Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирические методы и приемы исследования, используемые в политологииМетод – всегда совокупность мыслительных приемов. Позволяющих раскрыть сущность изучаемых явлений. В зависимости от конкретной цели исследования политологи выбирают различные подходы и приемы анализа, которых довольно много. Среди них институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный, сис-гемный, функциональный, бихевиористский и другие подходы. Рассмотрим их подробнее. Институциональный подход. Политика – это с-ма взаимодействующих друг с другом институтов, подобная производственной линии. Эффективность политики зависит не от сознания и деятельности людей. А от правильного набора соответствующих институтов, ч.т.д. Сравнительный подход. Как следует из самого названия, он направлен на сравнительный анализ политических систем разных стран, а|также структурных элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов. Наибольшее развитие сравнительный подход получил после второй мировой войны. В этот период особую актуальность приобрели ответы на вопросы: возможно ли предотвратить возникновение в будущем тоталитарных режимов, подобных фашизму? Почему фашизм возобладал не во всех странах? Как рассматривать и оценивать политический режим со всеми характеристиками тоталитаризма, установившийся в СССР? Задачи решения данных вопросов дали мощный импульс развитию сравнительного подхода как одного из приемов в анализе политических систем. Сравнительный подход является достаточно продуктивным в выявлении условий стабильности политических систем, причин их трансформации. Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии. Достоинство исторического подхода заключается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обстановки, в которой они возникают и развиваются. Исторический подход позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции). Исследователи, придерживающиеся исторического подхода, имеют возможность обобщать современный и исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в движении политических процессов позволяет выявить закономерности в их развитии. Кроме того, ретроспективный анализ политической системы дает основание для развития прогностической функции политологии. Социологический подход широко используется в анализе политической системы общества. С его помощью выясняется зависимость политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества. Нормативно-ценностный подход. Политика – регулирование отношений на основе определенных норм (правовых. этических) и ценностей, общепринятых в данном социуме. Следовательно, главное в поилитике – установление соответствующих норм и ценностей. Системный подход сравнительно недавно освоен политологией (50—60-е годы нашего столетия). Однако он уже дал положительные результаты. В соответствии сданным подходом политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Политическая система общества, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системо-образующее отношение (ядро) — политическую власть. Во-вторых, она характеризуется многофункциональностью. В-третьих, политическая система находится в постоянном взаимодействии с общественной окружающей средой, со всеми системами общества. Сторонники системного подхода исходят из того, что политической системе принадлежит в обществе верховенствующее значение. Функциональный подход. Политика- деятельность. Представляющая собой совокупность необходимых ф-ций по управлению обществом. Кто их выполняет (монарх или парламент). Как они выполняются (демократически или авторитарно) – неважно. Главное. чтобы ф-ции эффективно реализовывались в процессе регулирования общественных отношений. Бихевиористский подход. Политика – определенный тип поведения людей. Обусловленный множеством факторов (природных, социальных. психологических), изучение которых и является предметом политологии. Так, власть определяется как вожачество. Присущее всем стадным животным. Антропологический подход. В отличие от социологического, который базируется на обосновании политики социальными явлениями, антропологический подход отдает предпочтение природе человека в обосновании политических процессов. Задачу такого подхода его сторонники видят в изучении воздействия окружающей общественной среды и рациональной деятельности людей на политическую систему общества, а также необходимости воздействия на нее биологических, инстинктивных и других проявлений мотивов поведения людей. 56. Раскройте содержание тезиса: народ есть одновременно и субъект, и объект политической власти. При каких условиях этот тезис является истинным? Объект-это всегда человек как личность или объединение людей в организации. И он активно реагирует на субъекты власти, становясь в свою очередь субъектом властного общения. Помимо этого обстоятельства, также следует иметь в виду условность разделения на субъект-объект в системе вертикального расположения органов власти. Казалось бы, все ясно: субъект — это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, елжиком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, исполнительным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр). Суть представительной демократии хорошо выражена в «Декларации независимости США», где «отцы-основатели» Американской республики записали: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых». Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти. Разумеется, в обществах с недемократическими политическими режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии «народ» можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной. Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое — ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект). 57. Понятие “политический лидер”. Что отличает политического лидера от лидеров в других областях общественной жизни? Политический лидер — это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами. В этой связи важно отметить, что к политическим лидерам не относятся многочисленные депутаты законодательных органов, члены руководства политических партий и движений, руководители местных органов власти и т.д. Их называют политическими деятелями. Как показывает история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются, как правило, в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Политическим лидером такого масштаба, лидером «американской перестройки» был американский президент Франклин Рузвельт. Рузвельт относится к числу политических лидеров мирового уровня. В свое время он выступил с концепцией создания ООН. Когда речь идет о политических лидерах, то имеются в виду деятели, которые трансформируют общественную жизнь, перестраивают политические условия. Таков главный критерий отличия политического лидера от просто должностных лиц, менеджеров, руководителей различного уровня. Канцлер ФРГ Гельмут Коль вошел в историю как политический лидер, усилия которого в немалой степени способствовали историческому событию — восстановлению национального единства немецкого народа, имеющего единую культуру, традиции, историю на протяжении многих веков. Политический лидер — личность, основывающая свое влияние на общественные процессы на осознании исторической необходимости определенных изменений. Например, трудно представить Британию 80-х годов без М. Тэтчер. Ее имя дало название политической доктрине и политическому стилю (тэтчеризм), которые изменили лицо национальной политики этой страны. Приведенные примеры наглядно подтверждают то определение понятия «политический лидер», которое дано в начале параграфа. Политические лидеры общегосударственного, общенационального масштаба — это главы государств и правительств, руководители крупных партий, лидеры общественно-политических движений, инициаторы различного рода общественных объединений. Их характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать правительства, контролировать кабинеты министров. 58. Понятие “политическая элита“. Раскройте ее характерные черты, структуру и основные функции в обществе. Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших командные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго организованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др. Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политической элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближайшее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это численно ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения. Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движений, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демократическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты. Низший слой образуют политические деятели местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне). Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимающих высокие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Административная элита примыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Социологические исследования бюрократии показывают, что это относительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями. Из самого социального статуса и предпосылок возникновения и существования правящей элиты вытекают и ее социальные функции. Правящая элита— это один из самых активных и влиятельных субъектов власти, обеспечивающий ее функционирование в обществе. Главная функция правящей элиты — это руководство т управление обществом. Социальное управление прежде всего осуществляется путем воздействия на условия жизни людей. Правящая элита осуществляет это воздействие через контроль над материальными и духовными ресурсами общества. Правящая элита является также основным резервом руководящих кадров, центром подбора и расстановки руководителей на различные участки политического, экономического, административного, военного и духовно-культурного управления. Важное значение в социальном управлении имеют ценностные ориентации общества. Правящей элите принадлежит функция выработки ценностных ориентации, целей и задач развития общества в форме ценностей и норм, идеалов, социально-политических доктрин, долговременных программ деятельности государства. Иными словами, правящая элита выполняет духовно-воспитательную функцию, которую можно рассматривать в какой-то мере, как идеологическую. Правящая элита активно влияет на формирование политической культуры общества и осуществляет определение идеологической модели существования общества в настоящем и целей, за которые надо бороться, чтобы построить «светлое будущее». С этих позиций можно говорить также о мобилизующей функции правящей элиты. Через систему ценностных ориентации, программ, лозунгов правящая элита сплачивает людей, аккумулирует их энергию, направляет ее на определенные формы действия. В политологии отмечается также коммуникативная функция правящей элиты — отражение и выражение в политической практике и идеологии общественного мнения, интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и т. д.) различных социальных групп и слоев населения. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроения различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным; животрепещущим вопросам. С коммуникативной тесно связана интегративная функцияправящей элиты. Сущность этой функции состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической системы, в недопущении острых конфликтов, деформации политических структур. Важным содержанием этой функции является сплочение слоев населения на основе гармонизации их социальных интересов, достижения консенсуса, сотрудничества и взаимодействия всех сил обществе. Главная задача правящей элиты в рамках этой функции — создание устойчивого равновесия сил, формирование стабильного политического политической системы данного общества.
|