и учителями-иностранцами, между учителями разных поколений.

10. Содействуйте общению между школой, домом, средой, где растут дети, и сообществом в целом, включая как постоянное население, так и мигрантов.

11. Имейте в виду, что поликультурное образование задает особую перспективу для всех стран. Оно влияет не только на страну, в которой осуществляются такие подходы, но и (пусть косвенно) на страны, откуда прибыли мигранты. Такая перспектива требует утверждения солидарности между странами с различным уровнем материальных ресурсов.

Date: 2015-09-22; view: 1118; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию