Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы прогнозирования социально-экономического развития территории в системе государственного и муниципального управления





Процесс прогнозирования, как правило, включает следующие этапы:

1. Постановка целей и задач прогнозирования

2. Комплексный анализ исходной информации

3. Формирование модели объекта прогнозирования

4. Получение прогнозной траектории развития объекта

5. Принятие решений на основе прогнозной информации и оценка качества прогноза

В соответствии со спецификой регионального воспроизводства можно выделить следующие виды прогноза: социально-демографический, природно-ресурсный, экономический.

К основным методам прогнозирования региональных социально-экономических систем следует отнести методы экстраполяции, методы экспертных оценок и методы моделирования.

Методы экстраполяции основываются на предвидении будущего как логического и непосредственного продолжения настоящего. Их целесообразно применять в тех случаях, когда развитие объекта (отрасли, территориального узла и т.п.) может быть охарактеризовано плавной траекторией – трендом, а общие условия развития в будущем не претерпят существенных изменений. Эти методы лучше всего применять для краткосрочных прогнозов, для выявления общих контуров развития. Что касается долгосрочных прогнозов, то они должны опираться на другие методы.

Методы экспертных оценок направлены на прогнозирование будущего состояния объекта путем систематизированного опроса специалистов (экспертов), обладающих опытом практической работы и специальными знаниями в этой области. Эти методы применяются при отсутствии необходимой информации, ограниченности времени и средств для решения вопросов на основе более строгих формализованных методов.

Методы моделирования основаны на построении моделей (математических, образных, графических), отражающих взаимосвязи явлений и процессов в развитии исследуемого объекта. Построение модели может происходить путем постепенного усложнения установленных простейших зависимостей до такого состояния, которое с высокой полнотой характеризует моделируемый объект. Другим приемом является постепенный переход от самой обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, раскрывающей более детальные стороны функционирования искомого объекта. Наиболее широкое распространение в теории и практике регионального прогнозирования получили экономико-математические и экономико-статистические модели.Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Также выделяют такие методы как:

Методы анализа причинных связей;

Методы математического моделирования

Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Метод исторических аналогий состоит в проецировании исторического опыта на действительность.

Статистический метод – составление прогноза на основе статистических данных.

 


Стратегическое и индикативное планирование территориального развития как функции государственного и муниципального управления.

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

Индикативный план предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

При разработке индикативного плана региона используется целый ряд документов, имеющих вспомогательный характер: баланс трудовых ресурсов, прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, расчет экономической эффективности, внутренний спрос на наиболее важные товары и ресурсы.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает: 1. постановку целей развития региона; 2. определение путей достижения поставленных целей; 3. анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; 4. разработку методов организации движения по избранным направлениям; 5. обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу, администрациям муниципальных образований действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса.

Такой план представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

- выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

- краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

- партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают: 1. оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития; 2. выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей; 3. выбор и обоснование направлений перспективного развития региона. 4. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона.


88. Анализ эволюции теории «принятия решений»: ее роль и значение для государственного и муниципального управления

На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. Здесь усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из решений человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действуют интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в суждениях. Положительным аспектом исследований в рамках дескриптивного подхода стало то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора.

На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. Однако и здесь их постигла неудача, поскольку идеализированные теории, рассчитанные на сверхрационального человека с мощным интеллектом, не нашли практического применения.

На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений. Он оказался наиболее плодотворным, поскольку предписывал, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, желающий напряженно и систематизированно обдумывать все аспекты своей задачи. Прескриптивный подход не гарантирует нахождения оптимального решения в любой ситуации, но обеспечивает выбор такого решения, которое не заключает в себе противоречий и непоследовательностей. Данный подход предъявляет к человеку серьезные требования освоить методы и приемы теории принятия решений, а также предписывает проведение многочисленных вычислений, связанных с реализацией этих методов. Принятие решений в органах государственного управления распределяется по трем основным типам: 1.

Решения, требующие основательных разработок и исследований. Это перспективные и годовые планы социального развития территорий, отдельных отраслей муниципальной экономики, жилищного и социально-культурного строительства, охраны окружающей среды и т.д. 2.

Решения по текущим проблемам развития и регулирования социальной инфраструктуры. 3.

Решения, связанные с устойчивыми и регулярными процессами (подготовка к зиме, организация летнего отдыха населения), и процессами, имеющими длительный характер (решение проблем занятости, жилищная проблема и т.п.).

Таким образом, решения в целом ориентируются на исполнение стратегических задач, рассчитанных на длительные сроки и на исполнение текущих, оперативных задач краткосрочного характера.


Date: 2015-09-26; view: 888; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию