Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура политической власти. Определение и характерные черты ее основных структурных компонентов





Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как лю­бое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне — властвующие. В политологии их принято обо­значать понятием «субъект» (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения — подвластные, подчи­ненные. Это — объект, на который направлены властные отно­шения. Объектом политической власти может быть общество в целом, то есть народ, и каждый гражданин в отдельности.

Казалось бы, все ясно: субъект — это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ мо­жет быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический полити­ческий режим предполагают власть народа, которую он реали­зует непосредственно (непосредственная демократия) и опосре­дованно, через своих представителей в высших органах полити­ческой власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, елжиком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная рабо­та. Представить *в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего пред­ставительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, исполни­тельным, судебным) и конкретным лицам (президент, канц­лер, премьер-министр).

Суть представительной демократии хорошо выражена в «Дек­ларации независимости США», где «отцы-основатели» Амери­канской республики записали: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Созда­телем определенными неотчуждаемыми правами, среди кото­рых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обес­печения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых».

Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо­кратических стран), но он одновременно и объект власти, по­скольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») вы­полнение властных функций соответствующим властным струк­турам, народ, общество в целом берут на себя обязанность под­чиняться избранной им политической власти.

Разумеется, в обществах с недемократическими политичес­кими режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии «на­род» можно говорить только как об объекте политической влас­ти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.

Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое — ре­сурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на дея­тельность и поведение граждан (объект).

Государственно-политическая власть в пределах гос-венной территории распространяется повсемествно и объектом своим имеет население страны (граждане, беженцы, иностранные граждане, лица без гражданства).

1. Макроуровень

Федеральный

В федеральных гос-вах она подразделяется на общефедеральную власть, власть субъектов федерации (краев. Областей, республик, штатов и т.п.) и местную власть (управляющие, префекты).

В унитарных гос-вах различают власть центральную и местную. В демократических гос-вах в соответствии с принципом разделения властей конституционно обозначается законодательная, исполнительная и судебная власть. При этом следует заметить, что это не разные власти, а лишь "ветви", проявление одной вер­ховной государственной (политической) власти, характеризующей­ся целостностью, единством и неделимостью.

2. Мезоуровень

Региональный

3. Микроуровень

Муницивальный

Власть муниципальных образований имеет свои особеннос­ти, которые заключаются в следующем.

Во-первых, ей присуще сочетание публичных и гражданско-общественных начал в формировании и реализации властных от­ношений.

Во-вторых, она носит местный, локальный характер и рас­пространяется только на территории конкретного муниципально­го образования.

В-третьих, муниципальная власть является результатом не­посредственного выражения воли населения и она прямо направ­лена на решение общих дел местного значения.

Политический характер власти муниципальных образований обусловлен тем, что она формируется при участии определенных политических сил и отражает общие интересы населения террито­рии, использует силу и рычаги принуждения, вправе издавать и применять нормативно-правовые акты. Круг вопросов, которые решает муниципальная власть, в своей совокупности имеет обще­государственное, общеполитическое значение. Кроме того, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными пол­номочиями государственной власти.

 

44. Понятия “лидер” и “политическое лидерство”.

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там. Где есть социальные группы, закономерно существует лидерство. Социальная группа распадается на лидеров и рядовых членов. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значи­мых с точки зрения группового интереса. Лидер — это лицо, спо­собное воздействовать на других в целях интеграции совместной де­ятельности для достижения групповых целей.

С понятием «лидер» тесно связано понятие лидерство. Под «лидерством» понимается сложный механизм взаимодействия ли­деров и ведомых, которое связано с активным и действенным вли­янием на людей, управление ими.

Дифференциация на лидеров и ведомых характерна не толь­ко для политической элиты. Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях общественной организации, лидера — центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц можно практически выделить в каждой сфере деятельности, в любой исторический период. Уже на первых этапах разви­тия человека его существование было немыслимо без формирова­ния и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые по­лучали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников.

Одной из наиболее развитых форм лидерства является поли­тическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального).

По содержанию деятельности выделяют следующие типы в виде образов-моделей.

Лидер-«знаменосец» — крупный стратег. Человек с сильной волей и собственным видением действительности. Он сам формиру­ет политическую программу и реализует свои идеалы и цели. Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния.

Лидер-«служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера-«знаменосца» он не сам формирует задачи в соответствии с собственным авидением полит. реальности. А именно его приверженцы (избиратели) определяют задачи, которые становятся для лидера – “служителя” центральными.

Лидер – “торговец” как бы продает избирателям свои идеи-программ, планы. В обмен на их поддержку.

Лидер – “пожарный” действует в кризисных ситуациях, занимается тушением пожаров. Этот тип лидера активно откликается на требования жизни, полит. ситуации. Действия таких лидеров определяются прежде всего насущными проблемами.

Одна из фундаментальных типологий политического лидер­ства была предложена М. Вебером. В ее основе лежит классифика­ция лидеров по истокам авторитета. М. Вебер различал:

1. Традиционное лидерство — право на лидерство основано на существующих в обществе традициях. Например, старший сын монарха после его смерти признается монархом. Такой тип лидерст­ва в большей мере присущ доиндустриальному обществу.

2. Рационально-легальное лидерство — право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе фор­мальных узаконенных процедур. Это по сути дела бюрократичес­кое лидерство. В нем лидер-чиновник получает авторитет не в силу традиции или каких-то особых качеств, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостно­сти системы. Бюрократическое лидерство присуще индустриаль­ному обществу.

3. Харизматическое лидерство — основано на вере в сверхъ­естественные способности лидера, на культе его личности. Оно име­ет эмоциональную основу.

Понятие «харизма» означает «божия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновен­ных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверх­человеческими, исключительными способностями. Они рассматри­ваются как исходящие из божества и на их основе индивид призна­ется лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру.

Таким образом харизматический авторитет не связан с норма­тивным порядком назначения на управляющую должность и зави­сит также не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Услов­ный характер харизматических отношений, как правило, не призна­ется его участниками. Лидер верит в свое призвание, последователи верят в своего лидера, поддержка рассматривается как священный долг последователей, а всякое сомнение в его харизме — как отступ­ничество и даже святотатство.

По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие их вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки того, что принято в данном обществе, и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следователь­но, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или ре­волюционную роль.

Харизматическое лидерство имело широкое распространение на ранних этапах человеческого развития. Однако эпоха рациональ­ности, выдвинув новый тип лидерства, не смогла устранить причины появления харизматических лидеров. Их появление возможно в лю­бом обществе. XX век показал, что лидер с харизматическими каче­ствами может превратиться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подоб­ный лидер требует беспрекословного подчинения своей воле и сам полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения стоящих перед обществом задач.

Необходимость в харизматическом лидере обычно проявля­ется в период социальных кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в состоянии адекватно реагировать на из­менившиеся условия и принимают стандартные решения. Кризис­ные явления создают острую неустойчивую обстановку, которая по­рождает в общественном сознании надежду на некое чудо, способ­ное разом решить накопившиеся проблемы. В этих условиях знания и рационально-обоснованные ориентации начинают заменяться ве­рой. Кризис административно-командной модели социализма в кон­це 80-х — начале этих годов вызвал к жизни целую плеяду лидеров этого типа. Люди верили, что эти лидеры имеют особые качества, дающие способность решить наболевшие общественные проблемы, создать для них светлое будущее. Но по истечение необходимого промежутка времени их ждало серьезное разочарование. В боль­шинстве стран бывшего «социалистического содружества» рядовые граждане отвернулись от своих былых «кумиров».

Теории политического лидерства.

Существует 4 основных теории лидерства.

1. Теория черт (черты, св-ва лидера)

2. Ситуационная теория теория лидерства (ситуация)

3. Социальная теория. Мотивация лидера.

4. Психологическая теория (социум).

 

45. Содержание и соотношение понятий “властвующая элита” и “политическая элита”. Роль политической элиты в политической системе общества.

“Политическая элита” и “властвующая элита” не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы, непосредственно и опосредственно учавствующие во властных процессах. Сюда входят политичекая, экономическая, военная и другие виды элит. Т.о., полит. элита – это лишь часть властвующей элиты.

В отличие от всех групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно учавствует в осуществлении политической власти.

Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших команд­ные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго ор­ганизованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др.

Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существен­но шире, чем понятие «политическая элита». Основным призна­ком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, ключевых позиций в обществе, в политических струк­турах, экономике, военном комплексе, в культуре, в средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом уп­равлении, но занимающая руководящие посты в своей профес­сиональной сфере (экономической, научной, технической, куль­турной и т.д.). Благодаря этому она имеет ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре.

Итак, кроме политической элиты, властвующая элита вклю­чает также экономическую, культурную, идеологическую, на­учную, информационную, военную элиты.

Экономическая элита состоит из представителей крупного ка­питала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем.

Идеологическая, информационная элита включает в свой состав деятелей идеологического фронта — ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования миро­воззренческих позиций, ценностных ориентации, идей и убеж­дений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать).

Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических про­цессах, часто используется как решающее средство в политике. В военную и полицейскую элиту входят высшие военные ру­ководители страны, генералитет, руководители министерства вну­тренних дел, государственной безопасности, спецслужб и т. д. В ряде стран часть этой элиты входит в высший слой политической эли­ты, другая часть может быть отнесена к средней или администра­тивной элите.

Научная элита состоит из наиболее одаренной части интел­лектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Важно отметить, что в различных сферах общественной жиз­ни всегда имеют место разного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными слоями властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты возможно время От времени обострение противоречий между политической эли­той и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и проти­водействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных слоев правящего класса (эко­номической, научной, культурной, военной и других элит). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической этиты.

Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политиче­ской элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближай­шее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это числен­но ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения.

Средняя политическая элита формируется из огромного ко­личества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движе­ний, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демо­кратическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты.

Низший слой образуют политические деятели местного мас­штаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимаю­щих высокие позиции в министерствах, департаментах и других ор­ганах государственного управления. Административная элита при­мыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Со­циологические исследования бюрократии показывают, что это отно­сительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями.

46. Понятие “форма правления”. Какие основные формы правления существуют в современном мире? Назовите их признаки.

Под формой правления понимают форму устройства публичной власти, представляющую совокупность органов государственной власти и порядок взаимоотношений между ними.

Монархия-форма правления, при которой вся гос-ая власть принадлежит одному человеку и как правило передается по наследству. Монархия:

1.абсолютная

2.ограниченная

1)сословно-представительные

2)конституционные

-дуалистические

-парламентские

Конституционная монархия представляет такую форму правления, в которая власть монарха ограничена другими органами власти, действующими на основе конституции. В свою очередь конституционная монархия делится на дуалистическую(Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной, и парламентскую, в которой монарх, хотя и считается главой государства, но практически обладает представительными функциями и лишь частично исполнительными. Иногда имеет право «вето» на решения парламента, которым практически не пользуется (Англия, Швеция, Бельгия, Испания, Голландия, Люксембург, Норвегия, Япония и др.). Правительства в парламентских монархиях формируются парламентским большинством и подчинен парламенту, а не монарху.

Парламентская и конституционная монархии мало чем отличаются от республик.

Республика — форма управления, при которой государственная власть принадлежит представительным органам власти. Таким образом, в республике источники власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок.

Республики:

1.президентские

2.смешанные

3.парламентские

1)с правительством парламентского большинства

2)с коалиционным пр-вом

3)с консесуальным пр-ом

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Правительство здесь обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, праве ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

Руководитель правительства — первое лицо в парламентер иерархии, а президент обычно ограничивается представительскими и церемониальными функциями, мало чем отличающимися от функций главы государства в парламентских монархиях.

Отличительным признаком президентской республики (США, страны Африки, Азии) является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководящий внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Имеется четкое разделен властных функций на законодательную и исполнительную. Парламент не может выразить правительству недоверие, Президент же не вправе распустить парламент.

Полупрезидентская республика (смешанная) существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Болгарии и других странах. Здесь сочетаются сильная президентская власть с эффективным контролем парламента деятельности правительства, двойная ответственность последнего перед парламентом и президентом. Главой государств является президент. Правительство, назначается из числа политических деятелей той партии, которая на всенародных выборах получила большинство мест в парламенте. Контроль парламента над правительством заключается в возможности выражения ему вотума недоверия или в ходе утверждения государственного бюджета.

47. Раскройте взаимоотношения между понятиями: “демократический политический режим”; “демократия”; “правовое государство”. В чем состоит сходство и различие в содержании данных понятий?

Слово демократия (от греч. demos – народ и kratos - власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, то есть непосредственная демократия, - это лишь идеал. Реальная демократия. Есть власть людей. Избранных народом. Она называется представительной демократией. Это обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении демократического полит. режима. Основополагающий принцип демократического правления — участие граждан при формировании органов власти, осуществле­нии власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолко­вании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авто­ров которой был Ж.-Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою еди­ную волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является осндаой для деятельности правительства и составления законов.

Теория представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности влас­ти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой те­ории, невозможно уже потому, что люди,в своих действиях исхо­дят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Эти группы избира­ют своих представителей в органы власти. Принцип соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается принцип ответственного и компетентного правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через своих представителей, делегируя км на определенный срок свои полномочия, В этом слу­чае, с одной стороны управлением занимаются специально подго­товленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается на поддержку большинства населения.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выде­лить следующие основные принципы демократического режима.

Данный режим характеризуется следующими чертами:

- сувереном (источником и носителем власти) является народ

Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может переодически сменять их. А в ряде стран имеет также право непосредственно учавствовать в разработке и принятии законов народных инициатив и референдумов.

- гарантированность прав и свобод человека

В демократических гос-вах действует правовой принцип “все, что не запрещено- разрешено”. Проблемы прав человека находятся в центре внимания мировой общественности. Действует около 50 политико-правовых документов, которые провозглашают права человека и закрепляют их юридически. Среди них Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.). Афинская хартия прав человека и народов (1984г.) и др.

- правовое гос-во (разделение властей, равноправие гос-ва и гражданина, власть закона)

- политический плюрализм (идеологическая свобода)

предполагающий воз­можность образования двух- или многопартийной системы, со­ревновательность политических партий в их влиянии на народ, а также существование на законных основаниях политической

- право на сопротивление

Одним из принципов демократического режима является правовое государство.

Существуют различные определения правового государства. В общем веде можно сказать, что правовое государство — это госу­дарство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через не­го реализуется.

Основополагающими принципами правового государства яв­ляются:

1) Верховенство правового закона во всех сферах общест­венной жизни. Это означает, что все экономические, политические, социальные, культурные проблемы, возникающие в правовом госу­дарстве, должны решаться только на основе действующей демо­кратической Конституции. Никакие распоряжения, постановления, ведомственные акты органов власти, идущие вразрез с Конститу­цией, не являются законными, подлежат отмене и не должны ис­полняться гражданами.

2) Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность со стороны государст­ва. В этом случае государство является охраной свободы личности не только в отношении других личностей, но и в отношении общества. Как член общества человек имеет свои права, но точно так же испы­тывает свое подчинение. Это подчинение — семейное, корпоративное, сословное — могло бы переходить необходимые границы и доходить до подавления личности, если бы государство не ограничивало его в целях сохранения порядка и спокойствия в обществе.

3) Взаимная ответственность и доверие государства и лич­ности. Существуют определенные нравственные отношения между государством, обществом и личностью. Государственная власть, об­щество, определенные граждане должны соблюдать определённые правила поведения, подчиненные понятию общественной пользы. В правовом государстве должны существовать обратная связь между властью и обществом, взаимная ответственность в своих действиях. Сила всякой верховной власти заключается в тесной связи с наро­дом. Потеряв доверие народа, верховная власть утрачивает свою силу и легитимность.

4) Разделение властей на исполнительную, законодатель­ную и судебную. Данный принцип не означает независимости друг от друга всех ветвей власти. Высшая власть должна быть единой, но ее отдельные структуры выполняют различные властные функции. В структуре государственной власти верховный характер формально имеет законодательная власть. Парламент и органы местной власти принимают законодательные акты в соответствии с нормами права. Исполнительная власть управляет обществом, опираясь на принятые законы.Судебная власть обеспечивает со­блюдение законов в обществе и системе государственной власти. Основная цель принципа разделения властей состоит в создании условий, исключающих монополизацию власти какими-либо из ее органов или правителей.

5) Эффективные формы контроля и надзора за осуществле­нием закона. Конкретное осуществление этого принципа возлагает­ся государством и обществом на органы суда, прокуратуры, арбит­раж, налоговые службы, правозащитные, организации. Для эффек­тивности контроля необходимо создание условий для сравнения, что должно быть в соответствии с правом, законом и что есть в дей­ствительности. Это достигается с помощью осведомления граждан о применении закона в реальной действительности, о положении го­сударственных дел. Общественное мнение играет большую роль в контроле за правомерностью действий властных структур в право­вом государстве.

Правовому государству присущи и такие черты, которые вы­текают из указанных принципов:

1) Исключение диктатуры, от кого бы она ни исходила, защи­та любого человека от произвола со стороны чиновников, самого го­сударства.

2) Участие граждан в государственных делах, гарантия каж­дому человеку возможности для всестороннего развития.

3) Независимость суда и его особая роль в решении всех спор­ных вопросов. Любые органы власти, каждый чиновник или гражда­нин признают себя подконтрольными суду.

4) Добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона.

48. Понятие “гражданское общество” и его структура. Раскройте содержание и формы деятельности организаций гражданского общества в экономической сфере.

Гражданское общество – совокупность граждан, обладающих высоким общественным статусом, и негосуларственных добровольно сформированных структур во всех сферах жизни, отношений между ними. Эта совокупность способно сдержать чрезмерное усиление гос-ва и экстремистские процессы в обществе.

Смысл существования гражданского общества: 1) обеспечивать свою жизнь и 2) контролировать власть.

Структура гражданского общества:

9. Основная единица общества – личность, политически эмансипированная, юридически право- и дееспособная.

10. Полит. партии. Лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы) при законодательных и исполнительных органах.

11. Общественные организации и движения, возникающие на основе выражения и реализации разнообразных интересов.

12. Ассоциации избирателей, полит. клубы и кружки.

13. Муниципальные коммуны. Органы местного самоуправления.

14. Церковь.

15. Негосударственная сфера образования и воспитания.

16. Негосударственные средства массовой информации.

Структурно экономическая сфера граждан­ского общества представлена негосударственными, некоммерческими, принимающими различные формы организациями, ос­новными целями которых являются следующие.

1. Содействие укреплению экономического положения пред­приятий, входящих в объединения (союзы, ассоциации и т.д.) бизнеса. Это может осуществляться в разных формах: помощь в освоении внутренних рынков, рынков сырья, создание и совместное решение перспективных проектов, реализация мер по улучшению работы всего комплекса предприятий, входящих в данное объединение.

2. Защита прав и интересов данных предприятий. Как это орга­низуется? Существуют различные пути. Главные из них — учас­тие представителей данных организаций в разработке проектов. Для этого необходимо, чтобы представители данных организа­ций участвовали в работе соответствующих комиссий законода­тельных органов. Нередко сами данные организации выступают с инициативой внесения поправок в те или иные правовые акты либо принятия новых документов в связи с изменяющимися условиями функционирования отечественного бизнеса.

3. Данные организации стремятся, насколько это им доступ­но, обеспечить контроль за проведением в жизнь антимонополь­ного законодательства.

4. В рамках данных организаций в целях финансового обеспе­чения проводимой ими работы, как правило, создаются специ­альные фонды (в том числе и благотворительные). Разумеется, это не делает их коммерческими предприятиями.

5. Нередко в рамках организаций экономической сферы граж­данского общества создаются курсы, центры, школы и т.д. для повышения профессионального уровня бизнесменов.

На основе перечисленных главных целей образования и функ­ционирования организаций экономической сферы гражданско­го общества можно сделать ряд выводов, которые позволят бо­лее конкретно представить характер порождаемых ими отноше­ний и видов деятельности.

Во-первых, при характеристике отношений между экономи­ческими организациями гражданского общества подчеркивает­ся, что они носят горизонтальный характер. Это верно, но лишь отчасти. Как показывает практика, в совокупности отношений, в которые вступают организации экономической сферы граж­данского общества, можно выделить четыре вида: 1) отношения в рамках каждой организации; 2) между различными организа­циями этой сферы (например, между ассоциациями коммер­ческих банков, созданных в различных регионах страны); 3) меж­ду региональными организациями и организацией всероссий­ского уровня и, наконец, 4) большой блок отношений состав­ляют разные формы взаимодействия этих организаций с госу­дарственными властными структурами.

Во-вторых, очевидно, что будучи негосударственными, орга­низации экономической сферы гражданского общества, тем не менее, тесно взаимодействуют с государством. Формы многооб­разны (письма и обращения во властные органы, выступления в печати с аргументацией необходимости государственной под­держки тех или иных форм бизнеса и др.). Однако, как показы­вает мировой опыт, наиболее действенной формой является вхождение во властные структуры (в том числе и в правитель­ство) представителей бизнеса, занимающих руководящие по­сты в ассоциациях, союзах, центрах бизнеса. Полезным для себя организации экономической сферы гражданского общества счи­тают приглашение на руководящие посты действующих и быв­ших чиновников (тем более членов правительства). Например, президентом Ассоциации ФПГ России стал бывший первый заместитель председателя Правительства РФ, который на про­тяжении многих лет был одним из влиятельных государствен­ных деятелей страны. Одним из вице-президентов Ассоциации является в недавнем прошлом министр российского правитель­ства. Среди членов Совета Ассоциации можно встретить депута­тов Государственной Думы.

Практически во всех демократических странах представители организаций гражданского общества входят в различные комис­сии и советы, работающие в структуре законодательных орга­нов (известны случаи, когда они становятся депутатами парла­ментов). Владея объемной и ценной информацией, они стано­вятся в этих органах экспертами, специалистами по вопросам, касающимся проблем развития гражданского общества.

Исследователи гражданского общества, как правило, обра­щают внимание на те направления и формы, в которых оно оказывает давление на государственные властные структуры.; Между тем, в странах с развитой рыночной экономикой госу­дарство отнюдь небезразлично к гражданскому обществу. Но этот аспект остается сравнительно мало исследованным.

Как показывает практика, государство идет навстречу граж­данскому обществу в разных формах. Это главным образом — диалог, предотвращающий такие формы, как общественный протест, резкие выступления против правительства и т.д. Госу­дарство изучает гражданские инициативы, корректирует суще­ствующие документы, оказывает материальную поддержку раз-пичНым формам организации бизнеса (в частности, мелкого и;реднего), предоставляет льготы в налогообложении и др.

Гражданское общество в целом и, следовательно, его эконо­мическую сферу характеризуют как автономное, не зависимое от государства образование. В ряде государств при парламентах существует служба парла­ментского уполномоченного, в задачу которого входит контроль за соблюдением прав и свобод человека. Во главе этой службы стоит чиновник высокого ранга.

 

49. Роль политических партий в процессе взаимодействия между гражданским обществом и государством. Какие специфические черты и функции партий позволяют им играть эту роль? Дайте аргументированный ответ.

Представители организаций гражд. общ-ва входыт в различные советы и комиссии, работ-щие при парламентах и правит-вах, в кот. они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие ценной информацией, касающ. конкретных проблем развития граж. общ-ва и состояния общ. мнения. Полит. партии выявляют, обосновывают и формулируют интересы разл. соц групп, с этим связана их теоретическая фун-ия. Не являясь классовыми, полит. партии распространяют свое мировоззрение и нравственные ценности, тем самым привлекают граждан на сторону и в ряды партии и делают общ-во полит. активным (идеологическая фун-ия). Полит. партии включают личность в мир политики, способствуют усвоению гражданами опред. знаний, норм и ценностей, т.е. происходит процесс социализации граждан (соц. фун-ия). Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это: 1) усвоение населением определенных полит. знаний и навыков общественно-полит/ деят-ти; 2) превращение полученных знаний в убеждения; 3) форм-yие способности отстаивать эти знания; 4) обретение гражданами полит-ой ориентации; 5) выработка поведения, адекватного складывающимся полит-им усл-ям.

Содержание и принципы пропорциональной избирательной системы, ее основные разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется.

Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов власти через партийное представительство, в которой места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Пропорциональная система имеет две разновидности:

7. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах своей страны (например, Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.

8. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.

9. Пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием (сам избиратель устанавливает приоритетный список).

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и др. странах.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количест­вом поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю насе­ления. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах вла­сти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим со­циальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизация власти, активизирует участие населения в выборах.

Пропорциональной избирательной системе присущи следующие недостатки:

1)относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часть не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Кроме того, политика правительства, сформированная на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью, что способствует снижению эффективности работы правительства;

2) пропорциональная система создает возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, региональным партиям. Эта сильная сторона денной системы является и ее недостатком, поскольку в результате этого политические силы не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на общенациональном уровне получают представительство в органах государственной власти;

3) поскольку при пропорциональной избирательной голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами к избирателями;

4) это обстоятельство также способствует большой зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов. Депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

51. Понятие “политическое участие”. Какие его формы имеют место в современном мире? Укажите их существенные черты.

Политическое участие можно рассматривать как весьма динамичную и массовую форму многообразных взаимоотноше­ний индивидов и организационно-властных структур, образова­ний по поводу политической власти и управления.

Из истории развития государственно-политических систем с различными политическими режимами видно, что практически все они допускали вовлеченность своих граждан в политику. Но в одних случаях это было лишь декларировано, в других —огра­ничивалось частоколом условий и оговорок, в третьих — асолютизировалось и доводилось до абсурда. И лишь в демократичес­ком обществе с развитыми политической и правовой системами стало реальным и в определенной степени необходимым и дей­ственным участие людей в политической жизни.

Политическое участие это антипод политическому отчужде­нию. Участие - это деятельность индивидов в связи с формированием, функциониро­ванием и реализацией политичейской власти.

В качестве факторов, определяющих политическое участие, в литературе называют:

А) социально-экономические и политические интересы

б) общественный долг,заботу о всеобщем благе;

в) стремление повысить свой общественный статус;

г) чувство коллективности, необходимость политического об­щения и другие.

Политическое участие осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабу социальных и территориальных образованиях.

Добровольное участие индивидов в делах государства и дру­гих политических институтов охватывает осознанную политичес­кую деятельность, базирующуюся на высоком уровне общего и политического образования, наличия у участников определенных социально-нравственных ориентиров, их лояльном отношении к

праву и закону.

Активная форма добровольного политического участия вклю­чает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-поли­тических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).

Пассивная форма добровольного политического участия пред­полагает только участие в выборах, референдумах, опросах обще­ственного мнения.

Принудительное политическое участие характерным являет­ся для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централи­зацией и дисциплиной.

По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер. В Российской Федерации можно выделить федераль­ный уровень, уровень субъектов Федерации - региональный, мест­ный - муниципальных образований и локальный, ограниченный в рамками организаций, учреждения.

В плане интенсивности и последовательности различают постоянное (членство в партии, работа в политических организациях ), эпизодическое или регулярное(участие в выборах) и разовое(участие в референдуме по поводу принятия Конституции), политическое участие. По отношению к действующему законодательству в той или иной стране различают легальное(соответствующее Конституции и законам) нелегальное(противоречащее законам политическое участие).

Date: 2015-09-22; view: 968; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию