Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирические методы и приемы исследования, используемые в политологии





Метод – всегда совокупность мыслительных приемов. Позволяющих раскрыть сущность изучаемых явлений.

В зависимости от конкретной цели исследования политологи выбирают различные подходы и приемы анализа, которых до­вольно много. Среди них институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный, сис-гемный, функциональный, бихевиористский и другие подходы. Рассмотрим их подробнее.

Институциональный подход. Политика – это с-ма взаимодействующих друг с другом институтов, подобная производственной линии. Эффективность политики зависит не от сознания и деятельности людей. А от правильного набора соответствующих институтов, ч.т.д.

Сравнительный подход. Как следует из самого названия, он направлен на сравнительный анализ политических систем раз­ных стран, а|также структурных элементов этих систем: парла­ментов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.

Наибольшее развитие сравнительный подход получил после второй мировой войны. В этот период особую актуальность при­обрели ответы на вопросы: возможно ли предотвратить возник­новение в будущем тоталитарных режимов, подобных фашиз­му? Почему фашизм возобладал не во всех странах? Как рассматривать и оценивать политический режим со всеми ха­рактеристиками тоталитаризма, установившийся в СССР? За­дачи решения данных вопросов дали мощный импульс разви­тию сравнительного подхода как одного из приемов в анализе политических систем. Сравнительный подход является достаточ­но продуктивным в выявлении условий стабильности по­литических систем, причин их трансформации.

Исторический подход основан на изучении политических яв­лений в их развитии. Достоинство исторического подхода зак­лючается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обста­новки, в которой они возникают и развиваются. Исторический подход позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции).

Исследователи, придерживающиеся исторического подхода, имеют возможность обобщать современный и исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в дви­жении политических процессов позволяет выявить законо­мерности в их развитии. Кроме того, ретроспективный анализ политической системы дает основание для развития прогно­стической функции политологии.

Социологический подход широко используется в анализе по­литической системы общества. С его помощью выясняется зави­симость политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отно­шений, от идеологии и политической культуры общества.

Нормативно-ценностный подход. Политика – регулирование отношений на основе определенных норм (правовых. этических) и ценностей, общепринятых в данном социуме. Следовательно, главное в поилитике – установление соответствующих норм и ценностей.

Системный подход сравнительно недавно освоен политоло­гией (50—60-е годы нашего столетия). Однако он уже дал поло­жительные результаты. В соответствии сданным подходом поли­тическая система рассматривается в своей организации как цело­стная и саморегулирующаяся. Политическая система общества, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системо-образующее отношение (ядро) — политическую власть. Во-вто­рых, она характеризуется многофункциональностью. В-третьих, политическая система находится в постоянном взаимодействии с общественной окружающей средой, со всеми системами об­щества. Сторонники системного подхода исходят из того, что политической системе принадлежит в обществе верховенствую­щее значение.

Функциональный подход. Политика- деятельность. Представляющая собой совокупность необходимых ф-ций по управлению обществом. Кто их выполняет (монарх или парламент). Как они выполняются (демократически или авторитарно) – неважно. Главное. чтобы ф-ции эффективно реализовывались в процессе регулирования общественных отношений.

Бихевиористский подход. Политика – определенный тип поведения людей. Обусловленный множеством факторов (природных, социальных. психологических), изучение которых и является предметом политологии. Так, власть определяется как вожачество. Присущее всем стадным животным.

Антропологический подход. В отличие от социологического, ко­торый базируется на обосновании политики социальными явле­ниями, антропологический подход отдает предпочтение при­роде человека в обосновании политических процессов. Задачу такого подхода его сторонники видят в изучении воздействия окружающей общественной среды и рациональной деятельнос­ти людей на политическую систему общества, а также необходи­мости воздействия на нее биологических, инстинктивных и дру­гих проявлений мотивов поведения людей.

56. Раскройте содержание тезиса: народ есть одновременно и субъект, и объект политической власти. При каких условиях этот тезис является истинным?

Объект-это всегда человек как личность или объединение людей в организации. И он активно реагирует на субъекты власти, становясь в свою очередь субъектом властного общения. Помимо этого обстоятельства, также следует иметь в виду условность разделения на субъект-объект в системе вертикального расположения органов власти.

Казалось бы, все ясно: субъект — это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ мо­жет быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический полити­ческий режим предполагают власть народа, которую он реали­зует непосредственно (непосредственная демократия) и опосре­дованно, через своих представителей в высших органах полити­ческой власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, елжиком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная рабо­та. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего пред­ставительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, исполни­тельным, судебным) и конкретным лицам (президент, канц­лер, премьер-министр).

Суть представительной демократии хорошо выражена в «Дек­ларации независимости США», где «отцы-основатели» Амери­канской республики записали: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Созда­телем определенными неотчуждаемыми правами, среди кото­рых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обес­печения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых».

Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо­кратических стран), но он одновременно и объект власти, по­скольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») вы­полнение властных функций соответствующим властным струк­турам, народ, общество в целом берут на себя обязанность под­чиняться избранной им политической власти.

Разумеется, в обществах с недемократическими политичес­кими режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии «на­род» можно говорить только как об объекте политической влас­ти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.

Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое — ре­сурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на дея­тельность и поведение граждан (объект).

57. Понятие “политический лидер”. Что отличает политического лидера от лидеров в других областях общественной жизни?

Политический лидер — это не просто человек, который руко­водит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или дви­жением. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руко­водитель политической партии, а тем более парламентарий ста­новится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают про­граммы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия полити­ческих лидеров, выступающих главными действующими лица­ми в политических процессах, их основными стимуляторами.

В этой связи важно отметить, что к политическим лидерам не относятся многочисленные депутаты законодательных органов, члены руководства политических партий и движений, руково­дители местных органов власти и т.д. Их называют политически­ми деятелями.

Как показывает история, яркие политические лидеры круп­ного масштаба появляются, как правило, в кризисные, пере­ломные периоды общественного развития. Они становятся ини­циаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Политическим лидером такого масштаба, лидером «американской перестройки» был американский президент Франклин Рузвельт. Рузвельт относится к числу политических лидеров мирового уровня. В свое время он выступил с концеп­цией создания ООН. Когда речь идет о политических лидерах, то имеются в виду деятели, которые трансформируют общественную жизнь, пере­страивают политические условия. Таков главный критерий отли­чия политического лидера от просто должностных лиц, менед­жеров, руководителей различного уровня. Канцлер ФРГ Гель­мут Коль вошел в историю как политический лидер, усилия которого в немалой степени способствовали историческому со­бытию — восстановлению национального единства немецкого народа, имеющего единую культуру, традиции, историю на протяжении многих веков.

Политический лидер — личность, основывающая свое влия­ние на общественные процессы на осознании исторической необ­ходимости определенных изменений. Например, трудно пред­ставить Британию 80-х годов без М. Тэтчер. Ее имя дало наз­вание политической доктрине и политическому стилю (тэтчеризм), которые изменили лицо национальной политики этой страны. Приведенные примеры наглядно подтверждают то определе­ние понятия «политический лидер», которое дано в начале па­раграфа. Политические лидеры общегосударственного, общена­ционального масштаба — это главы государств и правительств, руководители крупных партий, лидеры общественно-полити­ческих движений, инициаторы различного рода общественных объединений. Их характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формиро­вать правительства, контролировать кабинеты министров.

58. Понятие “политическая элита“. Раскройте ее характерные черты, структуру и основные функции в обществе.

Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших команд­ные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго ор­ганизованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др.

Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политиче­ской элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближай­шее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это числен­но ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения.

Средняя политическая элита формируется из огромного ко­личества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движе­ний, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демо­кратическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты.

Низший слой образуют политические деятели местного мас­штаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимаю­щих высокие позиции в министерствах, департаментах и других ор­ганах государственного управления. Административная элита при­мыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Со­циологические исследования бюрократии показывают, что это отно­сительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями.

Из самого социального статуса и предпосылок возникновения и существования правящей элиты вытекают и ее социальные функ­ции. Правящая элита— это один из самых активных и влиятельных субъектов власти, обеспечивающий ее функционирование в обще­стве. Главная функция правящей элиты — это руководство т уп­равление обществом. Социальное управление прежде всего осуще­ствляется путем воздействия на условия жизни людей. Правящая элита осуществляет это воздействие через контроль над материальными и духовными ресурсами общества. Правящая элита является также основным резервом руководящих кадров, центром подбора и расстановки руководителей на различные участки политического, экономического, административного, военного и духовно-культурного управления.

Важное значение в социальном управлении имеют ценностные ориентации общества. Правящей элите принадлежит функция выработки ценностных ориентации, целей и задач развития общества в форме ценностей и норм, идеалов, социально-политических доктрин, долговременных программ деятельности государства. Иными словами, правящая элита выполняет духовно-воспитательную функцию, которую можно рассматривать в какой-то мере, как идеологическую. Правящая элита активно влияет на формирование политической культуры общества и осуществляет определение идеологической модели существования общества в настоящем и целей, за которые надо бороться, чтобы построить «светлое будущее». С этих позиций можно говорить также о мобилизующей функции правящей элиты. Через систему ценностных ориентации, программ, лозунгов правящая элита сплачивает людей, аккумулирует их энергию, направляет ее на определенные формы действия.

В политологии отмечается также коммуникативная функция правящей элиты — отражение и выражение в политической практике и идеологии общественного мнения, интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и т. д.) различных социальных групп и слоев населения. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроения различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным; животрепещущим вопросам.

С коммуникативной тесно связана интегративная функцияправящей элиты. Сущность этой функции состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической системы, в недопущении острых конфликтов, деформации политических структур. Важным содержанием этой функции является сплочение слоев населения на основе гармонизации их социальных интересов, достижения консенсуса, сотрудничества и взаимодействия всех сил обществе. Главная задача правящей элиты в рамках этой функции — создание устойчивого равновесия сил, формирование стабильного политического политической системы данного общества.

Date: 2015-09-22; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию